Содержание:
1. Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы).
2. Преобразующее воздействие музыки (на примере оды древнегреческого поэта Пиндара).
3. Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.
Музыкальный материал:
1. Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание);
2. Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой «Спасём наш мир» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Рассказывать о влиянии музыки на человека.
2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
5. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).
Музыка объединяет людей
Содержание:
1. Созидательная сила музыки (на примере мифа о
строительстве города Фивы).
2. Преобразующее воздействие музыки (на примере оды
древнегреческого поэта Пиндара).
3. Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л.
Бетховена.
Музыкальный материал:
1. Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент
(слушание);
2.
Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой «Спасём наш мир»
(пение).
Характеристика видов деятельности:1.
2.
Рассказывать о влиянии музыки на человека.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека.
3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты
и правды.
4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
5. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и
стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).
Чтото в музыке…
Первородное, первозданное,
Богатырское и былинное,
Чтото смелое и решительное,
И прямое, как высота,
Чтото самое значительное –
Человечность и доброта.
В. БоковСила музыки, о которой мы говорили на прошлом уроке,
далеко не всегда разрушительна. Гораздо чаще она
направлена на созидание.
Настоящая музыка окрыляет; человек, переживающий её,
становится сильнее и даже как будто выше самого себя. По
этому поводу Л. Толстой сказал так: «Она переносит меня в
какоето другое, не своё положение; мне под влиянием
музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не
чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то,
чего не могу».
Не случайно повествований о созидательной (созидательный
– создающий чтонибудь) силе музыки гораздо больше, чем о
разрушительной. Мифический герой Амфион одной своей
игрой на лире заставлял камни складываться в стены,
которые стали стенами древнего города Фивы.Волшебное действие музыки, способной укрощать все
грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде
древнегреческого поэта Пиндара.
«Золотая лира, совместное достояние Аполлона и тёмно
кудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества;
твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной
рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же
погашаешь губительную молнию вечного огня. На 3евсовом
скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная
птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову черным
облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая его вежды
(веки). Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте
плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес,
далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью:
вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств».Волшебные инструменты, заставляющие подчиниться звукам
музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями»
многих сказок различных народов мира. О состязаниях
певцов слагаются легенды.
Сюжет основан на древнегреческом мифе. Царь Фригии
Мидас был судьёй на музыкальном состязании бога
Аполлона и Пана (в ином варианте Марсия). В ходе
состязания Аполлон прибег к нечестному приёму он
перевернул свою лиру и играл на ней в таком непривычном
положении. Пан попытался сделать то же самое со
своей флейтой и не смог извлечь ни одного звука. В
результате победителем оказался Аполлон. Царь Мидас
опрометчиво присудил, учитывая малопривлекательный
поступок Аполлона, первенство Пану, за что Аполлон
наделил Мидаса ослиными ушами, которые тот был
вынужден всю жизнь прятать под фригийским колпаком
(отсюда выражение: «ослиные уши Мидаса»).Из всего этого множества вымышленных и правдивых
историй мы видим, что в восприятии людей музыка
предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая
убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас
и поддерживает, украшает нашу жизнь.
Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей
для общих дел и для радостей, для укрепления духа,
способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её
воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как
когдато потерпели поражение сладкоголосые сирены,
погибшие только оттого, что музыка Орфея оказалась более
могущественной, чем их собственная.
Это противостояние светлых и темных сил вечно, подобно
вечности самого искусства. И когда мы слушаем
мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или
концерты Рахманинова, то находим там ту же вечнуюпроблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как они
появились в этом мире.
Какой ответ даёт нам музыка?
Слушая её великие произведения, в какие бы глубины
печали, скорби и борьбы они нас ни погружали, мы всегда
чувствуем главную направленность её устремления: только
ввысь, только к свету.
И вот из самой бездны скорби
Бетховен задумал восславить Радость.
Р. Роллан
Послушайте грандиозный финал последней, девятой
симфонии Бетховена – величайшее произведение
композитора, известное и любимое во всём мире.
