Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"
Оценка 4.8

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы вводный48.doc
Урок литературы.  Любовная лирика С. А. Есенина Цель урока: показать динамику развития любовной лирики Есенина. Оборудование урока: песни и романсы на стихи Есенина. Методические приемы: лекция с элементами беседы, аналитическое чтение. I. Проверка домашнего задания Сопоставляем стихотворения Тютчева, Фета, Есенина. Ход урока II. Слово учителя О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых — в песенном   русском   фольклоре   («Подражание   песне»,   «Ты   поила   коня   из   горстей   в поводу...», 1910). Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа — олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, / Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна­царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, / Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913—1915). III. Читаем стихотворения и комментируем их Настроения   любовной   лирики   меняются   в   «городских»   стихотворениях   поэта. Город   оторвал   Есенина   от   «родины­рая»,   и   ощущение   счастья   стало   ностальгическим переживанием,   а   земная   «девушка­природа»   стала   мечтой­воспоминанием,   почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»): Где­то за садом несмело, Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом Нежную песню поет. Круто   меняется   тональность   любовной   лирики   в   городском   цикле   «Москва кабацкая» (1923): Сыпь, гармоника. Скука... Скука...  Гармонист пальца льет волной. Пей со мною, паршивая сука, Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали —  Невтерпеж. Что ж ты смотришь так синими брызгами?  Или в морду хошь? Поэтичность   сменил   озлобленный   цинизм,   цинизм   как   защитная   реакция,   как отчаяние.   Любовь   низведена   до   плотской,   до   животной   потребности,   но   в   конце стихотворения — жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...». Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из­за границы) Отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью: Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость. … Дорогая, сядем рядом,  Поглядим в глаза друг другу.  Я хочу под кротким взглядом  Слушать чувственную вьюгу. Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма   эмоций   сопровождает   страдание,   вызванное   то   жаждой   любви,   то   сознанием   ее неосуществимости: Вечер черные брови насопил. Чьи­то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? «Персидские мотивы» (1924—1925) — попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию   Пушкина   и   Лермонтова.   Стихи   написаны   на   Кавказе,   но   на   темы,   сюжеты, тональность,   сам   образ   любви   персидская   лирика.   Любимая   в   персидской   лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной­идеалом, мечтой   («Голубеет   небесный   песок»,   «В   голубой   купается   пыли»).   После   революции голубой цвет почти исчез  из  его лирики:  «Закат обрызгал серые  поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуси») соответствовала  идеалу:  «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» — противовес «Москве кабацкой»: Улеглась моя былая рана —  Пьяный бред не гложет сердце мне. Синими цветами Тегерана Я лечу их нынче в чайхане. … Никогда я не был на Босфоре, Ты меня не спрашивай о нем. Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем. Даже   форма   «Персидских   мотивов»   соответствует   форме   древней   персидской лирики: Воздух прозрачный и синий, Выйду в цветочные чащи, Путник, в лазурь уходящий, Ты не дойдешь до пустыни. Воздух прозрачный и синий. Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах». Однако Персия в художественном воображении поэта — лишь временный покой. Одна из тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа»; «Сердцу снится страна другая». Вспомним «Соловьиный сад» Блока. Персидский «сад» Есенина (и там есть «песня соловьиная», «розу кличет соловей») — не более чем миф, греза. Постепенно наступает разочарование: Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем, Нищий лишь просит участья... Глупое, сердце, не бейся. … Многие видел я страны, Счастья искал повсюду, Только удел желанный Больше искать не буду. Глупое сердце, не бейся. Пятнадцать   стихотворений   цикла   передают   особый   лирический   сюжет   — динамику, развитие чувств и настроений лирического героя. IV. Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924) Литературоведы   относят   «Письмо   к   женщине»,   наряду   с   некоторыми   другими произведениями, написанными в 1924—1925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.   Так   считали   критики   —   современники   Есенина,   так   считают   и   многие исследователи его творчества сегодня. — Какова основная тема этого произведения? (Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома.   