Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Оценка 4.9

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
23.04.2018
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Есть ли что-то, что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.
ерш главы.doc
Урок литературы по теме "Философско­этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа" 1. Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа». Фронтальная беседа,  направленная на выявление уровня восприятия романа. (Приложение 3. Слайд 1 – портрет  М.Булгакова) – Итак, роман, задуманный зимой 28­29 года, вставки к которому Булгаков диктовал жене в  феврале 1940 г., за 3 недели до смерти, впервые был напечатан только в журнале «Москва» №11 в 1966 и в № 1 в 1967 году, т.е.27 лет спустя после ухода из жизни автора. (Слайд № 2 – даты)  Сегодня мы попробуем с вами хоть немного приблизиться к постижению «невозможного»  романа, сделав акцент в нашей работе на «ершалаимских главах». (Слайд № 3  – тема урока) – Чем, по­вашему, интересна композиция романа «Мастер и Маргарита»? – Композиция сложна: присутствует хорошо известный нам приём «роман  в романе», равноправно существуют 3 сюжетные линии: (Слайд № 4) Композиция «роман в романе» Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря даже на стилевые различия, ибо в центре романа всё равно стоит тема Творца. Мастера. Всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы, которые рассказывают историю П.П. и Иешуа  и показывают всего один день (пятницу перед Пасхой), мастерски вплетены в  повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2), потом сон Иванушки (гл.16), затем главы  романа Мастера, которые читает Маргарита (гл.25,26).) Но как бы там ни было, мы знаем, что «ершалаимские главы» – это роман Мастера, роман, вызвавший странные улыбочки у  чиновников от литературы. План по «ершалаимским главам» мог бы выглядеть так: Гл.2 – Рассказ Воланда  Слайд № 5 Суд Пилата над Иешуа Га­Ноцри. Разговор с Каифой Гл. 16 – Сон Ивана Бездомного  Слайд № 6 Гл.25 – Маргарита читает Слайд  №7 Казнь на Лысой горе. Левий Матвий свидетель казни Пилат дает задание Афранию относительно Иуды Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с  Левием Матвием Гл.26 – Маргарита читает Слайд №  8 Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на  Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье,  на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось,  укладываются в пятницу на Страстной неделе. В году так много дней, а здесь – прямое  наложение! Трудно также не заметить сходность описания 2­х городов, разделённых тысячами  километров и почти 2000 лет. «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.  Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с  неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами  базары, караван­сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим – великий  город, как будто не  существовал на свете». А теперь другое описание: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла  громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на  свете». Детали, ритм, интонация фраз совпадают. «Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния – присутствуют при  описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в  ней Воланда и Мастера. Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они  сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза.  Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим  30­х г. I века нашей эры и Москву 30­х г. XX века. Слайд № 9 (схема) Таким образом, сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие. А что же такое Евангелие? 2. Реализация индивидуального сообщения «Евангелие и евангелисты». (Слайд № 10 –  евангелисты) 3. Групповая работа – исследование текста с таблицей. Сопоставление фактов, данных в  «ершалаимских» главах, со Святым Писанием. Третью графу учащиеся заполняют  самостоятельно, опираясь на знание текста романа. (Приложение 1) – В какой мере «ершалаимкие главы» повторяют Святое Писание? Попробуем сопоставить  некоторые факты. Заслушивание результатов исследований. Вывод. – Что доказали мы данным сопоставлением? (переосмысление библейского текста, ибо в  концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата). 4. Реализация индивидуального сообщения «Понтий Пилат. (Приложение 5)  Историческая справка». (Слайд № 11). 5. Лекция учителя с элементом беседы «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14  числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода  Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». – Какой образ видится нам при чтении этой первой фразы? (Человек, наделённый властью,  не лишённый государственной мудрости, вызывающий трепет, уважение). – Совсем по­другому звучит следующая фраза: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах начал  преследовать прокуратора с рассвета».