Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
1 кл
02.02.2019
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
вид урока: Выявление недостающей информации
Информационно-поисковые действия младших школьников
(познавательное общение)
УУД: Поиск информации через общение, умение задавать вопросы для получения недостающей информации.
Тема: "Решение задач".
Цели
Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.
урок 1.docx
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
вид урока: Выявление недостающей информации
Информационнопоисковые действия младших школьников
(познавательное общение)
УУД: Поиск информации через общение, умение задавать вопросы для
получения недостающей информации.
Тема: "Решение задач".
Цели
Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не
менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие
задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти,
произвольного внимания, нагляднодейственного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и
групповой работе, экологической культуры учся.
Формирование УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения
в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и
частей.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно
составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные
УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать
им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение,
ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.
Ресурсы
Основные:
М.И. Морор, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2012.
М.И. Морор, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2012.
Дополнительные:
Алгоритм решения задачи.
Алгоритм самооценки.
Плакат с текстом задачи.
Плакат с адресом задачи в учебнике.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная
работа.
Ход урока.
1.Организационный момент
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Ребята, а с каким настроение мы его начинаем?
Покажите смайликом.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Ребята! А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке
математики?
Давайте вспомним, как мы изучаем чтото новое? (Мы должны сами понять, что
мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)
С каждым днём он всё ближе и ближе. Наш любимый праздник...? (Новый год).
Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам
полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день
узнавать чтото новое.)
Загадка (снеговик)
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – (снеговик)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии
1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для
построения новых знаний. (Устный счёт)
Сегодня на уроке вам необходимы будут смекалка и воображение. Проведём
разминку:
Устный счёт даёт понять,
Что мы умеем и что должны знать.
Игра «Снежный ком» (Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание.
Отвечает тот, кто поймал ком).
Найди сумму чисел 5 и 3 (8);
Из 6 вычесть 1 (5);
Прибавь 3 к 7 (10);
Из какого числа вычли 3 и получили 2? (5);
К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 7? (5)
Уменьши 4 на 2 (2);
Назови число, следующее за числом 8 (9);
Назови число, которое стоит перед числом 3 (2).
Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым
веером).
4 вороны на ветку сели
К ним ещё 3 прилетели.
Отвечайте, быстро, смело Сколько всех их прилетело? (7)
Шесть бельчат и мама белка.
Сосчитать ты их сумейка. (7)
Семь волчат пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько серых под кустами
Вечерком вернулись к маме? (5)
У домика утром 2 зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
• Считают девочки: 5+3.
• Считают мальчики: 103.
Если забыли таблицу, что делать? (Прибавлять или вычитать по частям.)
Ребята, а почему снеговик приготовил для вас именно эти задания? (Всё это
пригодится для изучения нового материала.)
2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов.
А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока:
условие (на доске)
вопрос
решение
ответ
(Задачи)
Так что мы будем делать? (Решать задачи.)
И, конечно, откроем ещё чтото новое.
3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его
самостоятельное осуществление.
Напомните, как мы работаем над задачей. (На доске висит пошаговый, созданный
ранее детьми, план работы над задачей.
1. Рисунок: Смайлик читает задачу
задачу, пока не поймём и не запомним.)
2. В одной рамке слово "условие", в другой "вопрос". (Выделяем условие и
вопрос задачи.)
3. Слово "решение", схема произвольной задачи, запись решения. (Решаем задачу
– составляем схему, выбираем действие,
4. Слово "ответ". (Записываем ответ.)
Итак, вот наша задача. Запись на доске:
стрелка смайлик думает. (Читаем
записываем
решение.) Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало
вечером?
Работаем над задачей по эталону.
Шаг 1.Читаем.
Подумайте, почему елей к вечеру стало меньше? (Срубили для праздника.)
Как вы считаете, обязательно ли рубить елку для того, чтобы встретить Новый
год? (Нет. Можно поставить искусственную ёлку – вот как у нас. И мы ей рады
также, как и настоящей.)
Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждый человек из нашего
класса захочет на праздник живую ёлочку, сколько ёлок надо срубить? (26)
А теперь представьте, если каждый житель России срубит ёлочку? Погибнут
миллионы елей.
Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.
Возьмите листочки.
Шаг 3. Решение. С чего начнёте? (Со схемы.)
А потом? (Запись решения и ответ).
Решите задачу.
(Дети пытаются решить задачу)
4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении
пробного учебного действия.
Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)
Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)
III. Выявление места и причины затруднения.
У нас возникло затруднение.
1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где
возникло затруднение.
Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В
условии.)
2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом,
понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех
конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач
такого класса вообще.
Сколько чисел в этой задаче?(1)
А в тех, которых решали раньше? (2)
Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число?
(Нет)
А сколько должно быть чисел? (2)
Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Обдумывание будущих учебных действий. Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.
Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)
Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу
можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.
V. Реализация построенного проекта.
Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить
число, обозначающее на сколько елей стало меньше.)
Какое число можно вставить? (не больше 4)
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?
Работаем над задачей по эталону.
1.Читаем.
2.Выделяем условие задачи.
Сколько чисел?
Какое первое число? Второе?
Что обозначает число 4?
Число 2?
Каков вопрос задачи?
3.Решение.
Работаем на листочках.
К доске пойдёт Кирюша.
С чего начнём решение задачи? (Со схемы)
У. _______________________
В. ____________
?
Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому
что елей стало меньше.)
42=2(ел.)
Ответ: 2 ели.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с
проговариванием алгоритма решения вслух.
Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не
ссориться),
Возьмите планшеты. Там 2 задачи.
№1.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.
Сколько подарков стало?
____________________________________________
№2.
Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.
Сколько подарков стало? Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её.
На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).
1 пара работает у доски.
Проверяем.
Какую задачу выбрали: №1 или №2?
Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)
Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе
решения задачи.)
Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.
(Около №1 грустный смайлик, около №2 весёлый.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради, с. 48.
Читаем задачу вверху.
Сколько чисел в задаче? Какие?
Поднимите руки 1 вариант. Это ваша задача.
Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а дополнить рисунок
задачи.
Второй вариант, поднимите руки. Следующая задача – ваша. Читаем.
Сколько чисел в задаче? Какие? Работайте над задачей по эталону.
Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи.
Сколько всего снеговиков? (5)
Как нашли? (3+2=5)
Почему выбрали сложение? (Снеговиков стало на 2 больше.)
Сколько конфет осталось у Пети? (3)
Как узнали ? (63=3)
Почему выбрали вычитание? (Конфет стало на 3 меньше.)
III. Включение в систему знаний и повторение.
Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей
задачи.
Страницу и номер я написала на снежинке. Куда же я её повесила? Не могу
найти. Покажите рукой, где она? (Дети поворачиваются в разные стороны,
стараясь отыскать снежинку.)
Откройте учебник и найдите нужную страницу и нужный номер. (с. 124,
№25)
Читаем задачу.
Прочитайте условие задачи.
Вопрос.
Вернёмся к условию. Сколько чисел в задаче? (2)
Какие? (3 и 3).
Откуда вы взяли второе число, я вижу только одно? (Столько же – значит 3.)
К доске Маша. (Маша решает задачу с объяснением.) IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон?
(В задаче должно быть не менее 2 чисел)
Оцените свою деятельность на уроке. (На доске три смайлика. Дети выбирают
один и объясняют свой выбор.)
2. Закончите предложения
Мне интересно было...
Я узнал(а)...
К сожалению, не смог(ла)...
Теперь я буду…
Покажите на смайлике с каким настроением вы заканчиваете урок.
Спасибо за урок!
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.