Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
12.02.2017
Урок рассчитан для 3 класса. Урок разработан согласно требованием ФГОС. В уроке прослеживается связь с другими предметами:русским языком и окружающим миром. Используются различные формы работ: индивидуальная, парная, групповая. Для проверки работ используются разные способы: взаимопроверка, фронтальная проверка, проверка с образца. Проводится словарная работа и работа с фразеологизмами, пословицами.
открытый урок храбрый заяц.docx
Щека Татьяна Григорьевна, учитель 3а класса МБОУ СОШ № 18
Предмет: литературное чтение
Урок № 63
Тема урока: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Д е я т е л ь н о с т н а я ц е л ь : способствовать формированию понятия «литературная сказка»; обучения работе с повествовательным текстом (определение темы,
главной мысли, основного содержания произведения; характеристика героев сказки;
О б р а з о в а т е л ь н а я ц е л ь : познакомятся с авторской сказкой Д. Н. МаминаСибиряка; научатся выделять главную мысль произведения под руководством
учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков;
Формирование УУД:
Познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки) авторской сказки,
её основных особенностей; понимают главную мысль; дают характеристику героям произведения; осуществляют поиск необходимой информации в книге;
самостоятельно и целенаправленно выбирают книги; находят книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога.
Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.).
Коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договориться о совместных действиях) .
Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, карточки – цепь питания, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка, иллюстрации к
сказке, индивидуальные карточки, карточки для работы в группе, карточки для работы в паре, изображения зайца и волка, солнышко и тучка у каждого ученика,
портреты А.С Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, Д.Н. Мамина Сибиряка.
Этап урока
I. Организационный момент
(12 минуты)
Х о д у р о к а
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Психологически и эмоционально настраивает на предстоящую
работу на уроке:
– Для чего вы пришли на урок?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
А теперь тихонько сели
Никого мы не задели.
Почему важно начинать работать с хорошим настроением?
Показывают готовность
к уроку
Приветствуют учителя.
Психологически
настраиваются на
предстоящую работу на
уроке
Личностные:
владеют
навыками
психоло
гической
подготовки к
уроку,
организации
рабочего места,
вежливого
общения
II. Актуализация знаний
(45 минут)
• Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
– Прочитайте скороговорку по слогам.
Выполняют речевую
зарядку. Отвечают на
Познавательные:
осуществляют 1.Речевая разминка.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте с удивлением.
– Прочитайте скороговоркой 3 раза.
вопросы учителя по
речевой разминке
2. Работа в паре
1.Соедините название произведения и автора.
Задание детям дается на карточках; пара, выполнившая задание,
поднимает соединенные руки
Г.Х.Андерсен
Русская народная сказка
А. С. Пушкин
Ш. Перро
«Кот в сапогах».
«Принцесса на горошине».
Алёнушкины сказки.
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Находят соответствия,
соединяют стрелочкой,
работают дружно в паре.
Сверяют свой ответ с
эталоном .
Д.Н. Мамин Сибиряк
Проверка по слайду
– Что общего в этих произведениях? К какому жанру относятся?
– Какая сказка «лишняя»?
«Сказка о рыбаке и рыбке».
– Как называются остальные?
На доске заполняется схема
Сказки
Русские народные Авторские
Прочитайте загадки, отгадайте , о ком идёт речь.
(Загадки в пословицах и поговорках на доске)
Как его ни корми, он всё в лес смотрит. (волк)
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц)
Что вы знаете про зайца?
III Постановка учебной
задачи.
( 45 минут)
логические
действия.
Владеют
навыками
быстрого и
четкого
чтения.
осмысливают
литературоведчес
кие понятия
(литературная
сказка, герой,
структура сказки)
авторской сказки,
её основных
особенностей;
Коммуникативны
е: соблюдают
правила
взаимодействия в
паре.
Отвечают на вопросы
учителя.
Сказки
Русская народная сказка
Авторские
Делают вывод.
Читают загадки жужжащим
чтением. Читают загадки
выразительно в паре, дают
отгадки.
Животное,
млекопитающееся,
травоядное. У него
большие уши, короткий
хвост, зимой беленький, а
летом серенький, грызет у
Регулятивные:
выделяют
существенную
информацию,
ориентируются
в учебнике;
контролируют
учебные
действия;
осознают
правило
контроля и Что вы знаете о волке?
Давайте вспомним урок окружающего мира. Как связаны Между
собой заяц и волк?
Составьте цепь питания.
