• духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в совре-менном мире; формирование воспитание гуманистического мировоззрения, националь¬ного самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис¬кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони¬мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Урок литературы.
В. В. Маяковский и футуризм.
Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893—1930)
Цель урока: дать представление о раннем творчестве Маяковского, его
новаторском характере.
Оборудование урока: портреты и фотографии Маяковского.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, доклад ученика, чтение и
анализ стихотворений, комментированное чтение.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят
не только узколитературный характер — речь идет о взаимоотношениях искусства к
действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от
жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая
ясными, осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой
грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий
лирик и «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в
литературе ХХ века.
II. Докладсообщение ученика о биографии В. В. Маяковского и (или)
комментированное чтение автобиографии Маяковского «Я — сам» (см. доп. материал
в конце урока).
III. Слово учителя
О Маяковском написано очень много. Мнения о нем часто полярны. Вот что
писало поэте А. В. Луначарский в 1923 году: «Маяковский — личность очень талантливая,
чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью,
исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному,
пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
Современники Маяковского Б. Пастернак и Н. Асеев считали, что лирический герой
поэзии Маяковского похож на подростка. Действительно, нигилизм, жажда впечатлений,
бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в себе делают его
близким подросткам любых времен.
Поновому на его личность и творчество попытались взглянуть во времена
«перестройки»: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины.
Декларируя те или иные крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден
был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьимлибо
мнением — и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает
литературу — и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее
братство — а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей изпод
ног...» — мнение Ю. Карабичевского («Воскресение Маяковского», 1983) Карабичевский
выстроил концепцию, согласно которой Маяковский предстает как певец насилия.
Основной мотив его поэзии — месть, культ жестокости. Его пафос — пафос погрома.
Поэтому он так восторженно принял Октябрьскую революцию, с ее жестокостью и
насилием, с ее пафосом погрома «старой» культуры. В стороне при таком взгляде остается
роль Маяковскогоноватора, великого реформатора русского стиха.
Творческий дебют Маяковского был непосредственно связан с художественной
практикой и выступлениями русских футуристов.IV. Повторение
— Что вы помните о футуризме (урок 22), о его эстетической программе?
Комментарии учителя
Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства и сформировали
концепцию нового языка, отражающего динамику новой жизни, пугали «жирного буржуа»
народным бунтом, выступали против мещан, против вкусов буржуазного обывателя. Во
всем этом Владимир Маяковский увидел родственное своим революционным настроениям.
Футуристы отрицали все существовавшее до них искусство, нападали на реализм, главным
в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. В 1912 году
к группе футуристов (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Крученых) примкнул Маяковский.
Появилась скандальная декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу».
Молодые поэты во всем шли наперекор этому самому вкусу: например, в пику «поэзо
концерту» Северянина могли устроить собственную «стихобойню». «Рог времени трубит
нашими голосами!» — заявляли они, а позже А. М. Горький почти перефразирует это
заявление: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им надо открывать
двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой, новой жизни». Футуристы вынесли
искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы.
Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию. Искусство должно будить
и будоражить!
Таковы ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал
себя в группе футуристов.
V. Работа с книгой
Можно открыть оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского,
отметить обилие броских названийобращений и определить предмет поэзии: внешний мир
(город) и образ «я», противопоставленный ему.
VI. Чтение и анализ стихотворений
1. Уже в одном из ранних стихотворений «Из улицы в улицу» (читаем его)
необычные образы, необычная форма, необычная графика стиха, ошеломляющая
поэтическая новизна. Чего стоят только первые строчкианаграммы, прорифмовывающие
стих почти насквозь, скрежещущая звукопись, экспрессивные, запоминающиеся и
удивляющие образы: «Фокусник / рельсы / тянет из пасти трамвая»; «Ветер колючий /
трубе / вырывает / дымчатой шерсти клок»; «Лысый фонарь / сладострастно снимает / с
улицы / черный чулок».
2. Яркая пластика стихов Маяковского выдает в нем художника. Он видит мир в
красках, в веществе, в плоти. Дерзкие развернутые метафоры соединяют несоединимое и
создают броские образы («Ночь»):
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
3. Читаем стихотворение «Нате!» (1913).
Предметный мир этого стихотворения представлен именно предметами
потребления: «щи», «белила», «вещи», «калоши». Отвратителен собирательный образ
мещанской толпы: «Толпа озвереет, будет тереться, / ощетинит ножки стоглавая вошь».Очевиден социальный, обличительный пафос стихотворения. Представим, какой скандал
разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил это «Нате!» в лицо
благопристойной буржуазной публики.
Заметим, что антиэстетизм Маяковского — это принцип, как вообще у
футуристов. (Антиэстетизм — отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации
реальности).
