Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"
Оценка 4.8

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
31.01.2017
Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"
презентация
Родимый край.doc
МБОУ Межгривненская ООШ Урок литературы в 7 классе по теме «Край ты мой,  родимый край!» Учитель русского языка         и литературы        Гринченко В.С. Открытый урок по литературе Класс: 7 Тема:             Стихотворения русских поэтов о родной природе.  Цели: 1. Познакомиться с  лирическими произведениями русских         поэтов  о родной природе. Проследить взаимосвязь поэзии с  историей¸  музыкой и изобразительным искусством.  2. Развивать умения и навыки выразительного чтения лирических  произведений, умение анализировать и находить связь с другими видами  искусств. 3. Воспитывать любовь к родине, истории, к прекрасному. Оборудование: Музыкальный центр, проектор, рисунки детей, компьютер. Ход урока: 1. Слово учителя. 2. Тема нашего сегодняшнего урока «»Край ты мой, родимый край!  Стихотворения русских поэтов о родной природе».  В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику дана. Эти слова  Ник.. Заболоцкого послужат эпиграфом нашего урока . Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина,  данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие  «Родина» имеет для нас несколько значений : это и великая  страна с  великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос,  где  находятся могилы предков. Где он познал первые радости и неудачи. Ведь  не случайно в трудные критические минуты в своей жизни, люди  вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е  свою малую  родину часть своего Отечества.  Вспомним высказывания выдающегося русского педагога  К.Д.Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина­матушка Россия.  Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили из покон веку отцы и  деды наши.  Родиной мы зовём её потому, что мы в ней родились, в ней  говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью –  потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами,  выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». У А.С.Пушкина есть такие слова: «Клянусь честью, ни за что на  свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю,  кроме истории наших предков».   В древней русской летописи читаем : «О светло светлая и украсно  украшена земля Русская. И многими красотами удивлена еси, реками и  кладязьми  местночтимыми,  горами крутыми, холми  высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными,  городы великими, сёлы дивными… Всего еси исполнена земля Русская…». За «светло светлую» и «украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины под предводительством Дмитрия Донского, Александра  Невского  и других русских полководцев.  ПЕСНЯ «РОДИНА» 3. Изучение нового материала. (ЗНАКОМСТВО И АНАЛИЗ  СТИХОТВОРЕНИЙ). СТИХ:   Ал. Кон. Толстой «Край ты мой, родимый край» Край ты мой, родимый край,    Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай,    Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя!    Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья,  Ветер , степь, да тучи! _ Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (чувство любви к родине.) _Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами  возникает ассоциация?( идёт связь с историей, стариной, с почитанием  русских традиций.) В каком значении употреблено слово «воля»? (простор) _Какие синонимы вы подберёте к нему. (простор, ширь, округа,  даль) и  т.д. А сейчас прозвучит стихотворение А.К.Толстого «Благовест»(картина,  звон колоколов). Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло! К себе он тянет  Неодолимо, Зовёт и манит Он в край родимый, В край благодатный, Забытый мною,­ И, непонятной Томим тоскою, Молюсь и каюсь я, И плачу снова,  И отрекаюсь я От дела злого; Далеко странствуя Мечтой чудесною Через пространства я Лечу небесные, И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает… Словарная работа по стихотворению «Благовест» Благовест – благая весть, т.е. добрая, хорошая весть – колокольный звон  перед началом церковной службы.  Благостный – приносящий благо, приятный успокаивающий. Каяться –  1. исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью  очиститься от грехов.  2. Сожалея, признавать свою вину, ошибку. Отрекаюсь – отказываюсь. «Звон призывной через могилы» ­ рядом с храмом традиционно  располагается кладбище. _Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? (чувство любви  к родным местам, чувство умиротворения, спокойствия.) _____________________________________________________________ Каждого человека, любящего свою  родину, трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные  края, даже небогатые, для нас, людей, населяющих Россию, прекрасны.  Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к  своей стране.  ПЕСНЯ «То берёзка, то рябина» (исполняет Давыдова С)  ­­­Ребята, любите ли вы читать стихи о природе? (не секрет, что многие  школьники любят читать стихи вообще).  ­­­ Как вы думаете, для чего они вообще существуют? Зачем огромное  количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? Не только писатели и поэты, но и художники: Саврасов, Репин,  Айвазовский.                                                                                                                                 , музыканты: Чайковский,  Бетховен,  Рахманинов и др.                             