Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»
Оценка 4.8

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
12.02.2017
Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»
Урок рассчитан для 3 класса. Урок разработан согласно требованием ФГОС. В уроке прослеживается связь с другими предметами:русским языком и окружающим миром. Используются различные формы работ: индивидуальная, парная, групповая. Для проверки работ используются разные способы: взаимопроверка, фронтальная проверка, проверка с образца. Проводится словарная работа и работа с фразеологизмами, пословицами.
открытый урок храбрый заяц.docx
Щека Татьяна Григорьевна, учитель 3­а класса МБОУ СОШ № 18 Предмет: литературное чтение Урок № 63 Тема урока: Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…» Тип урока: урок открытия нового знания Д е я т е л ь н о с т н а я   ц е л ь : способствовать формированию понятия «литературная сказка»; обучения работе с повествовательным текстом (определение темы,  главной мысли, основного содержания произведения; характеристика героев сказки;  О б р а з о в а т е л ь н а я   ц е л ь : познакомятся с авторской сказкой Д. Н. Мамина­Сибиряка; научатся  выделять главную мысль произведения под руководством  учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков;  Формирование УУД: Познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки) авторской сказки,  её основных особенностей; понимают главную мысль; дают характеристику героям произведения; осуществляют поиск необходимой информации в книге;  самостоятельно и целенаправленно выбирают книги; находят книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога. Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.). Коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение  договориться о совместных действиях) . Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников. Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, карточки  – цепь питания, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка, иллюстрации к  сказке, индивидуальные карточки, карточки для работы в группе, карточки для работы в паре, изображения зайца и волка, солнышко и тучка у каждого ученика,  портреты А.С Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, Д.Н. Мамина  ­ Сибиряка. Этап урока I. Организационный момент (1­2 минуты) Х о д   у р о к а Действия учителя Деятельность обучающихся УУД     Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.  Психологически и эмоционально настраивает на предстоящую  работу на уроке:   – Для чего вы пришли на урок? Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно,                                         Работаем старательно.  ­ А теперь тихонько сели    Никого мы не задели. Почему важно начинать работать с хорошим настроением? Показывают готовность  к уроку  Приветствуют учителя.  Психологически  настраиваются на  предстоящую работу на  уроке Личностные:  владеют  навыками  психоло­ гической  подготовки к  уроку,  организации  рабочего места,  вежливого  общения II. Актуализация знаний (4­5 минут) •  Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. – Прочитайте скороговорку по слогам. Выполняют речевую  зарядку. Отвечают на  Познавательные: осуществляют 1.Речевая разминка. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте скороговоркой 3 раза. вопросы учителя по  речевой разминке 2. Работа в паре  1.Соедините название произведения и автора. Задание детям дается на карточках; пара, выполнившая задание,  поднимает соединенные руки Г.Х.Андерсен   Русская народная сказка А. С.  Пушкин Ш. Перро  «Кот в сапогах». «Принцесса на горошине». Алёнушкины сказки. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Находят соответствия,  соединяют стрелочкой,  работают дружно в паре.  Сверяют свой ответ с  эталоном . Д.Н. Мамин ­ Сибиряк Проверка по слайду – Что общего в этих произведениях? К какому жанру относятся? – Какая сказка «лишняя»?  «Сказка о рыбаке и рыбке». – Как называются остальные?  На доске заполняется схема                                          Сказки Русские народные                                          Авторские Прочитайте  загадки, отгадайте , о ком  идёт речь. (Загадки в пословицах и поговорках на доске) Как его ни корми, он всё в лес смотрит. (волк) За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц) ­Что вы знаете про зайца?  III Постановка учебной  задачи. ( 4­5 минут) логические  действия. Владеют  навыками  быстрого и  четкого чтения. осмысливают  литературоведчес кие понятия  (литературная  сказка, герой,  структура сказки) авторской сказки, её основных  особенностей; Коммуникативны е: соблюдают  правила  взаимодействия в  паре. Отвечают на вопросы  учителя. ­Сказки ­ Русская народная сказка ­ Авторские Делают вывод. Читают загадки жужжащим чтением. Читают загадки  выразительно в паре, дают  отгадки. ­ Животное,  млекопитающееся,  травоядное. У него  большие уши, короткий  хвост, зимой беленький, а  летом серенький, грызет у  Регулятивные: выделяют  существенную  информацию, ориентируются в учебнике;  контролируют  учебные  действия;  осознают  правило  контроля и ­ Что вы знаете о волке? ­ Давайте вспомним урок окружающего мира. Как связаны Между  собой заяц и волк?     ­ Составьте цепь питания.   ­ Как зайцу удаётся выжить в природе?  ­ Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать?  ­ Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.  ­ Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям?  Выскажите свои предположения.   Чему будем учиться на уроке?  стволов кору, никого не  обижает, а сам всех боится. ­Животное,  млекопитающееся, хищник. ­Они связаны цепью  питания. ­ Дерево ­ Заяц ­Волк ( На доске выкладывают  цепь из карточек)  ­ От врагов он спасается  бегством.. ­ О зайце ­Будем читать Сказку про  храброго зайца Дмитрия  Наркисовича Мамина­ Сибиряка Высказывают своё  предположение. ­ Будем учиться оценивать  поступки героев. IV. Открытие новых знаний. 1.Знакомство с творчеством  автора. 1. На доске портреты знакомых писателей.   А.С. Пушкина, Л.Н.  Толстого ,И.А. Крылова, Д.Н. Мамина  ­ Сибиряка. ­  Найдите портрет  Д.Н. Мамина  ­ Сибиряка. Находят портрет Д.Н.  Мамина  ­ Сибиряка.  Доказывают свой выбор. ­ Что знаете об этом писателе? 2. Сообщение  подготовленных учеников о биографии  Д. Н. Мамина  –Сибиряка Зинченко Илья Известный русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин (Мамин­ Сибиряк – это псевдоним) родился в Сибири, на Урале, в семье  священнослужителя. В доме было много книг, и любовь к чтению  зародилась еще в раннем детстве. За свою жизнь Д. Мамин­Сибиряк  Отвечают на вопрос  учителя. Слушают рассказ  подготовленных учеников о писателе. успешно  используют его  в решении  учебной задачи. Познавательные:  прогнозируют  содержание  раздела Личностные: выполняют  задания,  формулируют  свои вопросы и  задания для  одноклассников Личностные: адекватно  воспринимают  информацию,  полученную из  рассказа заранее  подготовленного  ученика. написал более 150 произведений для  детей.    Гарнушечкина Алина Одно   из   самых   известных   его   произведений   –   сборник «Аленушкины   сказки».   Они   создавались    от   случая   к   случаю   не предназначались   для   опубликования   –   они   сочинялись   и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии кому­то из друзей пришла в голову  мысль  издать   их.  В  отличие  от  сказок   природы  этот  цикл можно   назвать   сказками   жизни,   так   как   задумывались   они   как педагогические   заповеди   ребёнку,   которому   необходимо   быть   в жизни стойким, независимым  и самоценным.  Каждая сказка – это своеобразный урок, лишённый примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире Дмитренко София В центре «Алёнушкиных сказок» – животные, рыбы, насекомые, куклы,   а   вот   человек   в   них   почти   не   появляется.   Мастерство Мамина­Сибиряка   проявилось   в   решении   сложнейшей   задачи   –   в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого  бытия. Не случайно  язык «Алёнушкиных  сказок» у современников получил название «мамин слог». . Если пожелаете, вы сможете прочитать другие сказки: «Серая  шейка», «Сказочка про козявочку», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост. Физкультминутка Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, На опушке зайка ждёт. Зайка прыгал под кустом, Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс. Там послушаем рассказ. Рассматривают выставку  книг данного писателя. Сопровождают слова  учителя соответствующими действиями Выполняют  физкультминутку  согласно  инструкции  учителя 2. Прослушивание   аудиозаписи текста – Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку. ( Слушают  до слов:  «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».) – Как вы думаете, что же будет дальше?  Внимательно слушают. – Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. V. Первичное закрепление. 1.Беседа по содержанию  сказки. – Оправдались ли наши предположения? – Понравилась вам сказка? Чем?  – Каким изображен заяц в начале сказки? – Проследите, как по­разному называет писатель зайца?  – Как вы понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так  говорят? Расставить события на иллюстрациях в том порядке, в котором они  происходят в сказке. 2. Восстановление  последовательности событий 3. Выборочное чтение. Найти в сказке и прочитать описание к каждой иллюстрации. Высказывают  предположения. Прослушивают запись до  конца. – Сказка понравилась  Она веселая, интересная. В ней много смешных  моментов. – Родился зайчик в лесу и  все боялся. Треснет где­ нибудь сучок, вспорхнет  птица, упадет с дерева ком  снега – у зайчика душа в  пятки. – Смешной, глупый,  несчастный, бесстрашный,  храбрый. – Это значит, он очень  сильно испугался. Когда  сильно пугаешься, бывает  такое состояние, как будто  сердце куда­то в ноги  «уходит». Располагают иллюстрации в нужном порядке. Читают отрывки.  