Что дает она для понимания характера  Пилата? (Пропадает ореол значительности, подчёркиваются земные слабости, приземляя  героя) – Вот так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные  черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым  ярким будет самая скрываемая ото всех – трусость перед более высокой властью. – Прежде чем обратиться ко 2ой главе романа, давайте вспомним первоисточник –  Евангелие: Первосвященник Кайфа отослал Иисуса к римскому наместнику в Иудее – Понтию Пилату:  только тот имел право вынести смертный приговор. (Мф. 27: 3,5). Призвав Иисуса, Пилат спросил его, что он сделал. Иисус ответил Пилату знаменитыми словами: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». «Что есть истина?» (Ин. 18: 37­38) – спросил Пилат, не понимая, что истина перед ним. Пилат не нашел никакой вины Иисуса и хотел Его отпустить. И жена его просила не  причинять вреда Праведнику. В праздник еврейской Пасхи Пилат по обычаю мог отпустить  одного из осуждённых на казнь. Но народ потребовал отпустить разбойника Варавву и  осудить Иисуса. «Иудеи же кричали, если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий,  делающий себя царём,  противник кесарю» (Ин. 19:12). Услышав эти слова, Пилат испугался. Он обратился к иудейскому пароду: «Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее кричали, да будет распят! <...> Пилат <...>  взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего;  смотрите вы, И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24­ 25). Была пятница. В этот день предали Христа на распятье. – Заостряется ли в Евангелии вина Пилата? (Нет, она переносится на народ иудейский). 6. Коллективный просмотр видеофрагмента «Суд Пилата над Иисусом» (фильм «Иисус» –  экранизация Евангелие от Луки, режиссер Джон Хейман, 1979 год). (Приложение 8).  Беседа. – Подтвердилось ли и сейчас высказанное вами мнение о том, что Пилат не хотел отдавать  приказ о казни «Праведника Сего»? Как это выразилось в фрагменте? 7. Беседа по содержанию 2­ой главы романа. Обратимся к тексту гл. 2 «Понтий Пилат», проследим же теперь за поведением главного  героя романа Мастера в сцене допроса. – Какие слова Иешуа следует считать завязкой беседы? («Добрый человек») – Какую «новость» о людях узнаёт Пилат от Иешуа? («Злых людей нет на свете».) 8. Выразительное чтение в лицах фрагмента 2­ой главы романа: «А теперь скажи мне… до… и первый, кто об этом позаботится, буду я» 9. Комментарий учителя – Посмотрите, как библейский сюжет «пророс» в романе, как Булгаков интерпретирует его: Евангелие от Иоанна: Иисус у Анны (тестя Каифы)  «Анна спросил об учениках и об учении. Иисус: Я говорил явно миру. Я учил в синагоге и в храме и тайно не говорил ничего. Спроси  их, они знают, что говорил. Тогда   служитель   ударил   Иисуса   по   щеке,   сказав: «Так отвечаешь ты  первосвященнику!» Иисус: Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» Евангелие от Иоанна: Иисус: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий,  кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат:  Что есть истина? И вышел опять к иудеям». 10. Беседа по содержанию 2ой главы романа – Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести  допрос. В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к разрушению  ершалаимского храма) – Что на это отвечает Иешуа? («Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»;  вера слепа, от веры к истине – такова история человечества.) – Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина? И как нам понять его слова? 11. Выразительное чтение в лицах эпизода «Что есть истина?»: « Истина прежде всего в  том…до…и тут говорящий позволил себе улыбнуться». – Истина – человеческое понятие, конкретное, она исходит от человека и замыкается на  нем,  истина то, что со­страдание избавляет от страдания. – Многие живописцы не раз обращались к евангельским сюжетам. Картина же Николая  Николаевича Гё носит название «Что есть истина?» И мы не можем с вами сейчас пройти  мимо этого факта. 12. Реализация индивидуального сообщения «Николай Николаевич Гё  и его картина  «Что есть истина?». (Слайд № 12). 13. Комментарий учителя. Кто всем управляет? – Вспомним разговор между Берлиозом, Бездомным и Воландом (1 глава) о том, кто  управляет «всем вообще распорядком на земле». Вспомним пошловатую фразу о кирпиче,  который «ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится». Во 2 главе Пилат предлагает Иешуа поклясться. «– Ну, хотя бы жизнью твоей, ею клясться самое время, т.к. она висит на волоске, знай это. – Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься. Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:  – Я могу перерезать этот волосок. – И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил  арестант, – согласись, что перерезать волосок уже наверно может лишь тот, кто подвесил?» Евангелие от Иоанна: П. Откуда ты? Иисус не ответил. П. Мне ли не отвечаешь? Не знаешь, что я имею власть распять Тебя? Иисус: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше;  посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Евангелие от Луки: П. Я исследовал и не нашёл вины в Нем, Ирод также. Ничего не найдено в Нем достойного  смерти. Наказав, отпущу.  – Смерть Ему! Отпусти Варавву!  П. возвысил голос, желая отпустить Иисуса.  – Распни Его! П. Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нем. Итак, наказав Его,  отпущу.  – Распни Его! «Они продолжали с великим  криком требовать,  чтобы он был распят; и превозмог крик их и  первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. ...Иисуса предал в их волю». 14. Беседа по содержанию 2ой главы романа – Итак, рушить храм подсудимый не собирается. Обвинение снято. «В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова:  игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га­Ноцри, и состава  преступления в нем не нашел». Но мечты Пилата рушатся доносом Иуды из Кириафа.В чем  состоял донос Иуды? («Власть есть насилие», «Закон об оскорблении величества ...») – Какие детали очень психологично передают состояние Пилата после прочтения доноса? – Чей портрет представляется Пилату после прочтения доноса Иуды? Чем примечательна  эта личность? (Император Тиберий) (словарь­справочник – Приложение 7. Приложение 6.) – Как Пилат пытается на допросе спасти Иешуа?  – Почему Иешуа не понимает его попыток? – «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!... »,  потом:  «Погибли! ... » И какая­то совсем нелепая среди них о каком­то бессмертии, причем бессмертие почему­то вызвало нестерпимую тоску». Почему «бессмертие», почему «тоска»?  – Почему к концу допроса Пилат сбивается на крик «страшным голосом»?  – Зачем Пилату нужна была встреча с Каифой? (Последняя попытка спасти) – Почему    же    Пилат,    желая    спасти    арестованного,    всё    же приговаривает его к  смерти? (Страх перед вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру) – Вот и получается, что бесстрашный на поле боя всадник Золотое копьё на самом деле трус. И он будет наказан за своё малодушие, за то, что пошёл из страха против своей совести. Он  попытается задобрить совесть, расправившись с Иудой. Но это не поможет. «Двенадцать  тысяч лун за одну луну когда­то», «бессмертие» и «тоска», бессонница и тревога – это его  бремя. Булгаков уверен: трусость, подобная трусости Пилата, есть главная причина социальных  подлостей на земле. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих поступков. Совесть – искупление вины и возможность внутреннего очищения через  страдание, через раскаяние. Может   быть,    именно   раскаяние,   пришедшее   к   Пилату,  подарило сон, радостный и спокойный. 15. Выразительное чтение. Сон Пилата (гл. 26): «Лишь только прокуратор…до…сейчас же  помянут и тебя!» (Слайд № 13) 16. Слово учителя. Обобщение по «ершалаимским» главам романа. – В романе, творчески переосмысливающем евангельский сюжет, тем не менее, заложены  вечные ценности, вечные христианские истины. «Ершалаимские главы» не входят в противоречие с Библией, утверждая: Не зло, а добро. Не вера, а истина. Не власть, а свобода. И само прощение Пилата в последней главе романа есть исполнение христианской заповеди  о человечности и милосердии. 17. Реализация индивидуального задания. Выразительное чтение эпизода  «Освобождение Пилата»: «Маргарита скоро разглядела… до … лунной дороге  стремительно побежал и он» (Слайд № 14). – Человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью.  Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия. Ибо душа должна быть не малой, но большой. И она не должна спать – подрёмывать. Она должна  «работать». 18. Прослушивание духовной песни иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь,  душа?». (Приложение 4) Литература, использованная учителем при подготовке к уроку: 1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Избранные сочинения, том второй, Москва,  «Литература», 2000г. 2. Библия, Российское Библейское Общество, Москва, 2000г. По благословению  Патриарха Московского и всея Руси Алексия. 3. Библейская энциклопедия1990г. – 2­ое издание, репринтное, «Свято­Троицкая  Сергиева Лавра» 4. Б.В.Соколов «Булгаковская энциклопедия», Москва, «Миф», 1996г. 5. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. Москва, «Олма­пресс  Образование», 2003г. 6. Черкезова М.В. «Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические  материалы», «Литература в школе» – 1997, № 2. 7. Л.Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», Москва, 1983г. 8. В.Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир» – 1968г. №6. 9. Л.Волынский «Лицо времени. Книга о русских художниках», Москва, «Детская  литература», 1971г.

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018