Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
23.04.2018
В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Есть ли что-то, что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.
ерш главы.doc
Урок литературы по теме "Философскоэтические
проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова
"Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
1. Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа». Фронтальная беседа,
направленная на выявление уровня восприятия романа. (Приложение 3. Слайд 1 – портрет
М.Булгакова)
– Итак, роман, задуманный зимой 2829 года, вставки к которому Булгаков диктовал жене в
феврале 1940 г., за 3 недели до смерти, впервые был напечатан только в журнале «Москва»
№11 в 1966 и в № 1 в 1967 году, т.е.27 лет спустя после ухода из жизни автора.
(Слайд № 2 – даты)
Сегодня мы попробуем с вами хоть немного приблизиться к постижению «невозможного»
романа, сделав акцент в нашей работе на «ершалаимских главах».
(Слайд № 3 – тема урока)
– Чем, повашему, интересна композиция романа «Мастер и Маргарита»?
– Композиция сложна: присутствует хорошо известный нам приём «роман
в романе», равноправно существуют 3 сюжетные линии: (Слайд № 4)
Композиция «роман в романе»
Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря даже на стилевые различия, ибо в центре
романа всё равно стоит тема Творца. Мастера.
Всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы, которые рассказывают историю П.П. и Иешуа
и показывают всего один день (пятницу перед Пасхой), мастерски вплетены в
повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2), потом сон Иванушки (гл.16), затем главы
романа Мастера, которые читает Маргарита (гл.25,26).) Но как бы там ни было, мы знаем, что
«ершалаимские главы» – это роман Мастера, роман, вызвавший странные улыбочки у
чиновников от литературы.
План по «ершалаимским главам» мог бы выглядеть так:
Гл.2 – Рассказ Воланда Слайд № 5 Суд Пилата над Иешуа ГаНоцри. Разговор с Каифой
Гл. 16 – Сон Ивана Бездомного
Слайд № 6
Гл.25 – Маргарита читает Слайд
№7
Казнь на Лысой горе. Левий Матвий свидетель казни
Пилат дает задание Афранию относительно Иуды
Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с
Левием Матвием
Гл.26 – Маргарита читает Слайд №
8
Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на
Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье,
на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось,
укладываются в пятницу на Страстной неделе. В году так много дней, а здесь – прямое
наложение! Трудно также не заметить сходность описания 2х городов, разделённых тысячами
километров и почти 2000 лет.
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.
Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с
неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами
базары, каравансараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим – великий город, как будто не
существовал на свете». А теперь другое описание: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла
громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на
свете».
Детали, ритм, интонация фраз совпадают.
«Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния – присутствуют при
описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в
ней Воланда и Мастера. Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они
сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза.
Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим
30х г. I века нашей эры и Москву 30х г. XX века. Слайд № 9 (схема)
Таким образом, сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие. А что же такое
Евангелие?
2. Реализация индивидуального сообщения «Евангелие и евангелисты». (Слайд № 10 –
евангелисты)
3. Групповая работа – исследование текста с таблицей. Сопоставление фактов, данных в
«ершалаимских» главах, со Святым Писанием. Третью графу учащиеся заполняют
самостоятельно, опираясь на знание текста романа. (Приложение 1)
– В какой мере «ершалаимкие главы» повторяют Святое Писание? Попробуем сопоставить
некоторые факты.
Заслушивание результатов исследований. Вывод.
– Что доказали мы данным сопоставлением? (переосмысление библейского текста, ибо в
концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата).
4. Реализация индивидуального сообщения «Понтий Пилат. (Приложение 5)
Историческая справка». (Слайд № 11).
5. Лекция учителя с элементом беседы
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14
числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода
Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
– Какой образ видится нам при чтении этой первой фразы? (Человек, наделённый властью,
не лишённый государственной мудрости, вызывающий трепет, уважение).
– Совсем подругому звучит следующая фраза: «Более всего на свете прокуратор ненавидел
запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах начал
преследовать прокуратора с рассвета».Что дает она для понимания характера
Пилата? (Пропадает ореол значительности, подчёркиваются земные слабости, приземляя
героя)
– Вот так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные
черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым
ярким будет самая скрываемая ото всех – трусость перед более высокой властью.
