урок литературы на тему «К вам Александр Андреич Чацкий»(9 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Первый урок по комедии "Горе от ума",знакомит учеников с историей создания пьесы,чтобы помочь ребятам проникнуться атмосферой времени действия, для этого - выяснить, в какое время происходит действие комедии, знакомит с действующими лицами комедии и дает общее представление об их характерах
Иконка файла материала ГОРЕ ОТ УМА.doc
Конспект урока в 9 классе Тема: «К вам Александр Андреич Чацкий» (первый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)  Цель: ­ помочь ученикам вспомнить особенности драмы как рода литературы;              ­  познакомить с историей создания пьесы;              ­ помочь ребятам проникнуться атмосферой времени действия, для этого ­ выяснить, в какое время происходит действие комедии;              ­ познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее представление об их характерах;               ­ прочитать 1 действие комедии, сделать вывод о его месте в пьесе, выяснить, какие мотивы намечены в 1 действии. Оборудование:  текст   пьесы   А.С.   Грибоедова   «Горе   от   ума»   у   каждого ученика на парте; портреты Софьи, Лизы, Чацкого, Фамусова. На доске: дата, тема урока, портреты действующих лиц, на закрытой части – ответы на терминологический диктант. Ход урока: Шаги урока, приемы Слово учителя Повторение  теоретико­ литературных  понятий Содержание Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности   Александра   Сергеевича   Грибоедова,   его необычайных   талантах   и   выдающихся   способностях,   о судьбе   этого   человека.   Апогеем   литературной деятельности   Г   стала   пьеса   в   стихах   «Горе   от   ума». Сегодня мы будем знакомиться с этим произведением и его героями, прочтем 1 действие. Для   начала   давайте   вспомним   особенности   драмы   как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения   терминов,   связанных   с   драмой,   а   вы записываете сами термины в тетради.  1. форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог 2. один   из   основных   видов   драмы,   в   котором коллизия,  действие  и  характеры трактованы в формах   смешного   и   проникнуты   комическим   – комедия 3. пояснения,     которыми   драматург   предваряет или   сопровождает   ход   действия   в   пьесе   – ремарка 4. высказывания действующих лиц, из кот­х склд­сядиалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика 5. один из видов драмы, в основе которого лежит особо   напряженный,   непримиримый   конф­т, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия 6. в литературном произведении речь действующего лица,   обращенная   к   самому   себе   или   другим, независимая   от   реплик   других   персонажей   – монолог 7. одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие Проверка:  правильными ответами на доске. ученики   сравнивают   написанное   с История создания Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы. Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене. Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения. В   1818   г   Г   предложили   уехать   на   дипломатическую службу   в   Персию,   и   ему   пришлось   принять   это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше.  В М посетил близких. Мать была довольна его службой, и не   принимала   всерьез   литературные   занятия.   Тогда   Г писал св другу Степану Никитичу Бегичеву: «В М все не по   мне.   Праздность,   роскошь,   не   сопряженные   ни   с малейшим чувством к чему­нибудь хорошему».  В 1819 г ему удалось попасть в Тифлис, где он жадно набросился на русские журналы, бывал в обществе. Ему хотелось   писать,   он   сравнивал   персидские   порядки   с русскими,   и   гов,   что  «там   и   здесь   чиновники отвратительны». Известно, что в 1820 г Г уже держал в голове замысел «Горя от ума», а 1821 годом датирован первый   рукописный   текст   пьесы,   дошедший   до   наших дней.   Общаясь   с  опальными  (неугодными   власти) офицерами на Кавказе, Г узнает об армейской муштре, о преследовании просвещения, жестокости цензуры, все это влияет на замысел пьесы. Весной   1824   г   выехал   в   столицу,   надеясь   напечатать комедию или поставить ее в театре. Закончил пьесу он уже в М в гостинице Демута на Мойке. В июне он пишет Б:  «Читал   я   ее   Крылову,   Жандру,   Шаховскому… Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет».Но   надежды   автора   не   сбылись:   ни   лит­ная,   ни театральная   цензура   комедию   не   пропустили.   Тогда друзья   начали   распространять   ее   в   списках     ­   они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей. Законченная в 1824 и напечатанная при жизни Г только в отрывках,   пьеса   долго   не   пропускалась   цензурой   на сцену. В 1829 г, уже после смерти Г на сцене ставились некоторые   акты   пьесы,   в   1831   г,   сильно   исправленная цензурой,   комедия     была   поставлена   полностью.   