Урок литературного чтения. Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
10.02.2019
Данный урок разработан с применением приемов технологии оптимального чтения и методики критического мышления. Этот урок познакомит учащихся со сказкой С. Маршака "Кот и лодыри". Каждый этапа урока предусматривает развитие навыков чтения, стимулирует мыслительную и творческую деятельность учеников, учит грамотно излагать свои мысли, вдумчивому чтению.
Юмор в стихах СЯМаршак Кот и лодыри.docx
Литературное чтение
Тема: Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Цели урока:
образовательные: познакомить с творчеством С .Я. Маршака, с
произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом
(выборочное чтение, , проникать вглубь произведения);проводить работу по
совершенствованию навыков чтения, выразительного чтения);
развивающие: развивать речь, обогащать лексический запас учащихся,
расширять кругозор;
воспитательные: прививать любовь к чтению, создавать условия для
социального становления каждого ребенка, поддерживать успех и творческие
усилия каждого ученика.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание
произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать
выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое
значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к
ним;
метапредметные : (критерии сформированности/оценки компонентов УУД);
личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют
мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки
сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать
свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют
самостоятельность, личную ответственность.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения
общечеловеческих норм;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат
и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и
деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая
то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят
корректировки; способны к саморегуляции;
познавательные: научаться основам смыслового восприятия
художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию
личного жизненного опыта; определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с
выделением существенных и несущественных признаков,
формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое
высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений,
анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают
процесс и результаты деятельности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров;
правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения,
при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих
себя.
Ход урока.
I.Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний
– Ребята, что ожидаете от урока, какие задания хотели бы выполнить?
1. Дыхательная гимнастика:
«Задуй свечку».
2. Игра со скороговорками «Не повторись!»
С разной силой голоса (тихо, громко);
С разной интонацией (Радостно, удивлённо).
3. Пятиминутка чтения. Произведения В.А. Сухомлинского «И во сне
пахнут руки матери» с самозамером скорости чтения.
Что читали дома вчера перед сном?
III. Проверка домашнего задания.
1.Работа в парах. « Вопрос – ответ» (Ребята задают друг другу по 3 вопроса
и выполняют оценку работы
2. Показ рисунков.(2 ученика выполняют краткий пересказ к рисунку).
IV. Постановка целей.
Чтобы узнать фамилию автора, с творчеством которого будем знакомиться
на уроке, дополните рифмой отрывки из его стихотворений.
1.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на …(ремне).
2. Не было в доме мышей,
А было много …(карандашей). 3. Эй, не стойте слишком близко
Я..(тигрёнок), а не киска.
4.Правда, дети, я хорош:
На большой …(мешок) похож?
5. Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда …(помчался) вскачь?
6. Вместо шапки на ходу
Он надел …(сковороду).
Отгадали? Да это Маршак С.Я. Он автор тех отрывков из стихотворений,
которые вы сейчас слышали и отгадывали.
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Определите задачи урока.
(Сегодня мы познакомимся с этим замечательным писателем, вспомним его
произведения и прочитаем новое).А по окончанию урока вы мне скажите:
Какая из пословиц на с.29 подходит к нашему произведению? Обязательно
обоснуйте свой ответ.
V. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о Маршаке (фото Маршака на доске).
Самуил Яковлевич Маршак (18871964) русский поэт, драматург,
переводчик.
Это он придумал веселые стихи о рассеянном с улицы Бассеянной, о мастере
ломастере, о глупом мышонке, о мистере Твистере, о даме, которая сдавала
багаж с собачонкой…
Да и не перечислишь всего, о чем за многие годы своей работы сумел
рассказать ребятам Самуил Яковлевич Маршак.
Маршак всегда был в работе. Он не знал отдыха и перерыва.
Родился Маршак в Воронеже. Отец варил мыло, а мама занималась
хозяйством, т. к. в семье было 6 детей. Жили бедно. Наконец обосновались в
Острогожске. Отец варил мыло на частных заводах, а мать вела хозяйство
большой семьи. С детства Самуил писал, сочинял, фантазировал, а еще он был
хороший переводчик.
Гимназии Маршак не окончил. В университет поступить не смог и должен был
зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями..
Наконец в 1912 году Маршак едет в Англию, в Лондонский университет.
Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию. В 1920 –ые годы
начинает писать пьесы для ребят. С тех пор с книгой для детей он больше не
расставался. (Учитель обращает внимание детей на выставку книг
С.Я.Маршака) 2. Чтение текста на стр. 24.(учащимися хорошо читающими)
Для кого писал С.Маршак?
Что значит стихи настоящие?
Как автор называет стихи Маршака?
Ребята, а какие стихи вы уже читали?
Физкультминутка («Мы с мамой в зоопарк).
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. На стр.26 прочитайте название стихотворения, которое будем читать.(«Кот
и лодыри»).
Как вы думаете, о ком или о чем рассказывается в стихотворении?
2. Чтение стихотворения учителем. (до слов Кот идет…)
Беседа по содержанию отрывка.
Куда собирались лодыри?
А куда попали?
Где у лодырей был ранец?
А где были коньки?
Кого они встретили?
3. Продолжение чтения стихотворения жужжащим чтением
((«Спрашивают лодыри» до « на воротах номера не прочесть»).
Беседа по содержанию
О чем спросили лодыри кота?
Кто такие «лодыри»?
Какой смысл у слова грамота?
Что рассказал кот лодырям о грамоте?
4. Продолжение чтения стихотворения «Молнией» (от слов «Отвечают
лодыри» до «пишем мы на катке»).
Беседа по содержанию.
Что рассказали лодыри коту о своей грамоте?
Где они целый день учатся? Как вы понимаете выражение «писать грифелем?
5. Чтение заключительной части стихотворения взрывным чтением.
Беседа по содержанию.
Как кот назвал лодырей?
Почему?
Словарная работа
«Мы не пишем грифелем на доске» В то время, когда жили герои
произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на
школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками.
Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной
доске писали ученики вместо тетрадей.
Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске
(из толкового словаря).
6.Чтение стихотворения учащимися вслух с засечкой (1мин.)
7. Повторное чтение стихотворения с засечкой (1мин.). Сравнение и
анализ работы.
8. А теперь третий раз начинаем читать скороговоркой. По сигналу
продолжаем выразительным чтением до конца.
9. Заключительный анализ стихотворения
Назовите героев стихотворения. Куда герои собирались, а куда попали?
Как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков , но и
кота?
– Как Маршак относится к мальчишкамлодырям? (Он смеется над ними,
осуждает их).
Почему без грамоты пропадешь? Докажите это словами из текста.
Какова же главная мысль стихотворения?
10. Творческая работа в группах.
Составление синквейна
1.Кот. (Вывешивается картинка кота).
2. (Какой?) Сообразительный, умный.
3.Разговаривает, обижается, учит.
4. Умный кот учит лодырей.
5. ? VII. Рефлексия.
Что узнали на уроке?
За что похвалили бы себя?
Какая же из пословиц подходит к нашему произведению? Докажите!
VIII. Итог.
С творчеством какого писателя познакомились?
Какое произведение читали?
Чему оно учит? Автор критикует лодырей или высмеивает с юмором? Какие
строки стихотворения это доказывают?
Выполните самооценку своей работы на уроке.
Домашнее задание.
Урок литературного чтения. Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Урок литературного чтения. Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Урок литературного чтения. Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Урок литературного чтения. Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Урок литературного чтения. Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Урок литературного чтения. Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.