– Прежде чем обратиться ко 2ой главе романа, давайте вспомним первоисточник –
Евангелие:
Первосвященник Кайфа отослал Иисуса к римскому наместнику в Иудее – Понтию Пилату:
только тот имел право вынести смертный приговор. (Мф. 27: 3,5).
Призвав Иисуса, Пилат спросил его, что он сделал. Иисус ответил Пилату знаменитыми словами: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий,
кто от истины, слушает гласа Моего». «Что есть истина?» (Ин. 18: 3738) – спросил Пилат, не
понимая, что истина перед ним.
Пилат не нашел никакой вины Иисуса и хотел Его отпустить. И жена его просила не
причинять вреда Праведнику. В праздник еврейской Пасхи Пилат по обычаю мог отпустить
одного из осуждённых на казнь. Но народ потребовал отпустить разбойника Варавву и
осудить Иисуса. «Иудеи же кричали, если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий,
делающий себя царём, противник кесарю» (Ин. 19:12). Услышав эти слова, Пилат испугался.
Он обратился к иудейскому пароду:
«Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее кричали, да будет распят! <...> Пилат <...>
взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего;
смотрите вы, И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24
25). Была пятница. В этот день предали Христа на распятье.
– Заостряется ли в Евангелии вина Пилата? (Нет, она переносится на народ иудейский).
6. Коллективный просмотр видеофрагмента «Суд Пилата над Иисусом» (фильм «Иисус» –
экранизация Евангелие от Луки, режиссер Джон Хейман, 1979 год). (Приложение 8).
Беседа.
– Подтвердилось ли и сейчас высказанное вами мнение о том, что Пилат не хотел отдавать
приказ о казни «Праведника Сего»? Как это выразилось в фрагменте?
7. Беседа по содержанию 2ой главы романа.
Обратимся к тексту гл. 2 «Понтий Пилат», проследим же теперь за поведением главного
героя романа Мастера в сцене допроса.
– Какие слова Иешуа следует считать завязкой беседы? («Добрый человек»)
– Какую «новость» о людях узнаёт Пилат от Иешуа? («Злых людей нет на свете».)
8. Выразительное чтение в лицах фрагмента 2ой главы романа: «А теперь скажи мне…
до… и первый, кто об этом позаботится, буду я»
9. Комментарий учителя
– Посмотрите, как библейский сюжет «пророс» в романе, как Булгаков интерпретирует его:
Евангелие от Иоанна:
Иисус у Анны (тестя Каифы)
«Анна спросил об учениках и об учении.
Иисус: Я говорил явно миру. Я учил в синагоге и в храме и тайно не говорил ничего. Спроси
их, они знают, что говорил.
Тогда служитель ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так отвечаешь ты
первосвященнику!»
Иисус: Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»
Евангелие от Иоанна:
Иисус: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий,
кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат: Что есть истина?
И вышел опять к иудеям».
10. Беседа по содержанию 2ой главы романа
– Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести
допрос. В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к разрушению
ершалаимского храма)
– Что на это отвечает Иешуа? («Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»;
вера слепа, от веры к истине – такова история человечества.)
– Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина? И как нам понять его слова? 11. Выразительное чтение в лицах эпизода «Что есть истина?»: « Истина прежде всего в
том…до…и тут говорящий позволил себе улыбнуться».
– Истина – человеческое понятие, конкретное, она исходит от человека и замыкается на
нем, истина то, что сострадание избавляет от страдания.
– Многие живописцы не раз обращались к евангельским сюжетам. Картина же Николая
Николаевича Гё носит название «Что есть истина?» И мы не можем с вами сейчас пройти
мимо этого факта.
12. Реализация индивидуального сообщения «Николай Николаевич Гё и его картина
«Что есть истина?». (Слайд № 12).
13. Комментарий учителя. Кто всем управляет?
– Вспомним разговор между Берлиозом, Бездомным и Воландом (1 глава) о том, кто
управляет «всем вообще распорядком на земле». Вспомним пошловатую фразу о кирпиче,
который «ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится».
Во 2 главе Пилат предлагает Иешуа поклясться.
«– Ну, хотя бы жизнью твоей, ею клясться самое время, т.к. она висит на волоске, знай это.
– Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
– Я могу перерезать этот волосок.
– И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил
арестант, – согласись, что перерезать волосок уже наверно может лишь тот, кто подвесил?»
Евангелие от Иоанна:
П. Откуда ты?
Иисус не ответил.
