Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
Оценка 4.6

Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
03.07.2017
Урок литературного чтения  "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
В течение всего урока литературного чтения обучающиеся работают в группах. На уроке используются разные приемы работы с текстом, после глубокой работы с произведением, детям предлагается прослушать три разнохарактерных музыкальных отрывка и назвать отрывок, который написан Григом для Дагни. Домашнее задание носит творческий характер.
Урок литературного чтения К.Паустовский Корзина с еловыми шишками.doc
Литературное чтение (4 класс, УМК « Гармония»)                                                                     К. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» Цели:  развивать   речь,   наблюдательность,   воображение,   мышление учащихся; продолжить работу над содержанием текста; воспитывать чувство прекрасного  посредством связи литературы и музыки. Оборудование:  портрет   Э.Грига,   запись   музыкального   произведения «Утро», запись трёх разнохарактерных музыкальных отрывков, карточки для работы   в   группах,   сигнальные   карточки,   разрезанная     иллюстрация   к произведению. Ход урока: ­ Начинаем урок литературного чтения. Прочитайте вопросы, записанные на доске:  ­ С каким произведением мы сегодня будем работать? ­ Кто его автор? ­ Можно ли дать точные, правильные ответы на поставленные вопросы, не заглядывая в учебник?    (ответы детей) ­ Но мы с вами можем попробовать это сделать после выполнения заданий. Каждая группа получает своё задание и карточку­ помощницу. Рекомендую воспользоваться ей только в том случае, если возникнут затруднения.  ­ Итак, приступаем к выполнению заданий.  I гр.  Работа в группах Прочитайте высказывание, определите, о ком говорится в нём. Этот человек писал не только о природе, о животных, о человеческих чувствах,   но   и   о   замечательных   людях.   Он   встречался   со   многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. Писатель учит нас любить всё прекрасное, быть добрыми и щедрыми. Карточка­помощница: Он   является   автором   произведений:   «Стальное   колечко»,   «Заячьи   лапы», «Барсучий нос», «корзина с еловыми шишками».    II гр. Почитайте   отрывки   и   постарайтесь   вспомнить   названия произведений Паустовского. Из   зарослей   вылез   маленький   барсук.   Он   поджал   лапы   и   внимательно посмотрел на меня.  Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая  кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал ­ барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Варюша нашла в лесу старую еловую ветку… Под   одним   чёрным   листиком   блеснул   огонёк.   Варюша   вскрикнула   и присела. Вот оно, стальное колечко!   Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Григ   пригладил   волосы   девочки   и   пошёл   в   сторону   моря.   Дагни, насупившись,   смотрела   ему   вслед.   Корзину   она   держала   боком,   из   неё вываливались шишки. Карточка­помощница: Из   данных   слов   правильно   составьте   названия   4   произведений   К. Паустовского. Нос,   лапы,   колечко,   корзина,   барсучий,   с   шишками,   стальное,   заячьи, еловыми. III гр. Собери иллюстрацию. К какому рассказу она нарисована. IV гр. Прочитайте названия, какое из них лишнее. «Два мороза» , «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Кому горшок мыть», «Корзина с еловыми шишками», «Дочь­семилетка». Карточка­помощница: Выбери лишнее произведение по жанру.  Ответы детей. Вы выслушали друг друга. Дайте полные ответы на вопросы записанные на доске. (ответы детей). Понравилось   ли   вам   это   произведение   после   первичного   чтения? Просигнализируйте: зелёный цвет – да, красный – нет, жёлтый – не очень . О каком знаменитом человеке этот рассказ? (об Э. Григе) На доску – портрет, годы жизни. Немного   о   жизни   великого   композитора,   дирижёра   и   пианиста   вам расскажет… Эдвард Григ (1848 – 1907) В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни,   образы   природы   Норвегии   –   сумрачное   величие   хвойных   лесов   и суровая красота фьордов. В ней звучит прибой северного моря.  Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С 6 лет мальчик начал учиться игре на   фортепиано   у   своей   матери   –   талантливой   пианистки.   Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного   Грига   услышал   однажды   знаменитый   скрипач   и   посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. 