Урок: Мелодия музыки

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» Ш. Гуно Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.
Иконка файла материала 2.docx
Мелодия «Мелодия всегда будет самым чистым  выражением человеческой мысли» Ш. Гуно Богаты и разнообразны выразительные средства  музыки. Если художник в рисунке и красках,  скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в  словах воссоздают картины окружающей жизни, то  композиторы делают это с помощью музыкальных  инструментов. В отличие от звуков немузыкальных  (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют  точную высоту и определенную длительность. Кроме  того, они могут иметь различную окраску, звучать  громко или тихо, исполняться быстро или медленно.  Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр,динамика и темп – это все выразительные средства  музыкального искусства. Главное из средств музыкальной выразительности ­  МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого  произведения. П. И. Чайковский, этот великий  создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа  музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и  радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся  нам человеческие надежды, печали, тревоги,  раздумья…» Слово «мелодия» произошло от двух слов ­ melos ­  песнь, и ode ­ пение. Мелодия – это одноголосно  выраженная музыкальная мысль.  В общем, мелодия ­ это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы  не запомнили всю ее целиком, мы напеваем  отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной  речи, так же как и в речи словесной, есть ипредложения, и фразы. Несколько звуков образуют  мотив ­ маленькую частицу мелодии. Несколько  мотивов составляют фразу, а фразы образуют  предложения. Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая  сокровищница замечательных мелодий. Лучшие  песни народов мира отличаются красотой и  выразительностью. Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле  липенька». Ее мелодия легка и изящна. Подвижный  темп, плавное движение, светлая мажорная окраска  помогают выразить радостное настроение, ощущение  молодости и счастья. Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька».  Печальное настроение девушки сравнивается здесь с  осенней темной ноченькой. Неторопливо течет  широкая мелодия в минорном ладу.«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых  проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется  ночью в честь возлюбленной… В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства,  которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час; и нежную грусть, и томление, и надежду на  скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о  счастливой любви: наступит день, влюбленные  встретятся, и все же ее мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще  рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная,  ночная песня, летящая к ней, ­ вот содержание  произведения, в котором перечислено все, кроме  самого главного. Главное же заключено в мелодии,  рассказывающей нам о том, как много печали даже всамой счастливой любви и как может быть печален  человек даже в своей радости. Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в  минуты радости или дни праздников. Даже среди  серенад – большей частью грустных и задумчивых –  можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии,  полные очарования и оптимизма. Кому не знакома  прелестная и грациозная «Маленькая ночная  серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна  света и обаяния праздничной ночи! В Вене  XVIII века было принято устраивать  небольшие ночные концерты под окнами того  человека, которого хочешь отметить вниманием.  Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его  честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным,  как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть  озорным. Поэтому в таком ночном концертеучувствовало несколько человек – ведь радость  объединяет людей! Для исполнения серенады  Моцарта требовался струнный оркестр – собрание  виртуозных и выразительных инструментов, так  волшебно певших в тишине венской ночи. Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет  тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о  том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная  по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее  звуках живет для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было  услышать то чудесное пение, то игру на скрипке,  причем даже самая легкая музыка была  необыкновенно прекрасной – ведь ее писал Моцарт! Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями,  русский певец Ф. Шаляпин так выразил свое  отношение к великому венскому классику: «Идешь вдом, простой, без лишних украшений, уютный,  большие окна, море света, кругом зелень, все  приветливо, и тебя встречает радушный хозяин,  усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь,  что не хочешь уходить. Это Моцарт». В этих искренних словах отражена лишь одна  сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми  светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во  всей многовековой истории музыки не найдешь  композитора, чьи мелодии были бы только  радостными и гармоничными. И это закономерно:  ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования,  ошибки и заблуждения. Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя  те чувства и раздумья, которыми живет человек.И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый  Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду»,  тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн  называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором  восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» ­ создает одно из самых скорбных во  всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием. Умирающий композитор, последние месяцы своей  жизни посвятивший этому произведению, так написал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя  погребальная песнь. Не могу оставить ее  незавершенной». Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем,  одетым во все черное, который однажды постучался  в дом композитора и передал этот заказ как  поручение очень важного лица. Моцарт с увлечениемпринялся за работу, в то время как болезнь уже  подтачивала его силы. Душевное состояние Моцарта в период над  Реквиемом с огромной драматической силой передал  А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и  Сальери». Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек. За мною всюду как тень он гонится. Вот и теперь мне кажется, он с нами сам –  третий сидит. Моцарт не успел завершить свой Реквием.  Незаконченные разделы после смерти композитора  были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящен Моцартом в замысел  всего сочинения. Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он  не мог уже продолжать. В этой части, входящей вкульминационную зону сочинения, после гнева,  ужаса, мрака предшествующих частей наступает  состояние возвышенной лирической скорби.  Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана  на интонации вздоха и плача, одновременно являя  образец глубокой искренности и благородной  сдержанности чувства. Рождественская музыкальная сказка Чайковского  полна прекрасных ярких мелодий: то напряженно­ драматических, то тихих и нежных, то песенных, то  танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в  этом балете достигла своей предельной  выразительности – так убедительно и достоверное  повествует она о событиях возвышенной и  трогательной сказки Гофмана. Несмотря на обращение к сказочному сюжету из  немецкой литературы, музыка «Щелкунчика»