Сначала я расскажу вам одну легенду...
Однажды по улице итальянского города Кремона шёл волшебник. Из окна одного дома он услышал прекрасные звуки. Войдя в дом, волшебник увидел юношу, который играл на только что изготовленной им скрипке.
- Подари мне эту скрипку, и я исполню любое твоё желание.
Юноша был молод, и ему хотелось жить вечно. Но волшебник поставил одно условие:
- Ты должен сделать ещё девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.
Шли годы. Мастер работал, делал скрипки, альты, виолончели, гитары. Когда их количество стало подходить к тысяче, он заболел. Тогда мастер собрал своих сыновей и учеников, рассказал им о пророчестве и добавил:
- Я считаю, что волшебник выполнил своё слово. Я сделал тысячу музыкальных инструментов, я отдал им свою душу, всю свою жизнь. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними буду жить и я.
Музыкальные инструменты. Струнные
Сначала я расскажу вам одну легенду...
Однажды по улице итальянского города Кремона
шёл волшебник. Из окна одного дома он услышал
прекрасные звуки. Войдя в дом, волшебник увидел
юношу, который играл на только что
изготовленной им скрипке.
Подари мне эту скрипку, и я исполню любое твоё
желание.
Юноша был молод, и ему хотелось жить вечно.
Но волшебник поставил одно условие:
Ты должен сделать ещё девятьсот девяносто
девять таких же прекрасных инструментов, но
на тысячном ты умрёшь.
Шли годы. Мастер работал, делал скрипки,
альты, виолончели, гитары. Когда их количествостало подходить к тысяче, он заболел. Тогда
мастер собрал своих сыновей и учеников,
рассказал им о пророчестве и добавил:
Я считаю, что волшебник выполнил своё слово.
Я сделал тысячу музыкальных инструментов, я
отдал им свою душу, всю свою жизнь. Мои
инструменты будут жить, а вместе с ними буду
жить и я.
Вы, конечно, догадались, что эта легенда о
замечательном итальянском скрипичном мастере
Антонио Страдивари. Он действительно изготовил
около тысячи музыкальных инструментов, многие из
которых живы и сейчас. В них поёт душа мастера.
Наверняка вы безошибочно отличите скрипку от
любого другого инструмента и по голосу и по
внешнему виду.Но скрипка утвердилась в музыкальной практике
как сольный и ансамблевый инструмент с середины
XVI в. Давайте вспомним сначала инструмент,
преемником которого стало современное струнное
семейство виолу. Вернее даже целое семейство
виол.
По внешнему виду и некоторым приёмам игры их
можно считать предшественниками наших струнных.
Правда, были черты, которые роднили их с ещё
более древней лютней. Количество струн у виолы
доходило до семи. Расположены они были близко
друг к другу. Это давало возможность играть на
виоле различные аккорды.
Большой популярностью в XV XVI вв.
пользовались две разновидности виолы.
Виола да гамба по технике игры была похожа на
виолончель. Её аналогично держали при игре. Неслучайно её так назвали слово gamba в переводе с
итальянского означает «нога».
Название ещё одной предшественницы этого
семейства переводится как виола любви виола
д'амур. Она обладала очень мягким, нежным
тембром и напоминала звучание скрипки.
Эти инструменты были очень популярны в своё
время. Да и позже, в XIXXX вв., некоторые
композиторы включали их в свои оперные
партитуры. Но с появлением скрипки виолы отошли
на второй план.
Скрипка самый распространённый струнный
смычковый инструмент. Её часто называют
королевой инструментов. Значение скрипки
понимали ещё в XVII в. и говорили: «Она в музыкеявляется столь же необходимым инструментом, как
в человеческом бытии хлеб насущный».
«Стенки» скрипки называют деками. На верхней
расположены отверстия в форме буквы f эфы.
Струны натягивают на грифе при помощи колков. В
середине корпуса на двух ножках стоит подставка,
которая поддерживает четыре струны. Они носят
названия тех звуков, на которые настроены: ми, ля,
ре и соль. Диапазон скрипки от соль малой октавы
до соль четвёртой. Высоту звука можно изменять,
прижимая струну к грифу.
Конечно, вы знаете, что для удобства скрипку
кладут на плечо и прижимают её подбородком.
Играют на скрипке смычком, от которого во многом
зависит характер звучания. Смычок состоит из
трости и натянутого на неё конского волоса.
Значение смычка очень велико. Ведь если простоущипнуть струну, звук быстро угаснет. А смычок
можно вести по струне долго, и звук тогда тоже
будет тянуться долго. Отсюда удивительная
напевность скрипки.
Посмотрите внимательно на скрипку. А теперь
представьте себя самого. Похожа скрипка на
человека? Правда, похожа. Кстати, даже детали её
имеют похожие названия: головка, шейка, какие
плавные у неё закругления, какая тонкая «талия».
Вот видите, как интересно. Когдато давно человек
создал совершеннейшее из своих созданий скрипку
и сделал её похожей на совершеннейшее создание
природы самого себя.
А ещё научил её петь, как умеет петь трепетный
человеческий голос. Но она умеет не только петь.
