Урок: Музыка рассказывает обо всём

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). 2. Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). 3. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. 4. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: 1. В. Алеев, стихи С. Маршака. «Гвоздь и подкова» (пение); 2. «Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение); 3. «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. Различать характерные признаки видов искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Иконка файла материала 3.docx
Музыка рассказывает обо всём Содержание: 1. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). 2. Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). 3. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. 4. Методы   наблюдения,   сравнения   сопоставления   как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: 1. В.   Алеев,   стихи   С.   Маршака.   «Гвоздь   и   подкова» (пение); 2. «Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение);3. «Музыка».   Слова   И.   Исаковой,   музыка   Г.   Струве (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. 2. Находить     Различать характерные признаки видов искусства.   между художественными образами музыки и другими образами искусства. ассоциативные связи 3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно­образным содержанием. Ход урока: Организационный момент: Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги. ­ Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной   и   глубокой,   звучала   то   спокойно,   тозрителям   по   взволнованно, она заставляла  задуматься, она как будто звала куда­то вперёд.) ­   Молдавский   композитор   Евгений   Дога   известен российским   его   прекрасным инструментальным мелодиям, которые стали украшением многих   советских   фильмов.   Именно   его   вальс   звучит   в популярном   кинофильме   конца   70­х   «Мой   ласковый   и нежный   зверь»,   а   дети   знают   его   мелодии   по   фильму «Мария, Мирабела» и другие. За свою долгую творческую карьеру   Евгений   Дога   написал   музыку   более,   чем   для двухсот фильмов, а также создал десятки песен и сотни инструментальных композиций. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима,Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, музыка». К. Кулиев Сообщение темы урока: ­ С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема этого учебного   года   особенная,   мы   будем   говорить   с   вами   о взаимодействии музыки с другими видами искусства. Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (Ответы детей). Музыку можно изучать по­разному. Можно беседовать о музыкальных   произведениях,   учиться   их   понимать   и восхищаться   их   звучанием.   Можно   посвящать   уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть,  каким   огромным  трудом  создаётся   даже  самая лёгкая и весёлая музыка.Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри. Всё это ­ разные пути приобщения к музыке. Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка? Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально ­ искусство муз) ­ вид искусства, который воздействует на человека через   звуковые   образы,   отражающие   его   различные переживания и окружающую жизнь. Если говорить более просто и коротко, то музыка ­ это искусство звуков. Правда ли, что это ­ чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард   Григ:   «Слова   иногда   нуждаются   в   музыке,   но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это?Для   того   чтобы   ответить   на   данный   вопрос,   давайте обратимся   к   стр.   3   наших   учебников.   Прочитайте последние два абзаца. Учащиеся читают текст учебника.   Да:   потому   что   каждое   искусство   самоценно,   оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не   вторгается   во   владения   другого   искусства.   Звук   не может   соперничать   с   цветом,   как   скульптура   не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает   с   огнём.   Само   такое   противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём. Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её   законы   непреложны.   Так,   для   звучания   мелодии требуется   туго   натянутая   струна,   а   струна   даёт выразительное   звучание   лишь   в   соприкосновении   с деревом   особой   породы,   обработанным   специальнымспособом,­ и всё это находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего­то требуются чернила и бумага, кисти   и   краски,   для   чего­то   ­   течение   рек   и   цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём. ­ Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет ­ так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые   пронизывают   всё   человеческое   существование, времена, человеческие судьбы. Возьмём,   к   примеру,   эпиграф   к   роману   Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи   Возрождения   Джоном   Донном,   перевод   звучит   в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа,   и   также,   если   смоет   край   Мыса   или   разрушитЗамок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет   и   меня,   ибо   я   един   со   всем   Человечеством,   а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего   обсудим   прочитанное.   (Учащиеся   работают   с учебником). С. Маршак. «Гвоздь и подкова» Не было гвоздя ­ подкова пропала. Не было подковы ­ лошадь захромала. Лошадь захромала ­ командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя,  Оттого, что в кузнице не было, гвоздя! Каким же образом была повержена в бегство целая армия?Отсутствие   гвоздя   ­   вот   первопричина,   вызвавшая   цепь всех   последующих   бед.   И   хотя   между   гвоздём   и поражением нет прямой связи, мы всё же видим, как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой может иметь не сопоставимые по значению последствия. Точно так же происходит и в искусстве: в нём нет ничего мелкого,   незначительного,   постороннего;   открытие   в одной   области   часто   приводит   к   развитию   и совершенствованию   в   другой.   