Как зайцу удаётся выжить в природе?
Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать?
Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.
Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям?
Выскажите свои предположения.
Чему будем учиться на уроке?
стволов кору, никого не
обижает, а сам всех боится.
Животное,
млекопитающееся, хищник.
Они связаны цепью
питания.
Дерево Заяц Волк
( На доске выкладывают
цепь из карточек)
От врагов он спасается
бегством..
О зайце
Будем читать Сказку про
храброго зайца Дмитрия
Наркисовича Мамина
Сибиряка
Высказывают своё
предположение.
Будем учиться оценивать
поступки героев.
IV. Открытие новых знаний.
1.Знакомство с творчеством
автора.
1. На доске портреты знакомых писателей. А.С. Пушкина, Л.Н.
Толстого ,И.А. Крылова, Д.Н. Мамина Сибиряка.
Найдите портрет Д.Н. Мамина Сибиряка.
Находят портрет Д.Н.
Мамина Сибиряка.
Доказывают свой выбор.
Что знаете об этом писателе?
2. Сообщение подготовленных учеников о биографии Д. Н. Мамина
–Сибиряка
Зинченко Илья
Известный русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин (Мамин
Сибиряк – это псевдоним) родился в Сибири, на Урале, в семье
священнослужителя. В доме было много книг, и любовь к чтению
зародилась еще в раннем детстве. За свою жизнь Д. МаминСибиряк
Отвечают на вопрос
учителя.
Слушают рассказ
подготовленных учеников о
писателе.
успешно
используют его
в решении
учебной задачи.
Познавательные:
прогнозируют
содержание
раздела
Личностные:
выполняют
задания,
формулируют
свои вопросы и
задания для
одноклассников
Личностные:
адекватно
воспринимают
информацию,
полученную из
рассказа заранее
подготовленного
ученика. написал более 150 произведений для детей.
Гарнушечкина Алина
Одно из самых известных его произведений – сборник
«Аленушкины сказки». Они создавались от случая к случаю не
предназначались для опубликования – они сочинялись и
рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда
было засыпать по ночам. Впоследствии комуто из друзей пришла в
голову мысль издать их. В отличие от сказок природы этот цикл
можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как
педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в
жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – это
своеобразный урок, лишённый примитивной однозначности, модель
поведения слабого существа в большом мире
Дмитренко София
В центре «Алёнушкиных сказок» – животные, рыбы, насекомые,
куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство
МаминаСибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи – в
предельно лаконичной форме дать детям представление о законах
человеческого бытия. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у
современников получил название «мамин слог».
. Если пожелаете, вы сможете прочитать другие сказки: «Серая
шейка», «Сказочка про козявочку», «Сказка про Комара Комаровича
– длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
Рассматривают выставку
книг данного писателя.
Сопровождают слова
учителя соответствующими
действиями
Выполняют
физкультминутку
согласно
инструкции
учителя 2. Прослушивание
аудиозаписи текста
– Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку. ( Слушают до слов:
«Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».)
– Как вы думаете, что же будет дальше?
Внимательно слушают.
– Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше.
V. Первичное закрепление.
1.Беседа по содержанию
сказки.
– Оправдались ли наши предположения?
– Понравилась вам сказка? Чем?
– Каким изображен заяц в начале сказки?
– Проследите, как поразному называет писатель зайца?
– Как вы понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так
говорят?
Расставить события на иллюстрациях в том порядке, в котором они
происходят в сказке.
2. Восстановление
последовательности событий
3. Выборочное чтение.
Найти в сказке и прочитать описание к каждой иллюстрации.
Высказывают
предположения.
Прослушивают запись до
конца.
– Сказка понравилась
Она веселая, интересная. В
ней много смешных
моментов.
– Родился зайчик в лесу и
все боялся. Треснет где
нибудь сучок, вспорхнет
птица, упадет с дерева ком
снега – у зайчика душа в
пятки.
– Смешной, глупый,
несчастный, бесстрашный,
храбрый.
– Это значит, он очень
сильно испугался. Когда
сильно пугаешься, бывает
такое состояние, как будто
сердце кудато в ноги
«уходит».
Располагают иллюстрации в
нужном порядке.
Читают отрывки.
Познавательные:
определяют
основную идею
произведения,
выявляют
отношение автора
к описываемым
событиям и
героям
произведения.
Личностные:
анализируют,
осознанно строят
речевые
высказывания
Регулятивные:
осознают смысл
и назначение
позитивных
установок на
успешную
работу, читают с
целью чтения.