В дальнейшем и по сей день «Горе от ума» ставят в самых разных театрах, в различных интерпретациях; взгляды на пьесу   меняются   в   соответствии   со   временем   и ценностями, но само произведение не перестает входить в список величайших драм русской литературы. Давайте   же   прикоснемся   к   этому   величию,   попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.  Нам  необходимо  понять, в  какой  исторический  период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав   ист   соб­я,   обсуждаемые   персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа   в   памяти   героев.   Прусский   король   Фридрих­ Вильгельм   побывал   в   М.   Известно,   что   этот   визит состоялся   в   1816   г.   Герои   обсуждают   обвинение   трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению   на   законную   власть»,   их   изгнание   из   вуза произошло   в   1821г.   Закончена   комедия   в   1824. Следовательно, время действия – первая половина 20х гг 19 века. Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.  Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г   мастерски   поработал   над   каждым   из   них.   Поэтому некоторые черты хар­ра можно прочесть уже в именах и фамилиях   героев.  Как   называются   такие   имена   и фамилии?     (говорящие) Итак, идем по порядку.    Павел   Афанасьевич   Фамусов,   управляющий   в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous –   «знаменитый». служащий, занимающий довольно высокое положение. Софья Павловна, его дочь  – Софиями часто называют положительных   героинь,   («Недоросль» Фонвизина) Алексей   Степанович   Молчалин,   секретарь Фамусова, живущий у него в доме  – молчалив, «враг   Государственный     мудрость. Время действия Чтение афиши ?дерзости», «на цыпочках  и небогат словами», « дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных». Полковник   Скалозуб,   Сергей   Сергеевич  –   часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит». Наталья   Дмитриевна,   молодая   дама,   Платон Михайлович,   муж   ее,   ­   Горичи    ­   не   первом   месте женщина   (!)   ,   ПМ   –   друг   и   единомышленник   Ч,   но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе». Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты. Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями. Репетилов. – латинское, повторяет за собеседниками. Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду,   Чаадаев);   неоднозначная   многогранная   личность, чей характер не выразишь в одном слове; сущ­ет мнение, что имя Александр Г дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть   с   собой.   Сам   Г   говорил,   что   в   его   пьесе «двадцать   пять   глупцов   на   одного   здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому Г и поместил Ч в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей. Переходим   к   1   действию.   Мы   прочтем   его   частично, обращая   внимание   на   моменты,   которые   помогут   нам ближе   познакомиться   с   основными   героями   комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в  1  действии.  Вы   должны   помнить,  что   в   большинстве пьес   1   действие   играет   роль   экспозиции.  Что   это такое? Экспозиция –  Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:  Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню  Софии, откудова  слышно фортопияно с флейтою, которые потом  умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится) (в Уже   здесь   присутствует   комизм.   В   чем?  несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой) Повторение понятия экспозиции ? Чтение ремарки ? ? ?Чтение 1  явления. ? ? ? ? ? пересказ 2 и 3 явл 4 явление На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы) Как   вы   думаете,   почему   гостиная   не   описана   более подробно?    (Очевидно,   интерьер   уточнит   постановщик пьесы) Я   прочитаю   для   вас  1   явление   пьесы,   а  вы   обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте. Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? (знакомит   нас   обстановкой   в   доме   Ф   и   некоторыми происходящими   в   нем   событиями,   предваряет   первую конфликтную ситуацию) В чем важность экспозиции в пьесе? (позволяет ввести читателя\зрителя   в   атмосферу,   в   которой   происходит действие) Учитель:   Вот   так   начинается   действие   комедии.   Уже здесь в действиях  Лизы  есть намек на  мотив,  который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Л? (перевела часы ­­­ обманула ­­­ мотив лжи) Что   мы   узнаем   о   взаимоотношениях   некоторых героев?  ( У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца) Определено   ли   точное   время   начала   действия?  (нет, Лиза   отвечает   неопределенно:   «Седьмой,   осьмой, девятый…») Во  2 явлении  появляется   хозяин   дома   –  Фамусов.   Он открыто  заигрывает   с   Л,   на   что   та   отвечает   довольно смело для служанки: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица» и «Опомнитесь, вы старики». Про С Л лжет, что та «ночь   целую   читала»   и   только   «сейчас   започивала».   