Урок литературы в 6 классе «А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: А.П.Платонов «Неизвестный цветок» Цели: 1) повторить и расширить сведения о А.П.Платонове и его произведениях; 2) развивать умения определять тему и идею произведения, определять жанровые особенности произведения, объяснять выбор жанра; 3) воспитывать толерантное отношение к другим; сочувствие и сопереживание людям, оказавшимся в трудной ситуации. Тип: усвоение новых знаний Использованные методы и приёмы: приёмы технологии РКМ Оборудование: презентация к уроку, тексты «Неизвестного цветка» с заранее намеченными остановками. План урока. Введение в тему урока. Беседа о писателе, его семье, изученных ранее произведениях (Рассказ «Никита») Стадия вызова перед чтением сказки-были: ассоциативный ряд к заглавию произведения, оформление таблицы «Ожидаемое-неожиданное» Стадия осмысления содержания: чтение рассказа с остановками, заполнение таблицы Стадия рефлексии: сравнение заполненных таблиц, определение общего у всех учащихся в «неожиданном», постановка проблемных вопросов и ответ на них при помощи притч. Беседа о идейно-жанровом своеобразии произведения. Прослушивание музыкального произведения, описание своих ощущений. Итог урока.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока литературы в 6 классе Тема: А.П.Платонов «Неизвестный цветок» Цели: 1) повторить и расширить сведения о А.П.Платонове и его произведениях; 2) развивать умения определять тему и идею произведения, определять жанровые особенности произведения, объяснять выбор жанра; 3) воспитывать толерантное отношение к другим; сочувствие и сопереживание людям, оказавшимся в трудной ситуации. Тип: усвоение новых знаний Использованные методы и приёмы: приёмы технологии РКМ Оборудование: презентация к уроку, тексты «Неизвестного цветка» с заранее намеченными остановками. План урока. 1. 1. Введение в тему урока. 2. Беседа о писателе, его семье, изученных ранее произведениях (Рассказ «Никита») 3. Стадия вызова перед чтением сказки-были: ассоциативный ряд к заглавию произведения, оформление таблицы «Ожидаемое- неожиданное» 4. Стадия осмысления содержания: чтение рассказа с остановками, заполнение таблицы 5. Стадия рефлексии: сравнение заполненных таблиц, определение общего у всех учащихся в «неожиданном», постановка проблемных вопросов и ответ на них при помощи притч. 6. Беседа о идейно-жанровом своеобразии произведения. Прослушивание музыкального произведения, описание своих ощущений. 7. Итог урока. Ход урока. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о писателе, который вам уже известен, с которым мы ещё впереди будем встречаться, в 7 и 8, 11 классах мы будем читать его произведения. И возможно, кто-то из вас захочет самостоятельно встретиться с ним, то есть прочитать его произведения. Слайд 1 - Итак, это Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия – Климентов).Посмотрите на его портрет. Каким человеком вам представляется Платонов? Слайд 2 1- А теперь перед вами семья писателя. Что вы можете ещё добавить к своим представлениям об Андрее Платонове? Давайте же вспомним, какое произведение Платонова мы читали в 5 классе? Слайд 3 - Перед вами кадры из кукольного спектакля по этому произведению – рассказу «Никита». О каких эпизодах они вам напомнили? Почему мальчик Никита вам казался странным? Слайд 4 - Произведение, которое мы прочтём в 6 классе, называется «Неизвестный цветок». Запишите свои ассоциации к этому словосочетанию. Слайд 5 - Произведение мы будем читать с остановками. Во время остановок мы будем заполнять таблицу «Ожидемое - неожиданное», то есть записывать, о чём, по вашему мнению, пойдёт речь далее, после прочтения каждого отрывка запишем, что показалось неожиданным. Итак, запишем сразу, о чём будет идти речь в произведении «Неизвестный цветок». Текст читает учитель. Тексты с остановками также находятся у учащихся. Можно также воспользоваться аудиозаписью, хотя чтение «вживую» предпочтительнее. После каждой остановки учащиеся заполняют таблицу. Записи пока не обсуждаются - Итак, ребята, сказка-быль прочитана. Кто хотел зачитать свою таблицу? По ходу чтения учитель спрашивает, какие из эпизодов произведения показались неожиданными для всех. У нас неожиданными для всех показались моменты в рассказе, на основании которых учащиеся сформулировали проблемные вопросы: «Почему Даша не пересадила цветок?» и «Почему цветок умер, а на его месте вырос новый?» Скорее всего, именно эти вопросы возникнут и в вашем классе. - Я не буду давать вам готовых ответов на эти вопросы, а прочитаю притчи. Притча о бабочке Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. 2- Понятно теперь, почему Даша не пересадила цветок? Почему остальные цветы не были так прекрасны, как этот? - А вот из Библии притча о зерне: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. - Теперь понятно, почему цветок всё-таки умер? Слайд 6 - Это произведение А.Платонов назвал сказкой-былью. Почему? Что в ней правдиво, реально, а что вымышлено? Почему писателю понадобилось, чтобы цветок говорил? Узнала бы Даша без его слов, «почему он на других не похожий»? - Для нас цветок – не просто растение, а живое существо, человек. Вспомните, как часто окружающие нам кажутся странными, не похожими на нас, и от этого нам хочется над ними смеяться и даже издеваться. Нам и в голову не приходит познакомиться поближе с этим человеком, почувствовать то же, что чувствует он, посмотреть на мир его глазами. Но как скучен был бы наш мир, если бы в нём жили только одинаковые существа! - И сейчас вам предлагаю записать свои ощущения, представления, картины на основе музыкального произведения «Замёрзший цветок» (запускается со слайда по щелчку). - Кто хотел бы зачитать получившееся? Слайд 7 - Сегодняшняя встреча с писателем подошла к концу. Но если вам интересно творчество писателя, если вам близко его сочувствие всему живому, предлагаю прочитать и другие его произведения: «Корова», «Цветок на земле», «Любовь к родине, или путешествие воробья» и многие другие. Слайд 8 «Спасибо за внимание!» 3

Посмотрите также