Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова
Оценка 5

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
20.06.2017
Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова
Публикация является частью публикации:
конспект).docx
Урок литературы в 6 классе Тема: «Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес». Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть. Предполагаемые результаты: Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно­выразительные средства языка,  отработать схему чтения «настроения» текста, углублять навыки первичного анализа стихотворного текста(лирического  произведения). Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с романсом на его стихи. Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку, оказавшемуся в одиночестве. Урок выстроен в логике системно­ деятельностного подхода.  Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска. Также использованы  были мультимедийная презентация, видеофрагмент, аудиозапись. В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети доброжелательные, в  основном со средними способностями. Этап урока Орг.момент Проверка  домашнего  задания Действия учителя Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы активно  поработать? С чем вы уходите с каждого урока, ребята? На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с оценочным  листом.  Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть перед  собой табличка со словами, значение которых мы выясняли на  прошлых уроках. Ваша задача – соединить термины и их  определения линиями. Приступайте.  А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте   листочками. На слайде вы видите подобную табличку, кто  уверен, что справился с работой и может выполнить ее на  доске? Ну а теперь я покажу вам ключ. Обратите внимание на  баллы внизу. И поставьте оценку соседу по парте. Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и отметь  Действия учеников Приветствуем друг друга Слайды 1 Самостоятельная работа по  домашнему заданию. Способ  проверки: взаимопроверка и  проверка по эталону. 2 те в оценочном листе, как вы справились с заданием.  Актуализация  знаний Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы будем и  на сегодняшнем уроке. Целеполагание и  планирование работы А теперь переходим к главному – к теме сегодняшнего урока.  Тема звучит следующим образом: «Анализ стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Утес». Я предлагаю вам постараться  наиболее точно сформулировать нашу учебную задачу на этот  урок,выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного  листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.  Кто озвучит цель нашей работы на уроке? Ну а теперь я предлагаю вам попробовать спланировать нашу  работу. В оценочном листе вы видите этапы урока. Сможете  ли вы выстроить урок так, чтобы нам было удобно работать? Проверка домашнего задания. Постановка цели. Чтение стихотворения и прослушивание романса. Работа с лексикой стихотворения (можно спросить, что такое  лексика) Самостоятельная работа и проверка. Подведение итогов урока и домашнее задание. Справились? А теперь проверим. У кого верно??  Озвучивают понятия –  изобразительно­ выразительные средства  языка и «лирический герой» Выполняют учебную задачу:  выбор цели, затем –  следующую, планирование. Обсуждаем в классе, если  есть варианты, и приходим к  одному выводу. Мотивация Ребята, что такое утес? На слайде вы видите картину… Называется она «Окрестности  села Караагач».  автор ее – М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите  утес… может, это и не тот самый, из стихотворения, но он  очень похож на него. Послушайте, пожалуйста, стихотворение  (читаю). Отвечают на вопрос.  Лексическая работа. Слушают стихотворение. 3 4 5 Лексическая  работа Это небольшое стихотворение так вдохновило его читателей,  что более шестидесяти композиторов написали музыку и  появились прекрасные романсы на эти стихи. Послушайте  один из них в исполнении Александра Матюхина. ­ О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и  тучка) ­ Речь идет только о природных явлениях?  В стихотворении два образа, которые символизируют  непрочность человеческих отношений.  Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и  подберем ассоциации к ним (в результате работы создается  таблица)  Тучка Утес Проверяем. Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке как о  живых людях? Дети. Олицетворение.  Сколько частей в стихотворении?(2) Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения? (тучке) 2 часть (« строфа) ­                   (утёсу) По описанию эти картины одинаковые? Они  противопоставлены друг другу. Какой приём здесь  использовал автор? Контраст Учитель. Найдите контрасты. Дети. Тучка – великан. Слушают романс Беседа о фигурирующих в  стихотворении образах утеса  и тучки. Делятся  впечатлениями о  прочитанном стихотворении  и возникших ассоциациях. Составляем лексические  цепочки, заполняем таблицу  1. 