Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)
Оценка 4.6

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
русская литература
9 кл
16.02.2018
Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)
В представленном материале вы найдете сценарий урока о любовной лирике Пушкина, дополнительный материал о техженщинах, с кем дружил Александр Сергеевич и кому посвящал свои трогательные строки любимый всеми русский поют. Материал можно использовать и в качестве вспомогательного при подготовке литературного вечера.
Любовная лирика Пушкина.doc
План урока литературы : Дата: 22.10. 2013       Время:                  Класс: 9        Тема урока:  Любовная лирика Пушкина Тип урока:  урок изучения нового материала     Вид урока:  аналитическое групповое исследование Цели для обучающихся: Учащиеся должны знать:  основные мотивы лирики Пушкина, среди которых – любовная, некоторых адресатов любви поэта  Учащиеся должны уметь:  находить выразительные средства языка, сравнивать, анализировать Цель урока – глубже, полнее понять идейно­тематическое содержание произведения и “увидеть” мастерство писателя, проникнув в его  творческую систему, формирование устной и письменной коммуникативной компетенции обучающихся. Задачи: Образовательная: ­  познакомить  с новой темой, отработать алгоритм анализа поэтического текста Развивающая ­ развивать внимание, навыки критического мышления, диалогической и монологической речи. Воспитывающая ­  воспитывать  сотрудничество  (умения работать в паре, группе). Ресурсы – Компьютер, колонки, презентация, раздаточный материал. Методы  работы:  комментированное аналитическое чтение, проблемная творческая работа  по тексту, групповая исследовательская работа Этап урока Оргмомент Побуждение Задача этапа (По  таксономии  образовательных целей  Блума), сопутствующие  задачи Привлечь  внимания  учащихся, установить  положительную мотивацию,  психологический климат,  проверить готовность  учащихся к уроку. Вовлечь  учащихся  в формулирование задач  урока. (Низкий )Знать, понимать Актуализировать знания  учащихся по теме. Познакомить учащихся с  новой темой. Ход урока: Деятельность учителя и речь Приветствие. Добрый день! У меня  хорошее настроение,  потому что …  Продолжите фразу Работа в парах 1.  Высказывают  определение любви Групповая работа.  Изучить материал  учебника и  дополнительный  материал, прочитать  выразительно  стихотворение,  изобразить на постере 1 группа­  Е.П. Бакунина. 2 группа – Е.К.  Воронцова  3 группа –  А.П. Керн 4 группа А.А. Оленина Содержание  деятельности  учащегося, форма  работы. Учащиеся приветствуют  учителя. Предположение, прием  “Мозговая атака” Учащиеся высказывают­ ся о понимании слова  «любовь», предполагают  тему урока и формули­ руют задачи его. Изучают новый  материал. 1.Учащиеся просматри­ вают текст учебника и  дополнительного мате­ риала, сообщают учите­ лю о необходимости  оказания  помощи. 2.Учащиеся  в группе  решают, как изобразить  свой ответ, выполняют  Идеи 7  модулей Ресурсы Время Критичес кое  мышление,  Новые  подходы в  обучении  (Обучение  в диалоге) Презентация  Power Point Использова ние ИКТ 1 мин 2 мин 3 мин 5 группа  Н.Н. Гончарова постер. 3.Обсуждение ­   правильных ответов. 4. Защита. 15 мин Осмысление Заключительн ый этап  Объяснение  домашнего  задания,  объявление  оценок. Рефлексия (Средний) Применить Отработать умение  сравнивать два  стихотворения на одну тему Развивать навыки  диалогической речи. Развивать навыки  сотрудничества. Анализ Развитие навыков анализа,  сравнения,  противопоставления,  обобщения информации. Развивать умение слушать  друг друга, уважать мнение  других. Учитель объясняет  задание, показав, как  проводить  сравнительный анализ  стихотворения Учитель объясняет Д/з. Сегодня на уроке я…. (усвоил, понял, ) Оценка Научить формулировать  выводы по уроку,  давать  оценку выполненной  деятельности, значимости  приобретенных знаний и  умений. Новые  подходы в  обучении (Саморегул ируемое  обучение,  Создание  атмосферы  сотрудниче ства) Индивидуальная  работа. Обучающиеся  высказываются, какое из  стихотворений   им более понятно. Работа в парах ­  Обсуждают результат.  Также ребята задают  друг другу 2  дополнительных вопроса. Эссе. Больше всего мне  понравилось  стихотворение …… ,  потому что именно в нем  поэт Критичес кое  мышление Д/з – учащимся нужно  запомнить правила  постановки тире в  удобной для них форме,  выполнить упр.106 (1  часть). Оценивание  собственной   деятельности, а также  урока. Учащиеся оценивают то,  что проделали на уроке,  оценивают значимость  приобретенной ими  информации, а также  отражают свои мысли и  Бланки –  таблицы  2 мин  10 мин 5 мин 2 мин Стикеры для  записей  рефлексии 5 мин Заключение эмоции на стикерах. Вопросы и задания к стихотворению «Сожженное письмо» 1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста? 2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить? 3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов? 4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма? 5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется? 6. Какова композиционная роль открытого финала текста? После анализа стихотворения «Сожженное письмо» можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения «Храни меня, мой талисман…» и «Там, где море тихо плещет…». Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии...» 1. Основное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова? 2. Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб? 3. Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние? 4. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах? 5. Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения? 6. Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка? 7. Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм? 8. Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется? 9. Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер? Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил...» 1. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени? 2. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор. 3. В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется? 4. Можно ли считать, что в этом стихотворении Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)? Сочинение.«Мое любимое стихотворение Пушкина о любви: восприятие, истолкование, оценка». К. Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. К. Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. К. Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. К. Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. 2 2 2 Оценочный лист группы 1 Ассоциация Теоретически й материал Анализ стихотворени я Сравнительн ый анализ эссе Оценочный лист группы 1 Ассоциация Теоретически й материал Анализ стихотворени я Сравнительн ый анализ эссе Оценочный лист группы 1 Ассоциация Теоретически й материал Анализ стихотворени я Сравнительн ый анализ 3 3 3 4 4 4 5 5 5 итог итог итог эссе Гончарова. Ведущий (2): На одном из балов зимой 1828­1829 года в доме Кологривовых на Тверском бульваре Пушкин впервые встретил 16­летнию Наталью  Гончарову. «Он очарован своей Наташей, говорит о ней, как о божестве» ­ писала мать поэта его сестре Павлищевой. Позднее Пушкин напишет жене: «Я должен  был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив». Ведущий (1): Вывозить в свет Натали Гончарову начали рано. Она была необычайно хороша собою: « Это очень молодая и очень красивая особа,  тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, ­ глаза зеленовато­карие,  светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, ­ тонкие черты, красивые черные волосы» ­ этот портрет составлен  современницей Пушкина Долли Фикельмон. Ведущий (2): Пушкинский идеал – это смиренная и простая Татьяна, сумевшая стать безупречной светской дамой, сохранившей все обаяние чистой  души. Теперь сопоставим «Татьяны милый Идеал» с тем образом Натали Гончаровой, который запечатлен в воспоминаниях современницы, близко  знавшей ее в юности: «главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность… Все в ней самой и манера держать себя  было проникнуто глубокой порядочностью». Ведущий (1): Сам Александр Сергеевич оценил ее «милый, простой, аристократический тон», почувствовал в Натали редкое сочетание слияния  провинциальной простоты и безупречности светской дамы. Оттого­то так упорно (более 2­х лет) добивался он ее руки в твердой уверенности, что если  не она, то никакая другая не станет его женой. Натали поэт посвятил стихотворение «Мадонна». Чтец (8): Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель,  Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель,  Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах,  Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. (Звучит «Вальс» Е. Доги) Ведущий (2): В апреле 1830 г. Пушкин вновь сделал предложение Н.Н. Гончаровой, которое на этот раз было принято. Начались хлопоты по  подготовке свадьбы. Для устройства дел Пушкин 1 сентября выехал в принадлежавшее его отцу имение Болдино в Нижегородской губернии. «Ах, мой милый, что за прелесть здешняя деревня, ­ писал поэт своему другу и издателю П.А. Плетневу из Болдина. – Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается – никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов». Пребывание  в Болдине вызвало могучий творческий подъем поэта. Здесь он пишет «Повести Белкина», «Каменный гость», «Пир во время чумы», две последние  главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», ряд замечательных стихотворений. Керн Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Елизавета Керн (дочь): Мама, мне послышались знакомые строки Александра Пушкина, посвященные тебе. Расскажи, пожалуйста, мне поподробнее об отношениях с этим человеком. Что тебя с ним связывало? Анна Петровна Керн. “В 1819 году я приехала в Петербург с мужем и отцом, который представил меня в дом его