Определяют совместно
Коммуникативны 4.Словарная работа
– Мы поработали над текстом. Скажите, есть ли в тексте слова или
выражения, которые вам были непонятны. Прочитаем и объясним
значение слов. Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
Отведавшие – отведавшие (попробовавшие).
Побывавшие – побывавшие (посетившие).
Расхрабрившийся – расхрабрившийся.
Разыгравшимся – разыгравшимся.
Приободрился – приободрился (стал бодрым, почувствовал себя
бодрее).
– Прочитайте и объясните смысл фразеологических оборотов:
Задал стрекача – быстро бежал.
Выскочить из кожи – очень стараться.
Выбился из сил – очень устал.
Гонится по пятам – догоняет. –
Какие фразеологические обороты вам известны, где встречаются
слова «волк» и «заяц»?
– Как вы понимаете выражения:
волк в овечьей шкуре; волком смотреть; заячья душа; петлять как
заяц?
с учителем толкование
слов.
Объясняют смысл
фразеологических
оборотов. – Проголодаться
как волк, волком выть,
погнаться за двумя
зайцами.
е: озвучивают
презентацию с
опорой на слайды.
Познавательные:
замечают в
литературной
сказке
фразеологическ
ие обороты,
объясняют их
смысл.
Объясняют смысл
фразеологических
оборотов
VI. Самостоятельная работа с
проверкой по эталону
Работа по карточкам
1. Найдите слова, которые описывают:
1 вариант Действия зайца:
Крикнул на весь лес;
расхрабрился; взобрался на
пенёк; уселся на задние
лапки; увидел волка;
подпрыгнул кверху; упал
со страху; перевернулся;
задал стрекоча; бежал;
выбился из сил; замертво
свалился; вылез;
встряхнулся; начал верить,
Регулятивные:осу
ществляют
контроль,
волевую
саморегуляцию
при
возникновении
затруднений.
Коммуникативны 2 вариант Действия волка:
Работа с пословицами.
Замените выражение пословицей к сказке.
Побегает, поймает добычу
будет сыт
Это значит, что заяц всего
боится, даже листочка с
дерева, когда он
шевелится
Заяц от листа, а лягушка от
зайца бежит
“Волка ноги кормят”.
Работа в группе
1.Определите, какому животному подходят данные эпитеты?
Хитрый как… Трусливый как… Голодный как… Неуклюжий как…
Трудолюбивый как… Медлительный как… Упрямый как…
Изворотливый как… Болтливый как… Молчаливый как…
2. Найдите в словаре синонимы к слову «храбрый».
VI Включение в систему знаний
и повторений (78 минут)
что никого не боится.
Ходил; проголодался;
подумал; слышит;
остановился; понюхал
воздух; начал
подкрадываться; близко
подошёл; начал
выглядывать; бежал в
другую сторону; ему
показалось; убежал).
По слайду проверяют свои
ответы. Самостоятельно
оценивают свою работу.
«!» выполнены все
задания верно
«+» 1 задания выполнено
верно
«» все задания
выполнены неверно
Называют эпитеты.
По слайду происходит
проверка ответов учащихся
VII Домашнее задание
Стр. 183 187
Подготовить пересказ от имени зайца.
Внимательно слушают,
задают уточняющие
е: выражают
свои мысли с
достаточной
полнотой и
точностью;
используют
критерии для
обоснования
своего
суждения.
Личностные:
осуществляют
смыслообразова
ние
Коммуникативны
е: соблюдают
правила
взаимодействия в
группе
(распределение
обязанностей,
составление плана
совместных
действий, умение
договориться о
совместных
действиях) .
Регулятивные: вопросы
VIII Итог урока.
Рефлексия .
– Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго
зайца и рассказал её Алёнушке?
– В чём мудрость этой сказки?
– Что же на уроке тебя удивило?
– Какой урок ты взял из этой сказки?
– Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.
– Что нового и интересного узнали?
Кто доволен свое работай поднимите солнышко, кто не доволен
своей работой на уроке поднимите тучку.
– Эту сказку он придумал
для больной дочери, чтобы
она не грустила и верила в
свои силы.
– Не надо бояться никаких
трудностей.
Осуществляют самоанализ
учебной деятельности
принимают
и сохраняют
учебные задачи
Познавательные:
ориентируются
в своей системе
знаний.
Регулятивные:оце
нивают
собственную
деятельность
на уроке..
Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.