И   когда   художник смешивает краски в поисках новых цветовых сочетаний ­ кто   знает,   не   прокладывает   ли   он   путь   к   открытию неведомых музыкальных звучаний? Здесь   как   нельзя   лучше   подходят   строчки   известной песни:   «Ничто   на   Земле   не   проходит   бесследно».   Если каким­то образом выпадает какое­либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.Как   же   это   происходит?   Какие   тайные   законы   движут искусством? Главная   тема   учебного   года   –   «Музыка   и   другие   виды искусства»   предполагает   изучение   музыки   в   единстве   с тем,   что   её   рождает   и   окружает:   с   жизнью,   природой, обычаями,   верованиями,   стихами,   сказками,   дворцами, храмами, картинами и многим­многим другим. Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных произведениях,   посвящать   уроки   творчеству   великих композиторов, учиться петь. И   всё   же   тема   этого   года   ­   особенная.   Она   призвана научить   наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять,   видеть большое   в   малом,   находить   приметы   одного   явления   в совершенно   другом   и   тем   самым   подтверждать   их глубинную   взаимосвязь.   Она   призвана   научить   понимать то, что мир един, и то, чему служит такое понимание.Она   призвана   научить   всему   этому   с   помощью   музыки, потому что музыка способна рассказать обо всём. Нужно только научиться её слышать. «Можно   быть   гениальным   композитором,   можно   быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем» ­ Д. Шостакович. Вокально­хоровая работа, слушание: Слушание песни «Продавец зонтиков». ­   Ребята,   как   бы   вы   назвали   эту   песню?   («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т.д.) ­   А   каким   образом   эта   песня   перекликается   с   темой нашего урока? (Ответы детей). ­   Не   зря   изначально   художник   придумал   продавца зонтиков   в   этом   сказочном   городе.   Не   зная   о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь отом,   что   их   ждёт   в   будущем,   жители   города   считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И, в конце концов, мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели. ­   Ребята,   а   как   звучала   эта   песня?   Какое   у   неё   было настроение?   (Песня   прозвучала   грустно,   протяжно, минорно,   нежно,   ласково;   припев   ­   несколько   веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей...) Слушание песни «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве. ­ Что вы можете сказать о прослушанном произведении? (Ответы детей). В конце урока звучит «Сонет» Е. Доги.Мир русской песни – 5 класс 1. О чём поётся в русских народных песнях. 2. Русские   народные   песни,   основанные   на   авторских стихотворениях   (на   примере   песни   «Вечерний   звон»  на стихи И. Козлова). Музыкальный материал:1. 2. 3. 4. 5. «Ах   ты,   степь   широкая...»   Русская   народная   песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении); «Сватушка».   А.   Даргомыжский.   Свадебная   песня   из оперы «Русалка» (слушание); «Вечерний   звон».   Стихи   И.   Козлова,   обработка   Н. Иванова (слушание); «Уж   ты   зимушка­зима».   А.   Александров.   Обработка Ю. Тугаринова (пение); «Если другом стала песня». Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева (пение); 6. «Погоня». Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Изучать   специфические   черты   русской   народной музыки и исполнять её отдельные образцы.2. Осознавать   интонационно­образные,   жанровые   и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала). 3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально­творческой деятельности. 4. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.) Ход урока: Организационный момент Со   звонком   на   урок   звучит   песня   «С   чего   начинается Родина?» ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего, Чем простая народная песня, что в душе разливаласьего» (С. Широбоков) Сообщение темы урока ­ Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки ­ значит сказать всё и ничего. Песня ­ душа народа. Песня ­ это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека. В каких  бы  условиях   ни находились   люди, в  песне  они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус,   время   и  место   их  пребывания   на  земле.   Особое место  в  искусстве   занимает   русская  песня.   Сегодня  мы будем говорить о русской песне. Работа по теме урока 1. Народные праздники и обряды«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек!» Н. В. Гоголь ­   Народные   песни   давали   настолько   выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения   ­   часто   с   элементами   обряда.   К   примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в   далёком   прошлом   праздновали   на   Руси   свадьбы? Свадебная   игра,   как   её   принято   называть   (во   многих сказках   вы,   вероятно,   слышали:   «сыграли   свадьбу»),продолжалась   несколько   дней,   а   иногда   и   несколько недель.   Она   складывалась   из   разнохарактерных   сцен,  то лирических,   то   комических,   а   то   и   трагедийных,   из различных   игр   и   обрядов.   Очень   большое   место   в   ней занимали песни. (Слушание). Звучали   песни   торжественные,   величальные,   славящие невесту   и   жениха,   шуточные,   комические,   иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные,   плясовые.   Всё   в   этом   своеобразнейшем действе   ­   песни,   хороводы,   диалоги,   прибаутки   – проникнуто   мудростью   и   красотой   сердца   русского народа. Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся   жизнь   наших   предков   сопровождалась   пением, игровыми   действиями.   Существуют   песни:   колыбельные, шуточные, лирические, песни причитания, оплакивающие умерших,   песни­былины,   повествующие   о   далёкомпрошлом,   трудовые,   бурлацкие,   покосные,   жатвенные   и т.д. 2. Слушание музыки ­   Сегодня   мы   с   вами   прослушаем   замечательную лирическую   русскую   народную   песню   «Ах   ты,   степь широкая». (Слушание песни). ­   Как   звучала   эта   песня?   Кто   её   исполнял?   Что   в   ней необычного в сравнении с современными песнями? (Прозвучала   русская   народная   песня   «Ах   ты,   степь   без широкая»   в   исполнении   смешанного   хора, сопровождения.   