Урок математики в 6классе Б Сложение дробей с разными знаменателями. Иманова А.В..docx
Урок математики в 6 классе «Б» в технологии системно деятельностного подхода
Тема: «Сложение дробей с разными знаменателями» (тема на доске закрыта, учащиеся
сами должны прийти к названию темы).
Тип урока: урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым
материалом).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитная
доска, раздаточный материал (карточки).
Цели урока:
Предметные: построить алгоритм сложения дробей с разными знаменателями,
тренировать способность к его практическому использованию.
Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить
сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.
Личностные: учить использовать полученную информацию для решения образовательных
задач.
Метапредметные: учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.
Структура урока:
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
Самоопределение к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Рефлексия деятельности на уроке.
Ход урока:
I.
Самоопределение к учебной деятельности. Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки
урока (продолжение работы с обыкновенными дробями).
Перед началом урока хочу предложить вам старинную суфийскую притчу «Делёж
верблюдов».
Живший некогда Суфий хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли
подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону
раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать верблюдов с таким указанием:
«Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из
вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему — треть, а младшему
— одна девятая». Когда Суфий умер, и завещание было прочитано, ученики вначале были
изумлены таким неумелым распределением имущества Мастера. Одни предлагали:
«Давайте владеть верблюдами сообща»; другие искали совета и затем говорили: «Нам
советовали разделить способом, наиболее близким к указанному»; третьим судья
посоветовал продать верблюдов и поделить деньги; а ещё некоторые считали, что
завещание утратило свою законную силу, поскольку его условия не могут быть выполнены.
Спустя некоторое время ученики пришли к мысли, что в завещании Мастера мог быть
какойто скрытый смысл, и они стали расспрашивать повсюду о человеке, который может
решать неразрешимые задачи. К кому бы они ни обращались, никто не мог помочь им, пока
они не постучали в дверь Хазрата Али, зятя Пророка. Он сказал: «Вот вам решение. Я
добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати верблюдов вы возьмете
половину — девять верблюдов — для старшего ученика. Второй ученик возьмет треть —
то есть шесть верблюдов. Третий получит одну девятую — двух верблюдов. Это как раз
семнадцать. Остался один — мой верблюд, он вернётся ко мне». Вот так ученики нашли
себе учителя.
Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти?
( обыкновенные дроби) - Чему мы уже научились?
(сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к наименьшему общему
знаменателю, сравнивать дроби с разными знаменателями, складывать дроби с
одинаковыми знаменателями, выделять целую часть).
- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы
должны научиться производить с ними все арифметические действия).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное
построение речевого высказывания, подведение под понятие.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального
затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных
мнений учащихся.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия
нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому
знаменателю, сложение с одинаковыми знаменателями;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия
нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде
свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на
личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить дроби с разными
знаменателями.
А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать чтото новое …
(необходимо повторить уже изученный материал). Задания для устной работы: (презентация)
1) Составь неправильную дробь и перейди к смешанному числу.
2) Определи координату обозначенных точек на координатном луче. Что называют
координатным лучом?
3) Сократите дроби:
8
12 ,
15
25 ,
12
36 ,
38
4 .
4) Выделите целую часть из дробей:
12
5 ,
23
4 ,
21
2 ,
201
2
.
5) Дан ряд дробей:
1
8 ,
1
3 ,
13
24 ,
3
4 .
Что мы можем о нём сказать?
К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби? Почему? (к 24,
т.к. 24 – НОК всех знаменателей).
Приведите все дроби к знаменателю 24. Прочитайте получившейся ряд чисел.
6) Найдите сумму дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть: 23
24 +
13
24 ; б)
3
8 +
5
8 .
а)
А каким правилом сложения дробей вы воспользовались? Давайте восстановим алгоритм
сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Работа в парах:
Нам с вами даны части алгоритма по сложению дробей с равными знаменателями. Работая
в парах, восстановим алгоритм по шагам. На обсуждение дается 30 секунд.
1.Суммой дробей является дробь.
2.Сложить числители и записать ответ в числитель суммы.
3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы.
4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть.
- Хорошо. Следующее задание:
Работа в группах: Предлагаю поработать в группах. Ваши результаты не забудьте
прикрепить на доску. Время выполнения: 5 минут.
Закрасьте указанные части прямоугольника разным цветом. Какая часть закрашена?
1
2 +
3
8 =
а)
1
4 +
5
12 =
б)
Каждая группа показывает свои результаты работы. Проводим обсуждение. Приходим к
выводу о том, что результат суммы дробей является частью этого же прямоугольника. Затем предлагаю выполнить задания без закрашивания частей: а)
2
3 +
5
8 ; б)
5
6 +
2
9 .
(После завершения работы защита своих работ).
