Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
03.07.2017
В течение всего урока литературного чтения обучающиеся работают в группах. На уроке используются разные приемы работы с текстом, после глубокой работы с произведением, детям предлагается прослушать три разнохарактерных музыкальных отрывка и назвать отрывок, который написан Григом для Дагни. Домашнее задание носит творческий характер.
Урок литературного чтения К.Паустовский Корзина с еловыми шишками.doc
Литературное чтение (4 класс, УМК « Гармония»)
К. Паустовский « Корзина с еловыми шишками»
Цели: развивать речь, наблюдательность, воображение, мышление
учащихся; продолжить работу над содержанием текста; воспитывать чувство
прекрасного посредством связи литературы и музыки.
Оборудование: портрет Э.Грига, запись музыкального произведения
«Утро», запись трёх разнохарактерных музыкальных отрывков, карточки для
работы в группах, сигнальные карточки, разрезанная
иллюстрация к
произведению.
Ход урока:
Начинаем урок литературного чтения. Прочитайте вопросы, записанные на
доске:
С каким произведением мы сегодня будем работать?
Кто его автор?
Можно ли дать точные, правильные ответы на поставленные вопросы, не
заглядывая в учебник? (ответы детей)
Но мы с вами можем попробовать это сделать после выполнения заданий.
Каждая группа получает своё задание и карточку помощницу. Рекомендую
воспользоваться ей только в том случае, если возникнут затруднения.
Итак, приступаем к выполнению заданий.
I гр.
Работа в группах
Прочитайте высказывание, определите, о ком говорится в нём.
Этот человек писал не только о природе, о животных, о человеческих
чувствах, но и о замечательных людях. Он встречался со многими
знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. Писатель
учит нас любить всё прекрасное, быть добрыми и щедрыми.
Карточкапомощница:
Он является автором произведений: «Стальное колечко», «Заячьи лапы»,
«Барсучий нос», «корзина с еловыми шишками».
II гр.
Почитайте отрывки и постарайтесь вспомнить названия
произведений Паустовского. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапы и внимательно
посмотрел на меня.
Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и
шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что
он обожжётся, но я опоздал барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё
нос.
Варюша нашла в лесу старую еловую ветку…
Под одним чёрным листиком блеснул огонёк. Варюша вскрикнула и
присела.
Вот оно, стальное колечко!
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед –
оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца
были опалены задние ноги и живот.
Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни,
насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё
вываливались шишки.
Карточкапомощница:
Из данных слов правильно составьте названия 4 произведений К.
Паустовского.
Нос, лапы, колечко, корзина, барсучий, с шишками, стальное, заячьи,
еловыми.
III гр.
Собери иллюстрацию. К какому рассказу она нарисована.
IV гр.
Прочитайте названия, какое из них лишнее.
«Два мороза» , «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Кому горшок мыть»,
«Корзина с еловыми шишками», «Дочьсемилетка».
Карточкапомощница:
Выбери лишнее произведение по жанру.
Ответы детей. Вы выслушали друг друга. Дайте полные ответы на вопросы записанные на
доске. (ответы детей).
Понравилось ли вам это произведение после первичного чтения?
Просигнализируйте: зелёный цвет – да, красный – нет, жёлтый – не очень .
О каком знаменитом человеке этот рассказ? (об Э. Григе)
На доску – портрет, годы жизни.
Немного о жизни великого композитора, дирижёра и пианиста вам
расскажет…
Эдвард Григ (1848 – 1907)
В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной
жизни, образы природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов и
суровая красота фьордов. В ней звучит прибой северного моря.
Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С 6 лет мальчик начал учиться игре
на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она
познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру
юного Грига услышал однажды знаменитый скрипач и посоветовал
отправить мальчика учиться в Германию. 15ти летний Эдвард поступил
в консерваторию и через 4 года успешно окончил её по классам композиции
и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание
соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ
много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, но он
каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный
домик на берегу моря.
День, когда Григ умер, был объявлен днём национального траура.
Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
Учитель: Эдварда Грига с нами нет, но нельзя считать его безвозвратно
ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка,
талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку
таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут
книги, как сделал это Паустовский.
Я предлагаю вернуться к началу рассказа.
Работа с текстом.
Откройте книги. Найдите в первой части диалог композитора и Дагни.
Подготовьтесь к чтению по ролям. Помните, что диалог эмоциональный,
поэтому обратите внимание на слова автора, указывающие на интонацию, на
настроение героев.
Готовы? Итак, давайте озвучим первую часть рассказа (чтение по ролям).
Скажите, а как вы думаете, был ли счастливым человеком Эдвард Григ?
Найдите в тексте строчки, подтверждающие ваш ответ ( «я видел жизнь…»). Перечитайте ещё раз эти строки. Сколько основных мыслей заключено в
этих словах? Сформулируйте прочитанное своими словами кратко ( на доске
открываются выражения: а) жизнь удивительна и прекрасна; б) счастлив
потому, что отдал всё).
Все ли окружающие вас люди думают так же? Всем ли приятнее отдавать,
чем брать? Встречались ли вам люди, которые охотно дарили бы хорошее
настроение, улыбку, душу или чтото ещё? Расскажите о них. (Высказывания
детей).
Давайте порассуждаем, что бы было, если бы все или хотя бы большинство
людей видели счастье в том, чтобы дарить себя и добро? Какой стала бы
жизнь? Даю вам две минуты на обсуждение в группах ( работа в группах).
Итак, давайте послушаем, какой представляют себе жизнь ученики I гр., II гр.,
III гр. и IV гр. (ответы детей).
Спасибо. Вернемся к рассказу.
Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни? (девочка понравилась
композитору, она маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, гостеприимная,
милая, чуткая, нежно (заботливо) думает о своём дедушке ).
Какой подарок решил сделать композитор Дагни?
Работа с текстом (по группам: I, II, III гр. работают со II частью
рассказа, IV гр. с последней частью).
Каждая группа получает карточку с заданием.
I гр.
Что вдохновило композитора написать музыку? Докажите словами из
текста.
II гр.
Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто её слушал?
Докажите словами из текста.
III гр.
Кто был первым слушателем Грига? Найдите слова в тексте и
приготовьтесь прочитать их выразительно.
IV гр.
Найдите в IV части слова, описывающие музыку. Прочитайте
выразительно.
Ответы детей.
А сейчас, мы с вами прослушаем три разнохарактерных отрывка
музыкальных произведений. Вам нужно выбрать тот отрывок, который больше
всего на ваш взгляд похож на музыку, которую слушала Дагни.
Прослушивание муз. отрывков. Ответы детей.
Молодцы! разрастаясь,
потом все,
Я предлагаю вам послушать произведение Э. Грига «Утро», посвящённое
маленькой норвежской девочке. (прослушивание)
По окончании музыки учитель зачитывает отрывок из текста со слов: «Музыка
стихла… сначала медленно,
загремели
аплодисменты».
Почему после исполнения этой чудесной музыки «сначала медленно, а
потом, разрастаясь, загремели аплодисменты»? (классическая музыка
взлетает и парит в воздухе, а когда она стихает – сердце замирает, нужно
некоторое время прийти в себя, ощутить себя снова на земле).
А какое впечатление музыка произвела на Дагни? Прочитайте.
Какие чувства возникли в её душе: изумление, восхищение, сожаление,
радость, восторг, благодарность.
Выберите (на доске карточки со словами).
За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте.
Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства
Паустовского и Грига? (дети сигнализируют)
Домашнее задание
Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы? Прочитайте текст ещё раз
и приготовьтесь ответить на поставленный вопрос.
Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.