Музыка   звучала   широко,   раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге­матушке.) ­   А   как   вы   думаете,   почему   Волгу   народ   называет матушкой?(Потому что Волга ­ кормилица и поилица  народа. Она полноводна,   в   ней   много   рыбы,   по   ней   бурлаки   тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.) ­   Совершенно   верно.   А   что   же   всё­таки   отличает лирическую   народную   песню   от   современных   песен   с музыкальной точки зрения. (То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог припевается достаточно много нот.) Верно, например, Ах ты степь широ­о­о­о­ка­я. Степь раздо­о­о­льна­а­я. Ах, ты, Волга­ма­а­а­а­ту­ушка, Волга во­о­о­о­льна­я. Учитель показывает нотную запись данной строфы. ­   Множество   песен   связано   с   годовым   земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздникинашли   в   них   своё   отражение.   Использование   русской народной   песни   придаёт   музыкальным   произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие  народной  культуры. К примеру, Пётр Ильич Чайковский использует детскую песню­игру «Гори,   гори   ясно»   в   первом   действии   оперы   «Пиковая дама», Николай Андреевич Римский­Корсаков ­ народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка». 3. Работа с учебником ­   Откройте   учебники   на   стр.   60   и   прочитайте   два последних абзаца. Если народное песенное творчество ­ это целостный образ страны, её природы, уклада жизни, характеров людей, то песенное   творчество   композиторов   связано   обычно   с лирическими страницами искусства.Иван Шишкин. Среди долины ровныя (1883) Песни   русских   композиторов   неразрывно   связаны   с судьбой   русской   поэзии.   Она   ­   основной   источник песенной   лирики   М.   Глинки   и   А.   Даргомыжского,   М. Мусоргского и А. Бородина. «Как огромный ландшафт, раскинулась   русская   поэзия,­   пишет   известный современный  поэт Евгений Винокуров.­ Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. В ней сильно выражено   и   начало   хоровое,   и   начало   личное, индивидуальное.   Русская   поэзия   ­   это   спор,   это   общий разговор.   Прислушайтесь,   и   вы   услышите   стройное многоголосье».­ Какой вывод можно сделать? (Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.) ­ Листая том русской поэзии, действительно убеждаешься, какая   огромная   область   музыкальной  песни   возникла   из этого   источника.   Вот   стихотворение   А.   Мерзлякова «Среди   долины   ровныя»,   своим   характером,   напевной интонационностью,   ритмикой   напоминающее   народную песню. Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветёт, растёт высокий дуб В могучей красоте. Высокий дуб, развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах!Взойдёт ли красно солнышко ­ Кого под тень принять? Ударит ли погодушка ­ Кто будет защищать? Ни сосенки кудрявые, Ни ивки близ него, Ни кустики зелёные Не вьются вкруг него. Ах, скучно одинокому И дереву расти! Ах, горько, горько молодцу Без милой жизнь вести! Мелодия   песни,   написанной   на   это   стихотворение, нетороплива   и   величава,   как   народная   песня.   Русский пейзаж, облик могучего одинокого дерева ­ излюбленный мотив   песенного   искусства,   выражающего   через   образ природы характер и силу народа.Прочитайте стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», которое   легло   в   основу   известной   песни.   А   теперь послушайте   это   поистине   знаменательное   для   России произведение. (Слушание). А вот стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», ставшее основой   известной   песни.   Эта   песня   получила   такую популярность, что её даже называют народной. Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз. ­ Что вы можете сказать об этом произведении? (Прозвучала песня «Вечерний звон» в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу.Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.) ­   Это   не   единственный   вариант   песни   «Вечерний   звон». Существует   несколько   музыкальных   интерпретаций   к этому   стихотворению,   среди   которых   известен   и «Вечерний   звон»   Александра   Алексеевича   Алябьева, автора   знаменитого   «Соловья».   Как   вы   думаете,   в   чём секрет привлекательности этого стихотворения? (Наверное,   это   стихотворение   привлекает   композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ   деревянной   России   с   её   церквями,   храмами, колокольным   звоном   близок   каждой   русской   душе.   Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть   всего   того,   что   составляет   духовную   сторону человеческой жизни.)Исаак Левитан. Вечерний звон (1892) 4. Рассматривание картины И. Левитана «Вечерний звон» ­   Всмотритесь   и   вслушайтесь   в   картину   И.   Левитана «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик Родины и   звон   сельского   колокола,   и,   может   быть,   вы почувствуете душу старой России с её любовью к Богу, давшую   миру   такую   богатую   культуру   колокольного звона. Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да,   на   картине   изображены   храм,   церковь   на   берегу небольшой   речушки,   в   водах   которой   они   отражаются.большое       художественное Сумерки,   лодка   на   противоположном   берегу   и   осенний лес. Всё это ­ облик Родины.) К сожалению, судьба Исаака Левитана ­ признанного во всём мире мастера пейзажа, была непростая. Он прожил короткую, но очень плодотворную жизнь, оставив  после себя наследство. Картина   «Вечерний   звон»   появилась   из­под   кисти живописца   в   1892   году.   Написана   она   была   под впечатлениями,   полученными   в   поездке   художника   по Волге.   Красота   монастырей,   колоколен   и   церквей   стала основой этой необычайно лиричной и поэтичной картины. На   картине   «Вечерний   звон»   Левитан   изобразил   тихий тёплый   летний   вечер.   Яркие   лучи   заходящего   солнца выделяют   белоснежные   стены   церкви,   над   спокойной рекой разносится мелодичный колокольный звон вечерней молитвы,   рождая   в   сердцах   умиротворение,   приятную тоску   и   светлую   печаль.   