Алматинская область
Илийский район
Средняя школа №27
Учитель математики 2-го уровня
Убайдуллаева Карима
Особенности преподавания математики в условиях малокомплектной школы
Я, учитель математики второго уровня, обучаю детей в малокомплектной школе, где в каждом классе по 4-7 учащихся. Хочу представить вашему вниманию планирование урока математики в 5 и 6 классах.
Малокомплектная школа в силу своей специфики обладает рядом преимуществ перед обычной: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совместной работы с семьёй, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником и др. Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на учебную деятельность и преподавание в малокомплектной школе оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения и др.
Отсутствие в малокомплектной школе параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Использование общей методики обучения в классах с малой наполняемостью приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей и низкой эффективности учебно-воспитательных методов. Процесс обучения математике в МКШ имеет ряд особенностей, отличающих его от аналогичного процесса в начальной школе обычной школы. Это обусловлено спецификой организации педагогического процесса в МКШ, т.к. работа в нестандартна и порой неповторима, сложна.
Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся МКШ - сложная задача, требующая от учителя большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств, обучения и воспитания. Ведь в каждый момент урока он должен реализовать как общее, целое, так и его части; одновременно руководить работой одного класса и самостоятельной работой другого класса. Он должен готовить в 2 -3 раза больше уроков и в тоже время сочетать их друг с другом в единое целое, чтобы оптимальным был педагогический эффект.
Существенная особенность МКШ любого типа - малая наполняемость или предельно малая наполняемость. В этих условия учитель психологически должен быть готов к тому, что подготовленный им урок надо будет “на ходу” перестраивать, менять его тип, структуру, сочетание видов учебно-познавательной деятельности в зависимости от того какие ученики отсутствуют на уроке.
n Для МКШ характерно отсутствие учащихся 1 группы, в основном присутствуют учащиеся со средними и низкими учебными возможностями. Малочисленность учащихся позволяет учитывать и лучше изучить индивидуальные особенности детей, хорошо знать домашние условия, в течении урока можно опросить каждого ученика, тем самым своевременно определить уровень его ЗУН.
n Существенно сокращается время для проверки тетрадей, для подбора индивидуальных заданий.
n Снимается вопрос дисциплины, хотя он в сельской школе не является острым.
n учащиеся более старших классов оказывают помощь младшим, т.к. они ежедневно находятся в одном помещении.
n учитель начальных классов МКШ может широко использовать межпредметные связи (возможность широкого использования МПС исключает дублирование учебного материала разными предметами; использование МПС по вертикали и по горизонтали)
Однако МКШ имеет больше отрицательного:
n отсутствие или малочисленность учительского коллектива, который способствует росту творческой активности учителя.
n повышенная нагрузка учителя при подготовке к урокам.
n учитель вынужден работать с каждым классом не более половины урока, а остальное время организовывать самостоятельную работу.
n внимание учителя рассредоточивается между двумя и более классами.
n при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить помощь учителя.
n затруднена коллективная работа, т.к. нет полноценного одновозрастного коллектива.
n учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех сор стороны других классов.
n учащиеся МКШ на протяжении длительного времени имеют минимальную возможность говорить, рассуждать на уроке, не учатся выражать свои мысли, слушать других.
n В исследованиях Фетискина Н.П. установлено, что в процессе обучения в МКШ осуществляется на фоне достаточно выраженных отрицательных психо-эмоциональных состояний. Доминирует безразличие (у 35% обследованных), скука (30%), аффект в форме плаксивости (18%), напряженность (14%), психологическое пресыщение (6%), монотония (10%).
Хочу представить вашему вниманию планирование урока математики в 5-6 классах. На данном уроке учащиеся решают задачи и 5 и 6 классов совместно. Объем задания для самостоятельной работы составлены в зависимости от содержания деятельности учителя, так как время, выделяемое на самостоятельную работу одного класса, прямо зависит от времени, необходимого для непосредственной работы учителя с другим классом.
Организовано применение таких наглядностей, зарисовок, таблиц и т.д., а также демонстрации презентации в ходе объяснения, что дети другого класса не отвлекаются, не нарушается ход учебного процесс.