Человеческая природа, считал Маяковский, — это единство двух на чал:
биологического и духовного (материального и творческого). В буржуазном обществе, по
мнению поэта, эти начала разъединены, нормой является отчуждение материального от
духовного. Идеальному нет места. Поэтому столько отталкивающе материального
изображается в стихах: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т. п. Фантазия, творчество
изгоняются из буржуазного города, где «Христос из иконы сбежал». Лирический герой
Маяковского — носитель гармонии, часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не
находит понимания («Ничего не понимают», «Надоело!»). Этот лирический герой видит
больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен, хотя не выходит за пределы
«адища города». Этот герой может спросить: «А вы ноктюрн сыграть / могли бы / на
флейте водосточных труб?» или «Ведь, если звезды зажигают — / значит — это кому
нибудь нужно?» («Послушайте!», 1914).
4. Чтение стихотворения «Послушайте!» (1914).
— Как в этом стихотворении трактуются «вечные» образы?
Звезды — лишь «плевочки» для большинства людей, но и «жемчужины» для «кого
то», кто является посредником между Богом и людьми («плевочки» и «жемчужины» —
словаантитезы). Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта — нести
свет. Образ Бога снижен, Бог — это старик, у которого «жилистая рука». В стихотворении
«А всетаки» (1914) «Бог заплачет над моею книжкой! / ... и побежит по небу с моими
стихами под мышкой / и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым».
Еще совсем молодой, Маяковский обращается к потомкам: «Грядущие люди! / Кто
вы? / Вот — я, / весь / боль и ушиб. / Вам завещаю я сад фруктовый / моей великой души!»
(Вспомним образы сада у Блока и Есенина и сопоставим с «фруктовым садом»
Маяковского.) В этих словах — идея жертвенности, служения. Слом старого мира со всем,
что он накопил и в духовном, и в материальном плане, для Маяковского — условие
обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.
VII. Заключительное слово учителя
Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Он включает в себя и
атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях
поэта многократно сказано о самоценности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно
для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского — опыт не
столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества.
VIII. Практикум по раннему творчеству В. В. Маяковского
1. Обозревая литературный год (с апреля 1913го по апрель 1914го), Валерий Брюсов
писал: «Справедливость заставляет нас, однако, говорить то, на что мы уже указывали
раньше: больше всего счастливых исключений мы находим в стихах, подписанных «В.
Маяковский». У г. Маяковского много от нашего «крайнего» футуризма, но есть и свое
восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать».
— Что вы знаете о проявлениях «крайнего» футуризма? Что характерно для
произведений, к нему принадлежащих? Согласны ли вы с тем, что в стихах,
опубликованных Маяковским к апрелю 1914 г., есть «мною от... «крайнего» футуризма»?
Обоснуйте свой ответ.— Что в ранних стихах Маяковского свидетельствует, по вашему мнению о том, что у
него есть «свое восприятие действительности», «есть умение изображать»? А может быть,
Брюсов не прав?
2. Литературовед К. Д. Муратова пишет: «Раннее творчество свидетельствовало о
сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством, будучи не только
поэтом, но и художникомавангардистом, он стремился к воссозданию необычных
зрительных образов, к усложненности и деформации их».
— Какие, на ваш взгляд, стихи раннего творчества Маяковского свидетельствуют «о
сильном увлечении... формальным экспериментаторством»?
— Какие необычные, усложненные и деформированные зрительные образы встречаются
в известных вам ранних стихах поэта?
— Как отмеченная исследовательницей особенность соотносится с футуристическим
пониманием образности в поэзии?
3. К. Д. Муратова замечает: «Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных
явлений распадается на плоскости и объемы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и
создавал своеобразную игру рассеченных частей.
У
лица:
Лица / у
догов
годов резче.
Через
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы».
— На какие плоскости и объемы распадается «мир предметных явлений» в
процитированном литературоведом стихотворении?
— Что, по вашему мнению, дает такая «своеобразная игра рассеченных частей»
стихотворению Маяковского? Какой характер таким образом сообщается изображаемому
«миру предметных явлений»?
— В каких еще стихах раннего Маяковского есть подобная игра словами и их частями?
Какую роль в образной структуре стиха эта игра выполняет?
4. Поэт Борис Пастернак писал: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского. На фоне
тогдашнего паясничания ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна».
— В чем, на ваш взгляд, проявилась «серьезность» ранней лирики Маяковского?
— Согласны ли вы с тем, что «серьезность» лирики Маяковского раннего периода была
«тяжелой», «грозной», «жалующейся»?
5. Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая,
демократическая и в тоже время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».
— Согласны ли вы с тем, что ранняя поэзия Маяковского «горделивая» и
«демоническая»? Если да, то в чем, в каких стихах наиболее ярко проявляется эта
особенность?
— Согласны ли вы с тем, что ранняя лирика поэта выглядит как «безмерно обреченная,
гибнущая, почти зовущая на помощь»?
6. Литературовед С. Бавин пишет: «Традиционный для Маяковского пренебрежительно
вызывающий тон не мог скрыть внятного чуткому слушателю крика боли за страдающую
душу современного человека».— Как проявляется, какими средствами создается «пренебрежительновызывающий
тон» в ранней лирике Маяковского?
