Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
18.11.2018
Целью данного урока является познакомить учащихся с творчеством И.С. Никитина. Раскрыть смысл стихотворения, познакомить с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение, развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии, прививать любовь к природе,воспитывать чувство уважения к культурному наследию русского народа, любовь к русскому языку, патриотизм.
Урок литературы .doc
Литературное чтение 23.01.17
учитель: Конурова Г.А.
Тема: И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Дидактическая цель: Познакомить учащихся с творчеством И.С. Никитина. Раскрыть смысл стихотворения, познакомить с
литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение, развивать эмоциональночувственное отношение к
поэзии, прививать любовь к природе.
УУД:
Предметные: Познакомить с биографией и творческим путем поэта Никитина И. С., раскрыть смысл стихотворения, познакомить
с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение.
Метапредметные:
Регулятивные: Формировать умение формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои
действия; подводить итог; формирование умения высказывать своё мнение;
Личностные: Формировать умение анализировать прочитанное; чувствовать настроение лирического произведения и эмоции
автора, развивать воображение путем создания яркой динамичной картины природы, воспитывать эстетические чувства, чувство
уважения к культурному наследию русского народа, любовь к русскому языку, патриотизм.
Познавательные
элементами интонации и помочь осознать важность интонационной стороны речи; развивать умение воспринимать изобразительно
выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении (эпитеты, метафоры, и т. д., звукопись).
Коммуникативные:
: Формировать умение ориентироваться в тексте, искать смысл слова, фразы, текста; познакомить с основными
Формировать умение выразительно читать стихотворения; слушать и понимать речь других учеников.
Оборудование урока:
мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация;
учебник.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве, технология
развития критического мышления, проблемнопоисковая, ИКТ. Этапы урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Цель проверка готовности к уроку, приветствие.
Цель – мобилизация, настрой на работу, целеполагание, мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок, начинается урок. Нам сегодня
предстоит много слушать, рассуждать, выразительно читать!
Какие цели перед собой поставим?
Ученики называют урок, на котором предстоит
работать. Называют цели.
Мы будем внимательно слушать.
Много рассуждать и доказывать.
Выразительно читать
Дети называют фамилии.
Определяют, что это поэты, которые свое
творчество посвятили красоте русской природе.
Дети рассказывают о творчестве поэта.
Умение самостоятельно
ставить цель и
прогнозировать этапы ее
достижения.
(Р)
Умение составлять
портрет писателя (поэта)
на основании анализа его
творчества и биографии.
(Р)
I. Мотивация
(самоопределен
ие) к учебной
деятельности .
2.
Актуализация
знаний
3.Выявление
места
и причины
затруднений
(постановка
учебной задачи
1.Литературная разминка.
Я буду называть имя и отчество, а вы фамилию.
Александр Сергеевич….. Пушкин
Федор Иванович….Тютчев
Афанасий Афанасьевич……Фет
Аполлон Николаевич….. Майков
Николай Алексеевич ………Некрасов
Иван Саввич….Никитин
Что между ними общего?
Назовите поэта, с которым мы познакомились на
предыдущем уроке.
Что вы знаете о нем? Проверка дом.задания.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского
поэта Иван Савича Никитина.
Посмотрите на его портрет.
Что можно сказать об этом человеке? Каким он был?
1.Рассматривание репродукций художников.
Красоту родной природы мы можем увидеть в различных
произведениях искусства.
Рассмотрите, что вы видите?
(репродукции картин Шишкина И. И. «Туманное утро» и
Горбика А. Н. « Утро туманное».)
Какое время суток изображено на картинах?
Почему вы так подумали?
Дети делятся своими наблюдениями и
впечатлениями, выслушивают друг друга,
дополняют
Рассматривают картины художников.
Называют, что объединяет.
Это утро.
Спокойная река, туман над водой, солнца нет,
Умение выражать мысли с
достаточной полнотой и
точностью, строить
суждения на основе
жизненного опыта.(Л,)
Умение анализировать,
находить сходство и
отличия, точно и Какие краски преобладают на картине?
