Урок МХК "Первые художники Земли"
Оценка 4.9

Урок МХК "Первые художники Земли"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК
11 кл
16.04.2017
Урок МХК "Первые художники Земли"
Таблица "Классификация основных этапов развития первобытной культуры по материалам орудий труда" с иллюстративным материалом - для практической работы.
Публикация является частью публикации:
Первые художники.doc
Тема урока «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием интернет­ресурсов и презентационной поддержкой Оборудование:   компьютеры, подключенные к Интернету; мультимедийный проектор; информационные карты урока; Интернет­ресурсы: http://www.portal­slovo.ru/rus/art/2898/3183/ http://www.scit.boom.ru/Vadoon/Pervobitnoe.htm http://vm.kemsu.ru/rus/mezolith/index.html Цели урока: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством  включения их в поисковую работу по сети Интернет; формировать и развивать навыки сбора, обработки и систематизации, анализа  информационного материала; расширить образный ряд за счет введения разных источников информации; выявить особенности первобытного искусства, анализируя основные памятники этого  периода и сопоставляя их с произведениями художников XX века; Структура урока: 1. Постановка проблемного вопроса; 2. Работа с термином «примитивный», с использованием справочных материалов,  почерпнутых из Интернета; 3. Заполнение «Информационной карты»; 4. Анализ произведений искусства каменного века («Первобытная Венера»); 5. Анализ наскальных рисунков эпохи палеолита, мезолита и неолита с помощью интернет­ ресурсов; 6. Работа с таблицей «Классификация основных этапов развития первобытной культуры по материалам орудий труда» (общая характеристика художественной деятельности и №  рисунка – приложение №1); 7. Поиск ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока (письменно) 8. Домашнее задание Иллюстративный ряд. Женская статуэтка из Виллендорфа; «Костенковская Венера». Эрмитаж, Санкт­Петербург Лошадь и олени. Пещерная живопись. Пещера Ласко; Раненый бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит; Сражающиеся лучники. Неолит. Кастильон, Испания Охота на оленей. Испания. Неолит Венера Милосская. II век до н. э. Лувр, Париж С. Боттичелли «Рождение Венеры». XV век. Галерея Уффици, Флоренция; Джорджоне «Спящая Венера». XVI век. Тициан «Венера Урбинская». XVI век. Галерея Уффици, Флоренция А. Руссо «В тропическом лесу. Нападение тигра на быка». 1908. Государственный  Эрмитаж, Санкт­Петербург Н. Гончарова «Крестьяне, собирающие яблоки». 1911 г. ГТГ, Москва. М. Ларионов «Провинциальная франтиха». 1907 г. Музей изящных искусств республики  Татарстан, Казань. Н. Пиросманашвили «Женщина с кружкой пива». Государственный музей искусств,  Тбилиси. Ход урока: Учитель (демонстрирует репродукции художников­примитивистов XX века и наскальные  рисунки). Что объединяет эти произведения искусства? Можно ли найти в них общее? Ученики. В них можно выделить наивность, они похожи на детские рисунки, какие­то  примитивные, Учитель. А ведь и на самом деле некоторые эти произведения в XX веке называли  примитивными. Что это означает, вы узнаете, познакомившись со словарными статьями из  Интернета. Для этого вам надо войти в поисковую систему Яндекс, раздел — словари,  выбрать 2 источника и составить одно общее определение, что такое примитивизм или  примитивный, и записать это определение к себе в «Информационный листок». (Работа со словарями Интернета) Учитель. Итак, что называют примитивным искусством? Ученики. Намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к  формам так называемого примитивного искусства — первобытного, средневекового,  народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества (БСЭ) Учитель. Почему художники XX века обратились к первобытному искусству, что было в  нем такое, что спустя тысячелетия мы вновь обращаемся к творчеству первых художников  земли? Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Какое же наследие оставили первобытные художники? (демонстрирует слайд) Перед вами первые произведения искусства каменного века — примитивные человеческие  фигуры, преимущественно женские. Особое внимание обращает на себя так называемая  «Первобытная Венера». Похожи ли они на Венеру в нашем понимании, такую, которую мы привыкли видеть в  произведениях греческих мастеров, художников эпохи Возрождения? (на одном слайде  представлена «Первобытная Венера» и рядом живописные и скульптурные шедевры более  поздних времен) Ученики. Нет, потому что Венера — это богиня любви в римской мифологии, стройная,  красивая, высокая, а здесь маленькая, части тела сильно преувеличены. Учитель. Как, по­вашему, зачем первобытные люди преувеличили такие части тела, как  бедра и грудь? Ученики. Может быть, они хотели подчеркнуть другую функцию этой Венеры, не любви, а  просто женщины — матери. Учитель. Возможно, они и правду символизировали плодородие, либо были связаны с  культом женщины­матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по  женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою  прародительницу. Поэтому для первобытных художников самым главным являлись не  грация, не стройность и нега юного женского тела, а животворящая сила родоначальницы. В этих произведениях одновременно присутствует мастерство (в пластике объемов тела) и  примитивность. Попробуйте определить, в чем примитивность «Первобытных Венер»? Ученики: На них нет лица, видимо, первобытным художникам лицо трудно было  нарисовать его или оно вообще их не интересовало. Учитель (демонстрирует следующий слайд). Первые образы наскальной живописи —  росписи в пещере Альтамир (Испания) — были обнаружены в 1875 году. Уникальная  пещера Ляско была открыта 1940 г, ее еще называют «доисторической Сикстинской  капеллой». А здесь вы видите палеолитические изображения из Каповой пещеры,  описанной П. И. Рычковым еще в 1760 г. Что объединяет эти произведения? Ученики. В центре изображения находится животное, они точно прописаны, кроме того,  все росписи цветные. Учитель.  Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней, стремительно живой, Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылен, Упал и, умирая, шевелится И кровь глотает раненый бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком легким, тонкою резьбой. О какой характерной особенности наскальной живописи говорит автор В. Берестов в  стихотворении «Первые рисунки». Ученики. Первобытный человек чаще изображал раненых животных или охоту на него. Учитель. Какой смысл имели изображения раненных животных для первобытного  человека? Ученик. Это имело магический смысл. Ведь если мужчина совершал магический обряд,  поразив изображения, то, согласно примитивной магии, на охоте ему улыбнется удача, и он поразит живого зверя. Учитель. Писатель, журналист Лев Дмитриевич Любимов в книге «История древнего  мира» писал: «Человек изучал на охоте все повадки зверя, своего соперника, и анатомию его, когда свежевал и на части разрывал его тушу. И изучив, запечатлевал, углубляя и  утверждая таким образом свое знание, зафиксировал облик зверя, цепко выхваченного им  из этого огромного, вечно меняющегося калейдоскопа, который представляет собой  видимый мир». Но посмотрите, как зафиксированы животные, обратите внимание на  композицию. (демонстрирует слайд с росписями из пещеры Альтамира) Ученики. Животные расположены кто где, беспорядочно, хаотично. Некоторые мы видим  вверх ногами. Мы не видим четкой композиции. Учитель. Может быть, такие росписи вам что­то напоминают? Ученики. Они напоминают рисунок трехлетнего ребенка, может чуть постарше. Для детей  этого возраста не существует композиции, они рисуют так, как расположен листок, да еще  сами будут крутить им в поисках свободного места. Учитель. Тут действительно возможна аналогия с детским рисунком. Видимо, само  мышление первобытного человека, очень натренированного в одном отношении,  беспомощно и примитивное в другом — в осознании связей. Он пристально вглядывается в  отдельные явления, но не понимает их причинных связей и взаимозависимостей. А если не  понимает, то и не видит. Но посмотрите, каких животных изображает первобытный человек. Ученики. Он изображает только тех, на которых охотится. Наверно, остальных он не мог  нарисовать, так как не видел, а следовательно, не мог представить и нарисовать. Учитель. А теперь подведите самостоятельно итог: особенности искусства эпохи  палеолита, заполнив второй  столбик таблицы «Классификация основных этапов развития  первобытной культуры по материалам труда» и выбрав соответствующий рисунок в  «Информационной карте» (выполнение работы) Учитель. В эпоху мезолита и неолита жизнь первобытного человека заметно  динамизируется, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться обширные  пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Изменения  