Пейзаж   полон   величия   иторжественности за счёт светового контраста уже тёмной земли и ещё светлого, с розовым оттенком, неба, ясно и чётко   отражающегося   в   недвижимой   глади   воды.   Река также   преисполнена   спокойствия,   по   ней   едва   заметно скользит   небольшая   лодка,   в   которой   люди переправляются   на   тот   берег.   Возле   ближнего   берега изображены   ещё   две   привязанные   к   берегу   лодки   со скучающим лодочником. В   тихих   водах   реки   отражаются   и   белые   постройки   с золотыми   куполами,   прячущиеся   за   густой   листвой деревьев   и   кустарников.   Место,   изображённое   Исааком Левитаном   на   картине   «Вечерний   звон»,   объединяет духовное   и   природное   начала,   становится   своеобразным истоком человеческой души, её покоя и самосозерцания. Работа   «Вечерний   звон»   ­   одно   из   самых   известных   и значительных   полотен   художника.   В   ней   отлично сочетается как мастерство автора, любящего и видящегокрасоту родной природы, так и его настроение, лиричное и несколько   возвышенное.   Умение   передать   музыку   своей души   и   делает   Исаака   Левитана   одним   из   самых выдающихся художников­пейзажистов. 5. Вокально­хоровая работа ­ Русская песня всегда отражала окружающую жизнь,  природу России, её пейзажи. Мир русской песни включает  в себя: поля, леса, степи, дубравы, реки, озёра и многие  другие картины природы. Сегодня мы повторим  замечательную русскую народную песню «Во поле берёза  стояла». Звучит песня в исполнении детей. Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли стояла, Люли, люли стояла. Некому берёзу заломати,Некому кудряву заломати. Люли, люли заломати, Люли, люли заломати. Я пойду, пойду погуляю, Белую берёзу заломаю. Люли, люли заломаю, Люли, люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка. Люли, люли три гудочка, Люли, люли три гудочка. А четвертую балалайку, А четвертую балалайку. Люли, люли балалайку, Люли, люли балалайку. Стану в балалайку я играти, Стану в балалайку я играти.Люли, люли я играти, Люли, люли я играти. Итог урока ­ Что нового вы узнали на уроке? Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал  весь народ. И рождались они для определённых  «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в  работе ­ бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали  песни обрядовые, звучавшие на праздниках, ­ свадебные,  масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические,  лирические и т.д. Веками, переходя из поколения в  поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И  лучшие из народных песен радуют нас величайшей  художественной ценностью, нерасторжимым сплавом  текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота. Вопросы и задания1. Вспомните известные вам русские народные песни. О  чём в них поётся? 2. Как в музыке передаётся их содержание? 3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите  слова вашей любимой песни. Двум учащимся дать материал для подготовки к  следующему уроку. См. урок № 11Музыка в произведениях изобразительного искусства. «Хорошая живопись ­ это музыка, это мелодия». Цели   урока:   воспринимать   и   выявлять   внешние   и внутренние   связи   между   музыкой   и   изобразительным искусством»;   исследовать   значение   изобразительного искусства   для   воплощения   музыкальных   образов; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного   искусства;   различать   характерные признаки музыки и изобразительного искусства. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока:­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.  Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...»                                                  (М.  Чюрлёнис) Сообщение темы урока: ­   Мы   продолжаем   с   вами   тему   предыдущего   урока «Музыка в произведениях изобразительного искусства. Работа по теме урока: 1. «Звучащие» картины. Мелодии   обычно   вызывают   у   слушателя   определённые мысли   и   чувства,   рождают   воспоминания,   смутные   или более   или   менее   ясные   картины   когда­то   увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую ввоображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и   сама   картина   приобретает   музыкальность,   с   полотна, написанного им, как бы звучат мелодии. «Хорошая живопись ­ это музыка, это мелодия», ­ говорил великий   итальянский   художник   Микеланджело Буонарроти.   Илья   Ефимович   Репин   отмечал,   что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Аналогию между красками в живописи и тембрами   в   музыке   Римский­Корсаков   считал «несомненной».   Много   общего   между   музыкой   и живописью   можно   найти   даже   в   терминах,   которые употребляют   музыканты   и   художники.   И   те   и   другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений. Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких­либо инструментах или   поющие,   «излучает»   музыку.   Многие   художникивообще   не   думали   об   этом,   хотя   часто   прибегали   к «музыкальным»   сюжетам.   Первые   изображения музицирующих   людей   пришли   к   нам   из   глубокой древности. В   Египте   на   стенах   храмов   запечатлены   целые музыкальные ансамбли ­ юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось  без лиры,  которую   он  непременно   держал   в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе. Или   же   странствующие   музыканты   перед   восхищённой толпой   народа   исполняли   свои   бесхитростные   мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.