Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"
Оценка 5

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы вводный30.doc
Урок литературы.  Композиция романтических рассказов М. Горького Цель   урока:  проследить,   как   в   композиции   рассказов   раскрывается   замысел писателя. Методические приемы: аналитическая беседа. I. Слово учителя Авторская позиция в ранних романтических рассказах Горького проявляется не только в противопоставлении героев, но и в самой структуре произведения, в элементах композиции, в конфликте. Ход урока Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели — наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи. II. Беседа —  В   чем   особенности   композиции   рассказов   «Макар   Чудра»   и   «Старуха Изергиль»? (Композиция   «Макара   Чудры»   и   «Старухи   Изергиль»   —  рассказ   в   рассказе. Этот   прием   часто   встречается   в   литературе   (приведем   примеры).   Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.) — Какую роль в композиции играют портретные характеристики героев? (В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «красивый, как черт в праздник», «увидал ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине. Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей­богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический — сказочный, с фольклорными формулировками.) — В чем конфликт произведения и как он разрешается? (Рассказывая   о   любви   Радды   и   Лойко   Зобара,   Макар   Чудра   полагает,   что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так между любовью и гордостью разрешается смертью обоих — покориться любимому человеку ни один не захотел.) — Какова позиция автора и как она выражена? (Образ повествователя — один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой­рассказчик) является   важнейшим   предметом   изображения,   критерием   авторской   оценки действительности,   средством   выражения   авторской   позиции.   Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.) — Какова реализация автором конфликта? (В   «Старухе   Изергиль»   автор   сталкивает   в   легендах   идеал,   выражающий любовь к людям и самопожертвование, и антиидеал — доведенный до крайности. Эти две   легенды   как   бы   обрамляют   повествование   жизни   самой   старухи   Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко — она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.) — Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль? (Портрет   героини   противоречив.   Из   ее   рассказов   можно   представить,   как хороша   она   была   в   молодости.   Но   портрет   старухи   вызывает   почти   отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда­то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна   освещала   ее   сухие,   потрескавшиеся   губы,   заостренный   подбородок   с   седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно­седых волос, выбившихся из­под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет   с   тусклыми   черными   глазами».   Черты   портрета   Ларры,   о   котором рассказывает сама, старуха, сближает этих героев: «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Индивидуализм старухи, ее рассказы   о   людях,   прошедших   свой   жизненный   круг   и   обратившихся   в   тени,   сама старуха, древняя, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня — тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру (вспомним, что Ларра тоже обратился в тень). Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.) — Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе? (Автобиографический   герой   —   единственный   реалистический   образ   в   ранних романтических   рассказах   Горького.   Реалистичность   его   в   том,   что   в   характере   и судьбе   его   отразились   типические   обстоятельства   русской   жизни   1890­х   годов. Развитие   капитализма   привело   к   тому,   что   со   своих   мест   оказались   сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.) — С помощью каких художественных приемов создается картина места действия в рассказе «Челкаш»? (Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия — порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз,   металлический   вопль   железных   листов,   откуда­то   падающих   на   камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно   резкие,   то   глухо   ревущие,   крики   грузчиков,   матросов   и   таможенных солдат   —   все   эти   звуки   сливаются   в   оглушительную   музыку   трудового   дня…». Отметим   приемы,   с   помощью   которых   создается   эта   картина:   прежде   всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.) — Какова роль портрета героев в рассказе? (Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»; «всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое,   острое,   хищное   лицо»;   «длинный,   костлявый,   немного   сутулый»;   с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве   «с   степным   ястребом   своей   хищной   худобой   и   этой   прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».) — Каково значение слова «хищник»? (Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам — орлу, соколу, ястребу.) — Какова роль Гаврилы в рассказе? (Образ   Гаврилы   служит   антитезой   образу   Челкаша.   Челкаш противопоставлен   Гавриле,   деревенскому   простоватому   парню.   Портрет   Гаврилы построен   по   контрасту   с   портретом   самого   Челкаша:   «ребячьи   голубые   глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш   вспоминает   свое   деревенское   прошлое:   «Он   чувствовал   себя   одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».) — Как проясняется авторская позиция в развязке рассказа «Чел каш»? (В   третьей   части,   диалоге   Челкаша   и   Гаврила   окончательно   проясняется, насколько это разные люди. Ради  наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить­то не умеешь!» Окончательно автор   разводит   героев   так:   Гаврила   «снял   свой   мокрый   картуз,   перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху  и широкими  твердыми  шагами пошел   берегом  в  сторону,  противоположную той, где скрылся Челкаш». Автор явно на стороне «хищного» Челкаша. Образ Челкаша романтический: это   вор,   но   яркий,   отважный,   смелый   человек.   Трусливого   и   жадного   Гаврилу   и человеком­то Горький не называет — он находит ему определение «гнус».) II. Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького —  Как   вы   понимаете   принцип   «романтического   двоемирия»   в   творчестве Горького? Обоснуйте ответ. —  Каковы   особенности   пейзажа   в   ранних   романтических   рассказах   Горького? Какова роль пейзажа? —  Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»? —  Чего   испугался   «осторожный   человек»   из   рассказа   «Старуха   Изергиль», наступивший  ногой на «гордое сердце»  Данко?  С какими  литературными  персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»? — Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького? —  В чем, по­вашему, смысл противопоставления героев Горького — Челкаша и Гаврилы? — В чем вы видите особенности романтизма Горького? Домашнее задание Читать пьесу «На дне».

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"

Урок литературы на тему : " Композиция романтических рассказов М.Горького"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018