Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №17 г.Вольска»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 класс
ТЕМА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ШУБИНА ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА
2015г.
УМК «Начальная школа XXI века».
Класс: 2.
Предмет: литературное
чтение.
Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".
Цель: показать важность сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций на материале рассказа А.И. Куприна «Скворцы».
Задачи урока:
образовательные:
- продолжить ознакомление с произведением;
- выявить уровень овладения знаниями, полученными из прочитанного произведения;
- организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста произведения;
- способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения;
развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, про себя, вслух;
- создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость изучаемого материала;
воспитывающие:
- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим, заботы о них;
- способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы:
· Обучение в сотрудничестве.
· Беседы
· Исследования
· Решения проблемных задач
Педагогические технологии:
Оборудование и материалы для урока:
Планируемые результаты:
Предметные: расширить знакомство с творчеством А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».
Личностные: способствовать пониманию значения нравственных ценностей и традиций, морально ответственного поведения человека; воспитание бережного, заботливого отношения к животным, к окружающему миру.
Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (добывать, систематизировать информацию), формировать умение высказывать суждения, развивать коммуникативные навыки, навыки работы в парах, группах.
Познавательные УУД:
- формирование умения извлекать информацию из текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
- формирование умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе.
Регулятивные УУД:
- формирование умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Ход урока
I. Организационный момент. (1 мин)
Пахнет в воздухе весной.
Солнце греет нас с тобой.
Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
-Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня на урок покажите пожалуйста сигнальным кубиком?
-Если у вас , если хорошее настроение, то поверните синюю сторону; если не очень хорошее-то красную сторону.
отличное |
хорошее |
Плохое |
зеленый |
синий |
красный |
- Ну тем, кто пришел на урок с плохим настроением, мы попробуем его поднять нашими интересными заданиями..
- Скажите мне, чего же вы ожидаете сегодня от нашего урока ?
-Вот и попробуем сделать вместе с вами урок интересным и насыщенным.
II. Речевая разминка. ( 2мин )
- Прежде чем перейти к реализации основных задач урока, проведем звуковую разминку
Разминка1.
- На доске написано стихотворение. Сначала его надо прочитать по слогам, затем
с вопросом и удивлением, а потом с радостью и восхищением.
Мы внимательные,
Мы старательные,
Мы добрые,
Мы умные,
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
- Итак, чтобы у нас с вами всё получилось на уроке, какими нам надо быть? (внимательными и старательными)
- Я желаю, чтобы у вас всё сегодня на уроке получилось….
III. Актуализация знаний. ( 1мин)
- Давайте вспомним , как называется раздел, над произведениями которого мы работаем?
« Весна, весна красная…..»
-Вспомните, с какими произведениями мы уже познакомились?
-« Весна, весна красная!» Народная песня)
- «Весной» ( Антон Павлович Чехов)
-« Весна – художник» ( Георгий Алексеевич Скребицкий)
- « Снег и Ветер» (Николай Иванович Сладков»
- « Чем пахнет весна» ( Эдуард Юрьевич Шим)
- « Зима недаром злится….» (Федор Иванович Тютчев)
IV. Проверка домашнего задания. ( 8 мин )
1) - Кто выбрал домашнее задание « рисунок»? (ответы детей)
Расскажите, с какими приметами весны мы уже познакомились в предыдущих рассказах?
(дети выходят с рисунками.)
2) – Кто выбрал выразительное чтение стихотворение Федора Тютчева
« Зима недаром злится»
( 5 учеников читают по цепочке по 1 столбику)
- Ребята, у вас на партах лежат таблицы достижений - кто считает ,что он добросовестно подготовился к домашнему заданию, нарисуйте зеленый прямоугольник: кто не совсем с желанием - нарисуйте синий прямоугольник: ну а те, кто забыл про домашнее задание – честно нарисуйте красный прямоугольник.
Таблица достижений по уроку литературного чтения
Ученика (ученицы) 2 класса______________________
- Хорошо. Молодцы. Вижу, что все с домашним заданием справились.
V. Сообщение темы и цели урока.
- А теперь начинается самое интересное.
1) Работа с пазлами. (5мин)
- Образуйте группы.
- У вас на партах лежат пазлы, попробуйте их собрать и ответить на мой вопрос:
Кто получился у вас на рисунке? (птица, зверь, человек или рыба)
-А теперь давайте хором прочитаем загадку…
2) Загадка. ( на доске) (1 мин)
Опустел домишко
вдруг,
Улетел жилец на юг.
А весною, наконец,
Возвратился к нам … СКВОРЕЦ
-Ребята ,а вы когда-нибудь слышали голос скворца?
- Давайте послушаем вместе.?
3)Грамзапись с пением скворца. (1 мин)
(выходит мальчик в костюме птицы скворца - Подгорнов Денис)
4) Скворец: ( 2 мин)
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня - Скворец!
