Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Оценка 4.8

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
20.02.2017
Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Самое главное при изучении любого литературного произведения - это развитие универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС. Так при изучении повести планируемыми результатами являются: Личностные: воспитание нравственного осознания и поведения в процессе анализа повести. Метапредметные: владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные речевые конструкции. Предметные: владение навыками анализа художественного произведения, осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении.методическая разработка урока литературы для 9 класса по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Н.В.Гоголь Шинель.doc
Образ  «маленького человека» в повести Н. В.Гоголя  « Шинель».    (2 часа) Материалы к уроку: портрет Н.Гоголя, презентация, произведение «Шинель», раздаточный  материал ­ тест Цель: проанализировать произведение, выявить его основные сюжетно­композиционные  особенности  Планируемые результаты:  Личностные: воспитание нравственного осознания и поведения в процессе анализа повести. Метапредметные: владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою  точку зрения, использовать адекватные речевые конструкции. Предметные: владение навыками анализа художественного произведения, осознание   художественной картины жизни, созданной в литературном произведении. Задачи: 1. Развивать навыки проблемного анализа художественного произведения, умение понимать  авторский замысел; развивать  речь, память, мышление, аналитические способности. 2. Содействовать воспитанию  высоких моральных и нравственных качеств у учащихся. Ход урока «Все мы вышли из Гоголевской шинели», ­ писал Ф.М.Достоевский 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего  задания.  Теория литературы. (фронтальный опрос) ­ Назовите основные элементы композиции. (Экспозиция, завязка, кульминация, развязка,  эпилог). К какому жанру относится произведение? Кто является главным героем? Где происходят  события? (работа в парах)  Соотнесите элементы композиции  с сюжетом повести   1 Экспозиция­ рождение Акакия и выбор имени., 2. Завязка­  служба в департаменте, сообщение о необходимости в новой шинели. 3.Кульминация­ кража новой шинели. 4.Развязка­ смерть Башмачкина 5. Эпилог­ призрак Работа по теме урока. Сообщение учащегося История России в 20­30­е годы 19 века.  Россия в 20­30 годы 19 века очень интересное время с точки зрения истории. Основные признаки  внешней политики: Аракчеевщина­ Политика крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины,  проводившаяся А.А. Аракчеевым. Подавление общественного свободомыслия недовольства,  увеличение численности бюрократического аппарата. 1 Крепостное право­ совокупность юридических норм правового государства, закрепляющих  наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Разгром декабристов­ попытка государственного переворота, состоявшееся 14 декабря 1825 года в Петербурге. Восстание было совершено группой дворян­ единомышленников и ставило целью  недопущение вступления на престол Николая I.  Учитель: Какое литературное направление, тогда существовало?  реализм. Что же в это время  было с Гоголем?  И чтобы понимать,  как действовать, за что надо бороться, как  описать  современную действительность, надо создавать такие произведения, где герой занимается  самопоиском. Поэтому тема «маленького человека», забытого всеми­ одна из любимых тем Гоголя. И возникает она не просто так.  Вопрос классу ? У кого из писателей русской литературы поднята тема «маленького человека»? Ответ. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди — это Самсон Вырин  («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в  самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите  своего идеала..  Повесть « Шинель» играет огромную роль в развитии русской литературы, и Достоевский когда­ то сказал: « Все мы вышли из Гоголевской шинели…». Так он оценил значение повести для многих  поколений русских писателей. Повесть «Шинель» последняя из «Петербургских повестей» Гоголя, написана была в 1841, а вышла в печать в 1842годах. Замысел родился не сразу.  Учитель: История создания повести. Гоголь услышал анекдот (смешная история).  Он звучал так: «жил один бедный чиновник, но страстный охотник, он долго копил на ружье ,о котором мечтал.  Его мечта сбылась, но он его потерял, плывя по Финскому заливу. Вернувшись домой,  от  расстройства он умер». Услышав эту историю, все смеялись и Гоголь тоже. Анекдот был первой  мыслью к чудной истории повести. В первой редакции повесть называлась «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Сначала  у  героя не было имени, и только потом он получил имя Акакий. Акакий­ от греч. Akakioc мужское имя, обозначающий « неплохой», «смеренный» .А фамилия  была Тишкевич. ­Как вы думаете, что означала эта фамилия? (тихий)  Потом Тишкевич стал Башмакевич,   настраивая читателя на сентиментальные чувства.Но в 1841 году, когда повесть была написана, он  даёт ей название «Шинель» и меняет фамилию на Башмачкин. Фамилия приобретает пародийное  звучание, подчёркивая внешнюю невзрачность облика Акакия Акакиевича, привыкшего ощущать  себя в самом низу социальной лестницы. ­Приметы грядущих фатальных (неизбежных)  событий можно обнаружить в начале повести. Работа с текстом (вслед за автором) зачитать Что автор говорит нам о матушке Акакия  Акакиевича?  (Проговорила старушка, подумала покойница) ­ Что мы узнаём об отце героя?  (« Отец был Акакий, пусть и сын будет Акакий»).  Вопрос классу? С чего начинается повесть? Начинается «Шинель» экскурсией по Петербургу, й  показывая ту самую мрачность, фантастичность этого города, города­ призрака. У Гоголя  Петербург становится полноправным героем, наряду с Акакием Акакиевичем. И мы не раз  встретимся на страницах нашей повести. 