Урок литературы на тему: "Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон""
Оценка 5

Урок литературы на тему: "Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон""

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
31.03.2017
Урок литературы на тему: "Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон""
Урок литературы в 11 классе по теме: «Женские образы в романе» проводится первым в ряду уроков по изучению текста романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Построен на основе анализа эпизодов романа и фильма Герасимова «Тихий Дон». Анализ текста позволяет обучающимся самостоятельно сделать вывод о характерах героинь романа.
Женские образы в романе Шолохова Тихий Дон.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 урока литературы

по творчеству М.А. Шолохова

на тему: «Женские образы в романе  «Тихий Дон»

 

 

 

Шевченко Марина Николаевна

 

 

 

 

                                        

 

 

 


 

 

        Тема: «Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

 

 Цели:

 образовательная: показать своеобразие образов Аксиньи и Натальи, средства создания литературных характеров;

воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес к чтению, умение сочувствовать, сопереживать;

развивающая: продолжить формирование умений определять место и роль персонажей в произведении, сравнивать поведение, характеризовать их, сравнивать поведение персонажа в рамках эпизода;

культурологическая:  совершенствовать умение сравнивать, анализировать, делать выводы

 

Методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, выразительное чтение, самостоятельная работа.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, работа в парах.

 

Оснащение урока: текст  художественного произведения, тетради, инструкционные  карты, телевизор, видеомагнитофон, фрагменты видеофильма «Тихий Дон».

 

При подготовке к уроку учащимся предлагается перечитать главы романа, посвященные Аксинье и Наталье, обратить внимание на следующие эпизоды: «История Аксиньи» (кн.1, ч.1, гл. VII), «Аксинья и Пантелей Прокофьевич» (кн.1, ч.1, гл.VII), «Сватовство Натальи» (кн.1, ч.1, гл. ХV), «Наталья в доме Мелеховых» (кн.1, ч.2, гл.III), «Наталья у Аксиньи в Ягодном» (кн.1, ч.3, гл. ХIХ), «Наталья у Аксиньи» (кн.4, ч.7, гл. ХVI), «Смерть Натальи» (кн.4, ч.7, гл. ХVI), «Гибель Аксиньи» (кн.4, ч.8, гл. ХVII).

 

Оформление доски:

 

Тема для учащихся:  Две дороги – две судьбы.

         Цели для учащихся:

Знать: средства создания литературного характера в романе «Тихий Дон».

Уметь: читать художественный текст; анализировать эпизод по плану, сравнивать персонажей, делать выводы о сходстве и различии.

 

 

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

II. Актуализация знаний учащихся.

Звучит запись песни «Всколыхался, взволновался Тихий Дон».

1.      Вступительное слово учителя:

              Жизнь героев романа «Тихий Дон» разворачивается не в идиллическом мире покоя и устойчивости быта патриархальной казачьей семьи, а на фоне страшных событий «годины смерти и разврата». Непростыми оказались судьбы двух героинь романа: Аксиньи Астаховой и Натальи Мелеховой. Эти два образа являются отражением женской судьбы смутного времени. Как и главный герой, женщины должны сделать выбор. У каждой - своя дорога и своя судьба.

 2. – А теперь вспомните, какие средства создания литературного характера вы знаете?  (Портрет,  речь героев, поступки, отзывы других персонажей, предыстория, интерьер, прямая авторская характеристика, диалог и т.д.)

         III. Работа с текстом: 

                                                                      1-й этап:

-   Прочитать описание Натальи. На какие детали внешности обращает внимание автор?

-    Предполагаемый ответ: «Смелые серые глаза», «большие руки, раздавленные работой», высокие красивые ноги, сдержанная улыбка.

-   На какие детали внешности Аксиньи обращает внимание Шолохов?

Предполагаемый ответ:  «Крутая спина и налитые плечи», «бесстыдно-жадные, пухловатые губы, скупая улыбка».

            -Чем схожи эти героини?

Предполагаемый ответ:  Обе они красивые, здоровые, статные.

        - А в чем различие?

Предполагаемый ответ: Красота Натальи спокойная, сдержанная, какая-то домашняя. Аксинья же поражает чувственной красотой.

       - А теперь посмотрим,  какими увидел героинь романа режиссер художественного фильма «Тихий Дон» Герасимов.