И хоть в старину, особенно в эпоху Ренессанса, живописцы несколько свысока смотрели на музыкантов, так как тогда царицей   искусств   была   именно   живопись,   в   некоторых картинах,   изображающих   музицирование,   они   старались подсказать   зрителю,   что   же   исполняется   героями   их сюжетов. Так,   на   полотне   неизвестного   мастера   XVI   века «Музыкантши»,   хранящемся   в   Эрмитаже,   три   молодые женщины занимаются музицированием ­ две из них играют на старинных инструментах, а третья поёт. Перед ними ­ нотные листы. Теперь эти ноты расшифрованы. Оказалось, что   женщины   исполняют   арию   «Я   дам   вам   радость» популярного   в   те   времён   композитора   Клодена   де Сермизи. Глубоко поэтичная, истинно русская картина И. Левитана «Вечерний   звон»   наполнена   звучанием   колоколов,разлитом   в   вечернем   воздухе   подобно   краскам   летнего заката. Так   же   наполнены   звуками   морские   пейзажи   И. Айвазовского,   в   которых   не   только   образ   моря,   но   его настроение,   его   мощный   гул,   его   колорит   образуют своеобразную музыкальную стихию. «Колыбелью всех хоров» назвал море поэт Поль Верлен в стихотворении,   ставшем   основой   одного   из   лучших романсов К.   Дебюсси «Прекрасней   соборов   стихия морская...» Слушание:   К.   Дебюсси.   «Прекрасней   соборов   стихия морская...». Слова П. Верлена. Прекрасней соборов стихия морская, Колыбель всех хоров, где, не умолкая, Возносит прибой гимн деве святой.Дарит море гром и чудный напев, И звучат в нем то кротость, то гнев. Беспредельность вод величьем влечёт. О, друг милосердный, даже став бурливым, Как целитель верный, чаруешь нас призывом: «В ком нет упованья ­ усни без страданья!» От ласки небес над простором твоим Бываешь стальным, алым, голубым... Стихия моя, нет краше тебя! Шум  деревьев  на полотнах  И. Шишкина, А. Рылова, И. Левитана,   звуки   дождя   в   живописи   Н.   Ромадина,   И. Левитана, Ю. Пименова, зловещее предгрозовое  затишье на   картинах   И.   Шишкина,   Ф.   Васильева   ­   всё   это   по­ разному   звучит,   всё   входит   в   единую   музыкально­ драматургическую   изобразительного искусства, так же по­своему обращённого к звукам мира, как и сама музыка. концепциюНо не только музыкой изображаемого «звучит» живопись; музыкальность   проникает   в   глубь   изображения, охватывает   средства   художественной   выразительности. Многие   художники,   характеризуя   своё   ремесло, уподобляют   линию   мелодии,   цветовые   сочетания   ­ мажорному и минорному ладам, композицию сравнивают с организацией   музыкального   целого.   И   чем   меньше присутствует   в   живописи   развитие   сюжета,   связанное   с поэтическим   началом,   тем   более   рельефно   проступает начало музыкальное, обнаруживающее себя в возрастании лирики,   в   ритмической   композиции   линий,   цветов, штрихов. Таковы   картины   М.   Врубеля   ­   тонкого   и   своеобразного художника, чьё творчество благодаря глубоко самобытной манере   ярко   выделяется   среди   других   художественных стилей. Любая тема, к какой бы он ни обращался, любое изображение   ­   и   сказочная   Царевна­Лебедь,   и   древниймифологический   Пан,   и   лермонтовский   Демон,   и былинный   Богатырь   ­   одухотворены   особой   красотой, рождаемой   из   игры   красок   и   бликов,   особого   ритма мазков,   граней,   мозаичных   элементов.   Его   композиции, подобно   композициям   музыкальным,   как   будто приобретают своё волшебное единство из неповторимого сочетания этой россыпи «первоэлементов». Даже   его   знаменитую   «Сирень»   можно   уподобить музыкальному   произведению,   где   не   содержание изображения,   не   детали,   не   подробности,   а   вся   полнота эмоционального   состояния,   вся   глубина   переживаемого образа сосредоточились в этом почти звучащем выражении весеннего мироощущения. По­своему   музыкальна   живопись   В.   Борисова­Мусатова, И.   Грабаря,   В.   Бялыницкого­Бирули.   Музыкальность настроений,   как   будто   берущая   начало   в   «живописном» цикле «Времена года» П. Чайковского, «переплавляется»в   яркие,   зримые   образы   художников   последующих поколений.   Примечательно,   что   сами   музыканты   после Чайковского   мало   обращались   к   тематике   времён   года, поэтике   настроений   природы.   В   живописи   же   музыка увядания   природы,   музыка   нежного   и   прозрачного колорита,   мягких   и   плавных   линий,   нежного   сочетания цветовых гармоний как будто обрела вторую жизнь. По   отношению   к   творчеству   этих   художников   уместны такие чисто музыкальные метафоры, которые определяют «звонкость» и «приглушённость» их красок, текучесть и мелодичность линий, лиричность общего эмоционального «звучания». 2.   Мир   Чюрлёниса.   «Вселенная   представляется   мне большой симфонией…» Говоря   о   музыкальности   произведений   изобразительного искусства,   нельзя   не   сказать   о   творчестве   выдающегосямузыканта   и   художника   одновременно   ­   М.   Чюрлёниса. Зная музыкальное  искусство «изнутри», будучи автором значительных   музыкальных   произведений,   Чюрлёнис глубоко   чувствовал   природу   обоих   искусств,   их возможные   «точки   пересечения»,   из   которых   могли   бы зародиться новые художественные открытия. «Вселенная представляется мне большой симфонией; Микалоюс   Константинас   Чюрлёнис был   тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь преображался. Его   музыка   мягка,   лирична,   красочна,   сдержанно драматична.   Она   рождена   литовскими   народными напевами,   родной   природой   ­   трепетная,   как   осенний воздух, медлительная  и плавная, словно   течение  рек  по равнинам   Литвы,   неброская,   как   холмы   его   родины, люди – как ноты...»                                          (М. Чюрленис)задумчивая,   точно   дымка   литовских   предутренних туманов. И главное ­ она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его   воображении   настолько   ярко,   что   композитору хотелось перенести их на полотно. И   Чюрлёнис   становится   живописцем.   Не   обычным живописцем. А художником­музыкантом. Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой ­ около трёхсот живописных композиций. И каждая ­ это философская   поэма   в   красках,   симфония   живописных ритмов, музыкальных видений. Красота   мира,   Чюрлёнисом, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах: «Сотворение   мира»,   «Приветствие   солнцу»,   «Сказка. Путешествие   королевны»,   «Знаки   Зодиака»,   «Короли.   увиденного   М.Сказка»   ­   и   музыкальных   произведениях:   фортепианных прелюдиях,   симфонических   поэмах   «Море»,   «В   лесу», сочинениях для хора. Его картины носят названия музыкальных жанров: соната, фуга, прелюдия. Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу,   в   которой   сталкиваются,   борясь   друг   с   другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти   к   победе   основной   мелодии.   Соната   делится   на четыре (реже ­ на три) части. Первая ­ аллегро ­ самая напряжённая,   быстрая,   наиболее   активная.   В   ней конфликт   разноречивых   чувств   с   наибольшей   полнотой раскрывает  душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это. Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна   и   порою   «звучит»,   как   музыка.   Художникзадумал   создать   живописные   сонаты,   построив   их   по законам музыкальной формы. «Соната   моря»   ­   самая   известная   живописная   сюита Чюрлёниса. Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». В   то   же   время   М.   Чюрлёнис   сочинил   и   музыкальное произведение,   рисующее   картину   моря,   и   назвал   его поэмой «Море». Описание моря есть у Чюрлёниса и в его литературных  зарисовках. Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно. Целое небо обводит своею голубизной твои волны, А ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему  величию,Твоё бытие бесконечно. Велико, могуче, прекрасно море! Так в творчестве М. Чюрлёниса тесно переплетаются  жанры музыки и поэзии. Море властно влекло к себе музыканта и художника. Оно поражало   его   воображение   своей   мощью,   праздничным изобилием   красок.   Жизнь   волн   сливалась   для   него   с жизнью   человека.   Широко   и   размашисто,   ровной геометрической грядой, одна за другой наступают на берег волны.   Пронизанные   солнцем,   они   искрятся   мириадами прозрачных   пузырьков,   светящимися   кусочками   янтаря, радужными   ракушками,   камешками.   Холмистый   берег, повторяющий   очертания   волн,   противостоит   их   напору. Белая   тень   чайки   ложится   на   воду.   Настроение   скорее радостное,   приподнятое.   Будто   сверкающие   на   солнце трубы играют бодрый марш.В Анданте морская стихия утихомирилась. Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями.   Но   бодрствуют   светильники   на   горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. От них уходят вниз   два   ряда   светящихся   пузырьков.   Они   ведут   в морскую бездну с таинственно мигающими огоньками. И чья­то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. И   наконец,   Финал.   Стихия   разыгралась   во   всю.   Море кипит,   беснуется.   Огромная   волна   готова   поглотить, искромсать,   уничтожить   судна.   Ещё   мгновение,   и   всё исчезнет.   Растворятся   и   буквы   МКC,   каким­то   чудом появившееся на волне, образованные клочками пены. МКC ­ это инициалы художника, его подпись под живописными работами ­ Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозныйводоворот жизни, где ему суждено погибнуть… но волна не   сможет   поглотить   эти   корабли,   кажущиеся   такими беспомощными   перед   разбушевавшейся   стихией,   не уничтожит и его имя… Его творения переживут века. Слушание: Чюрлёнис. Симфоническая поэма «Море». Ромен   Роллан   был   буквально   потрясён   музыкальной магией   картин   литовского   кудесника.   Французский писатель   назвал   его   первооткрывателем   в   живописи, нашедшим   новый   «духовный   континент»,   как   Колумб   ­ новые земли. «Окинем взглядом панораму его грандиозных построений, ­   говорит   поэт   Эдуардас   Межелайтис.   ­   Чюрлёнис   ­ философ.   Прежде   всего,   философ,   изложивший   свои оригинальные  взгляды  на  Вселенную  с  помощью   звуков, контуров,   линий,   красок,   поэтических   образов.   Трудно определить,   где   тут   кончается   музыка   и   начинается живопись, где кончается живопись и начинается поэзия».Музыкальность   произведений   искусства   следует   искать там,   где   в   поисках   единственно   возможной художественной   целостности   мастер   отбрасывает   всё лишнее, а каждая краска «звучит» по­своему, образуя с другими красками неповторимую гармонию этой картины, только этого эмоционального состояния. Итог урока: Итак,   мы   видим,   что   музыкальность   почти   всегда присутствует произведениях изобразительного искусства. Она может присутствовать за пределами   изображения   ­   в   том   общем   настроении картины,   которое   иногда   даже   называют   музыкальным словом «тональность». Музыкальность   живописи   ­   это   не   только   угадываемые, предполагаемые   звуки   ­   звуки,   зарождающиеся   в   душе композитора,   звуки   музыкальных   инструментов,   звуки значительных   вприроды,   ­   но   и   такие   чисто   изобразительные   свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний,   расположение   ритмических   элементов,   вся организация художественного пространства. Музыкальность   произведения   искусства   следует   искать там, где оно стремится к преодолению  первоначального хаоса   бытия,   где   в   поисках   единственно   возможной художественной   целостности   мастер   отбрасывает   все лишнее, где каждая краска по­своему «звучит», образуя с другими красками собственную неповторимую гармонию только   этой   картины,   только   этого   эмоционального состояния. Такая связь живописи и музыки, конечно же, метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник. Вопросы и задания:1. В   каких   формах   музыка   может   присутствовать   в произведениях изобразительного искусства? 2. Какие   средства   художественной   выразительности   в изобразительном   искусстве   могут   быть   в   наибольшей степени уподоблены музыкальным? 3. Почему   М.   Чюрлёнис   своей   картине   «Соната   моря» дал такое название? 4. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   попробуйте выразить   какую­нибудь   наиболее   близкую   тебе музыкальную идею. Дай своему рисунку название.Музыка в произведениях изобразительного искусства. Что такое музыкальность в живописи?   ассоциативные Цели   урока:   воспринимать   и   выявлять   внешние   и внутренние   связи   между   музыкой   и   изобразительным искусством;   анализировать   и   обобщать   многообразие связей   между   музыкой   и   изобразительным   искусством; устанавливать   между художественными   образами   музыки   и   искусства; самостоятельно   подбирать   сходные   произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока:   связи­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой...»                                          (К. Ф. Шинкель) Сообщение темы урока: Многие художники нередко признавались в стремлении к музыкальности своих произведений. Что   же   такое   –   «музыкальность   в   живописи»? Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов или что­то более сложное, глубинное?   Вопрос   достаточно   сложный,   поэтому   в течение урока мы с вами попытаемся на него ответить. Работа по теме урока: Что такое музыкальность в живописиО   музыкальности   живописи   всерьёз   стали   задумываться живописцы­романтики   первой   трети   XIX   века.   Они сознательно,   используя   особые   живописные   приёмы, стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой. Музыка жила в композициях полотен, в гармонии красок, музыкальности ритмов, в игре света и тени, в колорите. У романтиков   звучал   пейзаж,   исторические   картины   и особенно ­ портреты. На картине итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Караваджо «Лютнист», также из собрания Эрмитажа,   юноша   исполняет   мадригал   композитора Аркадельта   «Вы   знаете,   что   я   вас   люблю».   Об   этом говорят   ноты,   помещённые   перед   музыкантом.   Долгое время считали, что в нотной тетради набросан случайный набор знаков. Но художник, столь тщательно выписавший все детали на холсте, даже крохотную трещинку на лютне, не мог позволить себе такую вольность.Французский живописец­романтик Эжен Делакруа любил писать   портреты   музыкантов.   И   даже   не   зная,   кто изображён   на   холсте,   можно,   взглянув   на   него,   сразу догадаться, что это ­ музыкант. Вот,   к   примеру,   живописное   изображение   великого польского композитора Фридерика Шопена. На огненном фоне   ­   напряжённое   лицо   аскета,   погружённого   в мучительную   думу.   Живописными   мазками   обозначены контуры   головы,   выступающей   словно   из   пламени. Невольно   ощущается   музыкальный   напор,   который вырывается с полотна, слышатся звуки его романтически­ мятежной и проникновенной музыки. Тема   «Портреты   композиторов»   достаточно   популярна среди живописцев. Ещё бы, ведь очень интересно писать лица   людей   творческих,   одухотворённых,   где   особенно важны не подробности физического облика, а внутреннее состояние души.Такими   же   предстают   перед   нами   и   изображения композиторов на портретах И. Репина. В каждом сквозь внешние  черты проступает  неповторимый  духовный мир создателей великой музыки. Вот   портрет   М.   Глинки   в   период   создания   «Руслана   и Людмилы». Это о нём В. Стасов сказал, что это не просто портрет, а «целая историческая картина». В этих словах подчёркивается та огромная роль, какую сыграл великий композитор   –   основоположник   русской   классической музыки. Вот   портрет   М.   Мусоргского,   созданный   незадолго   до смерти   композитора.   Как   выразительно   удалось художнику   запечатлеть   колоссальную   личность   этого величайшего   из   русских   музыкантов,   как   всего   за несколько сеансов он постиг и воплотил в своём творении огненную, неизмеримо глубокую душу великого человека.Известно,   что   И.   Репин   дружил   со   многими   русскими музыкантами. Может быть, с этим связано такое глубокое проникновение   в   сущность   характера   каждого   из   них, которое мы находим на его портретах. Когда   в   1887   году   внезапно   скончался   композитор   А. Бородин, И. Репин, потрясённый его смертью, приступил к созданию посмертного портрета. Он написал композитора во весь рост, стоящим у белой колонны зала Дворянского собрания. Вот   как   описывают   этот   портрет   искусствоведы   А. Лебедев   и   А.   Солодовников:   «Композитор   погружен   в слушание   музыки.   Серьёзное   лицо   сосредоточено. Опущенные уголки губ и чуть прикрытые глаза, в которых, как   кажется,   затаилась   слеза,   передают   состояние внутренней,   драматически   насыщенной   напряжённости. Она подчёркивается темным костюмом и двумя пятнами красного цвета – на фоне и на уголке кресла. Контрастспокойной   фигуры   и   внутреннего   волнения   полон ощущением   трагизма,   беды,   тех   чувств,   которые переживали   друзья   Бородина   после   его   внезапной   и безвременной   смерти.   Это   своеобразный   портрет­ реквием». Музыкальны ли рассматриваемые портреты? Да, безусловно, но эта музыкальность связана вовсе не с тем,   что   на   картинах   изображены   музыканты,   а   прежде всего   с   сущностью   изображений.   Мир   души,   мир творческого вдохновения, мир скорби ­ подлинные стихии музыки, в которых она обретает свою силу и возвышенную красоту.  Ведь  точно   такой  же  музыкальностью   полны   и портреты других мастеров –  А. Пушкина, М. Ермоловой, В. Мухиной. Перед   нами   погрудное   статичное   изображение   поэта, одетого в модный сюртук, изображение, приближенное к зрителю и, казалось бы, камерное по своему характеру. Новзгляд   Пушкина,   устремлённый   вдаль,   покоряющая духовная   сила,   исходящая   от   него,   подчёркивают небудничный, вдохновенный облик поэта. Скрещённые   на   груди   руки   поэта,   складки   плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «...минута ­ и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент ­ момент творчества. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть»,   по   терминологии   поэта),   который   открылся проницательному художнику.Именно это особенно  понравилось в портрете и самому поэту.   Он   выразил   своё   восхищение   мастерством живописца в стихотворении, посвящённом Кипренскому: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид... Так писал поэт в послании О. А. Кипренскому. Мария Николаевна Ермолова являлась для современников примером   самоотверженного   служения.   Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма,даже   Трагедия».   