Урок литературного чтения в 1 классе
Оценка 4.7

Урок литературного чтения в 1 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
08.04.2019
Урок литературного чтения в 1 классе
данная разработка поможет учителям познакомить детей с произведением Ю. Ермолаева «Лучший друг. • Совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения целыми словами. • Формировать умение анализировать поступки героев. • Способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к людям. • Развивать речевые умения, память, мышление, творческие способности. • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Урок литературного чтения 1 класс Ю Ермолаев Лучший друг.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» имени Н.Ш.Казиахмедова городского округа «город Дербент» Республики Дагестан Ю. Ермолаев «Лучший друг» Урок литературного чтения в  1 классе учителя начальных классов­  высшей квалификационной категории   Алирзаевой Земфиры Курбановны и   тексты, название прозаические произведений Тема: Ю. Ермолаев «Лучший друг» Цель урока: • Познакомить детей с произведением Ю. Ермолаева «Лучший друг. • Совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения целыми словами. • Формировать умение анализировать поступки героев. • Способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к людям. •   Развивать   речевые   умения,   память,   мышление,   творческие   способности. • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Задачи: •   Определять   учебную   задачу   урока   и   планировать   выполнение   решений; •   Задумываться   о   том,   кого   можно   назвать   другом,   что   такое   настоящая   дружба; Планируемые результаты: Предметные • Определять   и   находить   нужную   главу   в   содержании   учебника; •  Указывать авторов; интонацию; •  Читать •  Пересказывать по составленному плану.   Метапредметные • Определять • Сравнивать произведения (по теме, по главной мысли, по содержанию).     Личностные • Проявлять   интерес   к   чтению   произведений   о   дружбе   и   друзьях; • Размышлять над тем, что такое дружба, кого мы называем лучшим другом. Межпредметные связи: Окружающий мир. Тема «Друг. Одноклассники». Ход урока. I. Мотивация к учебной деятельности.  ­Посмотрите на доску, вы, конечно, уже прочитали, что здесь написано: ­ Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема. Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку. Слайд  (Звучит музыка, рассказывается сказка.) Жила­была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: ­   Помоги   мне,   дедушка,   выбрать   подружку,   чтобы   я   могла   дружить   с   ней   всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: ­ Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…   и   планировать учебную   задачу соблюдая   её   выполнение; их Утром,  когда   алое  солнце  осветило  землю,  пришла   Любовь   в  условленное  место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. ­ Вот выбирай, ­ сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба. ­ Они все прекрасны, ­ сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… ­ Твоя правда. – ответил волшебник, ­ они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. ­ Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей). Слайд ­ Итак, тема нашего классного часа “Дружба – чудесное слово” ­ Какое прекрасное слово – “дружба”! Слайд  ­ О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты   и   писатели,   учёные   и   философы,   крестьяне   и   дворяне.   Например,   философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. ­ Как вы думаете, о ком можно так сказать? Слайд Звучит  песня  «Когда  мои  друзья  со  мной»,  сл.  М. Пляцковского, муз. В.  Шаинского.                     Если с другом вышел в путь (2 раза),                    Веселей дорога!                     Без друзей меня – чуть­чуть (2 раза),                     А с друзьями много. Что мне снег, что мне зной,  Что мне дождик проливной,   Когда мои друзья со мной! (2 раза.)                     Там, где трудно одному (2 раза),                     Справлюсь вместе с вами!                     Где чего­то не пойму (2 раза) –                     Разберём с друзьями.                     На медведя я, друзья (2 раза),                     Выйду без испуга,                     Если с другом буду я (2 раза),                     А медведь – без друга! – О ком эта песня? Слайд  – Прочитайте название нового раздела. Вы, конечно, догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о …… II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. ­ Кто такие друзья? ­ Кто может быть другом? ­ Каким должен быть твой друг? ­ А ты должен быть таким или это твой друг только таким должен быть? ­Итак, вы высказали интересные суждения о том, кто такие друзья, какие они должны быть, а теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока:   я хочу узнать …(кто такие друзья), какими….