Урок литературы в 7 классе. Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.
Оценка 4.6

Урок литературы в 7 классе. Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
04.05.2018
Урок литературы в 7 классе.    Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.
Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества поэта. Задачи урока: Обучающая : усвоение теоретических литературных понятий (персонификация, пиррихий); дальнейшее развитие на- выков анализа текста; Развивающая: развитие творческого воображения, умений выразить свое суждение о поэтическом и музыкальном произведениях; развитие зрительной, слуховой памяти. Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся :уважения к людям, любви к природе, благодарности за возможность жить и творить.Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества поэта. Задачи урока: Обучающая : усвоение теоретических литературных понятий (персонификация, пиррихий); дальнейшее развитие на- выков анализа текста; Развивающая: развитие творческого воображения, умений выразить свое суждение о поэтическом и музыкальном произведениях; развитие зрительной, слуховой памяти. Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся :уважения к людям, любви к природе, благодарности за возможность жить и творить.
Художественный мир Бориса Пастернака..doc
Урок литературы в 7 классе           Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.                        Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества                                     поэта.                Задачи урока:                                       Обучающая : усвоение теоретических литературных понятий                                                              (персонификация, пиррихий); дальнейшее развитие на­                                                              выков анализа текста;                                       Развивающая: развитие творческого воображения, умений выразить                                                                свое суждение о поэтическом и музыкальном                                                                                произведениях; развитие зрительной, слуховой                                                                 памяти.                                      Воспитательная:   содействовать воспитанию нравственных качеств                                                                      учащихся :уважения к людям, любви к природе,                                                                     благодарности за возможность жить и творить. 1. Вступительное слово учителя. Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10­20­ годы 20 века,  творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова. Какой же  яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив. Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.             2.Биографическая справка (реализация индивидуального домашнего задания).   ­Во время прослушивания подумайте над вопросом:                                                  ­ Какие обстоятельства жизни способствовали развитию                                                     творческих способностей Пастернака?      3.Ответы учащихся.     Дополнения учителя.                                   Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало      пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для  друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные  люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых­ они  издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями  к ним). Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского,  грузинского. Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака,  творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее. Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и  музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны,  фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир. Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его  поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака. Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в  доме» и «Июль». 4. Анализ  стихотворения «Никого не будет в доме»   (1931г.)       Стихи  Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.   Чтение стихотворения. ­ Какое настроение вызвало это стихотворение?                                          (Несмотря на то,  что стихотворение  об одиночестве, оно не                                                      создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски) ­П о ч е м у ?                (Учитель разворачивает доску, на которой  синими мелками напи­                                         саны опорные слова:   никого                                                                                зимний день                                                                                сумерки                                                                                мокрые комья снега                                                                                только крыши, снег  ­и перечеркивает их  желтым мелком, ставит большой вопросительный знак. Мы проанализируем стихотворение  с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей. И тогда ответим на наш главный вопрос. ­Обращаемся к первым строчкам стихотворения (первые две строфы). Какую картину мы  себе представляем?                                        (Видим дом,  в котором никого нет. Сумерки. В окне ­ мокрые комья                                        снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.) ­Каким словом поддерживается смысловое единство?                                 (Никого­дважды) ­Обратим внимание на внутристиховую паузу во втором стихе (стих­строка!)                                  После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче­                                  тается  неподвижность «только крыши, снег» с движением  «белых                                    мокрых комьев быстрый промельк маховой». В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для  Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха 2­ го и 7­го.Он даже ударный. Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное  настроение. ­Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках  опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы. ­О чем вторая смысловая часть? В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рожда                                    ют чувства неотпущенной вины, тоски. ­В каких изобразительно­выразительных средствах эти чувства находят художественное  воплощение?                      Метафоры: завертит мной, кольнут виной ­И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.                      И опять…­3 раза ­Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора) ­Зачем такие повторы, какова их роль?                      Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат                      музыкальности и выразительности стихотворения. Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:                                                     И окно по крестовине                                                     Сдавит голод дровяной В трудные 30­е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько,  чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ. ­И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?                          