Урок: Музыка и мы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, МУЗЫКА!.. Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень точно раскрывают сущность этого великого искусства, обладающего удивительной силой. Издавна думали об этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его магическом воздействии на человека множество легенд. Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней Греции ... На горе Парнас, у темно-синего Кастальского родника, окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы - дочери бога-громовержца Зевса и богини памяти Мнемозины. Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один корень? Слово музыка произошло от древнегреческого слова, означающего в переводе искусство муз. Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу. Красота их необыкновенна.
Иконка файла материала 8.docx
Музыка и мы Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, МУЗЫКА!.. Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень  точно раскрывают сущность этого великого искусства,  обладающего удивительной силой. Издавна думали об  этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его  магическом воздействии на человека множество легенд.  Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней  Греции ... На горе Парнас, у темно­синего Кастальского родника,  окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы­ дочери бога­громовержца Зевса и богини памяти  Мнемозины. Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один  корень? Слово музыка произошло от древнегреческого  слова, означающего в переводе искусство муз. Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.  Красота их необыкновенна. Но больше всего они славятся своим пением, которое  доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно  облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередко впереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он  сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественно  гремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает  тогда чудесному хору. Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп,и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает  вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,  не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги  забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.  Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает  зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо  дремлет на жезле Зевса» Изумительной способностью обладают музы! Стоит им  только взглянуть на человека при рождении и возлить на  кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его  становится разумной и прекрасной. Такой человек  владеет даром слова и силой убеждения. Он отличается  особенной мудростью и пользуется большим уважением  народа; такой человек всегда справедлив и защищает  права обиженного. Поистине счастлив тот, кого полюбили музы!Так говорили древние греки. А еще они рассказывали  легенду о древнегреческом певце Орфее. Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном  инструменте ­ кифаре, не только люди слушали его, даже  дикие звери внимали ему с покорностью. Своим  искусством он мог поворачивать вспять горные реки,  передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей  смог музыкой покорить властителей подземного царства  теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику. Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не  может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде  заключена очень важная мысль об огромной силе  воздействия музыки. Действительно, обращенная к  чувствам человека, музыка может вдохновить его на  свершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди  могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы.Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.  Древние греки придавали особенное значение  музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что  человек, которого с детских лет обучали понимать и  любить музыку, никогда не совершит неблаговидного  поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет  честно служить своей родине. Таким же возвышающим, облагораживающим понимал  воздействие музыки на человека великий драматург В.  Шекспир: Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном, грабителем; Души его движенья темны, как ночь  И,  как Эреб, черна его приязнь. Такому человеку не доверяй.Музыка ­ искусство очень древнее. Его корни уходят в то  далекое прошлое, когда человек только начинал  становиться человеком. Он тогда еще даже не умел  разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с  их помощью выражать свои чувства. Проходили века,  даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась  важной частью жизни человека, без которой эту жизнь  просто невозможно себе представить. И в то же время это искусство ­ одно из молодых. Ведь та музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и  которую мы будем изучать на уроках музыки, создана  буквально в последние четыре­пять столетий. Ведь только в XIV ­XV вв. была создана современная  пяти линейная  запись нот. Мы сегодня можем  посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытным  человеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть прекрасные архитектурные творения, созданные многовеков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не  услышим никогда. Итак, музыка ­ это вид искусства. И как у любого  искусства, главная ее цель ­ художественно отображать  окружающую жизнь. Литература делает это при помощи  слов, живопись ­ при помощи красок. Язык музыки ­ это  язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам  человека, искусство музыки способно очень сильно и  глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать  искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по  которым оно живет и изменяется, необходимо также  разбираться в важнейших выразительных средствах  музыки. Без этого трудно научиться ее понимать. Что же это такое ­ выразительные средства музыки? Об  этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте  подведем итог. Ответьте на вопросы:1. Что такое музыка? 2. 3. 