П. Мне ли не отвечаешь? Не знаешь, что я имею власть распять Тебя?
Иисус: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше;
посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
Евангелие от Луки:
П. Я исследовал и не нашёл вины в Нем, Ирод также. Ничего не найдено в Нем достойного
смерти. Наказав, отпущу.
– Смерть Ему! Отпусти Варавву!
П. возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
– Распни Его!
П. Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нем. Итак, наказав Его,
отпущу.
– Распни Его!
«Они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят; и превозмог крик их и
первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. ...Иисуса предал в их волю».
14. Беседа по содержанию 2ой главы романа
– Итак, рушить храм подсудимый не собирается. Обвинение снято.
«В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова:
игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке ГаНоцри, и состава
преступления в нем не нашел». Но мечты Пилата рушатся доносом Иуды из Кириафа.В чем
состоял донос Иуды? («Власть есть насилие», «Закон об оскорблении величества ...»)
– Какие детали очень психологично передают состояние Пилата после прочтения доноса?
– Чей портрет представляется Пилату после прочтения доноса Иуды? Чем примечательна
эта личность? (Император Тиберий) (словарьсправочник – Приложение 7. Приложение 6.)
– Как Пилат пытается на допросе спасти Иешуа?
– Почему Иешуа не понимает его попыток?
– «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!... », потом:
«Погибли! ... » И какаято совсем нелепая среди них о какомто бессмертии, причем бессмертие почемуто вызвало нестерпимую тоску». Почему «бессмертие», почему «тоска»?
– Почему к концу допроса Пилат сбивается на крик «страшным голосом»?
– Зачем Пилату нужна была встреча с Каифой? (Последняя попытка спасти)
– Почему же Пилат, желая спасти арестованного, всё же приговаривает его к
смерти? (Страх перед вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру)
– Вот и получается, что бесстрашный на поле боя всадник Золотое копьё на самом деле трус.
И он будет наказан за своё малодушие, за то, что пошёл из страха против своей совести. Он
попытается задобрить совесть, расправившись с Иудой. Но это не поможет. «Двенадцать
тысяч лун за одну луну когдато», «бессмертие» и «тоска», бессонница и тревога – это его
бремя.
Булгаков уверен: трусость, подобная трусости Пилата, есть главная причина социальных
подлостей на земле.
Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих
поступков. Совесть – искупление вины и возможность внутреннего очищения через
страдание, через раскаяние. Может быть, именно раскаяние, пришедшее к Пилату,
подарило сон, радостный и спокойный.
15. Выразительное чтение. Сон Пилата (гл. 26): «Лишь только прокуратор…до…сейчас же
помянут и тебя!» (Слайд № 13)
16. Слово учителя. Обобщение по «ершалаимским» главам романа.
– В романе, творчески переосмысливающем евангельский сюжет, тем не менее, заложены
вечные ценности, вечные христианские истины.
«Ершалаимские главы» не входят в противоречие с Библией, утверждая:
Не зло, а добро. Не вера, а истина. Не власть, а свобода.
И само прощение Пилата в последней главе романа есть исполнение христианской заповеди
о человечности и милосердии.
17. Реализация индивидуального задания. Выразительное чтение эпизода
«Освобождение Пилата»: «Маргарита скоро разглядела… до … лунной дороге
стремительно побежал и он» (Слайд № 14).
– Человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью.
Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия. Ибо душа
должна быть не малой, но большой. И она не должна спать – подрёмывать. Она должна
«работать».
18. Прослушивание духовной песни иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь,
душа?». (Приложение 4)
Литература, использованная учителем при подготовке к уроку:
1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Избранные сочинения, том второй, Москва,
«Литература», 2000г.
2. Библия, Российское Библейское Общество, Москва, 2000г. По благословению
Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
3. Библейская энциклопедия1990г. – 2ое издание, репринтное, «СвятоТроицкая
Сергиева Лавра»
4. Б.В.Соколов «Булгаковская энциклопедия», Москва, «Миф», 1996г.
5. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. Москва, «Олмапресс
Образование», 2003г.
6. Черкезова М.В. «Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические
материалы», «Литература в школе» – 1997, № 2.
7. Л.Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», Москва, 1983г.
8. В.Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир» – 1968г. №6.
9. Л.Волынский «Лицо времени. Книга о русских художниках», Москва, «Детская
литература», 1971г.
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.