III. Выявление места и причины затруднения.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и
формулирование проблемы, построение речевого высказывания.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных
мнений, разрешение конфликтной ситуации.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и
фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной
деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание
правильно, а ктото совсем не дали ответы, чем отличается предыдущее задание, с которым
вы все хорошо справились от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми
знаменателями, и у нас был алгоритм сложения таких дробей, а в последнем задании у
дробей разные знаменатели).
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил
правильно? (Надо найти способ нахождения суммы дробей с разными знаменателями,
построить для таких дробей алгоритм сложения).
– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения дробей с разными
знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму). – Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в
тетрадь? (Сложение дробей с разными знаменателями.)
– Запишите тему. (На доске открывается тема урока).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,
проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их
обоснование, создание способа решения проблемы.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт
разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение
общего решения.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа
действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью
эталона.
Задания парам следующее: дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно
было по нему выполнить сложение дробей с разными знаменателям и показать на
предложенных примерах, как он действует. У каждой группы на столе таблички из старого
алгоритма и несколько чистых листочков. На работу отводится 7 минут.
Все варианты вывешиваются на доску, и проводится обсуждение.
Результатом обсуждения является алгоритм сложения дробей:
1.Суммой дробей является дробь.
2.Привести дроби к наименьшему общему знаменателю, найти дополнительные множители.
3.Сложить числители и записать ответ в числитель суммы. 4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы.
5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть.
Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм:
(будьте внимательны при оформлении задания).
2
3 +
5
8 =
16+15
24
а)
31
24 = 1
7
24 .
=
1. приведём дроби к наименьшему общему знаменателю, НОК (3,8)=24.
2. дополнительный множитель для первой дроби равен 8, для второй дроби 3.
3. складываем числители, знаменатель оставляем без изменения. Дробь неправильная,
выдели из неё целую часть.
5
6 +
2
9 =
19
18 (самостоятельно). Затем проверяем ход решения.
б)
В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. Общий
знаменатель и наименьший общий знаменатель не всегда совпадают.
Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.
Физминутка для глаз
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи
рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения
коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание). Стр. 194 № 880 (а, б)
1
2 +
1
4
а)
Приведём дроби к наименьшему общему знаменателю, для этого найдём НОК (2; 4)
НОК (2; 4) = 4
Дополнительный множитель первой дроби 2, второй дроби 1.
1
2 +
1
4 =
2
4 +
1
4
Применим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, складываем
числители, знаменатели оставляем без изменения
1
2 +
1
4 =
2
4 +
1
4 =
2+1
4
3
4
=
Дробь правильная, выделять из неё целую часть не нужно.
(б) Проводим аналогичные рассуждения.
2
3 +
1
6 =
4
6 +
1
6 =
4+1
6
5
6
=
Физминутка
Работа в парах, после выполнения проводится самопроверка по образцу (слайд). Каждой
паре выдается карточка с заданиями.
1) Урок длится
2
3 часа, а перемена
1
6 часа. Какую часть часа длятся урок с
переменой?
2) Рабочий в первый день выполнил
1
5 , а во второй
3
10 всего заказа. Какую
часть заказа сделал рабочий за два дня? 3) Туристы прошли до привала
1
4 пути, после привала – еще
1
2 пути. Какую
часть пути они прошли?
Кто справился с заданием? Где допущена ошибка?
Повторим ещё раз алгоритм сложения дробей с разными знаменателями.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие,
выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.
Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения дробей в типовых условиях на
основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
1. Выполните действия: (обязательные задания для всех)
5
9 +
3
8 =
40
72 +
27
72 =
40+27
72
67
72 .
=
а)
23
25 +
4
5 =
23
25 +
20
5 =
23+20
5
=
43
5 = 8
3
5 .
б)
2. Сравните значения выражений:
2
3 +
1
5 и
2
3 +
1
6
а)
1
4 +
1
5 +
1
6 и
1
5 +
1
6 +
1
7 ( дополнительное задание для сильных
б)
учеников)
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и может
его применить. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ
для выполнения самопроверки. После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно
решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин
допущенных ошибок.
VII. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения дробей;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной
деятельности: действия со смешанными числами;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому),
№ 882(аг), № 883.
Тест (для сильных учеников) 7
8 +
2
3 + 5
6
1)
3
8 б)
24
57 в) 3
2
8 г)
57
8
а) 2
5
7 +
4+ 1
3
2
2)
27
28 б)
28
27 в) 1
27
28 г)
45
28
а)
1
8 +
1
10 +
1
4
3)
3
22 б) 2
2
40 в) 2
1
20 г)
19
40
а)
1
6 +
3
7 +
5
14
4)
9
27 б)
20
21 в)
42
40 г) 1
1
21
а)
3
4 +
4
25 +
7
20
5)
13
50 б)
126
100 в)
100
126 г)
14
49
а) 1
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.