Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"
Оценка 4.6

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
07.02.2019
Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : А.П.Гайдар « Совесть» Цель урока – формирование читательской компетенции младшего школьника. Задачи: 1.Развивающие : - развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений; 2. Воспитывающие: - воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, добросовестности; 3. Образовательные: - создать условия для работы над понятием « совесть» при работе с художественным текстом. Метапредметные : Регулятивные УУД. - учиться высказывать своё предположение; - учиться работать по предложенному учителем плану; Познавательные УУД. - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать предположения, обсуждение проблемных вопросов, обосновывая свой выбор; - анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания; Представление о результате: Личностные: - развитие совести, как нравственного самосознания личности, способности формировать собственные нравственные обязательства; - осуществлять нравственный самоконтроль; - высказывать своё отношение к героям и их поступкам; Предметные: - воспринимать на слух текст в исполнении учителя; - размышлять о характере и поступках героя.
Cовесть.docx
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : А.П.Гайдар « Совесть» Цель урока – формирование читательской компетенции младшего школьника. Задачи: 1.Развивающие : - развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений; 2. Воспитывающие: - воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, добросовестности; 3. Образовательные: - создать условия для работы над понятием « совесть» при работе с художественным текстом. Метапредметные : Регулятивные УУД. - учиться высказывать своё предположение; - учиться работать по предложенному учителем плану; Познавательные УУД. - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; Коммуникативные УУД. -слушать и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать предположения, обсуждение проблемных вопросов, обосновывая свой выбор; - анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания; Представление о результате: Личностные: - развитие совести, как нравственного самосознания личности, способности формировать собственные нравственные обязательства; - осуществлять нравственный самоконтроль; - высказывать своё отношение к героям и их поступкам; Предметные: - воспринимать на слух текст в исполнении учителя; - размышлять о характере и поступках героя. Ход урока: 1. Речевая разминка 1. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук. Гудок - приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н-Н… - Шум ветра: В-В-В-В… Писк комара: З-З-З-З… - Жужжание пчелы : Ж-Ж-Ж-Ж.. Рычание собаки : Р-Р-Р-Р… - Чередовать звуки «ф» и «в» Ф! Ф! В! В! Ф! Ф! В! В!... 2.« Свеча»- ровный медленный выдох. - Глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха. - Представьте, что вам необходимо: - задуть свечи одну за одной на праздничном торте; - сдуть с варежки снежинку; - раздуть огонь в потухшем костре; - подуть на горячее молоко, сдувая пенку. 3. Произнести скороговорку - считалку; Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: ( сделайте в этом месте глубокий вдох и продолжите) Раз – Егорка, два - Егорка, три - Егорка и т.д. ( считайте, пока хватит набранного воздуха). 4. Прослушать предложение. Исправить ошибку. Девочка на дереве увидела белку. Она испугалась. Повар посолил суп солью. 5. У ребят на партах карточки с текстом. Учитель предлагает взять каждому шерстяную ниточку в руки и образовать круг. - Почему я решила вас связать ниточкой? - Ответы детей, после чтения про себя стихотворения. - Добрый день ! - тебе сказали, - Добрый день ! - ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты. - Можно ли сказать, что автор этого произведения хороший человек? Почему? - Если убрать из текста какую - то часть, то можно без неё обойтись? - Можно ли заменить любое слово другим, вдруг автор ошибся? - Что автор увидел глазами, а что почувствовал сердцем? Чтение стихотворения «дуэтом» ( 2 человека ), «трио» (3 человека), «квартетом» ( 4 человека). Подведение итога : -Ребята, вы ещё дети, но впереди вас ждёт много добрых дел. Ведь делать добро - здорово. Мысленно поместите всё доброе и хорошее настроение в своё сердце. 