1.
Анализ домашней работы
На предыдущем уроке учащимся было предложено в
домашней работе продумать возможные пути
решения неравенств:
Слайд 2
x+2
log5(¿)−1
¿
1
2
¿
¿
¿
¿
(¿¿x2−2−0,25)
(log3x+2)(x2+x−12)
№1 а)
log1
2
(x2−6)−log1
2
3x−81
x
≤0; б)
.
Слайд 3
№1 (а)
log1
2
(x2−6)−log1
2
3x−81
x
≤0 ❑
⇔
2
[{log 1
{log 1
2
x≤0,
x≥0,
(x2−6)−log1
2
3x−81>0;
(x2−6)−log1
2
3x−81<0.
Слайд 4
№1 (б) x+2
log5(¿)−1
¿
1
2
¿
¿
¿
¿
❑
⇔
(¿¿x2−2−0,25)
(log3x+2)(x2+x−12)
x2+x−12≥0;
[{ log3x+2≤0,
{ log3x+2≥0,
x2+x−12≤0;
log5(x+2)−1>0,
log5(x+2)−1<0,
x2+x−12≥;
[ {log3x+2≥0,
{ log3x+2≤0,
x2+x−12≤0;
log5(x+2)−1<0,
log5(x+2)−1>0,
1
2
¿
¿
1
2
¿
¿
¿
¿
¿¿
{¿
1
2
¿
¿
1
2
¿
¿
¿
¿
¿
¿
¿
¿¿
[ {¿
¿
¿
¿
¿
¿ Очевидно, что решения получаются громоздкими и
следует поискать другой поход.
3. Актуализация знаний.
Заметим, что множители, входящие в левые части
неравенств содержат выражения,
соответствующие
монотонным функциям (логарифмической и показательной).
Вспомним определения возрастающей и убывающей
функций.
Слайд 5
Анимация: бегущий вверх человечек
Опр.1: Функция y=f(x) называется возрастающей, если для
∀x1∈D(f) и ∀x2∈D(f) имеет место x1f(x2) .
⇔
❑ 4. Решение неравенств из домашней работы новым
способом.
Слайд 7
№1 (а)
Соответствующая функция
Эквивалентное
Выражение из
неравенства
log1
2
(x2−6)−log 1
2
3x−34
f(t)
xlog1
2
t
3t
D(f)
монотонность
(0;+∞)
убывающая
R
возрастающая
Условия
{x2−6>0,
x>0
нет
выражение
−(¿¿2−6−x)
x
¿
x−4
≤0,
log1
2
(x2−6)−log1
2
3x−34
x
≤0
❑
⇔{¿x2−6>0,
x>0;
x
−(¿¿2−6−x)
x−4
⇔{ x2−x−6
x−4
x>0;
❑
❑
(x+√6)(x−√6)>0,
≥0,
⇔{(x+2)(x−3)
x−4
x>√6.
≥0,
Ответ. √6
¿
;3] ∪(4;+∞).
Слайд 8
№1 (б)
Выражение из
неравенства
log3x−log3
1
9
Соответствующая функция
f(t)
log3t
D(f)
(0;+∞)
монотонность
возрастающая
log5(x+2)−log55 log5t
(0;+∞)
возрастающая
0,5
¿
¿
¿
(0,5)t
R
убывающая
Эквивалентное
выражение
x− 1
9
x+2−5
x
¿
−¿
¿
)
Условия
x>0
x+2>0
нет log5(¿)−log55
(¿¿x2−2−(0,5)2)
x+2
¿
0,5
¿
¿
¿
1
¿
(log3x−log3
9)(x2+x−12)
⇔ {−(x−1
❑
9)(x2+x−12)
(x+2−5)(x2−2−2)
x>0,
x+2>0;
≤0,
❑
⇔
9)(x+4)(x−3)
(x−3)(x+2)(x−2)
{(x− 1
x>0.
≥0,
Ответ. 0;1
9
¿
] ∪(2;3)∪(3;+∞).
5. Самостоятельное (с обсуждением и корректировкой)
решение неравенств.
Слайд 9
№2 (а)
log0,2(x2+4x)+1
(x2−x−2)(0,3x2−2x+0,027)
≥0
(0,3x2−2x+0,027)
×
(0,3x2−2x+0,027)>0 при ∀x∈R
, причём
{−x2+4x−5
x2−x−2
x2+4x>0;
≥0, ❑
⇔{ (x+5)(x−1)
(x+1)(x−2)
x(x+1)>0.
≤0,
x∈¿∪[1;2).
Ответ. [−6;−5]∪[−5;−4).
Слайд 9 №2(б)
(¿¿22(x−x2)−4)ln (x2−x+1)
logx+1(2x−1)−2
log
¿
≥0;
x2−x+1
ln (¿−0)
¿
¿
(log2(x−x2)−2)(log2(x−x2)+2)¿
(log2(x−x2)−log24)(log2(x−x2)−log2
logx+1(2x−1)−logx+1(x+1)2
1
4 )(ln(x2−x+1)−ln 1)
≥0 .
Логарифмическая функция y(t)=log2t на D(y)=(0;+∞).
Заметим, что для существования решения неравенства
необходимо выполнение условия x−x2>0 , то есть x∈(0;1) .
А при x∈(0;1) : x+1>1 и логарифмическая функция с
соответствующим основанием возрастает на своей области
определения.
Получим равносильную систему:
4)(x2−x+1−1)
{(x−x2−4)(x−x2− 1
2x−1−(x+1)2
x−x2>0;
2x−1>0
x2−x+1>0(вернопри∀x∈R);
≥0;
❑
⇔{(x2−x+4)(4x2−4x+1)(x2−x)
−x2−2
x(x−1)<0;
x>0,5.
≥0;
Учитывая, что x2−x+4>0при∀x∈R и −x2−2<0при∀x∈R,
получим {(x−0,5)2x(x−1)≤0;
Ответ. x∈(0,5;1).
7. Итоги урока и домашнее задание.
x∈(0,5;1).
0,50 ,
2 x4−64
log√2
√3x−2−x
(arccos −5−x
3)(log0,5(x2+x)+1)
–π
2
√x2−x−2+x
≤0 .
[№4] Функция f(t) определена и строго убывает на всей
числовой прямой. Найдите все значения x, удовлетворяющие
неравенству
(f(3x2−3x)−f(8x−6))(f(log4
2x2−15log4x+3)−f(−1+2log4x))
f(2x)−f(0)
>0
.
Слайд 11
Как представить x в виде квадратного корня?
Если x≥0 , x=√x2 .
Если x≤0 , x=−√x2 .
Б)
2 x4−64
log√2
√3x−2−x
>0
Как представить √3x−2−x в виде разности значений
монотонной функции y=√t ? И почему? В)
(arccos −5−x
3)(log0,5(x2+x)+1)
–π
2
√x2−x−2+x
≤0 .
Как представить √x2−x−2+x в виде разности значений
монотонной функции y=√t ? И почему?
Примечание:
пишут учащиеся
открывает или пишет учитель
Урок "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.