Урок литературы в 6 классе "Образ народа- созидателя в стихотворении Некрасова "Железная дорога" (с метакомпонентом "Образ")
Оценка 5

Урок литературы в 6 классе "Образ народа- созидателя в стихотворении Некрасова "Железная дорога" (с метакомпонентом "Образ")

Оценка 5
Контроль знаний +1
docx
русская литература
6 кл
15.06.2018
Урок литературы в 6 классе "Образ народа- созидателя в стихотворении Некрасова "Железная дорога" (с метакомпонентом "Образ")
Урок литературы в 6 классе с метапредметным компонентом.docx

Урок литературы в 6 классе «Образ народа- созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»

 (с метапредметным компонентом «Образ»)

Основная идея урока: изучение понятия «образ» с  литературной точки зрения.

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о Н.А. Некрасове как великом русском поэте, мастере поэтического слова, о народности лирики Некрасова; создать условия для формирования образов стихотворения «Железная дорога»

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: владеть знаниями о мастерстве поэта, выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, формировать собственное отношение к произведениям Некрасова, приобщаться к духовным ценностям русской литературы, владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование.

Личностные: осознавать личный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, анализировать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, сети Интернета;

Регулятивные : овладевать способами понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные: проявлять умения вести монолог, диалог. Работать индивидуально и в группах; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы: исследовательский, проблемный

 Формы обучения: групповая и индивидуальная

Организационный этап урока:

Создается атмосфера заинтересованности - включается аудиозапись со звуком движущегося поезда.

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите этот звук? (едет поезд, пролетают леса, поля, стук колес, железная дорога и т д)

Некрасовская Русь всегда в дороге. Поэтом написано много стихотворений, в котором образ дороги, мотив дороги дан в развитии. Назовем такие стихотворения « В дороге», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Железная дорога»

Одно несомненно- это дорога России, а ее путь- это путь народа ,и поэту по пути с ним. Некрасов чуток к изменениям, совершающимся в народной жизни.

Постановка целей и задач урока

- А вот у меня после прочтения стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога» появились совершенно другие образы, связанные с железной дорогой.(голодные, больные, замученные тяжелым трудом люди)

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (Образ народа в стихотворении «Железная дорога» (записать на доске тему, но для слова «созидателя» оставить место)

Я не зря оставила  пустое место в названии темы урока. Дело в том, что мы должны добавить в заголовок урока еще одно слово и сейчас вы его выберете сами, исходя из лексического значения. ( Можно работать в группах 1 мин)

( на доске или слайде даны слова с их значениями: Созидатель- тот, кто создает что- либо. Патриот -человек, преданный своему народу, любящий свое отечество)

А почему вы выбрали именно это слово?

А какое слово в названии темы вам уже знакомо с других уроков? (образ)

А на каких уроках вы уже встречались с понятием «образ»?

Напомните, что мы понимаем под словом «образ»? (работа в группах – 1 мин)  Образ — в художественной литературе картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении; писатель, изображая жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов своё отношение к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя.

Сформулируйте цели нашего урока с помощью опорных слов? (на слайде слова: мы познакомимся с…, мы узнаем…, мы будем уметь…, мы можем поразмышлять…)

(мы познакомимся с жизнью и трудом народа в стихотворении; мы узнаем , какой ценой была построена железная дорога; мы будем уметь анализировать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию и т.д.); мы можем поразмышлять о тяжелых жизненных условиях рабочих железной дороги, о несправедливости, обмане и т.д.)

Постановка проблемного вопроса

Скажите, кто обычно строит железные дороги? (специалисты, строители). А кто строит железную дорогу в стихотворении Некрасова? (простой народ). Как такое могло случиться, давайте разбираться.

Изучение нового материала.

Главный образ в стихотворении - образ народа- созидателя.

Погрузимся в ту эпоху, когда писалось стихотворение.

Рассказ учителя или подготовленного ученика «Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года.

19 февраля 1861 года Александр 2 издал манифест и Положение, отменившие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков.  Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользования землей до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод можем сделать о реформе 1861 года? (она освободила от крепостной зависимости, но земля по- прежнему находилась в руках помещиков)

Н.А. Некрасов переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Николая Гавриловича Чернышевского, писателя, друга поэта: « В день объявления воли я пришел и застал его в кровати. Он был в крайне подавленном состоянии» « Да разве это настоящая воля», - говорил Некрасов.- Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами»

А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога» (1864)

В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительство в 1842- 1851 годах Николаевской железной дороги, соединяющей Москву с Петербургом. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство железной дороги и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительства машин, облегчающих труд, тогда не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь, в сырых холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь.  Многие заболели и падали и падали от бессилия, а иные тут же умирали.

Все это припомнилось Н.А. Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

Анализ стихотворения

1. Работа с эпиграфом

Что предваряет текст стихотворения? (эпиграф)

В чем особенность эпиграфа? (оформлен как миниатюрная пьеска - указаны действующие лица, имеются авторские ремарки в скобках)

О чем можно судить по ремаркам?  (кто действующие лица)

Кто участвует в диалоге? (отец и сын)

Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот граф Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)

Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? ( нет, в стихотворении говорится о том,  что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

Мы убедились, что Н.А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда

Таким образом, истинным строителем железной дороги был многострадальный  народ.

2. Анализ 1 части.

Из скольких частей состоит стихотворение?

О чем говорится в первой части? (поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона)

Природа предстает перед нами во всем великолепии.

Найдите цитаты, подтверждающие это.

Но какое слово выделяется из всего этого великолепия и красоты? (безобразие)

Если в природе нет безобразия, значит оно где- то есть?