Л старается   говорить   громко,   чтобы   предупредить   С   о появлении   Ф,   но   тот   не   задерживается.   Когда   барин выходит,   Л   произносит   фразу,   ставшую   крылатой: «Минуй   нас   пуще   всех   печалей   \   И   барский   гнев,   и барская любовь». В 3 явлении мы впервые видим С и М, которые появляются  из дверей комнаты С. Л упрекает барышню в безрассудстве, и здесь появляется еще одно выражение, которое ушло в народ: «Счастливые часов не наблюдают» ­ говорит С. Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое,   особенно   С   и   М   неслучайно   оказались   в   однойкомнате   в   столь   ранний   час,   и   отчитывает   своего секретаря и дочь: Фамусов  ? Друг. Нельзя ли для прогулок  Подальше выбрать закоулок?  Как вы думаете, почему Ф говорит такое М?  (он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С) А ты, сударыня, чуть из постели прыг,  С мужчиной! с молодым! ­ Занятье для девицы!  Всю ночь читает небылицы,  И вот плоды от этих книг!  А все Кузнецкий мост, * и вечные французы,  Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:  Губители карманов и сердец!  Когда избавит нас творец  От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!  И книжных и бисквитных лавок!.. Кузнецкий мост ­ улица в центре Москвы. Во  времена Грибоедова на Кузнецком мосту было  множество различных магазинов,  принадлежавшим  преимущественно французским купцам: книжных,  кондитерских ("бисквитных  лавок"), модных нарядов и т.д. Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место:  Фамусов  Вот попрекать мне станут,  Что без толку всегда журю.  Не плачь, я дело говорю:  Уж об твоем ли не радели  Об воспитаньи! с колыбели!  Мать умерла: умел я принанять  В мадам Розье вторую мать.  Старушку­золото в надзор к тебе приставил:  Умна была, нрав тихий, редких правил.Одно не к чести служит ей:  За лишних в год пятьсот рублей  Сманить себя другими допустила.  Да не в мадаме сила.  Не надобно иного образца,  Когда в глазах пример отца.  Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;  Однако бодр и свеж, и дожил до седин,  Свободен, вдов, себе я господин...  Монашеским известен поведеньем!..  Какие стороны личности Ф раскрываются в этом  монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании  дочери, старается сам стать для нее примером) Лиза  Осмелюсь я, сударь...  Фамусов  Молчать!  Ужасный век! Не знаешь, что начать!  Все умудрились не по летам.  А пуще дочери, да сами добряки.  Дались нам эти языки!  Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *  Чтоб наших дочерей всему учить, всему ­  И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!  Как будто в жены их готовим скоморохам. *   Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?  Безродного пригрел и ввел в мое семейство,  Дал чин асессора * и взял в секретари;  В Москву переведен через мое содейство;  И будь не я, коптел бы ты в Твери. "Берем же побродяг" ­ имеются в виду учителя и  гувернеты.  "И в дом, и по билетам" ­ учителя, не живущие "в  доме", а "приходящие", в конце каждого урока  получали "билеты" (особые квитанции) от  родителей своих учеников. По этим билетам  начислялась плата за ученье.  Асессор (коллежский асессор) ­ гражданский чин.  Получение этого чина  ? ? ?? давало право на личное дворянство. Как отзывается Ф о нравах современного ему  общества? (он настроен против лишнего ученья – языков  и необходимых в свете мелочей) Почему он называет век «ужасным»? (для него, может  быть, слишком много суеты и забот, особенно в ученье) Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из  богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф  посодействовал его продвижению по службе, причем  значительно ­­­ Ф имеет влияние и может позволить себе  покровительство над кем­либо) Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный   сон,  который   якобы   ее  и   напугал   и   заставил прибежать   в   комнату,  откуда   она   слышала   голос   отца. Сон,   кстати,   хоть   и   выдуман,   однако   предсказывает появление в доме гостя: София  Позвольте... видите ль... сначала  Цветистый луг; и я искала  Траву  Какую­то, не вспомню наяву.  Вдруг милый человек, один из тех, кого мы  Увидим ­ будто век знакомы,  Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,  Но робок... Знаете, кто в бедности рожден... ? С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не  замечает, ему важнее другое:  Фамусов  Ах! матушка, не довершай удара!  Кто беден, тот тебе не пара. Это первое, что говорит Ф во время рассказа С, он даже  перебивает ее. Что же не понравилось Ф в речи дочери  и почему?(Ф не понравилось, что герой сна С «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть  даже и любимого человека)  В итоге С удается без особого труда убедить отца, что? ? Пересказ 5  явления она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая,  избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с  бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде.  