Яркие цвета: голубой, зеленый, лазоревый, синий.
Ребята, какие чувства вызывают у вас картины И. И.
Шишкина и А. Н. Горбика?
Ребята, рассматривая репродукции картин, мы смогли
пережить различные чувства.
А кто помог нам испытать эти чувства?
Художники.
С помощью чего художникам удалось это сделать?
С помощью красок и образов.
Исходя из темы нашего урока и ваших размышлений,
выскажите ваши предположения: о чем мы узнаем на
сегодняшнем уроке? (Учащимися называют тему и
формулируют цели урока).
Послушайте стихотворение И. С. Никитина «Утро» и
постарайтесь представить, какие картины нарисовал поэт.
4.Построение
проекта выхода
из затруднения
Слушание стихотворения «Утро».
Понравилось ли вам стихотворение?
Где И.С.Никитин встретил утро?
Какие картины вам представились?
Какие чувства вы испытывали?
5.Реализация
построенного
проекта
1.Проверка читательского восприятия.
Понравилось ли вам, как диктор читал стихотворение?
Что именно понравилось в его чтении?
Что значит читать выразительно?
Что делает чтение выразительным?
Сегодня мы научимся читать это стихотворение
выразительно и посмотрим, как с помощью выразительного
чтения можно понять и передать чувства автора и
доказательно выражать
свои мысли, умение
описывать картину.(П)
Умение формулировать
свои мысли на основе
жизненного опыта,
передавать чувства и
настроение. Умение
слушать, дополнять.(Р.)
Умение слушать,
пользуясь воображением,
представлять
услышанное, прочитанное.
(П)
Умение отвечать на
вопросы.
но чувствуешь, что еще минута – и природа
преобразится, потеряет свою прелесть.
Ставят перед собой цели:
1)Продолжим знакомство с творчеством
И.С.Никитиным;
2)Будем анализировать произведение;
3)Пополним словарный запас;
4)Организуем конкурс чтецов.
.
Ученики слушают произведение.
Стараются понять жанр и тему.
Поэт встретил утро на берегу реки или озера. у
воды
Я представил небо, усеянное звёздами,
Я представил озеро, заросшее камышом,
Я нарисовал шалаш, рыбаков,
Я нарисовал, как рождается солнце,
Я представил себе пахаря
Чувство гордости, радости и восторга.
Ответы детей
Для выразительного чтения необходимо:
перечитать текст,
узнать значения слов,
расставить логическое ударение.
Словарная работа.
Лозняк – ивовый куст. пробуждение природы.
2.Повторное чтение стихотворения учащимися, поиск
незнакомых слов.
Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом
отметьте те слова, которые вам непонятны.
Слайд: словарная работа (фронтально).
6.Первичное
закрепление с
проговаривание
м во внешней
речи
Работа с текстом стихотворения
Прочитайте первые десять строчек. Будем читать
стихотворение и представим себе картины, звуки раннего
утра.
– Докажите словами автора, что наступило прекрасное летнее
утро.
Ракита – ивовое дерево, растет по берегам рек.
Пахарь – человек, который пашет землю.
Соха – орудие труда, которым пашут землю.
Меркнут – гаснут.
Поток – движущаяся масса (масса солнечного
света).
Шест – длинная палка.
В огне облака – красные от яркого света.
Белый пар – туман.
Зеркальная вода – чистая, прозрачная.
Дремлет камыш – не качается.
Кудри – густые ветки.
Дети читают первую часть стихотворения.
"Звезды меркнут", "в огне облака" – от яркого
света солнца, "белый пар" – туман, "алый свет на
воде, кустах" (кудрям лозняка), "тишь", "роса на
траве", "тропинка росистая".
в самостоятельно
созданных ситуациях
общения и
сотрудничества, опираясь
на общие для всех
простые правила
поведения, делать
выбор(Л)
слушать собеседника,
вести диалог (К)
определять наиболее
эффективный способ
достижения результата (П)
умение устанавливать,
с какими учебными
задачами ученик может
самостоятельно успешно
справиться (Л);
Как видит поэт, что уже скоро всё будет освещено светом?
