Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"
Оценка 4.6

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
01.03.2018
Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"
Урок литературного чтения Г.Х.Андерсена по программе "Перспектива" 4 класс, авторы учебника Л.Ф Климанова, Л.А.Виноградская . Урок составлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, учитывает предметные и метапредметные результаты. На уроке используются разнообразные методы, групповая и дифференцированная работа с учащимися.
Конспект урока Чайник Г.Х.Андерсен 4 класс Перспектива.docx
План­конспект урока литературного чтения Тема: Cказка Г. Х. Андерсена «Чайник» 4 класс Программа: «Перспектива» Урок подготовила и провела: Арбузова Ольга Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СШ № 7 г. Павлово Нижегородской области Цель: расширение знаний о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена, формирование у учащихся читательской грамотности, развитие способностей объективного восприятия окружающего мира Планируемые результаты: Предметные:  расширение  знаний   о  зарубежной   литературе,   определение   ее особенностей;  беглое осозннаное выразительное  чтение вслух, выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз.  умение   задавать   вопросы   по   прочитанному   произведению,   находить нужную информацию в тексте  Метапредметные: Регулятивные УУД  формулирование   учебной   задачи   урока,   планирование   вместе   с учителем деятельности по изучению темы урока, постановка задач;    контроль своих действий , оценивание своей работы на уроке. Познавательные УУД  высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев,   умение анализировать текст по  вопросам  учителя (учебника);  выявление основной мысли произведения. Коммуникативные УУД  умение работать в группе, в паре, принимая равное участие;     доказательство   своей   точки   зрения,   осознание   цели   своего высказывания;  построение   диалога,   умение   задавать   вопросы   на   осмысление нравственной проблемы. Личностные  УУД  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  эмоциональное восприятие  литературного произведения;   умение  создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть вежливым, воспитанным, корректным. ХОД УРОКА I. Организационный момент.  ­ Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. ­­Проведем речевую разминку: (На экране загадка про самовар) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела— Пейте чай, вода вскипела! (Самовар) 1. Прочитать, разделить слова на слоги. 2. Прочитать с вопросительной интонацией. 3. Прочитать с утвердительной интонацией. 4. Прочитать сердито. 5. Прочитать весело. 6. Прочитать с интонацией восхищения II. Актуализация знаний. Постановка цели урока. ­ В начале урока мы с вами читали с разной интонацией загадку. Подскажите, кто или что это может быть? ( Дети отгадывают: самовар, чайник) ­­Верно, это самовар! Сейчас редко можно встретить самовар, мы пользуемся для   кипячения   воды   специальным   предметом   посуды   .   Каким   ?   (Дети: чайником) ­­Он сегодня у нас в гостях (учитель показывает чайник и ставит его на стол) и хочет поведать нам свою историю о жизни в Дании.  ­Кто еще родом из этой страны? (Дети: Г.Х.Андерсен.)  ­Что вы знаете об Андерсене? (Ответы детей) ­В   его   произведениях   неживые   предметы   «оживают»,   разговаривают,   как люди, совершают ошибки, страдают и переживают. Как называют этот жанр? (Дети: Сказки) ­Сформулируйте тему нашего урока (Дети: Сказка «Чайник» Г.Х.Андерсена) При   помощи   вопросительных   слов   постарайтесь   задать   вопросы   по   теме урока. (­ О чем...? ­ Кто...? ­Какой...? ­ Чему...? ­Позже, ответив на эти вопросы, мы постараемся раскрыть смысл сказки. ­Подумайте, о чем может идти речь в этой сказке? (Предположения детей) ­Верны   ли   ваши   предположения,   мы   узнаем,   прочитав   сказку.   Читаем внимательно, вдумываемся в смысл прозведения.  III.   Работа над новым материалом.  Первичное восприятие текста. Прослушивание   сказки   по   аудиозаписи   (   в   ходе   прослушивания,   дети отмечают непонятные слова) ­Понравилась   сказка?   Что   вам   захотелось   сказать?  Какими   впечатлениями поделиться?  