Обратите внимание, его заключительные слова: Обычай мой такой:  Подписано, так с плеч долой.  О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о  нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было  делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы  она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела  его не интересует) Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь  ситуация была довольно прозрачной?  Вспомните его заключительные слова. ( он и не хочет  ничего видеть, ему просто лень заниматься этими  проблемами, он боится хлопот, ведь если принять все  всерьез, придется идти на скандал с С, гнать М.  поэтому  он принимает любую хоть сколько­нибудь  правдоподобную версию, и «с плеч долой» проблему. К  тому же уж слишком увлечен он собой, говорит больше  всех, никому не давая сказать. Такая болтливость и  неспособность остновиться на одном предмете  рассуждения, возможно, сами побуждают собеседников  ко лжи) В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных  кандидатов на руку С.  Лиза  Вот, например, полковник Скалозуб:  И золотой мешок, и метит в генералы.  ? София  Куда как мил! и весело мне страх  Выслушивать о фрунте * и рядах;  Он слова умного не выговорил сроду, ­  Мне все равно, что за него, что в воду. Как относится С к Скалозубу? (считает его недалеким,  поэтому не сможет с ним жить : «Что за него, что в  воду»)Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в  детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном  и, главное, влюбленном в С человеке.  Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы  понимаем, что она действительно по­настоящему  влюблена в М.  София  Кого люблю я, не таков:  Молчалин, за других себя забыть готов,  Враг дерзости, ­ всегда застенчиво, несмело  Ночь целую с кем можно так провесть!  Сидим, а на дворе давно уж побелело,  Как думаешь? чем заняты?  Лиза  ? Бог весть,  Сударыня, мое ли это дело?  София  Возьмет он руку, к сердцу жмет,  Из глубины души вздохнет,  Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,  Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.  Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та  всего лишь служанка. Как вы думаете, почему?(они  ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых,  поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные  социальные положения) 6 явл состоит из одной только реплики: входит слуга и  объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий». Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы –  подготовленный ученик.  Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от  встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном  настроении, поэтому многословен) Исходя из слов Ч, как  его встречает С? (довольно  холодно, прикрываясь шаблонными светскими  любезностями) Что заставляет С перейти на почти враждебный  Чтение 7 явления ? ? ? ? ? ?тон? (замечание Ч о М) Почему Ч пытается не придавать значения иронии и  холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть  прежний тон отношений) Как Ч отзывается о Москве и ее  нравах? (что нового  покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два)  Почему же тогда он вернулся? ( из этого явления  можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда) Крылатые выражения:  Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног                                             Помилуйте, не вам, чему же удивляться?                                             Гоненье на Москву!                                             И дым отечества нам сладок и приятен!                                         смешенье языков – французского с нижегородским                                              Далее, в 9 явлении Ч встречается с Ф, они беседуют, Ч не перестает восхищаться Софьей.  На этом заканчивается 1 действие комедии.  Со всеми ли действующими лицами комедии мы  познакомились? (нет, только с несколькими) Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с  этими персонажами?(потому что дальнейшее действие  будет развиваться вокруг них, остальные герои –  второстепенные) Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив  лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду) Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты  станут ведущими в пьесе?(конфликт Ч с московским  обществом, его образом жизни и любовный конфликт,  ведь Ч влюблен в С, а она – в М) Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые  основные мотивы и проблемы : мотив лжи и глухоты (Л  обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается  обману, не желая видеть правды); недовольство Ч  московскими порядками, пока еще пассивное;  влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился  любовный конфликт. ? ? ? ? Запись в тетради Домашнее заданиеПрочитать 2 действие комедии, подготовить устный  ответ на вопрос «За что хвалит Москву Фамусов и  что в  ней осуждает Чацкий?». Выписать в тетради крылатые  фразы из первого действия, учить наизусть.

Посмотрите также