Краткосрочное планирование уроков математики в 5 классе по теме «Уравнения» и в 6 классе по теме «Пропорции»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Предмет: математика |
Класс: 6 |
Дата: |
№ урока: 1 |
|||
Тема занятия |
5 кл «Уравнения» 6 кл «Пропорция» |
|||||
Ссылки, источники |
Учебник по математике 5,6 класса, дополнительная литература к теме урока. |
|||||
Общая цель |
Развитие умения решения уравнений, применять основные основные свойства пропорции при решении задач |
|||||
Результаты обучения |
Могут решить задачи на нахождение корней уравнения, составление пропорции, с помощью осного свойства пропорции определяют переменную. |
|||||
Ключевые идеи, значимые для занятия |
Уравнение, пропорция, основные свойства, прямая и обратная пропорциональности |
|||||
Этапы |
Время |
Виды заданий и действия участников занятия |
Процесс оценивания |
ресурсы
|
||
1.Организационный момент- эмоциональный настрой на урок. Формирование групп.
|
1мин
2 мин |
1. Эмоциональный настрой учащихся – учащиеся клеят смайлик своего настроения на доску.
2. Распределение групп по брелкам, распределение ролей в группах (2 группы 5кл., 2 группы 6 кл). |
похвала |
Смайлики
брелки |
||
2. Вызов
|
5мин
|
1. «Играем в мяч» повторение пройденного материала с применением вопросов по таксономии Блума и диалогического обучения. -Ч то такое уравнение? Переменная? -Назовите переменную в уравнениях? -Как найти переменную?
-Ч то такое пропорция? - назовите виды пропорциональной зависимости -Покажите формулу пропорции - Как можно найти неизвестные члены пропорции -Дайте определение прямой и обратной пропорциональности - какой проциональной зависимостью является масштаб?
|
Формативный по таблице участия она выведена на интерактивную доску
Формативное – по таблице участия А- ответ на тонкий вопрос Б – ответ на вопрос высокого порядка В- дополнил полный ответ
|
Мячик
стикеры |
||
3.Осмысление
|
10 мин
3мин
5 мин
5 мин
5 мин
3 мин
|
2. Заполнение таблицы Индивидуальная работа 5 кл: задания на нахождение решения уравнения 6 кл: Задания нахождение неизвестного члена пропорции
3. физминутка
5. Просмотр презентации «Масштаб» Разбирают вопросы по теме
1. Задача для девочек «Какой размер одежды соответствует, если масштаб на карте 1: 100? (Раздаются макеты одежды, девочки вычисляют истинный размер платья) 2. Задача для мальчиков «Вычислите размер комнаты, если масштаб на карте равен 1: 100?»
3. Групповая работа с учебником. Инсерт
На доске карта Казахстана. Определите расстояние между городами |
По результатам учитель делает формативное оценивание
похвала
Формативное оценивание
Выступление спикеров оцениваются другими группами (взаимооценивание групп)
самооценивание |
Карточки Стикеры
видеоклип
презентация
макет одежды
Карта комнаты |
||
4.Рефлексия
|
3 мин |
Заполнение «ЗХУ»
Освещение итоговых оценок |
Оценивание учителем суммативное оценивание учащихся |
таблица |
||
5. Последующие задания и чтение (д/з)
|
3мин
|
Прочитать тему Задача: Измерить размеры комнаты, в которой ты живешь. Начертить план комнаты в масштабе 1 : 50. На плане показать расположение мебели
1 Дифференцированное задание: учащиеся группы А- привести 5 примеров деления на части
учащиеся группы В- составить 5 задач на прямую и обратную пропорциональности учащиеся группы С- пересказ параграфа. 2.Корзина ожиданий- продумать что бы вы хотели узнать по теме урока? ( стратегическое планирование и переход к следующему уроку). |
||||
Ресурсы и оснащение
|
Интерактивная доска, бумага формат А3, стикеры, маркеры, смайлики, видеоролик, критериальная матрица оценивания. |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.