Тема: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»
Урок литературы в 6 классе
Цель:
Цель: Продолжить формирование умения анализировать лирическое произведение,
выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»,
познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для
создания образа лирического героя. Рассмотреть образную системы стихотворения.
Планируемые результаты:
Предметные:
выявить основные принципы постраения стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Листок»; повторить основные термины и понятия, связанные с анализом
лирического произведения :тема, проблема, образ лирического героя, рифма,
композиция, троп, размер стихотворного произведения; учиться анализировать
текстовый материал и работать с раздаточным и иллюстративным
материалом; формировать умение формулировать определения; учиться
извлекать информацию по заданному вопросу из текста стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Листок» и раздаточного материала.
Метапредметные:
а) формировать регулятивные УУД:
осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать то, что уже
усвоено, правильность выполнения учебной задачи;
б) формировать познавательные УУД:
уметь определять понятия, создавать обобщения; уметь работать с учебником;
уметь строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
в) формировать коммуникативные УУД.
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих
мыслей;
Личностные:
приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать,
делать выводы; оценивать свои результаты. Ребята, у нас сегодня урок литературы, на котором присутствуют гости.
Как мы будем работать на этом уроке?
Читать –вдумчиво
Писать –грамотно
Слушать –внимательно
Говорить внятно
Начнем мы его с небольшого задания. На каждом столе есть листы с заданиями. Я
попрошу ответить на вопросы, которые там есть.
Х+ 57=257
392Х= 192
420Х= 220
Х15= 185
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Сколько шуб было бы, если бы сидело два деда?
Какие ответы у вас получились? (200)
Как вы думаете, как число 200 связано с темой нашего урока?
Да ,ребята, тема нашего урока связана я именем великого русского поэта М.Ю.
Лермонтовым.
Давайте уточним. На доске есть слова подсказки: лирический герой, ямб,
хорей, рифма, эпитет, ритм, метафора.
Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Правильно, только я уточню: мы сегодня будем говорить (анализировать) только об одном
стихотворении М.Ю.Лермонтова. Это стихотворения «Листок».
2.Попробуем определить цели нашего урока:
На доске появились цели. Выберите только те, которые мы ,по вашему мнению, мы будем
реализовывать сегодня на уроке.
Познакомиться с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Отработать навыки выразительного чтения стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Листок» Изучить биографию М.Ю.Лермонтова
Рассмотреть автопортреты Лермонтова
Определить тему и основную идею стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»
Познакомиться с образной системой стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Определить ритм, размер и рифмовку стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Определить языковые средства, используемые автором.
Подвести итоги урока
Хорошо, я принимаю ваше предположение. В конце урока мы обязательно проверим: правы
вы были или нет.
3.У нас на уроке сегодня будет работать несколько лабораторий.
1 Артистическая
2.Творческая мастерская
3 Юные исследователи
4 Юные филологи.
У каждой из лабораторий будут свои задачи, которые вы найдете в конвертах.
В каждом конверте есть подробный алгоритм ваших действий.
Сегодня на уроке у вас будут помощники.
1. Учитель
2.Папки с раздаточным и иллюстративным материалом.
Алгоритм действий для лаборатории «Артисты»
1. Ответьте на вопрос: Почему спустя почти 200 лет мы говорим о творчестве
М.Ю.Лермонтова?
2. Познакомьтесь со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр
3. Просмотрите предложенные видеоролики, используя ноутбук и наушники.
4. Выберите тот, который, как вы считаете, более точно отображает образную
систему и настроение стихотворения.
5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
6. Озвучьте выбранный ролик.
7. Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории.
Алгоритм действий для лаборатории «Творческая мастерская»
1. Ответьте на вопрос: Почему спустя почти 200 лет мы говорим о творчестве
М.Ю.Лермонтова?
2. Познакомьтесь со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр
3. Создайте визуальный образ стихотворения, используя предложенные фигуры.
4. Если вам не хватает материала, дорисуйте образ сами.
5. Представьте свою работу, используя карточку – подсказку.
6. Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории Карточка – подсказка
Для своей картины мы выбрали образы
_____________________________________________________________________________
Мы считаем, что это (основные, главные), образы, которые рассматривает автор.
На первый план мы поместили ________________________________, так как увидели,
что__________________________________________________________________________
Для второго плана мы выбрали___________________________________, потому что
__________________________________________________________________
Нам не хватило______________________________________________________________,
так как мы хотели_______________________________________________________
У нас получилось ______________________________настроение. Это соответствует
основной теме и идее стихотворения Алгоритм действий для лаборатории «Юные исследователи»
1. Познакомьтесь со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр
2. Познакомьтесь с историей создания стихотворения (год написания, год
напечатания)
3. Исследуйте строение стихотворение (количество строк, строф)
4. Определите композицию, рифму. Объясните, почему вы так решили.
5. Исследуйте ритмику стихотворения.
6. Определите размер стихотворения.
7. Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории Карточка – подсказка
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок» написано в_____ году, напечатано________.
Можно предположить, что________
Данное стихотворение состоит из ______ строк, разделённых на ____ строф.
Композиция стихотворения____________, так как развитие темы
происходит______________.
Лермонтов в данном произведении использует______________ рифму: (поясните, как
рифмуются строчки)________________________
Ритмика стихотворения определяется на основании исследования повтора гласных и
согласных звуков. В данном случае перед нами _____________________, так как в
стихотворении повторяется(не повторяется) звук____________.
Стихотворение «Листок» написано ____________________________________________
(укажите размер).
Алгоритм действий для лаборатории «Юные филологи»
1. Познакомьтесь со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр
2. Определите основную тему и идею стихотворения.
3. Каково настроение лирического героя, каков он? К чему стремится?
4. Какими средствами достигается идея?
Олицетворения
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Инверсии
Чтото другое
5. Попробуйте объяснить, зачем автор использует средства
выразительности(тропы)
6. Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории Карточка – подсказка
Мы считаем, что тема данного стихотворения____________________________________
( расскажите, о чем стихотворение). Идея______________________________________.
Тема и идея достигается при помощи образа лирического героя.
Это__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Так же в стихотворении Лермонтов использует целый ряд языковых средств:
Учитель еще раз обращает внимание, что учащиеся могут использовать в своей
работе помощников. Время выполнения заданий 10 минут
4.Отчет лабораторий.10 минут
5.Подведение итогов.
Итак, ребята. Сегодня на уроке мы проанализировали всего лишь одно стихотворение
М.Ю.Лермонтова. Мы увидели, что для полного восприятия произведения нам было
необходимо рассмотреть его с разных сторон: звуковой, образной, композиционной .Поэт
представил нам размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно
ищущего чегото, не имеющего надежды на счастье, страдающего.Для этого он использует
различные приемы. Так писать могут только очень талантливые люди, великие писатели и
поэты. А М.Ю.Лермонтов, без сомнения, был таким. Вот почему, спустя два столетия,
мы говорим о его творчестве.
Наш урок заканчивается. Подведем его итоги.
Давайте вернемся к целям, которые мы поставили перед собой.
Все ли задачи были решены? Правы ли мы были при выборе целей?
Что дал вам сегодняшний урок? Мне бы хотелось услышать вашу оценку.
Продолжите фразы
Сегодня на уроке я попробовал(а)…..
Материал урока был……
Сегодня я узнал(а)….. Теперь я могу…….
Мне захотелось……
+(плюс)
(минус)
интересно
№
п\п
1
2
3
4
5
Оценить себя по следующим критериям:
Критерий
Да
Нет
Мои
баллы
Работа в группе
Работа по алгоритму
Выступление от лабораторий
Ответы на вопросы
Дополнения, уточнения
1
2
5
3
1
итого
11баллов
0
0
0
0
0
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермлонтова "Листок"
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермлонтова "Листок"
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермлонтова "Листок"
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермлонтова "Листок"
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермлонтова "Листок"
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермлонтова "Листок"
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермлонтова "Листок"
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермлонтова "Листок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.