Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"
Оценка 4.8

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
20.06.2017
Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"
Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила" раскрывает зачем нужен пролог перед самой поэмой, учит детей думать, размышлять, анализировать прочитанное, работать над незнакомыми словами, догадываться о значении новых и устаревших слов, осуществлять осмысленное чтение отрывкаУрок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила" раскрывает зачем нужен пролог перед самой поэмой, учит детей думать, размышлять, анализировать прочитанное, работать над незнакомыми словами, догадываться о значении новых и устаревших слов, осуществлять осмысленное чтение отрывка
Роль пролога В поэме А.Пушкина.docx
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №19 городского округа – город Камышин Волгоградской области Юридический адрес: город Камышин, 5 микрорайон, дом 12.  Контактные телефоны: (84457) 5­43­36.  E­mail: kamishynschool19@yandex.ru Конкурсная работа в номинации                                        Методическая копилка «А.С.Пушкин. История создания, жанровое своеобразие,  роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»                                                                                                                                                                                                                        Работу выполнила:  учитель русского языка и литературы  Савченко Наталья Петровна 89610615764, Nata.savchenko2014@yandex.ru 2017 год Тема урока: «А.С.Пушкин. История создания, жанровое своеобразие. Роль  пролога в поэме «Руслан и Людмила» Тип   урока:  урок  открытия   нового   знания,   технология   «смыслового чтения» Цель   урока:  познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное  представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.  Планируемые результаты: 1. Личностные: владение формами  устной речи,  умение полно и ясно выражать   свои   мысли,  формирование   интереса   и   уважения   к национальным  фольклорным традициям,  любви к поэзии Пушкина; 2. Метапредметные:  развитие  творческих способностей обучающихся; развитие     речи и воображения, развитие навыков  смыслового  чтения поэтического текста;  3. Предметные: определять роль пролога в произведении, сформировать представление   о   поэме   как   жанре;   осуществлять   анализ   и   синтез; устанавливать   причинно­следственные   связи;   строить   рассуждения показать связь пролога с   УНТ; Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная. Оборудование: учебник Литература: 5 класс:1 ч / Б.Ланин, Л.Устинова,            В.Шамчикова, презентация о творчестве Пушкина, видеофрагмент  https    .  be   /  m   1  Y   1  gjosWJc  ://   youtu   Ход урока. Оргмомент Определение  темы урока Этап мотивации  (хочу) Сообщение целей и задач Планирование. «надо» Слово учителя. УУД Сегодня на уроке мы продолжим  путешествие по удивительному  миру пушкинских сказок. Я  предлагаю вам посмотреть  видеофрагмент ­ мультфильм по  сказке Пушкина. Ваша задача ­ понять, о каком  произведении идёт речь, ( просмотр  видео « У лукоморья дуб зелёный…»  С 13 секунды без озвучки) Регулятивные  УУД: самостоятельно формулировать  тему, проблему и  цели урока. Познавательные  УУД: извлекать Практическая  деятельность  учащихся. «могу» Этап  актуализации и  фиксирования  индивидуального затруднения в  пробном учебном действии информацию,  представленную в  разных формах;  устанавливать  причинно­ следственные  связи; строить  рассуждения. Коммуникативные  УУД: учитывать разные  мнения и  стремиться к  координации  различных позиций  в сотрудничестве; формулировать  собственное  мнение и позицию,  аргументировать  её. https://youtu.be/m1Y1gjosWJc ­ Как вы думаете, какую сказку  поведал «кот учёный»  рассказчику»? (дети  называют « У  лукоморья …», но не все знают  название  поэмы,  «Руслан и  Людмила»). ­  « У лукоморья дуб зелёный…»  является ли самостоятельным  произведением?  (Дети говорят, что это вступление,  может прозвучать версия, что это  пролог) ­  Действительно, это лишь пролог  к поэме «Руслан и Людмила». ­ Что же такое пролог? (Это   вступление…)   Для чего он нужен в произведении?  Что помогает нам понять (…о чём  будет произведение) ­Давайте сформулируем и запишем  в тетради тему  и наш главный  вопрос урока (Дети предлагают  версии.) Роль пролога в поэме Пушкина  «Руслан и Людмила» ­Какие же умения нам могут  понадобиться, чтобы ответить на  главный вопрос о роли пролога в  поэме? (ответы уч­ся) ­Чему же мы должны научиться к  концу урока, как вы думаете? (читать, анализировать, высказывать  мнение, работать в паре, определять  роль пролога, что такое поэма…) Этап  закрепления с  проговариванием во внешней речи Этап включения  изученного в  систему знаний ­  Какие герои  и образы  русского  сказочного фольклора   присутствовали  в видеосюжете  прологе? ( леший, русалка, избушка на курьих  ножках, Баба­  Яга, богатырь,  царевна, Кащей) ­  А как вы думаете, откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор?  (няня Арина Родионовна приобщила  поэта к УНТ) ­ Что вы знаете о няне Пушкина?  (слайд презентации  с портретом няни и отрывком из её сказки) ­  Пушкин записал со слов няни,  Арины Родионовны, несколько  народных русских сказок, среди них  была такая: «Что за чудо, ­  говорит мачеха, вот что чудо: у  моря лукоморья стоит дуб, а на  том дубу золотые цепи, и по тем  цепям ходит кот: вверх идет –  сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с  благословенья матери перенес  перед дворец чудный дуб…» ­ Чтобы поближе познакомиться с  творчеством Пушкина и ответить  как можно точнее  на главный  вопрос урока о роли пролога,   послушаем сообщения наших ребят  из истории создания поэмы. (сообщения из слайдов презентации) 1 Уч­к  История создания поэмы. Наверное, именно эту сказку и  вспоминал юный Пушкин ­  лицеист, когда скучал по своим  родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её  голос. В один из таких моментов  и родился замысел  будущей  поэмы «Руслан и Людмила». 2 Уч­к  Пушкину   было   20   лет,   когда   он окончил   свою   поэму   «Руслан   и Людмила». Она   имела большой успех.   Жуковский,   первый   поэт того   времени,   считавшийся учителем   Пушкина   в   поэзии, подарил   ему   свой   портрет   с надписью:   «Победителю­ученику от побежденного учителя в тот день, в который он окончил поэму «Руслан   и   Людмила»,   1820,». (слайд   презентации     с   портретом Жуковского и надписью). ­ А как вы думаете, «Руслан и  Людмила» это сказка или все­таки  поэма? Почему? (предположения уч­ся) Жанровое своеобразие.    ­Каждый из вас прав по своему,  даже критики­литературоведы по­ разному определяли жанр поэмы,  послушайте еще одно сообщение,  чтобы самим ответить на вопрос о жанре и сделать важный вывод.  3 Уч­к  Критики по­разному определили  жанр поэмы Пушкина. Одни называли ее шуточной и  иронической поэмой­сказкой. Другие – произведением, в  котором историческое  содержание преобладает над   сказочным. ­ Вспомните, что такое сказка?   Открытие нового знания ­ Теперь выясним, что такое поэма  (слайд презентации  с определением  поэмы) ­ А вы как считаете, кто из  критиков прав? ( учащиеся приводят примеры, в  которых прослеживаются черты  сказки и поэмы) ­  А что мы увидели в прологе?  (сказочных персонажей)  ­ Несмотря на наш спор,   окончательный вывод о жанровом   своеобразии  «Руслана и Людмилы»  мы с вами сможем сделать, как вы думаете когда? (только после прочтения поэмы)  ­Чтобы ответить на главный  вопрос урока о роли пролога, нам  нужно что? (вернуться к прологу, прочитать  его…) ­Конечно, осмыслить, все, что  происходило в прологе.  ­ Были в тексте пролога  непонятные вам слова? Что нам  нужно с ними сделать? (ответы уч­ся) ­Найдите в тексте пролога  неизвестные и непонятные вам  слова, чтобы понять смысл, мы  должны понять их значение. (поиск слов детьми в парах,  предположения об их значении,  работа со сносками) Словарная работа по прологу   Лукоморье   –   это   морской   залив, бухта, изгиб морского берега;  ученый   –   выученный,   наученный чему­нибудь;  неведомый   таинственный, неизвестный;  видение   –   это   призрак,   что­нибудь, необъяснимый, –   Словарная  работа по  прологу возникшее в воображении;  витязь   –   это   отважный,   доблестный воин в Древней Руси;  чредой – по очереди;  пленяет – берет в плен;  чахнуть   –   становиться   слабым, болезненным, хилым.   когда   мы   хорошо ­   Теперь, поработали   и   знаем   значение   и содержание   пролога,   я   предлагаю вам немного отдохнуть. Закройте   глаза,   перенеситесь   на берег   сказочного   Лукоморья, представьте   чудесный   мир, местность,   где   вы   оказались, героев, которых вы там увидели.. (2 минуты музыки) ­   А   теперь,   попробуйте   описать словами   картину,   какая   вам представилась. ­Какие   герои   пролога   были   в сказочной стране вместе с вами? ­Есть   ли   там   место   автору, самому Пушкину? Почему? Очень много ребят откликнулись и с  удовольствием рассказывали о  сказочной стране, где они побывали. Отвечая на эти вопросы,  пятиклассники рассказывают о том,  что сначала нарисуют, кого  увидели  в сказочном тумане, кто сопровождал их в путешествии.) ­  Предлагаю   вам   вернуться   к тексту   пролога.   И   не   просто вернуться,   а   попробовать   самим стать   Пушкиным­рассказчиком Музыкальная  пауза под  мелодию  передачи «В  гостях у сказки» Устное словесное  рисование или   просто   актерами,   которые озвучивают   для   нас   с   вами мультфильмы. ­Будьте внимательны, я включаю  вам видео  « У лукоморья дуб зелёный…»  https   частями.   .  be   /  m   1  Y  1  gjosWJc  ://   youtu   ­Ваша задача озвучить  мультфильм по частям! (Пятиклассники с удовольствием,  выразительно прочитали пролог еще  несколько раз). ­ Сможем ли мы теперь ответить  на главный вопрос урока, о роли  пролога в произведении? ­Подведем итог, к какому выводу  каждый из вас пришел?  ­Для чего же Пушкин написал  пролог перед произведением?  ­Как вы пришли к такому выводу? (ответы уч­ся) ­Получилось  у нас решить главную  задачу урока о роли пролог? Чему же мы с вами, ребята,  учились в течение урока?(  Что  нового узнали?...) (ответы: узнали о Пушкине, о жанрах, учились определять роль пролога,  работать в парах, делать выводы,  анализировать, сравнивать,  озвучивать, рисовать словами…) ­Чему научились в течение нашего  урока? (индивидуальные ответы уч­ся) В течение урока учителем. Закрепление учебного материала. (Осмысленное,  выразительное  чтение пролога –  Игра «Озвучьте  фрагмент».) Итог урока. Рефлексия Осуществление  контроля,  коррекции. Самооценка. Домашнее задание по выбору ­ Справедливо будет, если оценку за  работу на уроке поставите себе вы  сами. Свое мнение обоснуйте!  1 вариант задания. Нарисовать героев пролога и наизусть озвучить свой рисунок стихами  Пушкина. 2 вариант задания. Не рисовать героев пролога, но  передать нам то, как вы  представляете сказочное Лукоморье  в воображении, словами (8­10  предложений, можно своими  стихами).

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературы 5 класс "Роль пролога в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017