Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс
Оценка 4.7

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
18.11.2018
Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс
Целью данного урока является познакомить учащихся с творчеством И.С. Никитина. Раскрыть смысл стихотворения, познакомить с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение, развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии, прививать любовь к природе,воспитывать чувство уважения к культурному наследию русского народа, любовь к русскому языку, патриотизм.
Урок литературы .doc
Литературное  чтение                                23.01.17 учитель: Конурова Г.А. Тема: И. С. Никитин «Утро»   3 класс Тип урока: урок открытие новых знаний. Дидактическая цель: Познакомить учащихся с творчеством  И.С. Никитина. Раскрыть смысл стихотворения, познакомить с  литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение, развивать эмоционально­чувственное отношение к  поэзии, прививать любовь к природе. УУД: Предметные: Познакомить с биографией и творческим путем поэта Никитина И. С., раскрыть смысл стихотворения, познакомить с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение. Метапредметные: Регулятивные: Формировать умение формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои  действия; подводить итог; формирование умения высказывать своё мнение; Личностные:    Формировать умение анализировать прочитанное; чувствовать настроение лирического произведения и эмоции  автора, развивать воображение путем создания яркой динамичной картины природы, воспитывать эстетические чувства, чувство  уважения к культурному наследию русского народа, любовь к русскому языку, патриотизм. Познавательные   элементами интонации и помочь осознать важность интонационной стороны речи; развивать умение воспринимать изобразительно­ выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении (эпитеты, метафоры, и т. д., звукопись). Коммуникативные:    : Формировать умение ориентироваться в тексте, искать смысл слова, фразы, текста; познакомить с основными    Формировать умение выразительно читать стихотворения; слушать и понимать речь других учеников. Оборудование урока:   ­ мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация; ­ учебник. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве, технология  развития критического мышления, проблемно­поисковая, ИКТ. Этапы урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Цель ­ проверка готовности к уроку, приветствие. Цель – мобилизация, настрой на работу, целеполагание, мотивация к учебной деятельности. ­ Прозвенел для нас звонок, начинается урок. Нам сегодня  предстоит много слушать, рассуждать, выразительно читать!   ­ Какие цели перед собой поставим? Ученики называют урок, на котором предстоит  работать. Называют  цели.  ­Мы будем внимательно слушать. ­Много рассуждать и доказывать. ­Выразительно читать ­Дети называют фамилии. ­Определяют, что это поэты, которые свое  творчество посвятили красоте русской природе. Дети рассказывают о творчестве поэта. Умение самостоятельно  ставить цель и  прогнозировать этапы ее  достижения. (Р) Умение составлять  портрет писателя (поэта)  на основании анализа его  творчества и биографии. (Р) I. Мотивация  (самоопределен ие) к учебной  деятельности . 2.  Актуализация знаний 3.Выявление  места  и причины  затруднений  (постановка  учебной задачи 1.Литературная разминка.  ­Я буду называть имя и отчество, а вы  фамилию. Александр Сергеевич….. Пушкин Федор Иванович….Тютчев Афанасий Афанасьевич……Фет Аполлон  Николаевич…..  Майков Николай Алексеевич ………Некрасов Иван Саввич….Никитин ­Что между ними общего?  ­Назовите поэта, с которым мы познакомились на  предыдущем уроке. ­ Что вы знаете  о нем? Проверка дом.задания. ­ Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского  поэта Иван Савича Никитина.  Посмотрите на его портрет.  ­Что можно сказать об этом человеке? Каким он был? 1.Рассматривание репродукций художников. ­ Красоту родной природы мы можем увидеть в различных произведениях искусства. Рассмотрите, что вы видите?  (репродукции   картин   Шишкина   И.   И.   «Туманное   утро»   и Горбика А. Н. « Утро туманное».) ­ Какое время суток изображено на картинах? ­ Почему вы так подумали?  