Урок литературы на тему : " Образ Павла Власова в романе М.Горького "Мать""
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы вводный35.doc
Урок литературы. Образ Павла Власова
Вариант изучения романа «Мать»
I. Слово учителя
Роман «Мать» был написан Горьким в 1907 году и был посвящен тем, кто из
«коняги» решил стать человеком. Горький показал, как в пролетарской среде
пробуждалось «классовое сознание». И Павел Власов — один из тех, кто пошел по пути
разума, по пути переделки самого себя и переделки мира. В романе показаны три вехи
этого пути: «история» с болотной копейкой и стихийный бунт против фабриканта;
первомайская демонстрация и политические требования рабочих; и сцена суда над Павлом
Власовым и его товарищами, где «судьи» и «подсудимые» поменялись местами.
М. Горький в своем романе поклоняется рабочему человеку в революции и верит в
его победу над эксплуататорами.
II. Обсуждение глав романа, обмен впечатлениями
Остановимся на следующих вопросах:
1. Сюжет романа.
2. Рассказ о серых буднях рабочей слободки, о труде на фабрике, о человеческих
отношениях (брань, жестокость отцов к детям, мужей к женам, ненависть и недоверие друг
к другу, пьянство).
3. Ветер перемен — начало новых отношений между людьми;
4. Демонстрация.
5. Суд.
6. Вера в будущее.
III. Образ Павла Власова
Учащиеся обсуждают путь становления Павла, рассказывают об этапах его жизни.
Основной вопрос:
— Что помогло обыкновенному рабочему парню пойти другой дорогой, отличной
от дороги окружающих его людей?
Вопросы учителя (работа с текстом)
1. Какие стороны души Павла открываются читателю в сценах сопротивления отцу
и покорности матери? (Главы 2—3я)
2. Каким Павел пытается стать? (Глава 3я)
3. Какие книги читает главный герой?
4. Как вы думаете, почему Горький выбирает картину именно с этим библейским
сюжетом? («Воскресший Христос идет в Эммаус».)
5. В 4й главе Павел говорит: «Хочу знать правду!» Что для него означает это
желание?
6. Какова позиция Власова в споре с Рыбиным в 11й главе? («Только разум
освободит человека».)
7. «История» с болотной копейкой. Почему Павел Власов потерпел поражение?
(Глава 12я)
8. Можно ли оправдать жестокость Павла в 23й главе?
9. Первомайская демонстрация. О каких чертах характера Павла мы узнаем из
этого эпизода? (Глава 18я)
10. Какие выводы можно сделать из сцены суда? Обсуждаем эти вопросы. Учащиеся делятся своим отношением к главному герою
романа Горького «Мать». Свои выводы и суждения подкрепляют цитатами из текста.
Учитель предлагает для обсуждения эпизод из романа.
Домашнее задание
1. Подготовка к обсуждению образа Ниловны. Ее эволюция на протяжении романа
(цитаты из текста).
2. Подготовить сообщение по теме: «Рыбин — антипод Власова». Их спор о сердце
и разуме. (Глава 11я)
Урок литературы на тему : " Образ Павла Власова в романе М.Горького "Мать""
Урок литературы на тему : " Образ Павла Власова в романе М.Горького "Мать""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.