Своеобразие   ее   формы   связано   с   мотивировкой   рассказа   о   прошлом   и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только разделенные   отточием,   но   и   противопоставленные   по   содержательному   и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, плачевное непонимание смысла происходящего и праздник обретения смысла существования,  связанного  с осознанием себя частицей истории «земли».) — Каковы особенности размерного строения поэмы? (Благодаря   вольному   ямбу   создается   впечатление   непосредственности рассуждения;   а   «лесенка»,   разбивающая   строфы,   помогает   выделить   ключевые   слова, находящиеся в начале или середине строки: Я стал не тем,  Кем был тогда... … Простите мне... Я знаю: вы не та...) — Каким мы видим лирического героя в этом произведении? (Герой,   подписывающийся   под   письмом:   «Знакомый   ваш   /   Сергей   Есенин», максимально   приближен   к   автору.   Но   в   то   же   время   для   создания   его   образа использованы только две автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь  и вьюг»,  приводящее  его   в  «трюм» жизни  — «русский  кабак»  и выстраданное осознание   событий,   переменившее   его   отношение   к   ним   и   себе.   Герой   не   поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует, о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в  характеристике  не  использованы   основные  лирические  мотивы  —  чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает  не его  лирическим  двойником, а эпическим  воплощением образа   человека,   ищущего   путь   «В   развороченном   бурей   быте»,   вовлеченного   в конфликт с «роком», судьбой.) Благодаря   исповедальной   интонации,   пересечению   общественной   и   личной коллизий, повествование о том, «Каков... был / И что... сталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой»  свое состояние  «тогда»  — «шальную жизнь», «скандалы»,  «угар пьяный»,   измучившие   ее   и   приведшие   к   разрыву.   Об   этом   она   «помнит»,   «говорила», бросая ему «что­то резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел — / Катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину: Любимая! Меня вы не любили. … Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму —  Куда несет нас рок событий...  Герой,   чувствовавший   себя,   «как   лошадь,   загнанная   в   мыле,   /   Пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю   «кручи»,   искал   понимания,   сочувствия,   любви,   сам   страдая   о   тех,   кто   оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры   поддержки,   ее   отпугнула   «маета»   духовных   исканий.   Сам   герой,   пойдя   через мучения, падения, «угар», «избежал паденья с кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю по­иному», «Я стал не тем...»). Суть   нового   взгляда   на   мир   состоит   в   приятии   исторической   закономерности поиска   «новой   жизни»,   «новой   славы».   В   современных   общественных   преобразованиях герой увидел стремление воплотить вечные ценности — «вольность и светлый труд». Такая оценка событий, ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу /Лица не увидать. / Большое видится на расстоянье») привела к изменению общественной позиции: Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик... —  Как понимаете определение яростный? Какой смысл приобретает это слово в данном контексте? — Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта? (Обсуждение.) Любовная   линия   сюжета   проявляет   глубинность   изменений   в   личности   героя. Согласие с ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями. Несмотря на оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой женщине, отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось» «теперь», он готов винить во всем только себя: Не мучил бы я вас,  Как это было раньше... … Простите мне...,  не решаясь вмешиваться в ее жизнь: Живите так,  Как вас ведет звезда... Важным   следствием   исторического   взгляда   на   современные   события   является оценка «рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого периода, как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы»,   1924).   Авторские   представления   о   «Суровом   гении»   «страны   родной» («Ленин», 1924) связаны с пушкинскими мотивами. Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью: Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность! Еще как будто берегу В душе утраченную юность. … Ведь знаю я и знаешь ты, Что в этот отсвет лунный, синий На этих липах не цветы —  На этих липах снег да иней. Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я — другую, И нам обоим все равно Играть в любовь недорогую. Но все ж ласкай и обнимай В лукавой страсти поцелуя, Пусть сердцу вечно снится май И та, что навсегда люблю я. Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. V. Прослушивание песен и романсов на стихи С. Есенина. Домашнее задание 1. Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов». 2. Возможен доклад (индивидуальное задание): «Прототипы есенинской лирики». 3. Читать поэму «Анна Снегина».

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"

Урок литературы на тему : " Любовная лирика Есенина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018