— Согласны ли вы с тем, что в поэзии Маяковского раннего периода слышен крик
«боли за страдающую душу современного человека»? Чем вызваны, если судить по лирике
Маяковского, страдания души современного ему человека?
7. Литературовед А. Н. Меньшутин пишет: «Позиция Маяковского очень активна,
действенна. Его нельзя себе представить без напряженной речи, волевых призывов,
неумолимых требований, непреложных прежде всего для самого поэта. «Пустите! Меня не
остановите...», «я не могу быть спокойней», «Я сам...», «Я знаю...», «Слушайте!..».
— Как часто «волевые призывы» и «неумолимые требования» встречаются в известных
вам ранних стихах Маяковского? Продолжите ряд примеров, приводимых ученым.
— Как вы думаете, о чем (кроме активности и действенности позиции) свидетельствует
наличие в лирике Маяковского «напряженной речи, волевых призывов, неумолимых
требований»? Согласны ли вы с тем, что эти призывы и требования непреложны прежде
всего для самого поэта? Аргументируйте свой ответ.
8. К. Д. Муратова пишет: «Раннему творчеству Маяковского присуще подчеркивание
одинокости лирического героя, сетование на бездушие окружающего мира.
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»
— Как в процитированном исследовательницей стихотворении раскрывается мысль об
«одинокости лирического героя»? Согласны ли вы с тем, что эта черта характерна вообще
для раннего творчества Маяковского? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
— Как Маяковский показывает «бездушие окружающего мира»? Какие образные
средства и насколько убедительно он при этом использует?
— Есть ли в окружающем поэта мире то, что вызывает его симпатии, то, что не
относится к нему бездушно если судить по ранней лирике Маяковского?
9. Юрий Тынянов считал, что стих Маяковского «породил особую систему стихового
смысла. Слово занимало целый стих, слово выделялось, и поэтому фраза (тоже занимающая
целый стих) была приравнена к слову, сжималась».
— Как часто в ранней поэзии Маяковского слово занимает целый стих? Как вы
думаете, о каком стремлении свидетельствует такая особенность стиха Маяковского?
— Как вы считаете, какой характер поэзии Маяковского сообщает то, что фраза
приравнивается к слову? О каком отношении к слову свидетельствует данная особенность
и как она соотносится с теорией и практикой футуристической школы в поэзии?
10. А. С. Субботин считает, что стихотворение «Послушайте!» — это «прямое обращение
к слушателю»: «Поэт еще плохо представляет себе своих союзников, не различает лица
заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили
с ним радость и любовь, отчаяние и надежду. В мольбах и уверениях «тревожного, но
спокойного наружно» персонажа стихотворения, не выносящего «беззвездную муку», много
затаенных надежд и желаний автора».
— Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Послушайте!» свидетельствует о надежде
на скорое появление «союзников» поэта, которые бы «разделили с ним радость и любовь,
отчаяние и надежду»?
— Прав ли, по вашему мнению, исследователь, находя «персонажа стихотворения», а
не его лирического героя? Возможно, что данный вопрос не представляется вам
принципиальным? Почему?11. « Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:
«Послушайте!..». Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и
действительности порождало эти недоуменные вопросы» (А. А. Михайлов).
— Согласны ли вы с тем, что вопрос поэта в стихотворении «Послушайте!»
«недоуменный»? Почему?
— Свидетельствует ли это стихотворение о том, что является предметом мечтаний
лирического героя? Можете ли вы согласиться с тем, что стихотворение «Послушайте!»
вызвано к жизни «несовершенством жизнеустройства» и «резким несоответствием мечты и
действительности»?
12.«В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!»... Стихотворение с
вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на
которое автор мог рассчитывать». (А. А. Михайлов)
— Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Нате!» свидетельствует о полном разладе
поэта с миром, в котором он живет? Почему?
— Кто, по вашему мнению, является адресатом этого стихотворения? Почему ученый
даже само название стихотворения «Нате!» называет «вызывающим»?
13. «Стихотворения «Нате!» и «Послушайте!» обозначили эмоциональный диапазон
ранней поэзии Маяковского — от страстного накала до застенчивой робости, от
доверительного признания до гневной обличительной речи» (С. А. Субботин).
— Прокомментируйте мысль ученого. Согласны ли вы с ней? Почему?
— В чем, на ваш взгляд, проявляется «страстный накал» и «застенчивая робость»,
«доверительное признание» и «гневная обличительная речь» названных исследователем
стихотворений? Есть ли в стихах «Нате!» и «Послушайте!» то, что, по вашему мнению, их
сближает, что не позволяет говорить о них только как о крайностях «эмоционального
диапазона» поэзии раннего Маяковского?
Домашнее задание
1. Читать поэму «Облако в штанах».
2. Выучить (на выбор) стихотворение Маяковского и поставить вопросы, которые
оно вызывает, для обсуждения в классе.
3. Индивидуальное задание: из статьи Маяковского «Как делать стихи?» выбрать
наиболее важные тезисы.