Это величайший итог духовного восхождения, воздвижение
величественного музыкального храма, в котором идея
человечества и человечности достигла поистинеграндиозного масштаба. Не случайно в финале симфонии
звучат голоса солиста, ансамбля и хора, сообщающие
гениально простой «теме радости» силу и мощь людского
единения.
История мировой музыки знает немало великих
композиторов, творчество которых пережило века, но лишь
одного Бетховена люди назвали ТИТАНОМ. Это был не
только титанхудожник, но и титанчеловек, потому что в
искусстве, как и в жизни, он преодолевал предрассудки
своего времени, поддерживал стремление к свободе народов,
просыпавшихся от долгого сна, в который их погрузила
история, достойно устранял все препятствия, встававшие у
него на пути, и возносился выше всех горестей, которые
сопровождали его до последнего часа жизни.
Людвиг ван Бетховен родился в канун славной эпохи, когда
Европу, охватила новая идея идея свержения феодального
строя. Эта идея была своего рода ферментом, будившим внародах новые силы и энергию. Художник, умевший
возбуждать и вдохновлять души, ставший отголоском
бурных событий своего времени, Бетховен считается
музыкантомреволюционером. И в этом есть глубокая
истина, ибо великий композитор раньше других понял, что
для того, чтобы человек мог свободно выражать свои мысли
и высвобождать зреющие в нём силы для создания нового,
свободного и справедливого мира, следует разрушить
многочисленные барьеры, разбить множество цепей и
распахнуть как можно больше окон чтобы свет, свежий
воздух и счастье вошли даже в самые бедные дома.
Вот о чём говорил Бетховен в своей музыке; он считал, что
«искусство это республика, в которой каждый обязан
совершить всё добро, на которое он способен, даже в самых
суровых условиях».
Условия, в которых жил Бетховен и в которых он создавал
свои замечательные произведения, были поистине суровыми.Он родился в бедной, терзаемой страшной нуждой семье и с
большим трудом добился права изучать музыку и
зарабатывать себе на хлеб. Самое близкое существо – родной
племянник, в которого он вложил столько надежд,
разочаровал его своим поведением, а в конце жизни его ждал
самый страшный удар, который может постичь музыканта:
потеря слуха.
Месяцами и годами он лечился у равных врачей в надежде
восстановить слух, но чем чаще становились визиты к
знаменитостям, тем суровее звучал приговор.
Любой другой человек пал бы под тяжестью такого
несчастья, но Бетховен как подлинный титан преодолел свою
боль и отчаяние. «Я хочу научиться мужеству терпения,
записал он в своей тетради. Если моё тело связано, дух
должен победить. То, чего я не могу услышать ухом, должно
угадать моё сердце. Я разобью кандалы, которые надела на
меня судьба; я хочу петь, петь для всех. О, человек! помогисебе сам, раз тебе дана сила сделать это!»
И титан победил, создав бессмертные произведения, мелодии
которых и поныне звучат во всём мире как призыв к вере в
человека, к борьбе со злом и братству всех людей.
Эту борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в
своей гениальной музыке. Как будто человечество
вспоминает всё своё прошлое, подводит его итоги и
пытается заглянуть в будущее. Эту грандиозную картину
будущего великий мастер рисует нам в финале Девятой
симфонии. Для этого композитору оказалось мало средств
только музыки. Он ввёл в симфонию слово оду Шиллера «К
радости».
Ода к Радости (фрагмент)
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою
Мы вошли в твой светлый храм.Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
Хор
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной,
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге,
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!Может быть, в способности наделять людей этой силой,
помогать им противостоять отчуждённости и холодному
одиночеству и состоит главное значение музыки, всегда
идущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому
сердцу.
Вопросы и задания:
1. Известны ли вам какиелибо сказки, предания или
рассказы о волшебной силе музыки? Расскажите.
2. Как вы понимаете смысл мифа о строительстве города
Фивы?
3.
В чём вы видите силу двух разных произведений –
Симфонии № 9 Л. Бетховена и ноктюрна «Сирены» К.
Дебюсси?
4. Назовите несколько различных по характеру
музыкальных произведений. Попробуйте дать имопределения: «Торжественное», «Задумчивое», «Весёлое»,
«Капризное» и т. д.