происходят и в изобразительном искусстве. Какие это изменения, вы узнаете из тех сайтов,  которые вам предложены для рассмотрения в папке «Мезолит». Новшества в первобытной  живописи вы должны зафиксировать в «Информационной карте» (работа с сайтами) Учитель. Мы видим, что содержание искусства в эпоху мезолита становится шире,  разнообразнее. Что появляется в изобразительном искусстве этого времени? Отметим  нововведения, которые вы нашли, в композиции «Сражающиеся лучники». Ученики. Здесь мы видим человека, а именно он занимает первое место в живописи этого  периода. Но люди здесь напоминают знаки: тонкие черные силуэты. Появляется  композиция, в данном случае это многофигурная композиция. Учитель. Это был прогресс, но прогресс противоречивый и двойственный: что­то очень  важное приобреталось, зато что­то утрачивалось — утрачивалась первозданная непосредственность видения, свойственная искусству охотников. Изображения  приобретают условный характер, а правдоподобие отходит на второй план Вспомните, какой вопрос был поставлен в начале урока? Ученики. Почему художники XX века обратились к первобытному искусству. Учитель. Подумайте, пожалуйста, над этим вопросом, зная уже о том, что представляло  собой первобытное искусство, и продолжите фразу, записанную у вас в «Информационной  карте». (выполнение задания) Учитель. Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Еще в начале позапрошлого столетия о первобытном искусстве никто не знал. Примерно с  середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию  научной археологии. В потайных скалистых пещерах были найдены целые «музеи»  первобытной живописи и скульптуры. Они потрясали и до сих пор удивляют не только  своим мастерством, но той наивностью, которая была характерна для первобытного  человека. В нашей сегодняшней теме сочетается древнейший и при этом не до конца познанный пласт культуры, первобытность, и наисовременнейший, позволяющий осуществлять познание  любых эпох и культурных явлений, вплоть до древнейших, Интернет.  Запишите домашнее задание (на выбор): 1. Найти отражение первобытного искусства в современной художественной культуре  (живопись XX века, танец и т. д.) (Использование программы Power Point); 2. Анализ памятника искусства первобытности по плану, предложенному в  информационной карте (список литературы прилагается). Информационная карта урока. Ф. И. ____________________________ 1. Примитивный — это _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Источник: _____________________________________________________________________________ 2. Заполните таблицу «Классификация основных этапов развития первобытной культуры  по материалам орудий труда» Приложение №1 (таблица и иллюстративный ряд) 3. Продолжите фразу. Художники конца XIX — начала XX обращались к искусству первобытного человека  потому, что находили в нем _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________  4. Домашняя работа План анализа памятника первобытности: Характеристика исторического и культурного контекста; Специфика изображения (композиция, структурные особенности, детали, принцип  изображения); Смысл и значение произведения, его культурная функция Список литературы для учителя: Ерохина Т. И. преподавание Мировой художественной культуры в 10—11 классах с  углубленным изучением гуманитарных предметов: Рабочая программа и методические  рекомендации; Вачьянц А.М. «Древний мир. Вариации прекрасного» МХК Москва Айрис Пресс, 2005; Киселева Н.В. «Информационные технологии на уроках МХК» Издательство «Учитель», 2011; Львова Е. П., Фомина Н. Н., Некрасова Л. М., Кабкова Е. П. Мировая художественная  культура. От зарождения до XVII века. (очерки истории). — СПб.: Питер, 2006. http://www.krugosvet.ru http://www.bibliotekar.ru/hist1—1/19.htm http://www.historic.ru/books/item/f00/s00/z00/z0000016/index.shtml Список литературы для учащихся. 1. Данилова Г. И. «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: учеб. для  10 класса. —  М, 2006 2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: Очерки. —  М.: Изд­во «искусство», 1968 3. Любимов Л. Искусство древнего мира: Кн. для чтения. —  М.: Просвещение, 1980 4. Энциклопедия для детей. Т.7. искусство. Ч.1. —  М. «Аванта +», 1998.

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"

Урок МХК "Первые художники Земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017