Урок математики 1 класс
«Образование чисел второго десятка»
Учитель начальных классов
Пролыгина Ирина Александровна
МАОУ «СОШ № 54»
Урок математики. 1 класс, « Перспектива»
Тема: Образование чисел второго десятка.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Сформировать представление у учащихся о способе образования чисел второго десятка.
Задачи:
Образовательные: Повторять последовательность и образование чисел второго десятка, формировать вычислительный навык.
Развивающие: Развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
Воспитательные: Развивать мотивацию к учебной деятельности и творческий подход к выполнению заданий.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться образовывать числа из одного десятка и нескольких единиц, читать и записывать их.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения. Уметь договариваться, находить общее решение.
Регулятивные: Вместе с учителем формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней, рассуждать и делать выводы.
Познавательные: Выдвигать и обосновывать гипотезы, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные УУД: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
1.Учебник «Математика 1 класс» 2 часть, автор Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова издательство «Просвещение» 2014г.
2.Демонстрационный материал
3.Раздаточный материал (приложение)
4.Презентация, компьютер, экран, проектор.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I |
Самоопределение к учебной деятельности. Руки? (на месте) Ноги? (на месте) Локти? (у края) Спина? (прямая) |
Деи проверяют свою готовность к уроку. |
II
III |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. - Девиз нашего урока прочитайте на доске. «Не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!» - Какой тип урока нас сегодня ожидает? - Делаем первый шаг к новым знаниям. Начинается урок, начинаем устный счёт. 2+4, 7-5,8+2, 9-1, 3+1 (6, 2, 10, 8 ,4,)
- Какие знания и умения нам потребовались для выполнения этой работы?
- Расположите числа в порядке увеличения. Прочитайте их.
- Что можете сказать об этих числах?
-Какое число лишнее? Что вы знаете о числе 10?
-Как можно получить число 10?
- К нам на урок сегодня пришёл гость – Мальчик. А зовут его… (На доске появляется картинка Мальчика Десяток). Он пришёл не с пустыми руками, а с письмом и заданиями. -Где ещё можно встретить десяток?
- Образуйте десяток из счётных палочек, используя резинки на партах.
-Как получили десяток?
Постановка проблемы
- Верно, ли будет моё утверждение, что на этом числовой ряд закончится? Почему? Докажите.
- Какое число будет идти за числом 10? Известно ли нам такое число? - Знаем ли мы, как его получить? - Какая возникла проблема? - Сформулируйте тему нашего урока: «Образование чисел второго десятка». - Цель урока: узнать об образовании таких чисел, научиться правильно их произносить и записывать на письме цифрами. - Также нам нужен план урока. Давайте его составим. 1. Образование чисел от 11 до 20. 2. Чтение чисел от 11 до 20. 3. Запись этих чисел. |
Читают, обсуждают.
УОНЗ 1 ребёнок работает у доски, остальные – на маркерных досках. Знания состава числа, знание компонентов сложения и вычитания, умение складывать и вычитать, умение применять переместительное свойство сложения.
2, 4. 6, 8, 10.
Числа идут по порядку, последующее число увеличивается на 2. Лишнее число 10, т.к. оно двузначное.
Показывают на веере.
В магазине, в аптеке.
Взяли 10 палочек и скрепили их в один пучок.
Нет, не верно. Потому что числовой ряд можно продолжить. Число 11. Известно.
Нет.
Проговаривают тему урока и цель. Дети предлагают свои варианты.
|
IV
|
Проектирование и фиксация нового знания. - Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на партах лежат квадраты разного цвета. 1 группа – синий цвет, 2 группа – красный цвет, 3 группа – зелёный цвет. Задание для групп одинаковое. Покажите, как можно получит число 11. 1 группа – при помощи графических моделей; 2 группа – при помощи счётных палочек; 3 группа - с помощью дидактического материала для счёта. Свой вывод запишите на листах, продолжив предложение. Чтобы получить число 11: 1. Возьмём … (точек, палочек, кубиков) и образуем … 2. К 1 десятку … … (точку, палочку, кубик). 3. Получили … десяток и … единицу, число …. Вывод: Чтобы получить число 11, надо к 1 десятку прибавить 1 единицу. Физминутка. - Предлагаю вам размяться и посчитать количество девочек и мальчиков, используя понятия десяток и единицы. Покажите, сколько вас.