Познавательные:  определяют  основную идею  произведения,  выявляют  отношение автора к описываемым  событиям и  героям  произведения. Личностные:  анализируют,  осознанно строят  речевые  высказывания Регулятивные: осознают смысл  и назначение  позитивных  установок на  успешную  работу, читают с целью чтения. Определяют совместно  Коммуникативны 4.Словарная работа – Мы поработали над текстом. Скажите, есть ли в тексте слова или  выражения, которые вам были непонятны. Прочитаем и объясним  значение слов. Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами: От­ве­дав­ши­е – отведавшие (попробовавшие).  По­бы­вав­ши­е – побывавшие (посетившие). Рас­храб­рив­ший­ся – расхрабрившийся.  Ра­зыг­рав­шим­ся – разыгравшимся. При­о­бод­рил­ся – приободрился (стал бодрым, почувствовал себя  бодрее). – Прочитайте и объясните смысл фразеологических оборотов: Задал стрекача – быстро бежал. Выскочить из кожи – очень стараться. Выбился из сил – очень устал. Гонится по пятам – догоняет. –  Какие фразеологические обороты вам известны, где встречаются  слова «волк» и «заяц»? – Как вы понимаете выражения:  волк в овечьей шкуре; волком смотреть; заячья душа; петлять как  заяц? с учителем толкование  слов. Объясняют смысл  фразеологических  оборотов. – Проголодаться  как волк, волком выть,  погнаться за двумя  зайцами. е: озвучивают  презентацию с  опорой на слайды. Познавательные: замечают в  литературной  сказке  фразеологическ ие обороты,  объясняют их  смысл. Объясняют смысл  фразеологических  оборотов VI. Самостоятельная  работа с проверкой по эталону Работа по карточкам 1. Найдите слова, которые описывают: 1 вариант ­ Действия зайца:  ­Крикнул на весь лес;  расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние  лапки; увидел волка;  подпрыгнул кверху; упал  со страху; перевернулся;  задал стрекоча; бежал;  выбился из сил; замертво  свалился; вылез;  встряхнулся; начал верить,  Регулятивные:осу ществляют  контроль,  волевую  саморегуляцию  при  возникновении  затруднений. Коммуникативны 2 вариант ­ Действия волка:  Работа с пословицами. ­ Замените выражение пословицей к сказке. Побегает, поймает добычу  ­ будет сыт  Это значит, что заяц всего  боится, даже листочка с  дерева, когда он  шевелится ­ Заяц от листа, а лягушка от  зайца бежит ­ “Волка ноги кормят”. Работа в  группе 1.Определите, какому животному подходят данные эпитеты? Хитрый как… Трусливый как… Голодный как… Неуклюжий как… Трудолюбивый как… Медлительный как… Упрямый как…  Изворотливый как… Болтливый как… Молчаливый как… 2. Найдите в словаре синонимы к слову «храбрый». VI Включение в систему знаний  и повторений (7­8 минут) что никого не боится. Ходил; проголодался;  подумал; слышит;  остановился; понюхал  воздух; начал  подкрадываться; близко  подошёл; начал  выглядывать; бежал в  другую сторону; ему  показалось; убежал). По слайду проверяют свои  ответы. Самостоятельно  оценивают свою работу. «!» ­ выполнены все  задания верно «+» ­ 1 задания выполнено  верно «­» ­ все задания  выполнены неверно Называют эпитеты. По слайду происходит  проверка ответов учащихся VII Домашнее  задание Стр.  183 ­ 187 Подготовить пересказ от имени зайца.  Внимательно слушают,  задают уточняющие  е: выражают  свои мысли с  достаточной  полнотой и  точностью;  используют  критерии для  обоснования  своего  суждения. Личностные:  осуществляют  смыслообразова ние Коммуникативны е: соблюдают  правила  взаимодействия в  группе  (распределение  обязанностей,  составление плана совместных  действий, умение  договориться о  совместных  действиях) . Регулятивные: вопросы VIII Итог урока. Рефлексия . – Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго  зайца и рассказал её Алёнушке? – В чём мудрость этой сказки? – Что же на уроке тебя удивило? – Какой урок ты взял из этой сказки? – Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте. – Что нового и интересного узнали? Кто доволен свое работай поднимите солнышко, кто  не доволен  своей работой на уроке поднимите тучку. – Эту сказку он придумал  для больной дочери, чтобы  она не грустила и верила в  свои силы. – Не надо бояться никаких  трудностей. Осуществляют самоанализ  учебной деятельности принимают  и сохраняют  учебные задачи Познавательные:  ориентируются  в своей системе  знаний. Регулятивные:оце нивают  собственную  деятельность  на уроке..

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца…»

Урок литературного чтения по теме:  Д.Н. Мамин – Сибиряк  « Сказка про храброго зайца…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017