родной сестры, Олениной. На одном из вечеров у Олениных я встретила Пушкина и не заметила его: мое внимание было поглощено шарадами, которые тогда разыгрывались, в них участвовали Крылов, Плещеев и другие. Никогда не забуду Крылова, когда он читал свою басню про осла. Как сейчас вижу комическое выражение, с которым он  произнес: “Осел был самых честных правил”. В чаду такого очарования ч не заметила Пушкина. Но вскоре он дал себя заметить дерзким замечанием. Е. Керн. Дерзким замечанием? А каким именно? А. Керн. “Во время дальнейшей игры на мою долю выпала роль Клеопатры, и, когда я держала корзинку с цветами, Пушкин, вместе с моим братом  Александром Полторацким, подошел ко мне, посмотрел на корзинку и, указывая на брата, сказал: “А роль змеи, как видно, предназначается этому  господину?” Я нашла это дерзким, ничего не ответила и ушла”. “Вскоре вечер закончился. Все стали разъезжаться. Когда я уезжала и брат сел со мною  в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами”. Е. Керн. Мамочка, как это интересно! Ты не заметила его с самого начала?! А Александр Сергеевич обратил на тебя внимание! А что больше вы с ним  ни разу не встретились? А.С. Пушкин. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. А.П. Керн. “В течение 6 лет не видела я Пушкина, но от многих слышала про него как про славного поэта. С жадностью читала “Кавказкий пленник”,  “Бахчисарайский фонтан”, “разбойники” и 1­ю главу “Онегина”. …Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось во время пребывания моего в доме тетки моей, Прасковьи Александровны Осиповой, в Тригорском, в 1825 году, в июне месяце”. А.С. Пушкин. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Е. Керн. А как же происходила ваша встреча после 6 лет расставания? А.П. Керн. “Вот как это было. Мы сидели за обедом,… вдруг вошел Пушкин с большой, толстой палкой в руках. Тетушка, подле которой я сидела, мне  его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы  не скоро ознакомились и заговорили. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться, он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то  робок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, ­ и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Вообще же надо  сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно… Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с  блеском, остротою и увлекательностью его речи.” Е. Керн. А как же стихи попали тебе? Неужели сам Пушкин отдал тебе их в руки? А.П. Керн. После прогулки в Михайловском в старом, запущенном саду с длинными аллеями лип, корни которых, сплетясь, вились по дорожкам, и на  другой день я должна уехать в Ригу. Е. Керн. Мама, эта та самая липовая аллея, которая носит название “аллея Керн”. А.П. Керн. Да. Так вот. “Он пришел утром и на прощание принес мне 2­ю главу “Онегина” в неразрезанных листах, между которыми я нашла вчетверо  сложенный почтовый лист бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на меня, потом судорожно выхватил листочек и не хотел возвращать.  Насилу выпросила я их. Что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих  “Северных цветах”. Е. Керн. Знаешь, мама, зачем я попросила тебя об этом рассказать? Недавно к нам зашел Михаил Иванович Глинка. Он мне исполнил музыку,  сочиненную к этим стихам Пушкина. После исполнения сказал о своих глубоких чувствах ко мне. Я думаю, что он их выразил в этом романсе. Давай  послушаем его. (Звучит романс) Учитель. И вот уже в течение 160 лет романс Глинки “Я помню чудное мгновенье” является жемчужиной камерной вокальной классики. С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено прежде всего в мелодии – по­русски  пластичной и задушевной, певучей. Так что же, как вам кажется, обозначено в романсе? 1 ученица: В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания.  Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке. Ведущий 1. Это замечательное стихотворение принадлежит А.С.Пушкину, который является также автором выражений о любви, ставших крылатыми: Ведущий 2. – Любви все возрасты покорны. Ведущий 1. – Болезнь любви неизлечима. Ведущий 2. – Чистейшей прелести Чистейший образец. Ведущий 1. – Простим горячке юных лет И юный жар, и юный бред. Ведущий 2. – И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Ведущий 1. Каждый человек вкладывает свой смысл в понятие “любовь”. Но, наверное, все согласятся с тем, что пробуждение этого чувства позволяет  по­другому увидеть окружающее. Влюбленному мир кажется светлым, прекрасным, и все только потому, что рядом единственный, дорогой человек.  У великих людей только одна дата ­ дата их рождения, потому что великие поэты не умирают: И нерукотворным памятником Пушкину остается народная любовь. МУЗЫКА. Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный:".

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)

Урок литературы по теме: "Любовная лирика Пушкина" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018