С противительного союза но. Уже этим подчеркивается                                                               противопоставленность двум предыдущим частям. ­В чем суть этого противопоставления?                          Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом. ­Стоит воспроизвести первые строки:                                       Но неЖданно По ПоРтьеРе                          ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь ­Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?                          Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это                           идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками. ­Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:                                                              ТиШину Шагами меря,                            Ты, как будуЩность, войдеШь. ­И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т­заставляет замереть,как будто  прислушаться к шагам. ­Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?                            Ощущением чуда, надеждой на счастье. ­Образ вошедшей лишен каких­либо конкретных очертаний. Неопределенность образа Подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем­то. Теперь уже нет никакой  грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем. ­Как перекликаются последние и первые строки?                            Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они                               Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают                              героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной                             из снегового платья, любимой и недосягаемой. ­Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все­таки  не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?                              Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем                               времени «Ты как будущность войдешь».                              Мы не знаем, состоялась ли встреча не можем сказать, была ли она                               такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной                              с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и                                 чувство вины. Биографическая справка (учитель).                               В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую                               семью. Процесс был трудным для всех. «И все­таки это не драма, потому                                что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого                                 не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью                                в его жизни. 5. Оформление записи в тетрадях.         Особенности лирики Пастернака:          А) Метафоричность поэзии              (метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком                          субъективных)          Б) Аллитерации  ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)          В)Анафоры  (служат музыкальности, общей выразительности)          Г) Сложный ритмический рисунок.              Разберемся в размере. После определения ударных и безударных слогов  устанавливаем размер стиха (хорей). Но нас в заблуждение могли ввести два безударных  слога, с этим мы уже встречались,  запишем новое понятие. Пиррихий – два смежных  безударных слога в двусложных размерах стиха (на доске показать схему стиха) 6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме»                                             Музыка М.Таривердиева                                                    Стихи Б.Пастернака Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни  прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» ­Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?                       Высказываются  в первую очередь те, кто имеет начальное музыкальное                        образование.                       Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам.                       Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его,                        уловить ритм. Своеобразие рифмовки и лишь затем зафиксировать восприя­                        тие.   ?. Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль». А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в  этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно­выразительных Средств, главное в его поэтическом арсенале. ­ Чтение стихотворения . ­Так кто же этот необычный герой?                                                     (июльский воздух луговой) ­Давайте посмотрим, как автор создает этот образ. Во­первых, как он называет своего  героя? Кто он?                                                    (и привидение                                                     и домовой                                                     и баловник­невежа                                                     и призрак                                                     и отпускник                                                     и двойник) В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли  мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте. ­Каковы его действия?                                            (мелькает, бродит, болтается, вбегает, мешается, срывает                                              скатерть , кидается, взвивается с занавеской) Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером. ­Каким вы себе его представляете?                                            (нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и                                             ботвой) ­Какие эмоции он вызывает?                                            (он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,                                             вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами                                              приличия) ­На каком изобразительно­выразительном средстве построено все стихотворение ?                                            (содержание всего стихотворения определяет олицетворение) ­Сегодня мы познакомимся еще с одним термином. Персонификация­ развернутое  олицетворение, Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет  свой характер (запись учащиеся делают в тетрадь). ­Установите самостоятельно размер стиха. (ямб с пиррихием). 8.Заключительное слово учителя. Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе. Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю. Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к  ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком  надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты  вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими  поэтами удивляться,  восторгаться, наслаждаться.  9. Итоги урока.  Оценки. Домашнее задание: выучить одно стихотворение Пастернака на выбор.

Урок литературы в 7 классе. Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе.    Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе. Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе.    Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе. Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе.    Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе. Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе.    Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе. Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе.    Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе. Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе.    Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018