Я очень полезная птица.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом -
И поэтому я не просто скворец, а
скворец-молодец!
- Давайте вместе со мной выполним физминутку..
4) Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылышки сложим вот так…….
- Молодцы, усаживайтесь все на свои места.
- Вот сегодня мы с вами будем читать рассказ Александра Куприна « Скворцы»
VI. Работа над темой.
- Ребята , а что же это за птица?
- Возьмите на парте у вас есть выписки из толкового словаря, найдите и зачитайте лексическое значение слова « скворец »?
( читает 1 ученик)
(Небольшая перелётная певчая птица отряда воробьиных с тёмным оперением)
- А вот послушайте, что хотят рассказать о скворце ребята из нашего класса.(2 мин)
3)Рассказ подготовленных учеников о скворце. (Дима , Катя )
Сообщение о скворцах.
1.Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых!
2.Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.
1.А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается!
2.Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.
1.Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это лесная птица.
2.И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах.
Но дупел часто не хватает всем.
1.Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивайте скворечники у домов, в садах и парках.
2. Вывешивать их нужно и в лесу – это очень полезное дело!
Учитель:
Скворцы – большие труженики. Они, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200–300 раз в день. И рабочий день скворца длится 17 часов.
-А вот написал рассказ « Скворцы» известный русский писатель Александр Куприн .
4) Знакомство с биографией Александра Ивановича Куприна. ( 3мин)
- А кто он такой нам расскажут мои помощники Маша и Кирилл.
Слово о писателе.
1.А.И.Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье.
2.Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище.
1. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом.
2.Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах.
1. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
2. А.Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с
русским писателем А.П.Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и
наставником.
1.В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и
любят дети и взрослые.
2. Кто желает прочитать его рассказы, можете посетить школьную библиотеку.
Учитель.
- Ребята, как вы думаете, почему А.И. Куприн сменил так много профессий? (Чтобы лучше узнать жизнь и лучше научиться писать о животных.)
4 )Чтение текста учителем и подготовленными учащимися. ( 3 мин)
-Откройте учебник на стр.108, возьмите в руки простые карандаши. При чтении отмечайте точкой непонятные слова в тексте и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы?
5) Словарная работа над непонятными словами в тексте. ( 1 мин)
-Какие слова были вам непонятны? Давайте найдем их нашей выписке лексическое значение слова.
Возня- Беспорядочное , шумное движение.
Выселение- Освобождение места своего жительства
Беспечно- Беззаботно. Безответственно
Искоса- Скосив глаза, глядеть не прямо.
Сажень- Русская линейная мера, равная трем аршинам, или 2,134 м,
Поочередно- Следующий по очереди, один за другим.
Строительный вздор - Что-либо несерьезное, не заслуживающее внимания; ерунда, чепуха.
-Понравилось ли вам произведение? Чем?
Разминка 2.
-Посмотрите на схему, выполните движения на вдох и выдох.
глубокий вдох через нос, выдох через нос
- глубокий вдох через нос, выдох через рот
- глубокий вдох через рот, выдох через рот
- глубокий вдох через рот, выдох через нос
2) Повторное чтение текста. (10 мин)
1)- А теперь я хочу послушать вас. Читаем по цепочке, по одному предложению.
-Сели все удобно, выпрямили спинки, приняли позу читателя.
(чтение по цепочке учащимися)
-Оценим своё чтение.
- Если вы считаете, что вы читали с выражением, без ошибок, то нарисуйте зеленый квадрат : если вы читали без выражения и сбивались, то нарисуйте синий квадрат: но а если вы, читали по слогам и допускали ошибки, то нарисуйте красный квадрат.
Таблица достижений по уроку литературного чтения
Ученика (ученицы) 2 класса______________________
VII. Закрепление.
1)Беседа по тексту.
2) Работа с иллюстрацией . ( 10 мин)
- Откройте учебник на стр.109. Найдите иллюстрацию к этому рассказу. Что вы видите на картинке.
-А что делают скворцы?
- А вот теперь возьмите карточки которые лежат на парте, просмотрите на текст, пробегите глазками по тексту.
-Вы сказали, что весной солнце пригревает и снег начинает таять. Вот и на наших карточках-картинках снег начал таять, а месте со снегом растаяли наши слова -появились проталинки.
-А что такое проталинки?
Проталинки- Проталина - место, где стаял снег и открылась земля
-Ваша задача найти в тексте этот отрывок .
-Кто нашел? ( стр.110 , 4 абзац с верху)
-Читайте жужжащим чтением и вставляйте пропущенные слова.
- Кто справится с работой покажет мне зеленую сторону треугольника.
Карточка ______________________________________________________________________
Скворец таскает в гнездо всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало, не более пяти сантиметров.
-Обменяйтесь карточками и проверим работу, сколько ошибок-столько черточек ставите на полях.
- А теперь читаем и называем вставленные слова.