5.
Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка
объединяет людей?
Волшебная сила музыки
Содержание:
1.
2. Многоплановость художественных смыслов в музыке
Роль музыки и музыкантов в эпоху античности.
оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Музыкальный материал:
1. К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла
«Ноктюрны» (слушание).2. К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
(слушание по желанию учителя).
Характеристика видов деятельности:
1.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека.
2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды
и красоты.
3.
Воспринимать и сопоставлять художественнообразное
содержание музыкальных произведений (правдивое
ложное, красивое уродливое).
4. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
От сердца до неба
Протянуты звонкие струны.
Мне дорог весь мир…
Валерий БрюсовСилу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции
состязались между собой в пении и игре на музыкальных
инструментах. Музыканты провозглашались пророками,
способными прозревать прошлое и предсказывать будущее
благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало
в себе их искусство.
Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком,
которому открылись ворота в Аид (в греческой мифологии –
Царство мёртвых), это мрачное и таинственное место,
тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему
приблизиться.
Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая
сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли
божественные звуки его лиры и его волшебного голоса.
Не менее примечательна и та часть античных преданий,
которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье
в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им былоизвестно, какую опасность таят в себе моря, населённые
демоническими (демонический – от слова демон – злой дух,
коварный) существами. Неминуемую гибель несла встреча с
сиренами, обитательницами морских островов.
Что же зловещего таилось в этих загадочных существах –
полуптицахполуженщинах? Ведь они не нападали на
мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было
ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое –
божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко
разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение
сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов
и погибали.
Чернильною водой – морями глаже лака –
Мы весело пойдём между подземных скал.
О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака
Взывающие: «К нам!»
(из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье»)Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой на
лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая мимо
острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил
воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от
искушающего гибельного призыва.
Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси есть
пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет
ничего зловещего, это – яркая пьесакартина, в которой
звучит и необозримое пространство морских далей, и
красочность изумрудных вод, и шум волн, и звучащее над
всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение
сирен, исполняемое женским хором. В образе сирен
воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из
вечных тем искусства.
Слушание: К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла
«Ноктюрны».Божественная музыка, таящая гибель в своём манящем
призыве, не столь уж частое, но очевидное доказательство
необыкновенной силы этого искусства.
Лира. От сердца до неба протянуты звонкие струны…
Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым
тембром, особой харизмой отражает одну из граней
человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем у
вас ассоциируется лира? Попробуйте представить себе
звучание этого инструмента… Какие образы, какие чувства
пробуждаются в вашей душе? Прозрачность, чистота,
гармония, звёздное небо, Аполлон, Музы, Орфей?..
Чувствуете, мы ещё не слушали переборы струн, а в воздухе
уже чтото витает…
Дивная музыка
Тайны гармонии
Чуть пробуждаются,Тихо качаются
В тенях безмолвной души…
Валерий Брюсов
Греческий миф рассказывает, что лиру изобрёл юный Гермес,
вестник богов: однажды он отважился посягнуть на стадо
священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон,
стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с
просьбой, чтобы тот рассудил их. Гермесу ничего не
оставалось, как во всём признаться перед владыкой Олимпа.
Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры,
проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую
до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и
трёх струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки
наполнили долину. Изумлённый Аполлон с восторгом
слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех
священных коров в обмен на лиру.Продолжая историю этого инструмента, другие мифы
говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже
семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и
принёс её в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющий
светом», его музыка очищала душу, исцеляла её, наполняла
небесной гармонией.
Миф о любви Орфея и Эвридики рассказывает, что игрой на
лире Орфей мог заворожить не только людей: реки
останавливали своё течение, птицы, деревья и свирепые
животные все замирали и внимали её звукам.
Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает от укуса змеи,
душа её направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей,
ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за
ней. Великая любовь Орфея вызвала сострадание в сердце
Аида, который разрешает ему вывести Эвридику из
подземного мира, но с условием: если он оглянется и
посмотрит на неё, прежде, чем Эвридика выйдет на свет дня,