Ваши   ожидания,   о   чем   будет   сказка,   сбылись,   оправдались? ( Ответы детей)  ­ Какая это сказка по авторству? (Дети: авторская или литературная) ­Почему? (Дети: Ее написал конкретный человек­Автор) ­Ребята, скажите, что сказочного вы заметили в этой сказке? (Зачин, развитие событий, предметы разговаривают, думают, переживают) ­Как   мы   называем     прием   в   литературе,   когда   неодушевленные   предметы наделяются живыми качествами? (Дети: Олицетворение) ­ Кто же является главным героем нашей сказки? (Дети: чайник) ­Давайте, продолжим работу над произведением и попробуем раскрыть образ главного героя и понять главную мысль сказки. Анализ сказки. Словарная работа Чтение первой части сказки хорошо читающим учеником. Пояснение трудных слов проводится в процессе чтения. (См.Приложение) ­Обратите внимание на то, каким мы видим чайник в начале истории. Работа в парах. ­Попробуйте дать характеристику герою, подобрав как можно больше  прилагательных, в течение 30 секунд. ( Дети: главный, гордый, высокомерный, заносчивый, сильный, важный , хвастливый, нескромный, себялюбивый,  добрый. ) Ученики отмечают названные слова на карточке с одной стороны.   Зачитывают по очереди и дополняют свой список новыми характеристиками.  ­Нравится вам такой чайник? Почему?  (Ответы детей) ­Продолжаем чтение сказки. Что произойдет с чайником далее , что можно  добавить к характеристике героя?  Чтение второй части. Используя выборочное чтение,  дети отвечают на вопросы по содержанию   второй части сказки. ­Какая беда приключилась с чайником? (Дети: его уронили, разбили, отбили  ручку,  перестал быть главным.) ­ Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок,  стал калекой, его сунули в угол, пропадал без пользы, без цели) ­Что значит « прозвали калекой»?  Подберите синоним. (Инвалид) ­Какие олицетворения использует автор? ( Дети зачитывают) ­Подберите слова , какой он стал сейчас и напишите во второй столбик  (ПАРНАЯ РАБОТА) Дети записывают прилагательные в течение 30 секунд,  потом зачитывают и подписывают новые. (Дети: несчастный, одинокий,  ненужный, обиженный, радостный, смелый)  ­Какие чувства вызывает чайник у вас в этой части? (Дети: жалость,  сочувствие, сострадание) Чтение третьей части Ученик читает ­Какие перемены происходят в жизни чайника?(Дети: «меня набили землёю…  к лучшему…», посадили цветочную луковицу) ­Что изменило его настроение? (Дети: посадка луковицы) ­Почему луковица  для чайника становится подарком? (Дети: она стала  живым сердцем, есть душа) ­Покажите настроение нашего героя в этой части. Охарактеризуйте , какой он. (Дети: счастливый, радостный, добрый, веселый) Запишите прилагательные в  третий столбик.  ­Сравните, каким был чайник в начале сказки, а каким стал сейчас. Кем  восхищался чайник в начале сказки?  (Дети: Собой) Зачитайте. ­Найдите предложение, в котором автор заключил главную мысль  третьей  части (Дети: Какое блаженство забывать себя ради других) ­Герой изменился, он научился забывать себя ради других. Но сказка не  закончилась. Продолжим чтение. Заключительная часть. Читает учитель. ­Какая беда случилась с героем? ­Какие чувства испытывает чайник?(Дети: боль, обиду  от того, что он  недостоин этого цветка) ­Что же утешает, героя в этой ситуации? ( Дети: Он жив воспоминаниями о  том времени, когда он был нужен цветку, когда был не одинок) ­ Какое чувство испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей) Физминутка (дыхательная, пластическая гимнастика) IV.Закрепление. ­ А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выразить своё отношение к  главному герою сказки в синквейне, в кластере, в рисунке. Синквейн 1. Чайник. 2. Гордый, важный 3. Думает, держит, любуется  4. Забывает себя ради других 5. Блаженство Кластер              гордый            важный                  одинокий                 радостный  Чайник Какое блаженство забывать себя ради других Рисунок ( выбирают хорошо рисующие ученики, рисуют маркером на больших листах) ­Поделитесь своими работами. (1 группа зачитывает синквейн, вторая  показывает кластер, 3 группа­рисунок)   V.Рефлексия.  ­ Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена? ­ Так как же Андерсен относится к своему герою? ­ Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом;  меньше думать о себе, а больше о других , любить . Ведь жизнь­это любовь) ­Скажите, сталкиваемся ли мы в жизни с подобными случаями, может ли на  месте чайника оказаться человек со своими переживаниями, счастьем и  бедой? (Ответы детей) ­Мы с вами познакомились еще с одной философской сказкой Г.