- Хорошо, каждый возьмите таблицу и оцените работу. Если вы все слова нашли правильно, то нарисуйте зеленый круг: если было 2 ошибки , то синий круг: если в задание было допущено более 2 ошибок или задание совсем не выполнили, то красный круг.
Таблица достижений по уроку литературного чтения
Ученика (ученицы) 2 класса______________________
Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Назовите автора .
- Что интересного вы узнали о скворцах?
- Покажите сигнальным треугольником, какое у вас стало настроение?
-Понравился ли вам урок?
- Он достиг той цели которую вы ставили?
-Возьмите таблицу и под цифрой 4 поставьте: если вам урок понравился очень, то нарисуйте зелёную звездочку: если вы ожидали лучшего, то нарисуйте синюю звездочку, ну а если он вам вообще не понравился- то красную звездочку.
VI Выставление оценок с комментариями
- Вы сегодня все были молодцы и заработали все хорошие оценки.
- А теперь встаньте все, у кого все 4 фигуры -зеленые?
( Поставьте в 5 колонку оценку5)
- Встаньте те, у кого 3 фигуры зеленые.
(они получают оценку 4)
-Ну а тех у кого менее 2 и менее зеленых фигур , я буду спрашивать на следующем уроке.
VI. Домашнее задание. (Слайд
15)
1 уровень – прочитай
рассказ, нарисуй рисунок скворца
2 уровень – прочитай
рассказ, приготовь пересказ 1 части
3 уровень – прочитай
выразительно 2 часть рассказа.
ВСЕМ СПАСИБО
7) Составление модели обложки этого произведения. (2 мин)
(памятки на партах)
-Образуйте группы.
- Ваша задача , составить обложку нашего произведения.
А.Куприн
Скворцы
( Выходят по 1 человеку от группы для проверки показывают свои обложки)
Таблица достижений по уроку литературного чтения
Ученика (ученицы) 2 класса______________________
-Если ваша группа правильно составила обложку к этому произведению и вы принимали участие, то нарисуйте зеленый треугольник, если были допущены ошибки, то нарисуйте синий треугольник: если группа не справилась с заданием или вы не принимали участия – нарисуйте красный треугоугольник
Работа с тестом . (в парах)
(Подчеркните правильный ответ)
Тест :
1. Это произведение
( рассказ, стихотворение, сказка)
2.
Автор этого произведения
( К. Паустовский, Б. Житков, А. Куприн)
3.Главные герои произведения
( воробьи, скворцы, галки)
4. Когда прилетают скворцы?
( в марте, апреле, мае)
5. Где живут скворцы?
( на крыше , в гнезде, в скворечнике)
6. Чем питаются скворцы?
(семенами, насекомыми, зерном)
- А теперь обменяйтесь тестами и проверьте работу своего товарища.
-Если все задания выполнены правильно, то нарисуйте товарищу зеленую звездочку., если допущена 1 ошибка , то синюю звездочку : если допущено 2и более ошибки или все задания выполнены неверно, то нарисуйте красную звездочку.
- Как одним словом можно назвать , то что мы выставляли в таблицу? (фигуры)
- А на каком уроке мы используем эти фигуры? (математике, наглядной геометрии, информатике.)
VI Выставление оценок с комментариями
- Вы сегодня все были молодцы и заработали хорошие оценки.
- А теперь встаньте все , у кого все фигуры зеленые?
( они получают оценку 5)
- Встаньте те, у кого 3 фигуры зеленые.
(они получают оценку 4)
-Ну а тех у кого менее 3 зеленых фигур , я буду спрашивать на следующем уроке.
- А теперь покажите какое у вас настроение , понравился ли вам
урок?
VI. Домашнее задание. (Слайд 15)
Уровневая дифференциация
(по выбору)
1 уровень – прочитай рассказ, нарисуй рисунок скворца
2 уровень – прочитай рассказ, приготовь пересказ 1 части
3 уровень – прочитай выразительно 2 часть рассказа.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
Тест : 1. Это произведение ( рассказ, стихотворение, сказка)
2.
Автор этого произведения
( в марте, апреле, мае)
5. Где живут скворцы? ( на крыше , в гнезде, в скворечнике)
6. Чем питаются скворцы? (семенами, насекомыми, зерном)
|
Тест : 1. Это произведение ( рассказ, стихотворение, сказка)
2.
Автор этого произведения
( в марте, апреле, мае)
5. Где живут скворцы? ( на крыше , в гнезде, в скворечнике)
6. Чем питаются скворцы? (семенами, насекомыми, зерном)
|
Тест : 1. Это произведение ( рассказ, стихотворение, сказка)
2.
Автор этого произведения
( в марте, апреле, мае)
5. Где живут скворцы? ( на крыше , в гнезде, в скворечнике)
6. Чем питаются скворцы? (семенами, насекомыми, зерном)
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.