Просмотр эпизодов фильма.

                                                                   2-й этап:

-   Какие еще средства создания женских образов в романе использует Шолохов?

Предполагаемый ответ: Предысторию, отзывы других персонажей, поступки героинь, речь, диалог.

-   Как вы думаете, для чего Шолохов рассказывает историю жизни Аксиньи?

Предполагаемый ответ: Рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее со Степаном помогают понять истоки «неистовой» поздней горькой любви к Григорию.

-                     Как относится к Аксинье окружающие?

Предполагаемый ответ:  Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы злорадствуют и завидуют; Степан любит, ненавидя, поначалу недолюбливает Ильинична, но потом они сближаются на почве любви к Григорию.

-                     А как относятся окружающие к Наталье?

Предполагаемый ответ: Она любимая дочь отца, ее больше всех любит дед Гришака, пришлась она ко двору и Мелеховым.

-                     А кто из них счастливее? Что есть у каждой из них, а чего нет?

Предполагаемый ответ:  У Натальи есть дом, семья, дети, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему.

 

3-й этап:

 Раскрытию характеров героинь помогают также их столкновения.

- Посмотрите эпизод «Наталья у Аксиньи в Ягодном».  Какие чувства он у вас вызвал?

- А теперь обратимся к тексту художественного произведения.

Самостоятельная работа в парах с инструкционными картам (см. приложение 1).

Обсуждение задания. Учащиеся делают вывод о том, что каждая из героинь готова бороться за свою любовь и свое счастье, но в силу своего характера,  делают это по-своему: темпераментная, импульсивная Аксинья «ведет наступление», а Наталья готова на унижение, если есть хотя бы маленький шанс отстоять свою любовь.

 

4-й этап:

 Две дороги – две судьбы. Наталья и Аксинья сделали свой выбор: у каждой своя дорога, своя судьба. Какая?

Учащиеся говорят о жизни Шолоховских героинь, об их трагической гибели: всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули; Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но,  убив неродившегося ребенка,  погибает сама.

- Посмотрите два фрагмента. Какие мысли  чувства возникли у вас после просмотра? Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма: «Смерть Натальи» и «Гибель Аксиньи». После просмотра говорят о чувствах грусти, сожаления, сострадания к героиням.

 

IV. Итог урока.

-                     Что мы узнали на уроке?

-                     Какие умения показали?

Домашнее задание: Мини-сочинение «Кто мне ближе: Наталья или Аксинья»?

Примечание: Выставление оценок происходит после проверки письменных работ.

 

Приложение №1

 

 

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Эпизод «Наталья у Аксиньи в Ягодном»

(кн.1, ч.3, гл. ХIХ)

 

 

Прочитайте эпизод (от слов «В воскресенье как-то...» до конца главы), обращая внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.

 

Ответьте на вопросы:

1.     С какой целью пришла Наталья к Аксинье?

2.                      Обратите внимание на речь Натальи, на знаки препинания в ее репликах. Как речь героини характеризует ее состояние?

3.                      Выпишите словосочетания, характеризующие поведение Натальи. Почему она так себя ведет?

4.     Какие предложения по эмоциональной окраске преобладают в речи Аксиньи?   Почему?

5.     Как ведет себя Аксинья во время разговора?

6.     Как авторские комментарии объясняют поведение Аксиньи?

7.     Как раскрываются характеры героинь в этом эпизоде?


 

Методическая разработка урока литературы по творчеству

Методическая разработка урока литературы по творчеству

Тема: « Женские образы в романе

Тема: « Женские образы в романе

Уметь : читать художественный текст; анализировать эпизод по плану, сравнивать персонажей, делать выводы о сходстве и различии

Уметь : читать художественный текст; анализировать эпизод по плану, сравнивать персонажей, делать выводы о сходстве и различии

А теперь посмотрим, какими увидел героинь романа режиссер художественного фильма «Тихий

А теперь посмотрим, какими увидел героинь романа режиссер художественного фильма «Тихий

Две дороги – две судьбы. Наталья и

Две дороги – две судьбы. Наталья и

Выпишите словосочетания, характеризующие поведение

Выпишите словосочетания, характеризующие поведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017