Урок литературы

  • Работа в классе
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока литературы для изучения былин. рекомендована для учащихся шестых или седьмых классов. можно применять к учебно-методическому комплексу Курдюмовой и Коровиной. Интересные и разнообразные занятия, доступность, развитие речи, умение анализировать и сопоставлять героев - всего этого можно добиться на примере данного материала.
Иконка файла материала Эпические мотивы русской поэзии.docx

Эпические мотивы русской поэзии.

А.К. Толстой «Илья Муромец».

Цели урока: повторить биографию А.Толстого, выяснить ее влияние на творчество; проанализировать образ Ильи на основе сопоставления двух произведений; определять рифму, размер стихотворения, развивать речь, мышление, память, продолжить работу над выразительным чтением; воспитывать стремление к знаниям, активность, любовь к предмету, эстетический вкус.

Оформление: иллюстрации, учебник.

Предварительное задание: рассказать краткую биографию А.Толстого.

Ход урока:

1.     Индивидуальное выступление учащегося.

Биография А.Толстого.

Вопросы: Как могла повлиять биография на творчество писателя?

 

2.     Вступительное слово учителя.

       В русской эпической поэзии воспроизводилась жизнь народа и его идеалы. Былины и баллады все вместе показывали и учили, какой, с народной точки зрения должна быть жизнь – именно это привлекало в фольклоре русских писателей и поэтов, так или иначе откликнувшихся на эпические мотивы устного народного творчества.

       Исторические произведения А.К. Толстого интересны и многообразны. В прозе и лирике перед читателем буквально открываются и Киевская Русь, и Новгород Великий, и Русь в эпоху    Ивана Грозного. А былины получили у поэта-историка новое осмысление.

3.     Беседа.

1.     Итак, вам уже известна характеристика главного персонажа русских былин. Найдите эти черты героя в поэтическом произведении.

2.     Какие размышления героя присутствуют в стихотворении, но не встречались в былинах?

3.     Обратите внимание на последнюю строфу. В эпосе могла ли быть такая конкретная и даже «ароматная» картина?

 

4.     Работа с таблицей «Былинные мотивы в литературе»

 

1.     Тематика былин.

2.     Идеи, взгляды на мир, характерные для былин.

3.     Герои былин.

4.     Характерные черты былин героев.

5.     Сюжеты былин: сборы в дорогу, путь, встреча с врагом, бой, победа, возвращение.

6.     Былинные приемы повествования ( особый былинный стих) ( статья в учебнике).

Вопросы:

1.     Как в стихотворении проявились былинные мотивы?   

2.     Какова тематика былин?

3.     3. Обобщая сказанное, подумайте, как былинный герой продолжает свое существование?

 

5. Итог урока:

Что привлекает писателей в фольклорных произведениях?

6. Домашнее задание.