6 Работают над понятиями  «олицетворение» и  «контраст» Ищут контрасты в тексте  стихотворения. Тучка золотая ­ старый утес. Умчалась рано – одиноко он стоит. Весело играя ­ тихонько плачет. Играет в лазури – стоит в пустыне. Контрастом выступают первая и вторая строфы  стихотворения. Какую роль играют выразительные средства в  стихотворении? (они помогли оживить героев  произведения, помогли показать чувства, которые эти  герои переживают, помогли представить в цвете образы  стихотворения) Давайте ближе познакомимся  с героями стихотворения. ТУЧКА­ какая она? Что мы о ней узнали?  ( тучка золотая Почему она золотая? (Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а  желтый цвет – цвет золота).  Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли о тучке  идет речь? Кто мог совершать все эти действия? ( Человек.Молодая девушка).   Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая,  жизнерадостная. Физкультминутка Работа с  образами главных героев Физкультурная пауза. Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, Рассуждают о роли  выразительных средств в  тексте стихотворения. Отвечают на вопросы  учителя, опираясь на текст. 7 Выполняют движения, те,  которые  показывает учитель. Отвечают на вопросы  учителя, опираясь на текст. Посидим­ка мы с тобою! Почему ночевала на груди утеса­ великана? (Может быть, ближе к сердцу.Ей, наверное, было плохо.) ­ Почему утеса­ великана? Какой он­утёс? (Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в  трудную минуту).   Почему «одиноко» стоит? (прикован к месту, недвижим,  никого нет рядом, и тучка его покинула)  Почему остался влажный след в морщине старого утеса? Может, это слезы тучки?(ответы детей) А может это слезы утеса?  Встреча оставила след в его душе.  Почему задумался  глубоко? После встречи особенно остро переживаются  чувства одиночества и обреченность на  невостребованность. ­ Почему тихонько плачет? Тяжело, когда тебя кто­то покидает. Утёс остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце  переполняют чувства …КАКИЕ?  Помогите мне.  (Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)        А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем  одиночестве?  Лирический герой Лермонтова, одинокий человек. А сейчас я предлагаю вам каждому поработать  самостоятельно. В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет, какую  работу вы будете выполнять? (уточнить, что характеризовать  будут 8 строчек). Но у меня есть просьба. Кто сможет    Самостоятельная  работа:  составление  настроения  текста. ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ, ОПИРАЯСЬ НА ЛИЧНЫЙ  ОПЫТ. Вспоминают понятие  «лирический герой» Выполняют самостоятельную  работу по созданию таблицы  «настроение текста» 8 Один человек рисует на Выразительное  чтение Рефлексия.  Домашнее  задание нарисовать утес и тучку?(на доске, которая закрывается к  стене)цветными мелками Приступайте. В это время рисуют на доске. А теперь проверим. Поставьте плюсы в оценочном листе.  Кто попробует прочитать стихотворение в соответствии с тем  какие стрелочки вы поставили.  Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.  В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество) Достигли ли мы запланированной цели урока? Подведите итог на оценочном листе , поставьте себе оценку и передайте оценочные листы на первые парты. Да.Одиночество ­ самое большое несчастье в жизни человека,  но его нужно преодолевать. Если человек одинок, как ему  помочь? И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где­ то  рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос  подскажет вам, как поступить. доске утес и тучку, затем  решаем, соответствует ли  нарисованное тексту. Отмечают после проверки  результат в оценочном листе. Выразительно читают  стихотворение. Ответы детей. Подводят итоги урока,  проговаривают, удалось ли  достичь цели. 9 Домашнее задание – на слайде.  Спасибо за урок, до новых встреч. Записывают домашнее  задание. 10 Оценочный лист № Текст задания …………………………………………………………………………………………………………. (напиши здесь, как тебя зовут) Результат 1 Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1-2 ошибки – ставьте «+». Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам есть, что повторить! 2 1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. 2. Понять смысл стихотворения «Утес» и подготовиться 3. Научиться выразительно читать стихотворение Лермонтова. к выразительному чтению. «Утес». Подведение итогов урока и домашнее задание. 3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6. Чтение стихотворения и прослушивание романса. Проверка домашнего задания. Самостоятельная работа и проверка. Постановка цели и планирование работы. Работа с лексикой стихотворения. Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы! Ставьте себе плюс, если у вас не более двух -трех ошибок. 4 Работа с изобразительными средствами. 5 Работа с «настроением» текста. Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста! А теперь подведите итог. Сколько плюсиков – такая и оценка! Таблица 1 эпитет Ты молодец! Спасибо за урок! тучка олицетворение метафора Ассоциации к образу тучки эпитет утес олицетворение Ассоциации к образу утеса

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова

Урок литературы в 6 классе "Утес" М.Ю. Лермонтова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017