Эпические мотивы русской поэзии.
А.К. Толстой «Илья Муромец».
Цели урока: повторить биографию А.Толстого, выяснить ее влияние на творчество; проанализировать образ Ильи на основе сопоставления двух произведений; определять рифму, размер стихотворения, развивать речь, мышление, память, продолжить работу над выразительным чтением; воспитывать стремление к знаниям, активность, любовь к предмету, эстетический вкус.
Оформление: иллюстрации, учебник.
Предварительное задание: рассказать краткую биографию А.Толстого.
Ход урока:
1. Индивидуальное выступление учащегося.
Биография А.Толстого.
Вопросы: Как могла повлиять биография на творчество писателя?
2. Вступительное слово учителя.
В русской эпической поэзии воспроизводилась жизнь народа и его идеалы. Былины и баллады все вместе показывали и учили, какой, с народной точки зрения должна быть жизнь – именно это привлекало в фольклоре русских писателей и поэтов, так или иначе откликнувшихся на эпические мотивы устного народного творчества.
Исторические произведения А.К. Толстого интересны и многообразны. В прозе и лирике перед читателем буквально открываются и Киевская Русь, и Новгород Великий, и Русь в эпоху Ивана Грозного. А былины получили у поэта-историка новое осмысление.
3. Беседа.
1. Итак, вам уже известна характеристика главного персонажа русских былин. Найдите эти черты героя в поэтическом произведении.
2. Какие размышления героя присутствуют в стихотворении, но не встречались в былинах?
3. Обратите внимание на последнюю строфу. В эпосе могла ли быть такая конкретная и даже «ароматная» картина?
4. Работа с таблицей «Былинные мотивы в литературе»
1. Тематика былин.
2. Идеи, взгляды на мир, характерные для былин.
3. Герои былин.
4. Характерные черты былин героев.
5. Сюжеты былин: сборы в дорогу, путь, встреча с врагом, бой, победа, возвращение.
6. Былинные приемы повествования ( особый былинный стих) ( статья в учебнике).
Вопросы:
1. Как в стихотворении проявились былинные мотивы?
2. Какова тематика былин?
3. 3. Обобщая сказанное, подумайте, как былинный герой продолжает свое существование?
5. Итог урока:
Что привлекает писателей в фольклорных произведениях?
6. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.