4. Какое место она занимает в жизни человека? Как давно появилась музыка? В чём заключается великая сила музыка? Музыка и мы Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, МУЗЫКА!.. Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень  точно раскрывают сущность этого великого искусства,  обладающего удивительной силой. Издавна думали обэтом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его  магическом воздействии на человека множество легенд.  Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней  Греции ... На горе Парнас, у темно­синего Кастальского родника,  окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы   ­ дочери бога­громовержца Зевса и богини памяти  Мнемозины. Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один  корень? Слово музыка произошло от древнегреческого  слова, означающего в переводе искусство муз. Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.  Красота их необыкновенна. Но больше всего они славятся своим пением, которое  доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно  облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередковпереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он  сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественно  гремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает  тогда чудесному хору. Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп, и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает  вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,  не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги  забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.  Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает  зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо  дремлет на жезле Зевса» Изумительной способностью обладают музы! Стоит им  только взглянуть на человека при рождении и возлить на  кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его  становится разумной и прекрасной. Такой человеквладеет даром слова и силой убеждения. Он отличается  особенной мудростью и пользуется большим уважением  народа; такой человек всегда справедлив и защищает  права обиженного. Поистине счастлив тот, кого полюбили музы! Так говорили древние греки. А еще они рассказывали  легенду о древнегреческом певце Орфее. Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном  инструменте ­ кифаре, не только люди слушали его, даже  дикие звери внимали ему с покорностью. Своим  искусством он мог поворачивать вспять горные реки,  передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей  смог музыкой покорить властителей подземного царства  теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику. Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не  может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде  заключена очень важная мысль об огромной силевоздействия музыки. Действительно, обращенная к  чувствам человека, музыка может вдохновить его на  свершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди  могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы. Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.  Древние греки придавали особенное значение  музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что  человек, которого с детских лет обучали понимать и  любить музыку, никогда не совершит неблаговидного  поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет  честно служить своей родине. Таким же возвышающим, облагораживающим понимал  воздействие музыки на человека великий драматург В.  Шекспир: Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном, грабителем;Души его движенья темны, как ночь  И,  как Эреб, черна его приязнь. Такому человеку не доверяй. Музыка ­ искусство очень древнее. Его корни уходят в то  далекое прошлое, когда человек только начинал  становиться человеком. Он тогда еще даже не умел  разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с  их помощью выражать свои чувства. Проходили века,  даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась  важной частью жизни человека, без которой эту жизнь  просто невозможно себе представить. И в то же время это искусство ­ одно из молодых. Ведь та музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и  которую мы будем изучать на уроках музыки, создана  буквально в последние четыре­пять столетий. Ведь только в XIV ­XV вв. была создана современная  пяти линейная  запись нот. Мы сегодня можемпосмотреть наскальные рисунки, созданные первобытным  человеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть прекрасные архитектурные творения, созданные много  веков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не  услышим никогда. Итак, музыка ­ это вид искусства. И как у любого  искусства, главная ее цель ­ художественно отображать  окружающую жизнь. Литература делает это при помощи  слов, живопись ­ при помощи красок. Язык музыки ­ это  язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам  человека, искусство музыки способно очень сильно и  глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать  искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по  которым оно живет и изменяется, необходимо также  разбираться в важнейших выразительных средствах  музыки. Без этого трудно научиться ее понимать.Что же это такое ­ выразительные средства музыки? Об  этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте  подведем итог. Ответьте на вопросы: 1. Что такое музыка? 2. 3. 4. Какое место она занимает в жизни человека? Как давно появилась музыка? В чём заключается великая сила музыка? О чём рассказывает музыкальный ритм Несмотря на упорядоченность музыкального ритма,  именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает неповторимый облик  музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактовузнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать  торжественную поступь марша и величавую  приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без  труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров  ­ симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы  говорят, что характерные ритмы порой можно услышать  даже в звуках окружающего мира. Вальс Так, И. Штраус ­ «король вальса» утверждал, что первые  такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса»  он уловил в перестуке колёс кареты и только потом  записал.  Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов  Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам  картины сельской местности, звуки и дыхание леса.  Звучание цитры переносит нас из элегантных салоновВены в очарование деревенской природы. Музыка этого  вальса словно погружает нас в природу, и мы  растворяемся в её чудесных звуках. Из всех красок,  которыми расцвечивает вальс Штраус, с изысканной  простотой он использует звучание цитры. Совсем краткое её появление в конце этого произведения добавляет в  общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой  грусти. Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса,  многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой ­ так естественно вырастают их ритмы и мелодии из  атмосферы, духа, культурных традиций своей страны. «Раз­два­три, раз­два­три», ­ приговаривают танцующие  под эту музыку и постепенно перестают сбиваться и  спотыкаться. ­ Этот танец одному не станцевать – он парный – нужен  партнёр.«Немецкая песенка» считает себя как бы учительницей  вальса. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как  танцующие притопывают своими деревянными  башмаками, как подпрыгивают и кружатся. «Раз­два­три, раз­два­три», ­ так танцевали когда­то  жители небольших австрийских городков и деревень. По вечерам они собирались после работы на лужайке и  плясали, бойко притопывая. Весело играла нехитрую  музыку скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка  подбрасывали их в танце. И так дошёл этот танец до  самого главного города Австрии, её столицы – Вены. А  жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали  они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и  просто на улицах города. Когда деревенский танец «Раз­два­три» пришёл в Вену,  жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: «Ландль», что означало«провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец!  Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те  дружно вскрикивают; попробуй, спляши такой танец на  гладком паркете – тотчас шлёпнешься. Разве что и в  шутку попробовать. Конечно, не так лихо… Тише, тише!.. Не надо так прыгать!.. Движения помягче, плавнее…  А  он ничего, этот «лендлер», этот «провинциал». И танец  лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных  залов. Только он сменил маску и превратился в танец,  который стали называть вальсом. Но откуда взялось это название? Может оно «благороднее предыдущего? Ничуть. Есть такое приспособление –  вальцы, между которыми плющат и прокатывают  металлические пластинки. Эти два валика всё время  крутятся и втягивают своим вращением металлическую  ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыкатанца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен» ­  «крутящийся», «вращающийся». Но по­настоящему вальс стал знаменитым, когда на него  обратили внимание талантливые композиторы.  Ведь  танец – это не только изящные движения, танец – это  зажигательная музыка, под которую хочется танцевать. Слушание: И. Штраус. «Сказки Венского леса». Штраус создал жанр большого концертного оркестрового  вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в  фортепианную миниатюру, предназначенную для  домашнего музицирования или исполнения в небольших  салонах. Такие салонные вальсы есть у современника  Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть  позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана и Фридерика Шопена.  Вальсы Шопена (их 18) ­ это лирические миниатюры,  рассказывающие о переживаниях человеческой души.Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей  своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году,  когда юному автору было семнадцать лет, а три  последних вальса созданы в 1847 году, за два года до  смерти композитора. Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего,  виртуозного характера, а есть тихие, напевные  лирические миниатюры.  В одном из последних вальсов,  знаменитом вальсе до­диез минор, соединились и  блестяще­виртуозные, и лирические черты шопеновских  вальсов. В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы.  Мягкая, грациозная тема, плавная и лёгкая, открывает  вальс. Её сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая  мелодия. Третья ­ напевная, медленная тема – рождает  ощущение размышлений. Слушание: Ф. Шопен. Вальс До­диез минор.В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма  вальса? Прежде всего, в его музыкальном размере ­ 3/4. В  этом размере написаны все вальсы мира, не только  венские, но и французские, русские, немецкие ...  Равномерное чередование одной сильной и двух слабых  долей такта сразу же навевает образ плавного кружения,  изящного и лёгкого бального танца. Так же как многообразны музыкальные ритмы,  многообразны и музыкальные размеры. Например, размер  3/4, только что названный основным признаком вальса, в  той же мере является обязательным и для мазурки, и для  полонеза, и для болеро! Однако почему­то, несмотря на  общность размера, эти жанры очень трудно спутать друг с другом. Вопросы и задания: 1. От каких танцев произошёл вальс?2. 3. Для какого инструмента писал вальсы Шопен? Какие вальсы есть у Шопена, что они выражают? Мазурка Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой  огромной популярности, как у вальса. Но были и другие  распространённые танцы, оставившие в музыкальном  языке свои «знаки». Мазурка – польский народный танец, танец очень живой,  требующий от танцоров большой ловкости и изящества.  Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает на  третью, последнюю долю такта. Со временем мазурка  стала одним из любимых танцев в среде польской  аристократии. Здесь она приобрела черты бравурности и  блеска.Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера. Шопен расширил выразительные возможности мазурки,  объединив в ней характерные черты трёх старинных  народных танцев: мазур, куявяк и оберек,  распространённых в различных областях Польши. Мазурки Ф. Шопена рассчитаны на концертное  исполнение. Эти произведения очень разнообразны по  характеру. Многие из них напоминают весёлые  деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в  характере блестящих бальных танцев. Особую группу  составляют лирические мазурки, в которых композитор  передаёт настроения, навеянные разлукой с родиной. В  них как бы раскрывается душа польского народа, его  думы и чаяния, быт, нравы, чувства и стремления.  Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в  мазурках Шопена очень искренно и правдиво.В годы учения в Варшавской консерватории Ф. Шопен  часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних  каникулах. Эти имения находились в самой глубине  Польши, где ещё живы были традиции крестьянских  праздников с народными танцами. Ф. Шопен любил  посещать эти деревенские праздники и даже пытался  подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе.  Польские деревенские оркестры состояли обычно из  одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и  ударных инструментов. Ф. Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни ­  58  мазурок. Но это не танцы. Это наблюдения, переживания  композитора, «странички» его «лирического дневника».  Все мазурки Ф. Шопена написаны для фортепиано.  Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для  каждой мазурки композитор находит свои неповторимые  черты.Среди мазурок Ф. Шопена мы встречаем и блестящие  бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные  нежные мелодии ­ настоящие миниатюрные поэмы. Примером блестящей бальной мазурки является Мазурка  си бемоль мажор. В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая,  стремительная тема с чётким ритмом. Слушание: Ф. Шопен. Мазурка Си бемоль мажор. У М. Глинки тоже есть несколько мазурок. Очень  необычна его Мазурка ля минор. Это очень нежная,  лирическая миниатюра. Не танец, а настроение. Слушание: М. Глинка. Мазурка ля минор. Вопросы и задания: 1. От каких народных танцев произошла бальная  мазурка?2. Сколько мазурок написал Шопен? Для какого  инструмента? Каким другим инструментам он подражает в некоторых мазурках? Где он слышал эти инструменты? Полонез  Ритм полонеза ­ ещё одна разновидность трёхдольного  размера. Полонез представляет собой торжественный  бальный танец­шествие, поэтому в его трёхдольности  слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная  поступь придворных дам и их кавалеров ­ полузабытая  картина давно ушедших времён. Полонез ­ самый древний из польских танцев. В старину  его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово  «полонез» французское и в переводе означает  «польский». В давние времена он представлял собой  праздничное церемониальное шествие рыцарей и его  танцевали только мужчины. Со временем в этом парадномшествии стали принимать участие все гости. Им  открывали придворные балы. Длинной вереницей  шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в  конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.  Кроме придворного существовал и крестьянский полонез  ­ более спокойный и плавный. В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру  полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные,  похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется  Полонез ля мажор (ор. 40 №1). Это торжественное  сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же, как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них  танцевали. Это яркие концертные пьесы. Главная тема полонеза ­ величественная, ликующе­ победная. Слушание: Ф. Шопен. Полонез ля мажор.В годы Великой Отечественной войны, когда наши воины  освобождали Варшаву, одним из первых было отбито у  фашистов здание радиоцентра. И тогда на весь город по  радио стали исполнять этот величественный полонез  Шопена. Под эту музыку шёл бой за столицу родины,  подарившей миру великого гения – Фридерика Шопена. В XIX веке полонез всё чаще появляется как  инструментальная миниатюра, не предназначенная для  танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал  польский дипломат и композитор­любитель, ученик  Козловского, Михал Клеофас Огиньский. Его ля­ минорный лирический Полонез для фортепиано получил  мировую известность. Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о  полонезе». В напевной, выразительной грустной мелодии  первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза,  лишь характерная ритмическая фигурка во втором тактенапоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия  удивительна по широте дыхания, необыкновенной  напевности. Слушание: М. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной». Великолепные образцы блестящих бальных полонезов  созданы русскими композиторами в операх. Во втором  действии оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)  Глинка изображает бал во дворце воинственного  польского короля Сигизмунда. Открывается бал  полонезом, в котором композитор использует  характерные ритмические фигуры. Этими фигурами и  фанфарной интонацией вступления он подчёркивает  сходство полонеза с маршем. Вопросы и задания: 1. Расскажите о происхождении полонеза, его характере  и ритмических особенностях.2. У каких композиторов XVIII века есть полонезы? 3. Какие полонезы писал Огиньский? В чём особенность  его полонеза ля минор? 4. 5. Какой композитор достиг в жанре полонеза  наивысших достижений? Что представляют собой его  полонезы? В какой опере русского композитора встречается  полонез? Назовите автора этой оперы. Болеро Большой популярностью в Испании пользуется танец ­  болеро. Это слово произошло от испанского voler­ летать. Он более спокоен, с ритмом, напоминающим полонез. Его  танцуют в сопровождении гитары и кастаньет, но часто и  с пением. Русские композиторы Глинка, Даргомыжский,  Кюи, Чайковский писали романсы в ритме болеро. Ноособо известно «Болеро» для оркестра французского  композитора М. Равеля. М. Равель с огромной яркостью воплотил традиции  музыки болеро в своём произведении. Тонкое, глубинное  постижение национального духа этого испанского танца  было столь поразительным, что имя Равеля ­  французского композитора первой половины ХХ века ­ до сих пор связывается с Испанией. Так, Н. Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение  «Болеро» замечательному творению французского  мастера, намеренно называет Равеля «испанцем», и это  звучит как высшая награда: Итак, Равель, танцуем болеро! Для тех, кто музыку не сменит на перо, Есть в этом мире праздник изначальный ­ Напев волынки, скудный и печальный, И эта пляска медленных крестьян ...