«Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Ш. Гуно
Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.
Мелодия
«Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли»
Ш. Гуно
Богаты и разнообразны выразительные средства
музыки. Если художник в рисунке и красках,
скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в
словах воссоздают картины окружающей жизни, то
композиторы делают это с помощью музыкальных
инструментов. В отличие от звуков немузыкальных
(шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют
точную высоту и определенную длительность. Кроме
того, они могут иметь различную окраску, звучать
громко или тихо, исполняться быстро или медленно.
Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр,динамика и темп – это все выразительные средства
музыкального искусства.
Главное из средств музыкальной выразительности
МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого
произведения. П. И. Чайковский, этот великий
создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа
музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и
радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся
нам человеческие надежды, печали, тревоги,
раздумья…»
Слово «мелодия» произошло от двух слов melos
песнь, и ode пение. Мелодия – это одноголосно
выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия
это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы
не запомнили всю ее целиком, мы напеваем
отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной
речи, так же как и в речи словесной, есть ипредложения, и фразы. Несколько звуков образуют
мотив маленькую частицу мелодии. Несколько
мотивов составляют фразу, а фразы образуют
предложения.
Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая
сокровищница замечательных мелодий. Лучшие
песни народов мира отличаются красотой и
выразительностью.
Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле
липенька». Ее мелодия легка и изящна. Подвижный
темп, плавное движение, светлая мажорная окраска
помогают выразить радостное настроение, ощущение
молодости и счастья.
Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька».
Печальное настроение девушки сравнивается здесь с
осенней темной ноченькой. Неторопливо течет
широкая мелодия в минорном ладу.«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых
проникновенных лирических мелодий, созданных для
голоса. Как и любая другая серенада, она поется
ночью в честь возлюбленной…
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства,
которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной
час; и нежную грусть, и томление, и надежду на
скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о
счастливой любви: наступит день, влюбленные
встретятся, и все же ее мелодия открывает нам очень
многое – то, чего нет в словах и о чем вообще
рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная,
ночная песня, летящая к ней, вот содержание
произведения, в котором перечислено все, кроме
самого главного. Главное же заключено в мелодии,
рассказывающей нам о том, как много печали даже всамой счастливой любви и как может быть печален
человек даже в своей радости.
Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в
минуты радости или дни праздников. Даже среди
серенад – большей частью грустных и задумчивых –
можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии,
полные очарования и оптимизма. Кому не знакома
прелестная и грациозная «Маленькая ночная
серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна
света и обаяния праздничной ночи!
В Вене XVIII века было принято устраивать
небольшие ночные концерты под окнами того
человека, которого хочешь отметить вниманием.
Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его
честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным,
как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть
озорным. Поэтому в таком ночном концертеучувствовало несколько человек – ведь радость
объединяет людей! Для исполнения серенады
Моцарта требовался струнный оркестр – собрание
виртуозных и выразительных инструментов, так
волшебно певших в тишине венской ночи.
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет
тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о
том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная
по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее
звуках живет для нас облик старой Вены, необычайно
музыкального города, где днем и ночью можно было
услышать то чудесное пение, то игру на скрипке,
причем даже самая легкая музыка была
необыкновенно прекрасной – ведь ее писал Моцарт!
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями,
русский певец Ф. Шаляпин так выразил свое
отношение к великому венскому классику: «Идешь вдом, простой, без лишних украшений, уютный,
большие окна, море света, кругом зелень, все
приветливо, и тебя встречает радушный хозяин,
усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь,
что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна
сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми
светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во
всей многовековой истории музыки не найдешь
композитора, чьи мелодии были бы только
радостными и гармоничными. И это закономерно:
ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только
ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования,
ошибки и заблуждения.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя
те чувства и раздумья, которыми живет человек.И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый
Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду»,
тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн
называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором
восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя
тебе Моцарт!» создает одно из самых скорбных во
всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей
жизни посвятивший этому произведению, так написал
о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя
погребальная песнь. Не могу оставить ее
незавершенной».
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем,
одетым во все черное, который однажды постучался
в дом композитора и передал этот заказ как
поручение очень важного лица. Моцарт с увлечениемпринялся за работу, в то время как болезнь уже
подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период над
Реквиемом с огромной драматической силой передал
А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и
Сальери».
Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь мне кажется, он с нами сам –
третий сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием.
Незаконченные разделы после смерти композитора
были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который
был досконально посвящен Моцартом в замысел
всего сочинения.
Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он
не мог уже продолжать. В этой части, входящей вкульминационную зону сочинения, после гнева,
ужаса, мрака предшествующих частей наступает
состояние возвышенной лирической скорби.
Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана
на интонации вздоха и плача, одновременно являя
образец глубокой искренности и благородной
сдержанности чувства.
Рождественская музыкальная сказка Чайковского
полна прекрасных ярких мелодий: то напряженно
драматических, то тихих и нежных, то песенных, то
танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в
этом балете достигла своей предельной
выразительности – так убедительно и достоверное
повествует она о событиях возвышенной и
трогательной сказки Гофмана.
Несмотря на обращение к сказочному сюжету из
немецкой литературы, музыка «Щелкунчика»