Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Оценка 4.7

Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
17.01.2017
Урок литературы  по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с элементами игровых технологий ( приемы театрализации). Образовательные задачи состоят в формировании навыков и умений литературного анализа: • характеризовать героев произведений; • давать оценку поступкам персонажей рассказа; • определять тему, идею произведения; • формировать умение анализировать эпизод текста. • уметь делать выводы и обобщения.Разработка урока
file14.doc.docx
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области  «Семилукский центр психолого­педагогической, медицинской и социальной  помощи» Урок литературы с применением  игровых технологий (элементов  театрализованности) по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и  наказание» Разработала: Шедогубова Елена Петровна – учитель русского языка и  литературы, 2013 г. Тема: Нравственные заповеди Ф.М. Достоевского по роману «Преступление и  наказание»)  Цели урока:  Образовательные:  продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:  • характеризовать героев произведений;  • давать оценку поступкам персонажей рассказа;  • определять тему, идею произведения;  • формировать умение анализировать эпизод текста.  • уметь делать выводы и обобщения.  Развивающие:  • развитие навыков  устной и письменной речи, монологического,  диалогического высказывания, коммуникативных навыков учащихся.  • развитие мышления, познавательных интересов, интеллекта;  • развитие эмоциональной сферы.  Воспитательные:  • Осмысление нравственных проблем, поднимаемых писателем,  • Размышление над причинами духовной трагедией героев романа,  • выявление гуманистических идеалов автора, утверждаемых в произведении.  Тип урока: урок­дискуссия.  Методические приемы  беседа; работа с текстом; театрализованные фрагменты; дискуссия.  Форма организации: фронтальная, групповая.  Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, выполненная  самими учащимися, иллюстрации  учеников к  произведениям русской  классики. Задачи урока: выявить восприятие учащимися идеи  романа; определить  авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме  приводит к саморазрушению личности. Подготовительный этап: распределение ролей, составление текстов  выступлений адвоката, прокурора, следователя Порфирия Петровича и др.,  создание презентации. Слово учителя:  Сегодня мы проводим с вами заключительный урок по роману Ф.М.  Достоевского «Преступление и наказание». Мы много говорили о  героях этого романа, об их нелегких судьбах, проводили  параллели между  Раскольниковым и его нравственными  или, точнее, «безнравственными» двойниками Лужиным и Свидригайловым, затрагивали тему взаимоотношений Раскольникова и   Разумихина, Раскольникова и Сони  Мармеладовой, Раскольникова и членов  его семьи. А сегодня мы  попытаемся взглянуть на события в романе как бы  изнутри, глазами самих героев. «Адвокат, прокурор и судья» сами выбрали себе роли, написали текст  выступлений. Вот, к примеру, «явка с повинной» Родиона Раскольникова. «Милостивый государь Илья Петрович! Будучи в здравом уме и твердой памяти прошу мои слова записать: это я  убил тогда старуху­чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил. К совершению смертоубийства склонила меня нищета, скверное положение,  беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с  помощью хоть и 3000 рублей, которые я рассчитывал найти у убитой. Решился же я на убийство вследствие своего легкомысленного и  малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами;  чистосердечное же раскаяние в содеянном побудило явиться с повинной. На предложенные мне по делу  вопросы разъясняю, что заклад сделан для отвлечения внимания Алены Ивановны из дощечки деревянной с  металлической полоской, натуго нитками перевязанной.  Кошелька, добытого у убитой, не открывал, точной суммы денег знать не  могу. Вещи и кошелек спрятаны под камнем на Вознесеновском проспекте. О временном умопомрачении и болезненной мономании убийства и грабежа без дальнейших целей и выгоды заявляю, что психически нездоровым себя не  считаю, но защищать и обелять себя нужным не нахожу. К сему бывший студент  Родион Романович Раскольников». Адвокат: «Милостивые государи и государыни! Обращаю ваше  внимание на  бедственное  положение моего  подзащитного, который от  перенесенной  нужды и страданий, от невозможности  продолжать учебу в университете из­за  отсутствия денег стал приверженцем новомодной  теории «сверхчеловека» и в  состоянии временного умопомрачения совершил убийство  никчемной, по его  на тот момент мнению, старухи­процентщицы. Убийство сестры ее Лизаветы  было  непреднамеренным и случайным. Обращаю ваше внимание на то, что сразу же после убийства  раскаяние  охватило  моего подзащитного, о чем свидетельствует тот факт, что ни одного  рубля  из похищенных и спрятанных в  горячечном бреду денег использовано  им не было. Более того, он даже не знал точного числа и  ценности  похищенного и  спрятанного.  Итак, дамы и господа! Мы имеем дело с несчастным молодым человеком, который  подвергся временному умопомешательству, то есть болезненной  мономании  к грабежу и убийству без дальнейших расчетов и целей на выгоду.  Это подтверждается многочисленными свидетелями, доктором Зосимовым,   товарищами, прислугой. Прошу суд учесть эти обстоятельства и  оправдать  моего подзащитного». Прокурор:  «Дамы  и господа! Высокий суд! Перед нами  один из тех молодых  людей, которые при  возникновении сложностей в жизни пытаются  найти   причины для обвинения власти, общества, окружающих обстоятельств, но  никогда – самих себя. Так рождаются  в  их головах новомодные теории о   сверхчеловеке, которому  подвластно все,  разрешено все, вплоть до убийства   ради достижения  будущих призрачных светлых целей. Они  берут себе   примером Наполеона,  с легкостью жертвовавшего  жизни других людей,  забывая при этом о печальной, бесславной кончине  этого «героя». Стремление  упрочить  первые шаги своей жизненной карьеры за счет чужих средств,  добытых путем убийства, привели бывшего студента Родиона Раскольникова на скамью подсудимых. Убив ростовщицу, Раскольников был  вынужден убить и  случайную свидетельницу его преступления. Итак, господа, перед нами   двойное убийство с целью грабежа.  Не вызывает веры утверждение о том, что Раскольников  раскаялся в  совершенном преступлении. Он не пришел с повинной, когда узнал, что вместо  него обвинен  другой, невинный человек. Он продолжал рассуждать о том, что  такое  злодеяние. Совесть его была спокойна, он считал себя ничуть не хуже  иных благодетелей человечества, совершивших преступления во имя этого же  человечества. Явка с повинной для Раскольникова – случайный поступок,  совершенный под минутным влиянием.  Мы  требуем для преступника сурового наказания: каторжные работы  второго разряда на срок восьми лет с учетом явки  с повинной и  облегчающих  вину обстоятельств». Вопросы классу:  Насколько, на ваш взгляд,  правомерны мнения  прокурора и адвоката? Почему Раскольников не сразу осознал полноту своего «злодеяния»?  Попробуйте в нескольких предложениях  продолжить  историю жизни   Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Рефлексия: Был ли интересен вам урок? Как вы оцениваете работу своих товарищей  и свою  собственную?

Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы  по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы  по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы  по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы  по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017