Испания! Я вновь тобою пьян!.. Но жив народ, и песнь его жива. Танцуй, Равель, свой исполинский танец, Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О болеро, священный танец боя! «Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого  предстаёт как музыкант, сумевший, подобно истинному  испанцу, войти в изначальную стихию испанских  народных ритмов, плениться их завораживающей  красотой и поднять скромный крестьянский танец на  пьедестал общечеловеческого восхищения. «Болеро» состоит из трёх элементов остинатного ритма,  неизменно повторяющейся мелодии и большого  оркестрового крещендо – постепенного нарастания  звучности путём включения всё новых инструментов.Первое, что мы слышим в начальных тактах, ­ это  ритмическая фигура танца, исполняемая барабаном при  лёгкой поддержке пиццикато струнных. Затем  солирующая флейта вступает с прихотливо извивающейся мелодией. И до самого конца пьесы и ритмическая  фигура, и мелодия переходят от инструмента к  инструменту, по мере того, как объём и плотность  звучания неуклонно нарастает. В конце играет уже весь  огромный, мощный оркестр, а повторение музыки создаёт  поистине завораживающий, гипнотический эффект.  Мелодия достигает кульминации, раскрываясь в ярком  финале. Слушание: М. Равель. «Болеро». Вопросы и задания: 1. В какой стране родился танец болеро?2. Почему Н. Заболоцкий в своём стихотворении  «Болеро» называет Равеля ­ французского композитора ­  «испанцем»? 3. 4. Расскажите о происхождении «Болеро», его  характере и ритмических особенностях. Какое произведение Мусоргского Равель  оркестровал?Искусство ­ память человечества Содержание: 1. Возвращение к темам, сюжетам и образам в  произведениях искусства разных времён. 2. Легенда о Лете и Мнемозине. 3. Ощущение времени в произведениях искусства (на  примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла  «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры. 4.Художественный материал: 1. Живопись и архитектура: Рафаэль. Парнас. Аполлон  и музы. Фрагмент «Группа муз»; 2. Храм Афины Афеи на Эгине; 3. Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж; 4. Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр­Дам­дю­О. Роншан. Музыка: 1. М. Мусоргский. «Старый замок». Из фортепианного  цикла «Картинки с выставки» (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать значение искусства в жизни современного  человека. 2. Рассуждать о специфике воплощения духовного  опыта человека в искусстве (с учётом критериев,  представленных в учебнике).3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 4. Анализировать приёмы развития одного образа в  музыкальном произведении. Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься ­  сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего  человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего,  изжившего себя. По­прежнему, как и в старые времена, поёт в  произведениях композиторов волшебная лира Орфея,  происходят сказочные чудеса, вновь и вновь  возрождаются древние молитвы. Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь  царствует вечность. И примечательно, что на заре  цивилизации, в античной Греции, фантазия людей  поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню  памяти.Существует даже такое предание: вблизи пещеры  Трофония (предсказателя человеческих судеб)  находились два источника, имеющие названия Лета и  Мнемозина. Испивший из первого источника забывал  свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал  всё, что видел и слышал. Лета и Мнемозина – также имена греческих богинь:  богиня забвения Лета, уносит воспоминания о земном и  преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку  великую созидательную силу – увековечить каждое  мгновение жизни. Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз,  покровительствующих искусствам, передав им в  наследство самую поразительную способность,  отличающую искусства и поныне. Это способность  наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и  лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и  обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар  сердца какого­нибудь неведомого нам средневекового  рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам  искусством. Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли  страсти, но неповторимое ощущение времени, в котором  нам не довелось жить, но которое мы помним самой  главной памятью, данной человеку, – памятью души. Послушайте пьесу «Старый замок» М. Мусоргского из  известного вам цикла «Картинки с выставки». Образ средневековой старины дан как воспоминание об  ушедшем мире, над которым уже не властно время.  Состояние вневременности, вечности передано в музыке с особой статичностью всех её выразительных средств:однообразием ритма, органным пунктом – выдержанной  нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы,  несколько отстранённой, уже словно бы внеземной  мелодией, звучащей как печальная песня трубадура. Однако эта музыка, явившаяся к нам подобно призраку,  как будто из другого мира, вызывает у слушателя живое  сожаление об ушедших временах с их рыцарями и  прекрасными дамами, величественными замками и  чудесными песнями. И именно в сегодняшнем, тёплом  эмоциональном переживании заключено главное  доказательство того, что искусство несёт в себе не  механическую память, а именно душу времени.  Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь  и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они  обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к  современности.Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают  исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в  себе память ушедших веков, создают музыкальные  коллективы, возрождающие исполнение забытых  духовных песнопений, когда­то составлявших  неотъемлемую часть жизни русского человека.  Композиторы все чаще обращаются к древним пластам  культуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие  много веков назад. Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это  разговор равных: ведь в искусстве, в отличие от других  видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала  свои образцы непревзойдённой силы и величия: и  блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью  СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное  ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и  мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и уМУЗЫКИ ХХI ВЕКА, ещё пока не имеющей  собственного названия, кроме ­ СОВРЕМЕННОСТЬ. Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся  музыка ­ и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в  предшествующие века. Чем больше «миров» открыл для себя человек в  искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый  её миг, если он озарён светом любви и восхищения всех  воспевших его в своих стихах и своих песнях. Вопросы и задания: 1. Каким предстаёт старый замок в пьесе М.  Мусоргского? Какие средства музыкальной  выразительности участвуют в создании музыкального  образа?2. Можно ли сказать, что прошедшие столетия живут в  памяти людей? 3. Назовите главнейшие культурные эпохи. Искусство и фантазия Содержание: 1. Реальность и фантазия в жизни человека.2. Претворение творческого воображения в  произведениях искусства (на примере «Вальса­фантазии» М. Глинки). Музыкальный материал: 1. М. Глинка. «Вальс­фантазия». Фрагмент (слушание); 2. М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по  желанию учителя). 3. Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Школьный корабль»  (пение); 4. А. Рыбников, стихи И. Кохановского. «Ты мне  веришь?» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека. 2. Осознавать интонационно­образные, жанровые основы музыки как вида искусства.3. Исследовать многообразие жанровых воплощений  музыкальных произведений. В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения.  Один составляют внешние события. Например, мы знаем,  в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у  него привычки и т. д. Другой составляет сокровенные мысли, глубинные  переживания, духовные искания человека. Нередко  именно в нём сосредоточено главное содержание  человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко  одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его  склонности, вкусы, привязанности. Однако его  внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во  взгляде, улыбке, интонациях голоса. Мы говорим: «этот человек духовно богат», когда его  слова и поступки убеждают нас в существовании особоговнутреннего мира, окрашивающего внешние проявления  искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем  чью­то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что  человек живёт исключительно материальными,  практическими интересами. Музыкальные произведения в какой­то мере похожи на  людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер:  порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные  люди любят разную музыку: одни  слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются  нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной. Послушайте, например, музыку М. Глинки. В «Вальсе­фантазии» мастерски сочетаются два начала,  выраженные в названии произведения. С одной стороны, это вальс – плавный, кружащийся танец с трёхдольным ритмом. Известно, что вальсы могут бытьразными – весёлыми и торжественными, грустными и  трепетными. С другой стороны, в этом произведении Глинка  воплощает нежное, полётное вращение, уносящее наше  воображение в прекрасный мир фантазии. Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института  Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн,  которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Глинка серьёзно увлёкся ею. Слушание: М. Глинка. Романс «Я помню чудное  мгновенье» (по желанию учителя). Екатерине он посвятил романс, написанный на  пушкинские стихи, посвящённые её матери, и тогда же  стал работать над фортепианным «Вальсом­фантазией» ­  своего рода поэмой вальса, вдохновлённым образомЕкатерины Ермолаевны, словно рисующим её в  обстановке бала. Любовь Глинки была взаимной, однако роман скоро  кончился: оба были несвободны, к тому же Екатерина  Ермолаевна скоро уехала по совету врачей на Кавказ. В  1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча её с  Глинкой уже не имела для него прежнего значения.  Вскоре он через общую знакомую вернул ей её письма, а  затем без сожалений уехал за границу. Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется  подъёмом творческой деятельности Глинки. «Вальс­ фантазия» ­ одна из вершин этого периода, настоящая  жемчужина русской музыкальной классики. В музыке «Вальса­фантазии» отразилась вся поэзия этого  чувства, принёсшего Глинке много и радостных, и  горьких переживаний.В «Вальсе­фантазии» Глинка обращается к жанру  танцевальной музыки, который был наиболее популярен в  то время. Однако из небольшой пьесы прикладного  назначения композитор делает развёрнутую  симфоническую поэму, вобравшую в себя богатейшую  гамму человеческих чувств. Это произведение Глинки  явилось тем зерном, из которого в будущем вырастет  русская лирико­психологическая симфоническая музыка. Первое впечатление от знакомства с «Вальсом­ фантазией» ­ чувство удивительного очарования,  изысканности и нежности. Основная тема вальса  проникнута задумчиво­печальным настроением. С ней  чередуются мотивы, передающие другие оттенки чувства  ­ то элегически­грустные, то драматически­ взволнованные, то пленительно изящные. Так дивно недопеть, Недотянуть смычка,Иль недокрасить кистью, засыпая, Лишь гений смог уметь, И вальсом в облака, Волшебные мелодии взлетают... Н. Губин Слушание: М. Глинка. «Вальс­фантазия». Искусство будит фантазию, навевает образы дальних  стран, в которых, может быть, человеку никогда не  суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с  которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт,  который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство  рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это  знали поэты всех времён, наделявшие фантазию  волшебными крыльями, уносящими человека в царство  невиданных чудес. Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют  постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но илюдей других романтических профессий – лётчиков,  геологов, путешественников. В один ненастный день, в тоске нечеловечьей, Не вынеся тягот, под скрежет якорей, Мы всходим на корабль – и происходит встреча Безмерности мечты с предельностью морей. Эти строки из стихотворения французского поэта Ш.  Бодлера «Плаванье». Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с  предельностью морей» обозначает такие горизонты  человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря –  эти извечные символы необозримого пространства –  кажутся предельными, узкими и тесными. Что же такое фантазия? Почему иногда её называют высшей реальностью, душой  всего существующего?Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии  невозможно ничего создать: от самой простой вещи до  произведения искусства. Многие поэты, художники и композиторы – люди,  живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление  тем, что ничего не понимали в повседневной  действительности. В то же время они потрясали всех  своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души. «Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека», ­ говорил Сергей Рахманинов, и в этих словах  слышна вся мыслимая одержимость искусством, на  которую способен большой художник. Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном  переплетении реальности и творческого воображения,  переплетении, рождающем совершенно новый, особенный  мир его произведений. И, как ни удивительно, этипроизведения учат нас глубже понимать именно живую  жизнь. Вопросы и задания: 1. Вспомните, известные вам произведения различных  видов искусства, где одновременно сочетаются и  реальность, и фантазия. 2. Почему в стихотворении Ш. Бодлера «Плаванье» поэт сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью  морей» в пользу мечты? 3. Подумайте, о каких «тяготах», «тоске» и «ненастье»  говорил Бодлер в своём стихотворении. 4. Почему, по­вашему, М. Глинка воплотил фантазию в  жанре вальса? Может быть, для этого лучше было  использовать другой жанр (например, марш)?5. Как вы считаете, относится Симфония № 3 И. Брамса к такой музыке, которая пробуждает фантазию? Какие  образы она вызывает в вас? Наш вечный спутник Содержание: 1. Мир музыки, сопровождающий человека на  протяжении всей его жизни. 2. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).Музыкальный материал: 1. И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент  (слушание). 2. Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль  (пение). 3. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на  человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции  красоты и правды. Тут целый мир, живой, разнообразный, Волшебных звуков и волшебных снов, – О, этот мир, так молодо­прекрасный,Он стоит тысячи миров. Ф. Тютчев «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в  котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик.  Музыка образует целый мир человеческой жизни. Этот  мир рождается вместе с человеком, растёт, оказывает  влияние на его характер, поступки и облик. Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и  мамы, песни, которыми встречает и провожает нас  школа. Каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь  своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или  встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, и  бывает волшебной, таинственной, как бы  приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые  так хочется верить. Поначалу может казаться, что мы растём ­ и старая  музыка уходит, отступает, на смену ей приходит совсемдругая, подобно тому как выбрасываются старые  ненужные вещи, из которых мы вырастаем. И лишь с  течением времени человек начинает понимать, что музыка никуда не уходит, что она всегда с ним ­ и та, совсем  далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью,  помогала взрослеть, любить и думать. Почему так происходит? Почему мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением  времени становится нам тесен и узок? Почему этого никогда не случается с любимой нами  музыкой, которая, как и всё, что мы ценим по­ настоящему, остаётся с нами всю нашу жизнь? Не потому ли, что во всём, что нам дорого, мы оставляем  частицу собственной души? Она и в памяти первых лет,  овеянных любовью близких друзей, и в детском  восхищении чудесной мелодией, когда­то открывшейневиданные миры музыкальной фантазии, и в живых  воспоминаниях о первых радостях и надеждах. Иоганнес Брамс известен как серьёзный глубокий  композитор, писавший симфонии и концерты, хоровые  и камерные произведения. Но его музыка всегда была  наполнена романтикой, любовью к народным песням,  венгерскому фольклору. Нелёгкая судьба сделала из Брамса одинокого,  разочаровавшегося в жизни человека, но его музыка  всегда была наполнена светом, покоем и теплом. Послушайте небольшой фрагмент из Симфонии № 3 (III  часть) немецкого композитора Иоганнеса Брамса  (слушание). Эту музыку трудно описывать словами: в ней нет  литературной программы, нет изобразительности. Зато с  уверенностью можно сказать: как сильно онавоздействует на нас своим благородным звучанием,  проникновенной мелодией, пробуждая в душе светлые и  возвышенные чувства. Вопросы и задания: 1. Какие песни, какая музыка запомнились и полюбились вам с детства? Кто их пел? 2. 3. Какая музыка больше всего нравится вам сейчас? Как  вы думаете, вы скоро её забудете или запомните  надолго? Есть ли у вас любимые старые игрушки или какие­ нибудь другие вещи, которые вы не хотите выбросить?  Задумайтесь и ответьте себе: почему? Постарайтесь  вспомнить какие­нибудь случаи, связанные с ними  (запиши воспоминания в Дневник).Музыка души Содержание: 1. Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. 2. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия  музыки на человека. Художественный материал: 1. Поэзия: Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка  души...» 2. Живопись: И. Левитан. Вечер. Золотой плёс; Г.  Сорока. Вид на плотину и др.Музыкальный материал: 1. нежный зверь» (слушание). Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и  2. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Цветные сны»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека (на личном примере). 2. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на  человека. «Сокровища музыки неисчерпаемы, и также  неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые  вам прежде силы». Д. Д. Шостакович«Музыка предназначена для духовного  совершенствования человека. И в этом её основная миссия». Г. В. Свиридов Музыка звучит повсюду: с экрана телевизора и монитора  компьютера, на концертной эстраде и в музыкальном  театре, в школе и дома. У вас, наверное, есть любимые  музыкальные произведения. Среди них и модные песни  отечественной и зарубежной эстрады, и музыка из  кинофильмов, мюзиклов, и произведений классической и  народной музыки. Популярная эстрадная музыка часто служит для  развлечения, отдыха или звучит как фон в нашей  повседневной жизни. Она как бы сама идёт к нам. Классическая музыка звучит намного реже. К этой  музыке надо идти самому. И если вы узнаете её лучше, то,наверное, полюбите и вам захочется встретиться с ней  ещё и ещё раз. Классическая музыка откроет вам самих себя,  всколыхнёт в вас такие чувства, о которых вы, может  быть, и не подозревали. Она даст работу вашему сердцу и  уму. А это, поверьте, немало! Так в чём же сила музыки? Тысячи лет существует  музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова  пытаются ответить на этот вопрос. Почему музыка  волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже  растения? И почему именно с музыкой связывает человек  свои представления о прекрасном? Желая выразить высшую прелесть мира, говорят: «музыка природы», «музыка души» ... Есть внутренняя музыка души… Она как память о полузабытом,Она как дальний шум. Не заглуши Её с годами буднями и бытом! Она таится в глубине, светя Порой в случайном слове, в слабом жесте. Её имеют многие. Дитя Лишь обладает ею в совершенстве. В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души»  предстаёт как особый внутренний свет, чистый и  незамутнённый, как драгоценный талант, который  надлежит беречь от разрушающей монотонной  повседневности. Описание картины Г. Сорока. Рыбаки. Вид в  Спасском На картине изображено конкретное время суток: закатное солнце своим розовым светом объединяет цветовую  гамму полотна, вечернее настроение умиротворённогопокоя разлито в природе. И всё же изображённое  существует словно вне зависимости от естественной  текучести временного потока. Это некая устойчивая  форма жизни природы, извлечённая художником из самых её глубин, выражение одухотворённой и одухотворяющей  красоты и согласной слитности человеческого и  природного миров. Задумайтесь: может быть, в том, что музыку мы носим  прежде всего в себе, и заключается секрет нашей  отзывчивости на музыкальные звучания? Всё, что нам  приходится делать – ходить по улицам, общаться с  людьми, учить уроки – всё непременно окрашивается  нашим эмоциональным отношением к окружающему  миру. Рассветы и закаты, времена года, встречи и  расставания; даже простые будничные вещи могут  вызвать самые разнообразные чувства, которые подчас и  выразить невозможно.В самом деле, как объяснить, почему что­то мы любим и  принимаем, а что­то отвергаем? Вот одна из загадок  человеческой жизни – и одновременно одно из  доказательств того, что не всё в этой жизни подчинено не  только рассудку, не всё предполагает однозначный и  ясный ответ. Описание картины И. Левитан. Вечер. Золотой плёс Этот холст ­ новый шаг Левитана в постижении пейзажа  Родины. Озарённость, сложное освещение полотна  придают картине какую­то сказочную свежесть и  очарование. Будто в золотом мареве купаются небо, вода и берега  Волги, чуть­чуть тронутые сизым вечерним туманом,  который стелется на берегу, покрывая всё холодной  дымкой вуали. Как всякий вечер, картина навевает грусть. И эта скрытая борьба ликующих тёплых тонов уходящегодня, радостных и звучных, невольно подчёркивается  пепельностью наступающих летних сумерек, тронувших  косогор, колокольню и домик. Городок притих. Вся картина наполнена удивительной музыкой молчания,  так много рассказывающей нашему сердцу. Чистота,  какая­то девственность, нетронутость, лирика длящегося  секунды мига, остановленного навсегда Левитаном,  делают эту картину значительной в истории русского  искусства, предваряющей многие творения следующего  века. Главное, что отличает этот пейзаж, ­ то, что художник  приемлет всю эту напряжённую интимность.  Полотно  пронизано острым чувством очарования живописца,  влюбившегося в этот мотив.  Он создавал его сложно,  собирая по крупицам впечатления от многих вечеров.   Картина создана мастером, как бы ставшим на мгновение  птицей и взлетевшим над землёй.Есть в мире и такие явления, которые не выразишь  словами, не изобразишь. Их стихия – музыка с её  текучестью, переменчивостью, игрой красок и состояний,  музыка то бурная, то созерцательная. Не случайно  говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях. Романтический вальс из фильма мелодрамы «Мой  ласковый и нежный зверь» композитор Евгений Дога  написал в подмосковной усадьбе Валуево, импровизируя  на фортепиано, за одну летнюю ночь. Услышавшая и  станцевавшая его первой исполнительница главной роли  Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке,  подумала, что звучит ранее неизвестная классика из  далёкого прошлого, ­ и была ошеломлена, узнав, что  произведение оригинальное, только что сочинённое. Позже, режиссёр фильма Эмиль Лотяну признался, что  тот вальс на озере ­ живой нерв фильма «Мой ласковый инежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из  грёз и былей, порывов и предчувствий...». Музыка без  слов написала чью­то драму души. Она расширила  пространство драмы, протянула куда­то за экранное  изображение линию судьбы героев. Вальс... Нежный, как любовь, заливающая весь мир, с едва уловимым оттенком щемящей грусти, лёгкий, как  поцелуй весеннего ветра, сверкающий, как чистый горный поток в лучах солнца, в водной пыли которого искрится  радуга. Торжественный, неуклонно возрастающий по накалу, и в  то же время волнительный, полный тревожных  предчувствий вальс сильно добавил картине  эмоциональной выразительности, способствовал  необыкновенной популярности мелодрамы. Вальс из  фильма востребован на массовых театрализованных  постановках, музыкально иллюстрировал открытие