(должны быть друзья), являюсь ли я кому­то…(другом). Работа в групах. (Слайд) ­ Мы услышали много мнений о значении слова«Дружба», а теперь давайте поработаем в группах:  1 группа: работает со словарём С. И. Ожегова и найдёт, как трактуется слово «дружба»  (Дружба­ это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,  привязанности, общности интересов. По т.словарю С.И. Ожегова.)  2 группа: подберёт однокоренные слова 3 группа:  подберёт по смыслу подходящие слова(слова напечатаны на карточках: крепкая, лживая, настоящая, сильная, верная, долгая,  кратковременная,)  4 группа: соберёт пословицу из рассыпанных слов.  Проверка. ­ Какие пословицы о дружбе ещё вы знаете? (Дети называют пословицы)(Слайд III.Физкультминутка  Слайд.  IV. Первичное восприятие текста РАДУГА  (минутка для глаз) ­ Приготовьтесь к слушанию. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг». 1. ПЕРВИЧНОЕ   ЧТЕНИЕ   ЧАСТИ   ТЕКСТА   УЧИТЕЛЕМ,   ДЕТИ   ЗАКРЫТЫМИ КНИГАМИ     С Слайд. ­А вы бы рассердились? Согласны ли вы с Колей, что нельзя брать чужие   вещи без разрешения? Кто согласен, поднимите руку… ­Как бы вы поступили в такой ситуации? ­Как Коля намеревался поступить с Вовой? ­ Что может произойти, как думаете? 2.   ДЕТИ   СЛУШАЮТ,   ПРИДУМЫВАЮТ   свой   финал   и   название   к   своей истории.  3.   Выявление   места   и   причины   затруднения   и  построение   проекта   выхода   из затруднения ­ Точно из вас кто­то сможет сказать, что было дальше? ­ Проблема! ­  Вам интересно узнать, что было дальше?  ­ Откуда можно добыть такую информацию? Для этого нужно вам прочитать этот рассказ самим. Открывайте учебник с.31, читайте Слайд 4.  Реализация  построенного проекта. – Как называется произведение? ­ Как вы считаете ­ это сказка или рассказ  и почему? – Кто автор этого рассказа? Слайд ­ О ком это произведение? ­ Как зовут героев рассказа? ­ Можно ли сказать, что ребята умеют дружить? V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ­ Прежде чем мы начнём вместе читать рассказ, проведём маленькую тренировку: СлайдПодготовительная работа к чтению рассказа – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:                     о­ста­вил – оставил                     ка­та­ет­ся – катается                    рас­сер­дил­ся – рассердился                     от­луп­лю – отлуплю                     под­ско­чил – подскочил                     зна­комь­ся – знакомься                     сму­тил­ся – смутился свой     что     со         автор побоялся,   велосипед   назвал     «Лучший   рассказ   друг»? словарем произведения. Работа ­ Как вы понимаете смысл слов: смутился , отлуплю ?  VI. Повторение. ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ Анализ ­ Почему рассердился Коля? – Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля. – Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок. ­ А как Вова назвал Колю? – Как вы считаете, почему Коля смутился и разжал, когда Вова назвал его лучшим другом? ­ Выберите ответ:  а) испугался б) понял, что нельзя быть жадным, нельзя сердиться на друзей в) отберут ­Что вы можете сказать о поступке Вовы? Повлиял ли он на Колю? ­Почему VII. ФИЗМИНУТКА VIII. 1.Игра «Кто больше?» (знает пословиц о дружбе) «Друг – ценный клад, недругу никто не рад»; «Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться»; «Добро потеряешь – опять наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь»; «С хорошим другом ­ горы свернёшь, с плохим – горя хлебнёшь»; «Друзья познаются в беде»; «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». 2.Игра «Собери   (Проводится по рядам) 1 ряд. «Друзья познаются в беде» 2 ряд. «Выручай товарища в беде» 3 ряд. «Умей дружбой дорожить» (выставить пословицы на доску на магниты) 3.РАБОТА В ГРУППАХ «РОМАШКА»  ( выбрать выражения на лепестках) Уважать друг друга.  Прощать друг друга. Быть добрыми и верными. Заботиться и помогать друг другу.  Быть терпеливыми. Быть внимательными. Уметь радоваться успехам друга. Обзываться друг на друга. Ссориться друг с другом. Ябедничать. Сплетничать. Обижать друг друга. Обманывать друг друга. пословицу». Драться друг с другом. Смеяться над неудачами друга. Злиться друг на друга. Жадничать. Грубить друг другу. Завидовать. ПРОВЕРКА ­Вот какие замечательные ромашки у вас выросли!   ­ Что делать строго запрещается друзьям?  ­ Молодцы!  ­ Будем жить по этим правилам?  ­Я надеюсь, что вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь своих друзей ,стараться не обижать их и не сердиться сами .   