Урок математики в 4 классе по программе «Планета знаний»
Тема: Диаграммы Работа с данными
Учитель: Ахмадышина Г.Р.
Основные задачи:
• Обобщение знаний учащихся о способах представления информации (таблица, диаграмма,
схема) ;
• Обобщение знаний учащихся о работе с информацией (чтение таблиц и диаграмм заполнение
таблиц, интерпретация данных в таблице и на диаграмме) ;
• Знакомство с понятием «алгоритм»;
• Формирование представлений о планировании вычислительной деятельности, решения задачи
и о способах проверки полученных результатов;
Цели:
Учить детей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута,
выбор пути передвижения и т. д.) .
Ход урока:
1. Орг. момент:
УЧИТЕЛЬ:
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постараемся мы все понять
Будем правильно решать.
запись числа
Чистописание:204 мин.
402 дм
2. Устный счет. Актуализация знаний
Сосчитайте, ответы запишите в тетрадь.(слайд 2)
(25 * 4) : 5 * 7 + 16=156 54 + 84 : 7 * 4 * 7=390
16 + 25 : 5 * 4 * 6=136 98 : 7 * 5 – (47 29) =52
Задачишутки: (слайд 3)
• Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? 2
• У трех сестер по одному брату. Сколько детей в семье? 4
• В комнате 4 угла. В каждом углу сидит щенок. Напротив каждого щенка – три щенка?
Сколько щенят в комнате? 4
• У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног
у животного? 4
• Шли три котенка. Один впереди, один между двумя, и один позади двух. Сколько котят? 3
Работа в парах
• Полученные результаты проверить по таблице, подписать буквы в тетради и составить слово.
Какое слово получили?
156 2 4 390 52 136 3(слайд 4)
и м а г р м д
д и а г р а м м а( слайд 5)
3 156 4 390 52 4 136 2 4УЧИТЕЛЬ:
• Сформулируйте тему нашего урока
• Что такое диаграмма? (слайд 6)
Это чертёж или схема, которая показывает соотношения между различными величинами.
3. Изучение нового материала
• Существуют разные виды диаграмм: (слайд 7) Линейные, Круговые, Столбчатые
Давайте посмотрим на линейную диаграмму, которая представлена в учебнике на стр. 84 №1.
«На линейной диаграмме представлено изменение массы младенца от его рождения через
каждые 4 дня в течение одного месяца» Кому понадобиться в работе такая диаграмма? ,
(слайд 8)
(слайд 9)
а) Насколько увеличилась масса младенца за 28 дней?
б) На какой день младенец стал весить столько же, сколько при рождении?
в) Какова была его наименьшая масса?
г) Когда младенец прибавлял в весе больше всего?
УЧИТЕЛЬ:
• Ребята, как вы думаете, человек какой профессии занимается измерением осадков?
(метеоролог) , (слайд 10)
• Кто же такие метеорологи?
МЕТЕОРОЛОГ занимается сбором и систематизацией сведений об атмосферных процессах.
Метеорологи в строго установленные часы и минуты ведут круглосуточные наблюдения на
метеорологических станциях, расположенных по всей территории нашей страны. В дождь и
стужу, днем и ночью снимаются показания приборов, ведутся визуальные наблюдения за
облачностью, дальностью видимости, атмосферными явлениями и солнечным сиянием.
Проводят технический и критический анализ результатов наблюдений, ведут их машинную
обработку. В прогностических центрах составляют сводные ежемесячные таблицы и прогноз
погоды (общие и специальные) .
• Мы теперь узнали, чем занимаются метеорологи. Давайте сейчас посмотрим на диаграмму,
(слайд 11) которая нам дана на стр. 84 №2
На круговой диаграмме представлено, какую долю занимают солнечные и пасмурные дни в
году в некоторой местности.
а) Каких дней в году больше всего?
б) Какую долю от общего числа дней в году занимают солнечные дни? Облачные дни? Дни со
снегом?
в) Сколько примерно дней в году стоит пасмурная погода?
г) Сравни количество дней в году с осадками (дождь, снег) и облачных дней без осадков.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, как вы думаете, зачем проводится перепись населения в стране?Главная задача правительства любой страны управление и планирование всей экономической
жизни общества.
Для решения таких задач правительство должно знать, сколько граждан проживает на
территории страны. Перепись это не просто подсчет жителей, но и изучение их образа жизни,
своего рода моментальная фотография большой страны, на которой отражено, сколько нас и
как мы живём.
При переписи населения граждан не просто считают по головам, но и выясняют множество
разных сведений о всех сторонах жизни людей. Это позволяет не просто планировать, но и
прогнозировать дальнейшее развитие общества. Например, сколько будет в будущем рабочих
рук, сколько будет пенсионеров – это можно узнать уже сегодня, изучив количество детей в
семье и т. д.
Стр. 85 № 4
На столбчатой диаграмме (слайд 13) представлена численность в некоторых регионах земного
шара вместе с прогнозом к 2100 году (в миллионах человек)
а) В каком регионе численность населения в 2000 году была наибольшей, и какова она? (Китай,
1400 млн человек)
б) Каково будет население Китая по прогнозу к 2100 году? (1500 млн человек)
в) В каком регионе рост населения будет наибольшим? (в Африке)
г) Какова будет примерно общая численность населения на планете по прогнозу в 2100 год?
УЧИТЕЛЬ:
Помимо диаграмм для работы с данными также используют графики. Давайте посмотрим на
график, (слайд 14) который дан на стр. 85 №5
Для сравнения значений величин используют также графики.
Если соединить концы отрезков на диаграмме к заданию 1, то получится ломаная (или кривая)
линия, которая показывает изменение массы тела младенца.
Определи пот графику массу младенца на 10 день; на 26 день. В какие дни масса младенца
была равна 4 кг?
Физ. Минутка: зарядка для глаз.
4)Вопросы по анализу.
В каких областях применяются диаграммы? , (слайд 15,16)
Тесты, (слайд 1721)
5)Домашнее задание на выбор: Составить диаграмму своего распорядка дня или любимых
занятий. (на примере № 3 стр. 84)
6)Рефлексия:
2. С какой темой мы познакомились на уроке? Что нового узнали?
3. Какой вид диаграмм удобнее?
4. С какими профессиями познакомились на уроке?
5. Что интересного запомнилось? Какие встретились трудности? Как будете преодолевать?