2 Вопрос классу? Какие проблемы ставит Гоголь в повести??? В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно­философские проблемы. С  одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает  человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились  вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает  четырехсот рублей в год.  Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко  всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые  живут рядом с нами.  Проблемный вопрос? Почему умер Акакий Акакиевич?  Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер  не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он  не нашел поддержки и сочувствия у людей.  Мир чиновников, в котором  развивается  конфликт произведения, до 19 века был специфическим  миром. «Тема маленького человека»  родилась в Петербуржском климате, который ускорил смерть чиновника. Это погода Петербурга, петербуржский ветер, сбивающий с ног, площади, улицы – всё  это участники трагедии, которую описывает Гоголь. Вопрос классу? От чьего имени ведётся повествование?  Рассказ ведётся от 1го лица, и видно, что  рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, и понимает, что о людях судят не по их нравственным  качествам, а по тому, что они носят. Чем выше их положение, чем они богаче, тем лучше выглядит  мех на их пальто, тем более уважаем человек. Каков же «главный герой»  повести?   Наш герой­ Акакий Акакиевич, маленький чиновник одного Петербуржского ведомства.  Бесправный человек.  Как автор описывает героя?  Как относятся к нему окружающие?  (работа с  текстом) Составление  характеристики в форме кластера Вывод. Он,  действительно,  нелепый, смешной человек, который умеет только переписывать  бумаги, а в ответ на все оскорбления он говорит… Даже речь у него невразумительная, Автор как бы сочувствует герою. И казалось, не будет  никакого светлого пятнышка в его жизни, даже старая шинель никуда не годна, но появляется  ситуация, которая является поворотной в жизни героя.  Что это за ситуация? (визит к  портному)  ­Расскажите о нём. Повествование ведётся так, что комический образ становится трагичным. Чтобы накопить на  шинель Башмачкин идет на жертвы.(зачитать)  « Сначала было трудно привыкнуть, потом ничего, дело пошло на лад. Он приучился голодать, но питался духовно»,  ­ пишет Гоголь. Всю жизнь он подчиняет мечте, она становится смыслом его жизни. Это не роскошь, а   необходимость, то,  без чего невозможно обойтись. Вот почему он расстроился, когда отказались  взять в ремонт его старую шинель. Новая шинель произвела впечатления на всех, даже больше, чем он сам. Башмачкин уже не  замечает насмешек.    ­Что же случилось по дороге домой?   Куда обращается Башмачкин за помощью?    И эти неприятности так подействовали на Акакия  Акакиевича, что он не смог их пережить. И тут вступает в действие другой персонаж ­ Петербург. Промерзший во время метели,  Башмачкин   заболел и умер. 3 Исчезло и скрылось существо никому не дорогое, ни для кого не интересное, но для которого в  конце жизни мелькнул светлый гость в виде шинели. А Петербург остался без Акакия Акакиевича,  как будто его и не было. ­Как это нам показывает Гоголь? ­ А ведь каждый человек должен быть кому­то нужен. И этими фразами, вы подтвердили  типичность маленького человека в этом городе.  Учитель: Повесть «Шинель» несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастично. Не всё  так просто в этой повести.  Так что же случилось после смерти Башмачкина? Вывод: Смиренный, беззлобный  Акакий Акакиевич по воле божьей вершит суд! Даже значимое  лицо, после встречи с призраком, стал относиться к людям лучше. ­ А какой приказ получают полицейские по поимке призрака?  Почему он нелепо звучит? Проблемный вопрос?  Как вы думаете, для чего Гоголь это делает? Эта нелепость и глупость на протяжении всей повести показывает безответственность и глупость  людей, занимающих высокие чины, и как она пагубна для простого «маленького человека». Мы проанализировали содержание произведения. Обратимся к эпиграфу.  Как вы понимаете смысл эпиграфа ? «Все мы вышли из Гоголевской шинели», ­ писал Ф.М.Достоевский Рефлексия. О чём заставляет задуматься  повесть?  Идея любви и милосердия к людям очень хорошо видна в повести, образ шинели заменяет образ  любви к ближнему.  Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека» и призывает быть  внимательными  друг к другу. Он показывает, что всем придется отвечать за свои поступки. И  недаром, один из сослуживцев Башмачкина вместо фразы: «Что я вам сделал?» слышит: «Я брат  твой». Домашнее задание.  Написать эссе «Моё отношение к проблемам «маленького человека» Проверочная работа по содержанию повести. ­ Тест 1) Акакий Акакиевич: а) положительный герой; б) отрицательный герой; в) противоречивый  характер 2) Повесть «Шинель»: а) фантастическая; б) жизнеподобная; в) романтическая.  3). «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» ­ это о ком: а) об Акакии Акакиевиче; б) о Петровиче;  в) о « значительном лице».  4). Имя  Акакий Акакиевич получил:  а) по святцам;  б) кума настояла;в) матушка дала. 5). Имя «значительного лица»: а) Григорий Петрович;б) Иван Иванович Ерошкин; в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.  5. Пейзаж: а) играет важную роль; б) не играет особой роли; в) его здесь нет.   6. Шинель: а) художественная деталь; б) символ; в) образ.   7. Акакий Акакиевич: а) синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»;  б) это другой вид; в) его нельзя отнести к маленьким людям.   9. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения; б) он продукт  бесчеловечного государства; в) он сам виноват в своей «малости».   10.Акакий Акакиевич служил: а) в департаменте;  б) в министерстве; в) в социальном приюте     4

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017