4. МУЛЬТФИЛЬМ «ДРУЖБА» ­ Почему мультфильм называется «Дружба»? IX. Рефлексия учебной деятельности. ­Что значит учиться? ­Сегодня вы узнали что­то новое? ­Как вы думаете, зачем нужно солнышко? ­ Что­то не так с нашим солнышком, не так ли? (нет лучиков) 1.Работа в микрогруппах. ­ У вас на столах лежат карточки, прочитайте на них слова. Прочтите что написано на доске. Друзья должны быть: … Друзья не должны быть: … ­ Посовещайтесь с товарищем по парте, в какой столбик необходимо поместить слово, которое у вас на карточке. ­ Чтобы стать настоящими друзьями. Необходимо обладать качествами, которые мы видим в первом столбике. 2.Самоанализ   Учитель: У каждой группы на столе лежат 5 ладошек. ­ Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, пять самых важных   слов,   которыми   можно   охарактеризовать   настоящего   друга.   (на   каждой ладошке одно качество). Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей. Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы. Учитель: Итак, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить? На доске:  добрый, вежливый, честный, щедрый,  сильный, внимательный, заботливый,  преданный, умеющий хранить секреты,  отзывчивый, трусливый, жадный,  хорошо учится, любезный, терпеливый,  льстивый, богатый, доверчивый, веселый,  ленивый, строгий, общительный,  бескорыстный, трудолюбивый прочитают стихи о настоящем друге. Слайд  Настоящий   друг   лучше,   чем   кто­либо   другой,   поймет   ваше   настроение,   ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь. ­ Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом?(Мама) Мама­ самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в беде.  3.Работа в группах Обсуждение рассказа. (у каждой группы на столе рассказ) Жили   две   неразлучные   подружки.   Обе   они   походили   друг   на   друга.   Обеих   мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки. ­ Мы во всём, во всём одинаковые, ­ с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: ­   Я   получила   по   математике   пять,   а   Вера   только   тройку.   Мы   стали   уже   не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: ­ Да, ты стала хуже… ­ Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! ­   Тройку   получила   Вера,   но   она   получила   её,   потому   что   на   днях   болела.   А   ты обрадовалась, а это значительно хуже! ВОПРОСЫ: За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Как ей надо было поступить? Учитель: У меня нет друзей, потому что они дразнятся .Я обижаюсь, плачу, злюсь, когда меня дразнят, слышу я от ребят нашего класса. ­ Ребята, приятно будет человеку, когда его дразнят? Почему? Задание:  Напишите   на   лепестках   ромашки   слова­   качества   или   слова­действия, которые мешают дружно жить в коллективе. Слова: жадность, ябедничество, глупость, воровство, капризность, задиристость, ложь, … (Все лепестки прикрепляются на доску в одну большую ромашку) Учитель:  Итак,   вы   написали   отрицательные   черты   характера,   которые   никому   не нравятся   и   осуждаются   в   обществе.   Иногда   человека   дразнят   из­за   недостатков, которые от него не зависят. Физические недостатки, внешность не очень приятная… Обидно человеку тогда? Слайд  4.Стихотворение “Давай мириться” Чем Лучше Будем Песни дразниться, мириться! улыбаться, танцевать, ругаться   вместе   тобой   нам     с     петь     и и в уже все                   в             И   мне       озере зимой   ссоре солнце тобой   просто       в с           ты       Ты                 скучно снежки мне все       лепить, коньках купаться мириться нам двоих проблемы   делить и друг! друг! забудем   согреть стать нам кататься, играть, конфеты, секреты. жить, улыбалось, старалось, добрей скорей! сердиться, вокруг! Летом И клубнику собирать. На Баб На Все Очень Потому давай дружить! Чтобы   Нас Нужно И Хватит Веселятся Поскорей давай мириться: ­ ­ Мы обиды И дружить, как прежде, будем! ­ Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе. ­   Можно   ли   коллектив   нашего   класса   назвать   дружным?   Если   вы   считаете   так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки. ­ Каких карточек больше? ­ На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна) Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил. Слайд  Составление “Правил дружбы”. ­ Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь   попробуйте   сформулировать   “Правила   дружбы”,   которые   помогут   вам построить отношения с вашим другом. 5.Правила Друзей. (Памятка)  Помогай другу: если умеешь что­то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.. Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.  Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем­то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него. Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не   зазнавайся,   если   у   тебя   что­то   хорошо   получается;   не   завидуй   друзьям   –   надо радоваться   их   успехам;   если   поступил   плохо,   не   стесняйся   в   этом   признаться   и исправиться. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят. Если   вы   будете   соблюдать   эти   правила,   будете   радоваться   успехам   других   людей, будете   не   стесняться   признавать   свои   ошибки,   то   я   уверена,   что   вы   найдёте   себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Ребята читают стихи о дружбе. Слайд 6.Поют песню “Дружба” (клип) Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься? Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки. Подарите   сердечки   своему   лучшему   другу   в   классе;   тому,   с   кем   хотели   бы подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться. Слайд  X.Подведение итогов (рефлексия) ­   Наш   сегодняшний   день   о   дружбе   закончен.   Наш   класс   –   это   маленькая   семья. Хотелось   бы,   чтобы   в   нашей   семье   всегда   царили   доброта,   уважение,   любовь, взаимопонимание. ­ Перед вами шкала. Если вы очень хорошо усвоили тему нашегоурока, то поместите жетон сверху. Если не очень, то посередине, а если совсем не усвоили, то внизу. Анализ ситуаций Дополнительный материал Работа в группах.  Ситуация1. Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке,   в школьнойстоловой, на улице. Олег и   Миша были друзьями уже три года. Вместе онипосещали научное общество учащихся и  были  отличниками. Однажды, когдапроходила  городская  олимпиада  по математике, участниками  которой былиоба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им ипоздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясьна то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом. (Слайд) Вопросы для обсуждения:  1.  Что случилось с Мишей?  2.  Почему он повел себя так?  3.  А как бы вы повели себя в такой ситуации?  4.  Были ли в вашей жизни подобные ситуации?  5.  Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой? (Слайд) Ситуация2.  Сашу пригласил его любимый друг Иван на день рождения. Саша оченьобрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен   быть   самый   лучший,   самый   дорогой.   А   мама   утромговорила,   что   денег   до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Можетбыть, совсем не пойти, раз нет подарка? (Слайд) Вывод: Дружба дороже подарка.   Работа в паре:  ­ Что же в дружбе самое главное?  ­ Обозначьте в порядке значимости для вас следующие высказывания:  а) давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания;  б) защищать друг друга от обидчиков;  в) придумывать вместе интересные игры;  г) уметь посочувствовать, поддержать, утешить;  д) угощать друг друга сладостями;  е) уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятная;  ж) уметь уступать друг другу;  з) уметь слушать друг друга и понимать;  и) не сориться друг с другом по пустякам;  к) искренне радоваться успехам друг друга. (Слайд №9)  Проверка работы в группах.  IX. Рефлексия:  ­О чем говорили на уроке? Что такое дружба?  ­ Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?  ­ Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, Итог урока: ­ Что полезного для себя вы взяли с этого занятия? ­ Что вам понравилось больше всего? Слайд. Викторина “Кто с кем дружит?” 1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина) 3. Смешной мишка Винни­Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон) – Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей. Показ книг с рекомендацией прочитать их Л. Воронкова “Солнечный денек” (“Подружки идут в школу”). А. Гайдар “Тимур и его команда”. В. Драгунский “Друг детства”, “Денискины рассказы”. Л. Кассиль “Дорогие мои мальчишки”. Н. Носов “Витя Малеев в школе и дома”. В. Осеева “Три товарища”, “Дождь”, “Васек Трубачев и его товарищи”. Приложение, 7­й слайд. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия – С чего начинается дружба? Звучит песня “Улыбка” (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). …   Начинается Ну а дружба начинается с улыбки. Мимическая гимнастика – Улыбнитесь друг другу. ручейка река, голубого     С –  Примите  такое   выражение  лица,  какое  должно  быть   у  дружелюбно  настроенного человека. – А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека? – Могут ли руки помочь подружиться? – Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми) – Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019