Дети делятся своими наблюдениями и  впечатлениями, выслушивают друг друга,  дополняют ­Рассматривают  картины  художников. ­ Называют, что объединяет. ­ Это утро. ­ Спокойная река, туман над водой, солнца нет,  Умение выражать мысли с достаточной полнотой и  точностью, строить  суждения на основе  жизненного опыта.(Л,) Умение анализировать,  находить сходство и  отличия, точно и ­ Какие краски преобладают на картине?  ­ Яркие цвета: голубой, зеленый, лазоревый, синий. ­ Ребята, какие чувства вызывают у вас картины И. И.  Шишкина и А. Н. Горбика? ­ Ребята, рассматривая репродукции картин, мы смогли  пережить различные чувства. ­ А  кто помог нам испытать эти чувства? ­  Художники. ­  С помощью чего художникам  удалось это сделать?   ­ С помощью красок и образов. Исходя из темы нашего урока и ваших размышлений,  выскажите ваши предположения: о чем мы узнаем на  сегодняшнем уроке? (Учащимися называют тему и  формулируют цели урока). ­Послушайте   стихотворение   И.   С.   Никитина   «Утро»   и постарайтесь представить, какие картины нарисовал поэт. 4.Построение  проекта выхода из затруднения Слушание стихотворения «Утро». ­ Понравилось ли вам стихотворение? ­Где И.С.Никитин встретил утро? ­Какие картины вам представились? ­ Какие чувства вы испытывали? 5.Реализация  построенного  проекта 1.Проверка читательского восприятия. ­ Понравилось ли вам, как диктор читал стихотворение?  ­Что именно понравилось в его чтении? ­ Что значит читать выразительно?  ­Что делает чтение выразительным? ­ Сегодня мы научимся читать это стихотворение  выразительно и посмотрим, как с помощью выразительного  чтения можно понять и передать чувства автора и  доказательно выражать  свои мысли, умение  описывать картину.(П) Умение формулировать  свои мысли на основе  жизненного опыта,  передавать чувства и  настроение. Умение  слушать, дополнять.(Р.) Умение слушать,  пользуясь воображением,  представлять  услышанное, прочитанное. (П) Умение отвечать на  вопросы.  но чувствуешь, что еще минута – и природа  преобразится, потеряет свою прелесть. Ставят перед собой цели: 1)Продолжим знакомство с творчеством  И.С.Никитиным; 2)Будем анализировать произведение; 3)Пополним словарный запас; 4)Организуем конкурс чтецов. . ­Ученики слушают произведение. ­Стараются понять жанр и тему. ­Поэт встретил утро на берегу реки или озера.­ у воды ­Я представил небо, усеянное звёздами,  ­Я представил озеро, заросшее камышом,  ­Я нарисовал шалаш, рыбаков,  ­Я нарисовал, как рождается  солнце, ­ Я представил себе пахаря ­Чувство гордости, радости и восторга. Ответы детей Для выразительного чтения необходимо:  ­перечитать текст, ­узнать значения слов, ­расставить логическое ударение. Словарная работа. Лозняк – ивовый куст. пробуждение природы.  2.Повторное чтение стихотворения учащимися, поиск  незнакомых слов. ­ Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом  отметьте те слова, которые вам непонятны.  Слайд: словарная работа (фронтально). 6.Первичное  закрепление с  проговаривание м во внешней  речи  Работа с текстом стихотворения ­ Прочитайте   первые   десять   строчек.   Будем   читать стихотворение   и   представим   себе   картины,   звуки   раннего утра. – Докажите словами автора, что наступило прекрасное летнее утро. Ракита – ивовое дерево, растет по берегам рек. Пахарь – человек, который пашет землю. Соха – орудие труда, которым пашут землю. Меркнут – гаснут. Поток – движущаяся масса (масса солнечного света). Шест – длинная палка. В огне облака – красные от яркого света. Белый пар – туман. Зеркальная вода – чистая, прозрачная. Дремлет камыш – не качается. Кудри – густые ветки. Дети читают первую часть стихотворения. "Звезды меркнут", "в огне облака"  – от яркого света солнца, "белый пар" – туман, "алый свет на воде, кустах" (кудрям лозняка), "тишь", "роса на траве", "тропинка росистая". ­ в самостоятельно  созданных ситуациях  общения и  сотрудничества, опираясь  на общие для всех  простые правила  поведения,  делать  выбор(Л)  слушать собеседника,  вести диалог (К)  определять наиболее  эффективный способ  достижения результата (П) ­умение устанавливать,  с какими учебными  задачами ученик может  самостоятельно успешно  справиться (Л); ­ Как видит поэт, что уже скоро всё будет освещено светом? Докажите.  ­ Замените   слова   автора   словами,   близкими   по   смыслу (синонимами). ­ Мы к каждому слову­метафоре можем подобрать слово в прямом значении. ­Луч скользит по воде, по ветвям. ­"В огне" (облака) – очень яркие, розовые. – "Зеркальная"   (вода)   –   чистая,   прозрачная. – "Кудри"   (лозняка)   –   густые,   переплетенные ветви. – "Дремлет" (камыш) – не качается. ­Зачем  же  тогда  поэт употребляет  эти слова   в  переносном значении? ­Чтобы ярче открылась перед человеком картина природы. ­ Для поэта в природе всё живое: и ветер, и лес, и солнце. Поэт   использует   прием   олицетворения.   Всё   имеет   душу, живет, дышит. ­Какие слова помогают почувствовать? Олицетворение­перенесение свойств  одушевленных предметов на неодушевленные. "Потянул   ветерок"   –   слабо   подул,   даже   не ­ Как говорит поэт о ветре? Прочитайте.   ­ А кто нарушил тишину? Прочитайте. нарушил тишины. ­"Далеко­далеко колокольчик звенит". ­Мы   видим,   как   плавно   нарастает   сила   утра.   Какие   звуки слышатся? ­Слышим   звон   колокольчика, рыбаки, идут к лодкам.   пробудились ­С   первыми   лучами   солнца   начинается   движение   в окружающей   природе,   и   человек   подвластен   природе, неразрывно связан с ней. Прочитайте, что делают люди утром? ­И вот солнце всходит выше. Утро становится иным, более ярким. Докажите.  ­Прочитайте   последние   строчки   стихотворения.   В   них   вся энергия,   весь   задор,  вся   удаль   русского   человека,   который радуется красоте утра. Начатый трудовой день радует его. Докажите эту мысль своим чтением VI. Работа над выразительностью чтения ­Мы   представляем   всю   картину   целиком,   как   бы   являемся участниками увиденного поэтом утра. Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?  ­ Быстро, медленно или торжественно?   ­ Как вы прочтете конец стихотворения? Почему? ­ Прочитайте вторую часть. – Где в стихотворении чувствуются наибольшие подъем, сила? 7.Самостоятель­ ная работа  с самопровер­ кой по эталону ­ "Колокольчик звенит" – люди выехали из дома. Рыбаки   начинают   свою   работу:   "сняли   сети   с шестов", "весла к лодкам несут", "едет пахарь с сохой". ­"А   восток   все   горит"   –   разгорается.   Уже освещен   лес   –   он   "улыбается",   "птички   песни поют", "солнце встало, появилось из­за горизонта и   ночлег   свой   покинуло",   "золотыми   потоками хлынуло". понимать и принимать  учебную задачу, поиску и  нахождению способов  ее решения (П)  готовность  и способность  к саморазвитию (Л) ­ Читать с восхищением, любуясь  природой, ее величием . ­Сначала спокойно, а затем во второй части – с нарастающей силой, торжественно. ­Надо постепенно усиливать голос, читать громче и громче. Дети выполняют задание. "Встает", "хлынуло". Далее работа ведется в парах, в четверках и выбирается лучший чтец. 8.Включение  в систему  знаний и  повторение ­какие задачи ставили на урок? ­удалось решить поставленные задачи? ­ с каким стихотворением сегодня познакомились? ­как поэт относится к своей Родине? ­какое настроение вызвало у вас стихотворение? ­что такое олицетворение? Для чего используется этот прием? ­где можно будет применить новые знания? Ответы детей ­перерабатывать  полученную информацию: делать выводы на основе  обобщения   знаний(П) 9.Рефлексия  учебной  деятельности ­ Как ты оцениваешь свое участие на уроке? ­ Что удалось тебе на уроке, что не удалось? ­ Что было интересно на уроке? Что не понравилось? Оценивают свою деятельность на основе  критерия успешности.  адекватно оценивать  результаты своей  деятельности (Р) Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения.  Создание  иллюстрации к наиболее понравившейся части. Иван Саввич Никитин Утро Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается.  По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь ­ Безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая.  Куст заденешь плечом ­ на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая.  Потянул ветерок, воду морщит­рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися.  Далеко­далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися,  Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут... А восток все горит­разгорается.  Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается.  Вот и солнце встает, из­за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.  Едет пахарь с сохой, едет ­ песню поет; По плечу молодцу все тяжелое...  Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое! 16 ноября 1854, январь 1855

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро» 3 класс

Урок литературного чтения И. С. Никитин «Утро»   3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018