2. Формулировка темы и постановка задач урока Сейчас вы послушаете историю, которая очень меня тронула. - Это случилось много лет назад, когда мне было 6 лет и я ходила в детский сад. В нашей группе была необычная девочка по имени Саша. Она сильно отличалась от нас всех, обычных ребятишек. Она была очень маленького роста, большой головой, короткими ручками и такими же короткими ножками. Она развивалась нормально, была доброй, нежной, весёлой и обладала удивительной красоты глазами - огромными, синими, как небо. Маленькие дети - жестокие создания. Девочку они не любили. Играть и дружить с ней никто не хотел. Часто, несмотря на запреты воспитателей, её дразнили, обзывали, дёргали за волосы, толкали. Но почему – то Сашенька не плакала и не жаловалась взрослым, отходила куда – нибудь в уголок и тихо сидела в одиночестве. Во время прогулки на улице она всегда играла одна или подходила ко мне. Я не сказать чтобы дружила с ней, но я её жалела: от обидчиков не защищала, но и не гнала от себя. Мне она доверяла свои секреты, иногда мы играли вместе. Однажды зимой на прогулке мы лепили снеговика. Саша стояла в стороне, как всегда одна. Потом подошла ко мне, стала что –то говорить, наверное, просилась со мной поиграть. Я была очень занята и её не слушала. Ребята начали толкать Сашу, гнать прочь от себя. Она схватилась рукой за карман моего пальто. Другие дети тянули её, а она никак не хотела от меня отцепиться. Я попыталась убрать её руку, но она ухватилась за мой карман и второй рукой. Карман вдруг затрещал. И вот тогда я, никогда ни с кем не дравшаяся, сильно ударила Сашу кулаком по спине. Она недоумённо посмотрела на меня и, отцепившись от кармана, стала оседать на землю, прикрывая своими короткими ручками голову. Саша тихо плакала, как побитая собачонка. Дети смеялись, кидали в неё снегом. Я тоже смеялась вместе со всеми, хотя после того как я ударила её, сердце моё упало куда – то вниз, по телу побежали мурашки, закружилась голова. Саша тихонько встала, полными слёз и горя, и тихо ушла за угол здания. Она никому ничего не сказала. Вечером дома со мной случилась истерика, поднялась температура. Неделю я не ходила в садик. Больше Саша ко мне ни разу не подошла. Очень скоро их семья переехали. Больше я никогда её не видела. В моей жизни много было разных поступков, но этот я считаю самым гадким. Прошло уже 50 лет, но мне до сих пор хочется крикнуть, чтобы меня услышали « Сашка, прости меня пожалуйста!» После чтения пауза, чтобы дети сами решили заговорить. - Что скажете? ( дети делятся своими впечатлениями). - Почему она не может забыть этот поступок? ( ей было очень стыдно) Итог подводит учитель. - Чувство стыда испытывает наверное в жизни хоть раз каждый человек. Этот человек раскаивается в своём поступке, значит хочет исцелить свою душу. Её сердце кричит на весь мир, чтобы больше так никто никогда не поступал. - О чём мы сегодня будем читать? Давайте попробуем сформулировать тему урока нашего урока и пользуясь опорными словами поставить учебные задачи. Познакомиться ( портрет А.П.Гайдара) Прочитать ( книга А.П.Гайдара «Совесть») Проанализировать ( герои текста) 3. Работа по содержанию текста. Прочитайте , пожалуйста, высказывания: - грызёт совесть; - мучает совесть; - совесть спать не даёт; - совесть заговорила; а) Что общего в этих высказываниях? б) Объясните смысл этих высказываний. в) Ребята, а как вы понимаете , что такое совесть? -Учитель разъясняет понятие «совесть». Совесть - чувство стыда за свои поступки перед другими людьми. Это голос внутри нас, который говорит человеку, что хорошо, а что плохо. Он обязывает -нас делать добро и избегать от дурного. Разобраться в этом вопросе нам поможет художественное произведение – рассказ А.П.Гайдара « Совесть» Я хочу немного рассказать вам об этом писателе. Аркадий Петрович Гайдар – это оказывается это фамилия ненастоящая, а ПСЕВДОНИМ. А настоящая фамилия Голиков. Хорошим, чудесным человеком был. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям. Аркадий Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни в 14 лет ушёл добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет он уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. В 1941 году началась Великая Отечественная война и Гайдар ушёл на фронт военным корреспондентом. Он был ранен и уволен из армии. После этого он стал детским писателем. Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые читали ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. И вот наше время пришло открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. Прочитаем на доске слова и попробуем представить о чём пойдёт речь в рассказе « Совесть» Обманывать. Урок. Прогульщица. Плакал. Тяжело на сердце. - Ответы детей. а) Первичное чтение рассказа. Сейчас мы проверим ваши предположения. ( текст читает учитель) б) Беседа по первичному восприятию текста. - Какими красками вы бы нарисовали девочку вначале рассказа? ( у каждого ребёнка на парте «папка» с опорными словами. светлые тёмные лучистые радужные весёлые жизнерадостные яркие сочные мрачные грустные печальные блёклые унылые тусклые - Почему вы бы взяли именно такие краски? - Почему Нина решила не идти в школу? ( не выучила уроки ) - Дети всегда в таких случаях поступают? - Так почему Нина не пошла в школу? ( ей было стыдно и она боялась получить двойку) - Что значит Нина шла украдкой, пряталась от знакомых? ( понимала, что поступает плохо). - Ребята, я утверждаю, что малыша с букварём в руках, тоже нужно нарисовать мрачными, тёмными красками. - А какими бы красками это сделали бы вы? Почему? в) Вторичное чтение текста учащимися. Работа в группах. Дети делятся на группы по три человека и занимают места в классе около своих заданий. Дети обсуждают тестовые работы и выделяют правильные ответы. В какое время года происходят события, описанные в тексте? а) зима б) весна в) лето г) осень В каком классе учится малыш? а) в первом б) во втором в) в третьем г) в четвёртом Что значит слово болтается, объясняя его другим словом. а) ходит б) бродит в) слоняется г) путешествует Почему сердце девочки грызла беспощадная совесть? а) стыдно перед малышом б) стыдно перед собой в) слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы Подумай, к какому жанру мы отнесём данный рассказ? а) сказка б) басня в) рассказ г) былина Проверка работы. На слайде записаны правильные ответы, кроме одного . Ребята должны сами это заметить и объяснить свою точку зрения. а) осень б) во втором классе в) слоняется г) стыдно перед собой д) рассказ г) Выборочное чтение. - Зачитать эпизод, в котором говорится о том, знала ли Нина малыша? - Почему девочка не подняла связку книг и завтрак из –под куста? д) Работа над выразительностью. - Как Нина разговаривала с малышом? Прочитайте её слова и попытайтесь передать её интонацию. - Вам бы понравилось, если бы с вами так разговаривали? - А как отвечает ей малыш? Определить роли в диалоге детей и прочитать по ролям этот отрывок. - Найти слова, которые говорят нам о смене настроения девочки. - Чем можно объяснить перемену настроения Нины? -Что же тревожило девочку Нину? ( пробудившаяся совесть) - Какая из пословиц могла закончить этот рассказ? Слайд. 1. На обмане далеко не уедешь. 2. Совесть без зубов грызёт. 3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна. Рефлексия. На доске картинка солнышка. Три цвета лучиков. Жёлтый « Я всегда поступаю по совести» Розовый « После сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести» Сиреневый « Мне трудно иногда поступать по совести, но я буду стараться» Дети выбирают лучик и крепят на доске. Как сразу засияло над нами солнышко. У каждого из нас как бы два голоса: один – зовёт к добру, а второй – к плохому. И нам постоянно приходится делать выбор, что позволить себе делать, а что запретить. Желаем друг другу жить так, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению А.П.Гайдара "Совесть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019