Тема: А.П.Платонов «Неизвестный цветок»
Цели: 1) повторить и расширить сведения о А.П.Платонове и его произведениях; 2) развивать умения определять тему и идею произведения, определять жанровые особенности произведения, объяснять выбор жанра; 3) воспитывать толерантное отношение к другим; сочувствие и сопереживание людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Тип: усвоение новых знаний
Использованные методы и приёмы: приёмы технологии РКМ
Оборудование: презентация к уроку, тексты «Неизвестного цветка» с заранее намеченными остановками.
План урока.
Введение в тему урока.
Беседа о писателе, его семье, изученных ранее произведениях (Рассказ «Никита»)
Стадия вызова перед чтением сказки-были: ассоциативный ряд к заглавию произведения, оформление таблицы «Ожидаемое-неожиданное»
Стадия осмысления содержания: чтение рассказа с остановками, заполнение таблицы
Стадия рефлексии: сравнение заполненных таблиц, определение общего у всех учащихся в «неожиданном», постановка проблемных вопросов и ответ на них при помощи притч.
Беседа о идейно-жанровом своеобразии произведения. Прослушивание музыкального произведения, описание своих ощущений.
Итог урока.
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: А.П.Платонов «Неизвестный цветок»
Цели: 1) повторить и расширить сведения о А.П.Платонове и его произведениях; 2)
развивать умения определять тему и идею произведения, определять жанровые
особенности произведения, объяснять выбор жанра; 3) воспитывать толерантное
отношение к другим; сочувствие и сопереживание людям, оказавшимся в трудной
ситуации.
Тип: усвоение новых знаний
Использованные методы и приёмы: приёмы технологии РКМ
Оборудование: презентация к уроку, тексты «Неизвестного цветка» с заранее
намеченными остановками.
План урока.
1.
1. Введение в тему урока.
2. Беседа о писателе, его семье, изученных ранее произведениях (Рассказ
«Никита»)
3. Стадия вызова перед чтением сказки-были: ассоциативный ряд к
заглавию произведения, оформление таблицы «Ожидаемое-
неожиданное»
4. Стадия осмысления содержания: чтение рассказа с остановками,
заполнение таблицы
5. Стадия рефлексии: сравнение заполненных таблиц, определение общего
у всех учащихся в «неожиданном», постановка проблемных вопросов и
ответ на них при помощи притч.
6. Беседа о идейно-жанровом своеобразии произведения. Прослушивание
музыкального произведения, описание своих ощущений.
7. Итог урока.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о писателе, который вам уже известен,
с которым мы ещё впереди будем встречаться, в 7 и 8, 11 классах мы будем читать
его произведения. И возможно, кто-то из вас захочет самостоятельно встретиться с
ним, то есть прочитать его произведения.
Слайд 1
- Итак, это Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия –
Климентов).Посмотрите на его портрет. Каким человеком вам представляется
Платонов?
Слайд 2
1- А теперь перед вами семья писателя. Что вы можете ещё добавить к своим
представлениям об Андрее Платонове? Давайте же вспомним, какое произведение
Платонова мы читали в 5 классе?
Слайд 3
- Перед вами кадры из кукольного спектакля по этому произведению – рассказу
«Никита». О каких эпизодах они вам напомнили? Почему мальчик Никита вам казался
странным?
Слайд 4
- Произведение, которое мы прочтём в 6 классе, называется «Неизвестный цветок».
Запишите свои ассоциации к этому словосочетанию.
Слайд 5
- Произведение мы будем читать с остановками. Во время остановок мы будем
заполнять таблицу «Ожидемое - неожиданное», то есть записывать, о чём, по вашему
мнению, пойдёт речь далее, после прочтения каждого отрывка запишем, что
показалось неожиданным. Итак, запишем сразу, о чём будет идти речь в
произведении «Неизвестный цветок».
Текст читает учитель. Тексты с остановками также находятся у учащихся. Можно
также воспользоваться аудиозаписью, хотя чтение «вживую» предпочтительнее.
После каждой остановки учащиеся заполняют таблицу. Записи пока не обсуждаются
- Итак, ребята, сказка-быль прочитана. Кто хотел зачитать свою таблицу?
По ходу чтения учитель спрашивает, какие из эпизодов произведения показались
неожиданными для всех. У нас неожиданными для всех показались моменты в
рассказе, на основании которых учащиеся сформулировали проблемные вопросы:
«Почему Даша не пересадила цветок?» и «Почему цветок умер, а на его месте вырос
новый?» Скорее всего, именно эти вопросы возникнут и в вашем классе.
- Я не буду давать вам готовых ответов на эти вопросы, а прочитаю притчи.
Притча о бабочке
Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго
наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло
много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой
же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не
было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон.
Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были
неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот
крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не
расправленные крылья.
Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал,
что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы
жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь
заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и
развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не
встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими
сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
2- Понятно теперь, почему Даша не пересадила цветок? Почему остальные цветы не
были так прекрасны, как этот?
- А вот из Библии притча о зерне: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное
зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много
плода.
- Теперь понятно, почему цветок всё-таки умер?
Слайд 6
- Это произведение А.Платонов назвал сказкой-былью. Почему? Что в ней правдиво,
реально, а что вымышлено? Почему писателю понадобилось, чтобы цветок говорил?
Узнала бы Даша без его слов, «почему он на других не похожий»?
- Для нас цветок – не просто растение, а живое существо, человек. Вспомните, как
часто окружающие нам кажутся странными, не похожими на нас, и от этого нам
хочется над ними смеяться и даже издеваться. Нам и в голову не приходит
познакомиться поближе с этим человеком, почувствовать то же, что чувствует он,
посмотреть на мир его глазами. Но как скучен был бы наш мир, если бы в нём жили
только одинаковые существа!
- И сейчас вам предлагаю записать свои ощущения, представления, картины на
основе музыкального произведения «Замёрзший цветок» (запускается со слайда по
щелчку).
- Кто хотел бы зачитать получившееся?
Слайд 7
- Сегодняшняя встреча с писателем подошла к концу. Но если вам интересно
творчество писателя, если вам близко его сочувствие всему живому, предлагаю
прочитать и другие его произведения: «Корова», «Цветок на земле», «Любовь к
родине, или путешествие воробья» и многие другие.
Слайд 8 «Спасибо за внимание!»
3