Докажите.
Замените слова автора словами, близкими по смыслу
(синонимами).
Мы к каждому словуметафоре можем подобрать слово в
прямом значении.
Луч скользит по воде, по ветвям.
"В огне" (облака) – очень яркие, розовые.
– "Зеркальная" (вода) – чистая, прозрачная.
– "Кудри" (лозняка) – густые, переплетенные
ветви.
– "Дремлет" (камыш) – не качается.
Зачем же тогда поэт употребляет эти слова в переносном
значении?
Чтобы ярче открылась перед человеком картина
природы.
Для поэта в природе всё живое: и ветер, и лес, и солнце.
Поэт использует прием олицетворения. Всё имеет душу,
живет, дышит.
Какие слова помогают почувствовать?
Олицетворениеперенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные.
"Потянул ветерок" – слабо подул, даже не Как говорит поэт о ветре? Прочитайте.
А кто нарушил тишину? Прочитайте.
нарушил тишины.
"Далекодалеко колокольчик звенит".
Мы видим, как плавно нарастает сила утра. Какие звуки
слышатся?
Слышим звон колокольчика,
рыбаки, идут к лодкам.
пробудились
С первыми лучами солнца начинается движение в
окружающей природе, и человек подвластен природе,
неразрывно связан с ней.
Прочитайте, что делают люди утром?
И вот солнце всходит выше. Утро становится иным, более
ярким. Докажите.
Прочитайте последние строчки стихотворения. В них вся
энергия, весь задор, вся удаль русского человека, который
радуется красоте утра. Начатый трудовой день радует его.
Докажите эту мысль своим чтением
VI. Работа над выразительностью чтения
Мы представляем всю картину целиком, как бы являемся
участниками увиденного поэтом утра.
Как мы должны читать стихотворение, что должны передать
слушателям?
Быстро, медленно или торжественно?
Как вы прочтете конец стихотворения? Почему?
Прочитайте вторую часть.
– Где в стихотворении чувствуются наибольшие подъем, сила?
7.Самостоятель
ная работа
с самопровер
кой по эталону
"Колокольчик звенит" – люди выехали из дома.
Рыбаки начинают свою работу: "сняли сети с
шестов", "весла к лодкам несут", "едет пахарь с
сохой".
"А восток все горит" – разгорается. Уже
освещен лес – он "улыбается", "птички песни
поют", "солнце встало, появилось изза горизонта
и ночлег свой покинуло", "золотыми потоками
хлынуло".
понимать и принимать
учебную задачу, поиску и
нахождению способов
ее решения (П)
готовность
и способность
к саморазвитию (Л)
Читать с восхищением, любуясь природой, ее
величием .
Сначала спокойно, а затем во второй части – с
нарастающей силой, торжественно.
Надо постепенно усиливать голос, читать громче
и громче.
Дети выполняют задание.
"Встает", "хлынуло".
Далее работа ведется в парах, в четверках и
выбирается лучший чтец. 8.Включение
в систему
знаний и
повторение
какие задачи ставили на урок?
удалось решить поставленные задачи?
с каким стихотворением сегодня познакомились?
как поэт относится к своей Родине?
какое настроение вызвало у вас стихотворение?
что такое олицетворение? Для чего используется этот прием?
где можно будет применить новые знания?
Ответы детей
перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы на основе
обобщения знаний(П)
9.Рефлексия
учебной
деятельности
Как ты оцениваешь свое участие на уроке?
Что удалось тебе на уроке, что не удалось?
Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
Оценивают свою деятельность на основе
критерия успешности.
адекватно оценивать
результаты своей
деятельности (Р)
Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения.
Создание иллюстрации к наиболее понравившейся части. Иван Саввич Никитин
Утро
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь Безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщитрябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далекодалеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горитразгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, изза пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет песню поет;
По плечу молодцу все тяжелое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
16 ноября 1854, январь 1855
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.