Такой   мы   её   и   запомнили   по   картине Валентина Серова. Это полотно было заказано живописцу Литературно­художественным   кружком   в   связи   с   35­ летием  артистической  деятельности  Ермоловой. Зритель смотрит   на   талантливую   актрису   снизу   вверх,   как   на монумент, вознесённый над толпой. Просветлённые черты лица героини обрамлены деталями отражённого в зеркале интерьера. На   картине   изображена   Вера   Мухина   ­   советский скульптор, автор многих известных произведений, в том числе   знаменитой   группы   «Рабочий   и   колхозница», представленной на всемирной выставке в Париже в 1937. Вера Игнатьевна вносит последние дополнения в прообраз будущей скульптуры. В одной руке она держит небольшой кусочек   глины,   а   другой   наращивает   объём   одного   из героев. Здесь запечатлён непосредственно акт творчества,момент, когда из бесформенного куска глины рождается истинное произведение искусства. Все эти портреты по­своему выразительны, жизненны, все они   направлены   на   раскрытие   целостной   сущности изображаемых   личностей.   Нет   сомнения   в   том,   что портреты   каждого   из   великих   деятелей   искусства подчёркивают   их   творческий   дух,   напряжённую внутреннюю жизнь. При   внешней   сдержанности   изображения   эти   портреты полны   огромной   внутренней   силы.   Она   угадывается   в выражении   лиц,   глаз,   характерности   поз   ­   всего,   что образует   своеобразную   гармонию   контрастов   между внешним и внутренним. Именно так строится музыкальное произведение, которое при всей строгости своей формы умеет   высказать   так   много   разнообразных   чувств.   И   не секрет, что музыка внешне сдержанная, лишённая каких­ либо   украшений   ­   как,   например,   духовная   ­   поройзначительно   превосходит   музыку   эмоционально­ порывистую по глубине и драматизму. И если говорить о музыкальности   выдающихся   портретов,   то,   наверное, следует ещё раз сказать, что не изображения музыкантов роднят   изобразительное   искусство   и   музыку.   Они сходятся в другом – в воплощении высокого и творческого начал личности. ­   Ну,   а   сейчас   посмотрите   внимательно,   узнаёте   ли   вы этого   человека,   это замечательный русский композитор П. И. Чайковский.) Да, вы правы. Послушайте, что сам Пётр Ильич сказал об этом   портрете:   «Художник   Кузнецов   написал   в   Одессе удивительнейший портрет мой. Портрет писался спешно, и потому в нём, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле, замечателен».   кто   это? (Да,   конечно,Сегодня мы с вами послушаем фрагмент I части Концерта №   1   для   фортепиано   с   оркестром   этого   великого композитора. Первый   концерт   стал   одним   из   мировых   шедевров музыкального   искусства,   одним   из   тех   произведений,   о которых Чайковский говорил как о редкостных образцах, бывших   для   него   самого   идеалом.   Ни   одно   другое классическое   произведение   не   играют   так   часто,   в   том числе и на всевозможных конкурсах. Для   исполнения   первого   концерта   Чайковского   нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать   соответствующим   жизненным   опытом,   быть   в ладах с замечательной русской культурой девятнадцатого века.   Это   музыкальное   сочинение,   как   бы   сотканное   из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни.В первую часть П. Чайковский вводит большое вступление торжественного,   триумфального   характера.   Подобно радостному  гимну, звучит у скрипок  и виолончелей  его тема,   сопровождаемая   могучими   «колокольными» аккордами фортепиано, охватывающими всю клавиатуру – и   глубокие   басы,   и   светлый,   звонкий   высокий   регистр. Аккорды   фортепиано   придают   музыке   особую   мощь   и величие. В   основе   главной   темы   первой   части   –   напев   слепцов­ лириков, услышанный Чайковским на Украине. Сам композитор писал об этом так: «Слушал лирное пение слепых.   Оно   называется   лирным   по   названию аккомпанирующего инструмента ­ лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный   напев   и   с   тем   же   наигрышем.   Я   отчастивоспользовался   этим   напевом   в   первой   части   моего фортепианного концерта». Грустная меланхолическая народная мелодия, несколько преображена   композитором,   в   ней   взволнованное тревожное чувство соединилось с тёплой задушевностью. Вторая   тема   первой   части,   полная   лирического   порыва, воспринимается как страстное признание, мольба. Третья тема   близка   жанру   колыбельной   песни.   Темы подвергаются интенсивному развитию, которое приводит к грандиозной драматической кульминации. Торжественность   и   мощь   произведения   великого композитора звучат как гимн силе человеческого духа. Слушание:  П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть.Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах,   тоже   могут   быть   рассмотрены   с   точки зрения взаимодействия двух искусств. С   самых   древних   времён   до   нас   дошли   изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине,   гитаре.   С   появлением   новых   музыкальных инструментов   были   созданы   и   новые   изображения,   в которых   запечатлевался   не   только   сам   процесс музицирования, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка. Однако   при   всей   достоверности   и   эмоциональности музыкальных сюжетов в изобразительном искусстве они не сообщают живописи новых качеств музыкальности. Ведь это ­ её темы, существующие наряду с другими темами, а темы   сами   по   себе,   без   участия   мастерства,   таланта, индивидуальности   художника   не   могут   повлиять   на художественный уровень произведения искусства.Рассматривание репродукций картин. Слушание:  Ф. Торре. Данца альта. Данца альта – испанский придворный танец XV века. Ему присущи подвижный темп, прыжки. Иногда его исполняли только мужчины. Итог урока: «Изображая   музыкантов,   занятия   музицированием, восприятие   и   творчество   музыки   и   т.   д.,   живопись запечатлевает   историю   музыкального   искусства,   прежде всего   в   его   внешней,   жизненно­бытовой   стороне.   Это позволяет по произведениям изобразительного искусства судить об инструментах, формах музицирования, о связи музыки   с   бытом   и   общественной   жизнью   той   или   иной эпохи   (её   участии   в   праздниках,   массовых   действиях, парадах и т. д.), а также о воздействии музыки на людей. Но к характеру самой живописи все это имеет не большее