15­ти летний Эдвард поступил в консерваторию и через 4 года успешно окончил её по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников,   а   вскоре   его   имя   стало   известно   всему   миру.   Григ много путешествовал,  выступал с концертами в разных странах, но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. День,   когда   Григ   умер,   был   объявлен   днём   национального   траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Учитель:   Эдварда   Грига   с   нами   нет,   но   нельзя   считать   его   безвозвратно ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как сделал это Паустовский. ­ Я предлагаю вернуться к началу рассказа.  Работа с текстом. ­   Откройте   книги.   Найдите   в   первой   части   диалог   композитора   и   Дагни. Подготовьтесь   к   чтению   по   ролям.   Помните,   что   диалог   эмоциональный, поэтому обратите внимание на слова автора, указывающие на интонацию, на настроение героев. ­ Готовы? Итак, давайте озвучим первую часть рассказа (чтение по ролям). ­ Скажите, а как вы думаете, был ли счастливым человеком Эдвард Григ?  ­ Найдите в тексте строчки, подтверждающие ваш ответ ( «я видел жизнь…»). ­ Перечитайте ещё раз эти строки. Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Сформулируйте прочитанное своими словами кратко ( на доске открываются   выражения:   а)   жизнь   удивительна   и   прекрасна;   б)   счастлив потому, что отдал всё). ­ Все ли окружающие вас люди думают так же? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? Встречались ли вам люди, которые охотно дарили бы хорошее настроение, улыбку, душу или что­то ещё? Расскажите о них. (Высказывания детей). ­ Давайте порассуждаем, что бы было, если бы все или хотя бы большинство людей видели счастье в том, чтобы дарить себя и добро? Какой стала бы жизнь? Даю вам две минуты на обсуждение в группах ( работа в группах). Итак, давайте послушаем, какой представляют себе жизнь ученики I гр., II гр., III гр. и IV гр. (ответы детей).  ­ Спасибо. Вернемся к рассказу. ­   Почему   Григу   захотелось   сделать   подарок   Дагни?   (девочка   понравилась композитору, она маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, гостеприимная, милая, чуткая, нежно (заботливо) думает о своём дедушке ). ­ Какой подарок решил сделать композитор Дагни?  Работа   с   текстом  (по   группам:  I,  II,  III  гр.   работают   со  II  частью рассказа, IV гр.­ с последней частью).  Каждая группа получает карточку с заданием.  I гр.  Что вдохновило  композитора написать музыку? Докажите словами  из текста. II гр. Какие   чувства   пробуждала   музыка   Грига   в   тех,   кто   её   слушал? Докажите словами из текста. III  гр. Кто   был   первым   слушателем   Грига?   Найдите   слова   в   тексте   и приготовьтесь прочитать их выразительно. IV гр. Найдите   в  IV  части   слова,   описывающие   музыку.   Прочитайте выразительно. Ответы детей.  ­   А   сейчас,   мы   с   вами   прослушаем   три   разнохарактерных   отрывка музыкальных произведений. Вам нужно выбрать тот отрывок, который больше всего на ваш взгляд похож на музыку, которую слушала Дагни. Прослушивание муз. отрывков. Ответы детей. ­ Молодцы! разрастаясь,   потом   все, ­ Я предлагаю вам послушать произведение Э. Грига «Утро», посвящённое маленькой норвежской девочке. (прослушивание) По окончании музыки учитель зачитывает отрывок из текста со слов: «Музыка стихла…   сначала   медленно,   загремели аплодисменты».  ­   Почему   после   исполнения   этой   чудесной   музыки   «сначала   медленно,   а потом,   разрастаясь,   загремели   аплодисменты»?   (классическая   музыка взлетает и парит в воздухе, а когда она стихает – сердце замирает, нужно некоторое время прийти в себя, ощутить себя снова на земле).  ­ А какое впечатление музыка произвела на Дагни? Прочитайте.  ­   Какие   чувства   возникли   в   её   душе:   изумление,   восхищение,   сожаление, радость, восторг, благодарность.  ­ Выберите (на доске карточки со словами). ­ За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте. ­ Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства Паустовского и Грига? (дети сигнализируют) Домашнее задание ­ Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы? Прочитайте текст ещё раз и приготовьтесь ответить на поставленный вопрос.

Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения  "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения  "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения  "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения  "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)

Урок литературного чтения  "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017