изображают в своих произведениях природу. Это происходит потому, что  природа неразрывно связана нашей жизнью, и в литературе, музыке,  живописи, как мы неоднократно видели, авторы сопровождают различные  состояния души людей природными явлениями, что бы немного  разобраться в этом прослушаем музыкальный пример.  Прослушивание музыки (звуки природы  и  фрагмент из времён года) ­ Есть ли в этих записях разница в восприятии природы?  (В звуках природы  воспроизведены непосредственно звуки , а в пьесах  Чайковского – восприятие этих звуков человеком, передача его  отношения к явлениям природы.) В русской поэзии  чётко прослеживается градация времён года., и самым  удивительным из них выступает  «золотая осень». Показ слайдов Слово учителя Мелодия Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в  русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился  в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Брянской  губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по­новому ощутить радость и  красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в  Москву. “Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук  листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте  начал быстро писать: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на  ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение: Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле...2  Алексей Плещеев ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. Иван Бунин В полях сухие стебли кукурузы, Следы колес и блеклая ботва. В холодном море — бледные медузы И красная подводная трава. Поля и осень. Море и нагие Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем На темный берег. В море — летаргия Во всем великом таинстве своем. «Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный Туманный блеск...» Ни неба, ни земли. Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной Бездонно­фосфорической пыли. Александр Пушкин ОСЕНЬ (отрывок) I Октябрь уж наступил ­ уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад ­ дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. На смену осени приходит суровая зима с метелями, вьюгами, пушистыми  сугробами. ПОКАЗ СЛАЙДОВ Мелодия Зимнее чувство Хоть в зимний час приходят дни с востока, А всё еще природа хороша; Она не спит безмолвно и глубоко, Морозом в ней не скована душа. И листья лес не все еще утратил, И жизни шум не прекратился в нем; По дереву стучит красивый дятел, В кустах скворец шуршит сухим листом. Но пусть зима приходит! Мне приятно, Когда, летя, мне снег туманит взор. Люблю в лугах белеющие пятна И серебро залитых солнцем гор. Пускай земли под снегом жизнь застынет,— Мне эта смерть природы не страшна; Я знаю — срок оцепененья минет, И снова жизнь вдохнет в нее весна. Дожить бы мне до праздника земного! Тогда весны увижу красоту, И белизну долин увижу снова — Но уж не снег, а яблони в цвету. Алексей Жемчужников Пробуждение природы , расцвет всего живого ассоциируется в душе каждого  из нас с красавицей­ весной. ПОКАЗ СЛАЙДОВ Мелодия Сергей Городецкий Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом yглy. Высyнyть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок. Евгений Баратынский Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой И шумен, и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею? Что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! С ним журчит, Летает в небе с ней! Наибольшую выразительность в стихотворениях  о природе занимает лето,  летняя страда и всё , что связано с этим временем года.  Показ слайдов мелодия ЖАРКИМ ЛЕТОМ  Безумно душен и тяжел Горячий воздух. Лютый, красный, Дракон качается,­ напрасный И безнадежный произвол. Долину сонную объемлет Изнемогающая лень, И тишина в полях, и дремлет    Лесная тень. Не отдыхает в поле жница. Ее бичует лютый зной. Не раз невольною слезой    Ее увлажнена ресница. С серпом сгибается она, Не видя грозных нив лазури,­ Но близость бури, милой бури Ее томлению ясна... И ярой бури ждет долина, И неподвижно вся молчит, И только робкая осина Тихонько листьями дрожит Фёдор Сологуб Когда после Октябрьской революции перестала существовать единая Россия,  образовалось две России – советская и эмигрантская… Россию советскую  была вынуждена покинуть значительная часть самых образованных,  просвещённых, культурный людей. У русских писателей­эмигрантов было  ясное понимание: без внутренней связи с русской культурой быстро наступит  духовная смерть  и полное растворение в чужой национальной среде.  Культура оказалась той единственной соломинкой, взявшись за которую  можно было попытаться спасти и её и себя. Одним из таких эмигрантов был Иван Алексеевич Бунин. Родина Под небом мёртвенно­свинцовым Угрюмо меркнет зимний день, И нет конца лесам сосновым, И далеко до деревень. Один туман молочно­синий Как чья­то кроткая печаль, Над этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  И в заключении нашего урока давайте обобщим материал с которым мы  познакомились. ­Перечислите имена поэтов , художников, музыкантов, раскрывающих  тему природы, любви к Родине . ­ Какие чувства, переживания отражены в этих произведениях? ­ Какое из услышанных произведений больше всего заинтересовало вас?  И почему? Как не любить мне эту землю, Где мне дано свой век прожить, И эту синь, и эту зелень, И тропку тайную во ржи….

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"

Урок литературы на тему "Стихотворения русских поэтов о родной при роде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017