3. Анализ 2 части.

Об этом мы узнаем во 2 части.

Что нам рассказывается во 2 части? (страдания мужиков- строителей)

Как можно соотнести 1 и 2 части? (они противопоставлены друг другу)

Как называется такой прием? (антитеза)

Анализ отдельных эпизодов, работа в группах:

Сейчас мы поговорим об отдельных образах народа ,поработаем в группах.(ученики получают карточки с заданиями, работают с ними 3 мин)

1 гр - Царь-голод

Прочитайте свой отрывок.

Как называет голод поэт? (царем)

Что сделал голод? Найдите ответ в тексте:

Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей…

Какой художественный прием встретился нам здесь? (олицетворение)

Что значит выражение «а по бокам- то все косточки русские, сколько их , Ванечка, знаешь ли ты?»

 

2 гр -  Песнь мертвецов

Прочитайте свой отрывок.

С помощью каких слов Некрасов рисует нам толпу мертвецов?

Реальна ли эта сцена? Почему?

Какую песню поют мертвецы? Почему в ней именно такие слова?

Как они поют эту песню?

 

Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его образ

 

3 гр - Белорус

Прочитайте свой отрывок.

Какие эпитеты использует автор? (губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной).

Почему у него «Ямою грудь»?

 

4 гр- Мысли о будущем

Прочитайте свой отрывок.

Что пришлось вынести русскому народу?  (вынес достаточно русский народ,

вынес и эту дорогу железную)

Что еще предстоит вынести? (Вынесет всё, что господь ни пошлет!)

 

Ради чего на долю народа выпали такие суровые испытания? Приведите цитату? (ради светлого будущего)

 

Откроем 3 часть произведения и найдем строчки, как реагирует генерал на рассказ Вани об удивительном сне? (захохотал)

Почему? ( для него народ – это «варвары», «дикое скопище пьяниц», которые «не создавать- разрушать мастера»)

Какое отношение к труженикам у людей высоких чинов?

Правильно ли это отношение? (нет)

Как его можно назвать? ( жестокое, бессердечное)

А в реальной жизни мы сталкиваемся с таким отношением?

Когда? (ответы из личного опыта)

Но если мы обратимся к 4 части, то увидим сцену веселья , ликования:

 

С богом, теперь по домам, — поздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю!..“

Кто-то „ура“ закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:

С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!

Но некоторые литературоведы считают эту сцену мрачной, потому что здесь звучит слово «недоимки»

Вы знаете, что значит это слово? (взятые в счет зарплаты деньги) И почему они получились?

Все заносили десятники в книгу-

Брал ли на баню, ходил ли больной…

Человек был болен, но все равно должен был идти на каторжную работу.

Каков итог работы? (еще остались должны)

Картину ли радости мы видим в этом эпизоде?

Итог урока

Какова главная мысль стихотворения? ( уважение к народу - труженику, народу- созидателю)

Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение,- мысль народная. Образ народа  в центре внимания поэта. Именно своими думами делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.

 

Итогом нашего разговора будет разгадывание кроссворда. Если мы все правильно отгадаем, то  в середине должно появиться понятие, с которым мы сегодня работали. (открыть кроссворд): 1. Центральный образ в стихотворении «Железная дорога». 2. Характерная черта русского народа. 3. За какой народ болит душа поэта? 4. Крайняя нужда и бедность. 5. Как называется человек, который что – либо создает.

 

Мы поняли, что болеет за свой народ Некрасов не случайно: доля его тяжела. Но автор возмущен пассивностью народа, его долготерпением. Хотя понимает, что не так скоры по времени и просты пути, ведущие к исправлению народа.

Рефлексия

 

«ПЯТЕРОЧКА»  Ребята обрисовывают контур своей ладони и вписывают свое мнение по поводу урока. Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец – мне было трудно. Средний палец – для меня было недостаточно. Безымянный палец – мне не понравилось. Мизинец – мои предложения

 

Домашнее задание

1. Выучить наизусть 1 часть

2.(повышенной сложности)  Ответить на проблемный вопрос « Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «Железная дорога»- есть поэма о творческом народном труде» или

3. Стр 200 рубрика «Творческое задание» письменно


 

Урок литературы в 6 классе «Образ народа- созидателя в стихотворении

Урок литературы в 6 классе «Образ народа- созидателя в стихотворении

Организационный этап урока:

Организационный этап урока:

Сформулируйте цели нашего урока с помощью опорных слов? (на слайде слова: мы познакомимся с…, мы узнаем…, мы будем уметь…, мы можем поразмышлять…) (мы познакомимся с…

Сформулируйте цели нашего урока с помощью опорных слов? (на слайде слова: мы познакомимся с…, мы узнаем…, мы будем уметь…, мы можем поразмышлять…) (мы познакомимся с…

Так какой же вывод можем сделать о реформе 1861 года? (она освободила от крепостной зависимости, но земля по- прежнему находилась в руках помещиков)

Так какой же вывод можем сделать о реформе 1861 года? (она освободила от крепостной зависимости, но земля по- прежнему находилась в руках помещиков)

Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот граф

Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот граф

Прочитайте свой отрывок. Как называет голод поэт? (царем)

Прочитайте свой отрывок. Как называет голод поэт? (царем)

Какое отношение к труженикам у людей высоких чинов?

Какое отношение к труженикам у людей высоких чинов?

ПЯТЕРОЧКА» Ребята обрисовывают контур своей ладони и вписывают свое мнение по поводу урока

ПЯТЕРОЧКА» Ребята обрисовывают контур своей ладони и вписывают свое мнение по поводу урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2018