Х.Андрсена,  который раскрыл нам внутренний мир не только простого чайника, а мир  переживаний и поступков самого человека. Она дает нам понять, что нельзя  жить в этом мире только своими интересами. И если хочешь стать по­ настоящему счастливым, свою жизнь надо разделить и посвятить другим. ­Прошу вас выразить свое настроение  от урока на смайлике , и одновременно  показать его на своем лице ))  VI. Оценивание.  ­ Вы все очень хорошо работали на уроке. VII. Домашнее задание. ­Захотелось ли вам что­то изменить в сказке? ( Дети: изменить грустный  конец сказки на счастливый) Предлагаю вам самим побыть сказочниками и сочинить на выбор: ­ счастливую концовку этой сказки; ­­ свою сазку по подобию; ­­нарисовать иллюстрацию к сказке. ­­написать отзыв на сказку. VIII. Итог урока ­Всех   ребят     за   хорошую   работу     чайник   благодарит   и   приглашает   на ароматный крепкий чай.   ПРИЛОЖЕНИЕ. Словарная работа. Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой. Фарфор­ 1. белый керамический материал, получаемый механическим  спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца; 2.Изделия посуда из такого материала. Добротный – доброкачественный (хорошего качества), прочный Недостаток – изъян, несовершенство, неправильность в ком или чём­нибудь. Сливочник – кувшинчик для сливок. Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле. Преимущества – выгода, превосходство, исключительное право на что­ нибудь. Услада – то, что доставляет наслаждение. Гордый – исполненный чувства собственного достоинства, самоуважения,  иногда высокомерный, чрезмерно высокого мнения о себе. Заносчивый – высокомерный. Анализ урока  Этот урок являестя предпоследним  по произведениям Г.­Х.Андерсена  после сказок «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка» в программе  «Перспектива». На первом уроке дети познакомились с биографией  писателя,далее прочитали произведения автора и поработали с текстами  сказок. В соответствии с целями урока было определено содержание и  структурные компоненты учебного занятия.  На этапе «Актуализации» класс  вспомнил  имеющиеся у него знания,  я постаралась пробудить  познавательный интерес к изучаемому материалу, а также их речевую  активность. (речевая разминка, работа с загадкой и прием предвосхищения  для определения темы урока).Данный этап помог в достижении предметных  (расширение знаний о зарубежной литературе), регулятивных  (формулирование темы и учебной задачи). Работа над новым материалом проходила в несколько этапов, в  соответствии с содержанием сказки.Первичное знакомство представлено  аудиозаписью, далее поэтапное чтение с анализом каждой части (ответы на  вопросы учителя, выборочное чтение,  сравнительная характеристика   главного героя в начале сказки и в конце, использовалась парная работа). Эта работа способствовала в достижении как предметных (беглое осознанное  выразительное чтение, умение задавать вопросы, находить нужную  информацию в тексте), так и метапредметных УУД (высказывание своего  мнения, оценивание поступков героя умение, работать в паре). На этапе закрепления я выбрала технологию развития критического  мышления для интеллектуального развития учащихся, прием «Кластер» для  одной группы; написание «Синквейна» для другой., третья группа  использовала иллюстрирование сказки. Этот этап формировал умения  работать в группе, что способствовало развитию коммуникативных и  личностных УУД. На этапе рефлексии ребята обобщили материал и подвели итог при  помощи  ритуала «Спасибо за приятное занятие»( дети отмечали на смайлике  свое настроение и то же самое показывали на лице). Заключителбный этап  помогает в формировании регулятивных УУД( контроль своих действий,  оценивание своей работы на уроке).  Завершился урок дифференцированным домашним заданием. Дети  выбрали для себя более приемлимый вариант задания, что позволит им  выполнить его с успешным результатом.  Завершилось занятие послеурочным чаепитием.

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"

Урок Литературного чтения 4 класс Г.Х.Андерсен "Чайник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018