- А можем ли мы с вами образовать ещё один десяток из оставшихся единиц? Кого можно позвать на помощь?
- Мальчик Десяток пришёл к нам не с пустыми руками, а с письмом. «В старину десяток по-другому называли «дцать». И я вам расскажу, как получаются числа второго десятка.» - Возьмите свой десяток из счётных палочек. Положите на десяток 1 палочку, один на дцать, получили число одиннадцать. И т.д., используя презентацию «Образование чисел второго десятка». -Возьмём ещё 10 палочек или десяток, дцать. Сколько у нас десятков теперь? Два десятка – двадцать. - У нас образовался новый ряд чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. Прочитайте их. - Что вы можете сказать про эти числа? (В их записи используются 2 цифры-2 значка, значит они двузначные). - Обратите, внимание на то, что когда мы устно произносим двузначные числа – десять, одиннадцать, двенадцать, мы сначала называем количество свободных единичек, а потом десяток – дцать. - Когда же мы эти числа записываем, то на первое место мы ставим цифру, которая показывает количество десятков – один десяток, на второе место мы ставим количество единичек, которые мы добавили к десятку. -Количество десятков и единиц у числа 15 можно записать так: 1 десяток и 5 единиц. Удобно ли так записывать? Поэтому слово десяток сокращённо записывают 1 дес., а слово единица – 5 ед.
|
Дети делятся на группы ( по цвету).
Работают с предложенным материалом, делают общий вывод на листах.
Представляют свою работу у доски.
Мальчики образуют десяток и 3 единицы, девочки – десяток и 6 единиц, проговаривая при этом число 13 и 16. Наверное, да. Гостей.
Читают письмо с доски.
Работают с палочками на партах.
Читают числа. |
V
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в тетради. - Я тетрадь свою открою, И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я берусь. - Запишите дату, классная работа. - Запишите число, обозначив количество десятков и единиц. (На презентации – разные виды графических моделей чисел 14, 17, 19). Гимнастика для глаз. |
Открывают тетрадь, записывают дату, классная работа.
1 ребёнок работает у доски, делает вывод.
|
VI |
Самоконтроль с проверкой по эталону. - Мальчик Десяток предлагает вам поработать самостоятельно. Готовы вы к этому? - У вас на партах лежат разные задания. Прочитайте задание и выполните его.
|
Ребята выполняют задание.
Проверка на доске по образцу. |
VII
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Чем занимались на уроке?
- Какую цель перед собой ставили? Достигли поставленной цели? - Какие числа мы называем числами второго десятка? Как получить число второго десятка? Почему такие числа называют двузначные?
- Для чего пригодятся нам новые знания? - Чем мы будем заниматься на следующем уроке? - У вас на партах лежат кружки, а на доске есть полоски разного цвета. Оцените свою работу на уроке. Если вы всё поняли и активно работали, приклейте кружок на зелёную полоску. Если у вас есть сомнения и что-то осталось непонятным – на жёлтую. Если вам было неинтересно и очень трудно – на красную полоску. - Давайте посчитаем, сколько кружков вмещается в одну полоску. Иначе это можно назвать десяток и ещё …единиц. Значит, … ребят сегодня уходят с новыми знаниями. Ну, а тем, у кого остались затруднения, мы поможем разобраться с ними на следующем уроке. Всем спасибо за урок. Молодцы!
|
Учились образовывать числа второго десятка. Вспоминают цель.
Числа от 11 до 20. Надо к 1 десятку прибавить нужное количество единиц. Высказывают предположения.
Приклеивают кружочки, подводят итог. |
Приложение к уроку.
1. Вывод для работы в группах.
Чтобы получить число 11:
1. Возьмём … точек и образуем …
2. К 1 десятку … … точку.
3. Получили … десяток и … единицу, число ….
Чтобы получить число 11:
1. Возьмём … палочек и образуем …
2. К 1 десятку … … палочку.
3. Получили … десяток и … единицу, число ….
Чтобы получить число 11:
1. Возьмём … кубиков и образуем …
2. К 1 десятку … … кубик.
3. Получили … десяток и … единицу, число ….
2. Графическая модель для 1 группы.
3. Индивидуальные задания на карточках.
Запиши число, в котором
1 дес.2ед.
1 дес.7 ед.
2 дес. 0 ед.
Сколько десятков и сколько единиц в числе
13
16
19
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.