Есть много способов игры на скрипке. Их называют
штрихами. Можно одновременно играть на двухсоседних струнах, тогда звучат две мелодии. Больше
чем два звука на скрипке не сыграешь, потому что
струны расположены на закруглённой подставке. Но
можно особым приёмом арпеджиато извлекать на
ней и аккорды. Тогда звуки берутся не
одновременно, а один за другим, скользнув по
струнам смычком. Иногда скрипачи играют не
смычком, а щипком пальцев. Такой приём
называется пиццикато.
Както во сне ему явился дьявол и предложил
показать конец сонаты, если Тартини продаст
ему за это свою душу. Композитор согласился.
Тогда дьявол схватил скрипку и сыграл музыку
неслыханной красоты. Проснувшись в экстазе,
Тартини повторил сыгранную мелодию. Соната
получила название «Дьявольские трели» и до сих
пор пользуется огромной известностью.Немало легенд сложено о гениальном Никколо
Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в
те времена не могли поверить, что обыкновенный
человек без помощи волшебства может так
великолепно играть на скрипке.
Сколько человек играет на эстраде?
Тогда слепой музыкант встал, схватил своего
друга за руку и дрожащим голосом сказал:
До наших дней дошла ещё одна история о Паганини.
Примите её от меня. У меня было две
одинаковые шкатулки. Одну я подарил врачу,
исцелившему моё тело, другую дарю вам,
исцелившему мою скрипку.
Паганини не расставался со скрипкой до конца
жизни и, умирая, завещал её музею родного города
Генуи. До сих пор она хранится там под стекляннымколпаком, и зовут её «Вдова Паганини». Лишь
немногие прославленные музыканты удостаиваются
чести играть на ней.
А ещё Паганини был первым в истории
исполнителем, который стал играть во время
концерта наизусть, без пюпитра.
Рассказывают, что...
Один американский миллионер, очень кичившийся
своим богатством, пришёл в музыкальный
магазин и попросил показать ему самую дорогую
скрипку. Продавец принёс уникальный
инструмент, сделанный в 1730 году знаменитым
итальянским мастером.
Скажите, обратился миллионер к продавцу, а
эта фирма ещё существует?
Конечно, нет, ответил продавец. В таком случае я не могу купить скрипку. Где
же я найду к ней запасные части?
Альт тоже часто называют скрипкой, только
побольше. Если судить по его внешнему виду, то это
так. Но он имеет свой характерный тембр. Словом
«альт» называют низкий детский голос. Самый
низкий женский голос, контральто, раньше тоже
называли альтом. Потом это название перешло к
одному из струнных инструментов. Наверное,
потому что тембр его похож на контральто мягкий,
грудной, выразительный.
Я хочу привести вам слова замечательного альтиста
Юрия Башмета из его книги «Вокзал мечты». Этот
музыкант всю свою жизнь посвятил тому, чтобы альт
стал популярным сольным инструментом. Как
образно, как о живом существе, говорит он о родноминструменте: «Альт больше скрипки по размерам.
Он крупнее, массивнее, но... Он ведь и старше
скрипки, древнее. Поитальянски альт называется
«виолой», а скрипка – «виолино», то есть
«маленькая виола». Можно сказать, что скрипка –
усовершенствованный потомок альта.
Альт гораздо глуше скрипки, звучание его
направлено как бы внутрь себя, слабее резонирует,
даже гнусавит. Но зато его звук теплее, объёмнее, а
в смысле виртуозности альт почти так же
совершенен, как скрипка»
Диапазон альта от до малой октавы до ре второй
октавы.
История альта драматична. Ему не везло, да и сейчас
не очень везёт. Дело в том, что корпус альта, если
делать его по акустическим расчётам, исходящим из
строя инструмента, должен быть довольно большим около 46 сантиметров. Прибавьте к этому длину
грифа. Чтобы играть на таком инструменте,
музыкант должен иметь очень длинные и сильные
пальцы.
Вот как пишет об этом Ю. Башмет: «Изза большей
длины грифа альт заметно менее подвижен, и от
исполнителя: требуется соответствующая растяжка
пальцев и часто недюжинная сила и ловкость.
Представьте себе: вот рука нормального человека;
если он её поднимает, происходит отлив крови. Но
потом эту руку нужно развернуть локтём перед
собой, а потом ещё и отдельно кисть. И при этом все
время нужно работать («шагать») пальчиками.
Ощущение похоже на то, когда берут кровь из вены,
перевязывают руку выше локтя: и просят сжимать и
разжимать кулак, чтобы вены вздулись. А если
играть форте в конце смычка и, значит, особымспособом распределить вес руки – происходит
отдача в позвоночник. В общем, вы поняли, что
играть на альте сложно даже физически.»
Вы можете спросить: «А как же тогда играют на
виолончели и контрабасе, ведь они гораздо больше
альта?»
Тут есть отличие. Левая рука скрипача и альтиста
делает сразу два дела: прижимает струну к грифу и
поддерживает инструмент. Виолончелист и
контрабасист от второго освобождены их
инструменты имеют другую опору. Если бы альтист
мог свободно держать руку над грифом, никаких бы
проблем не было. Но его большой палец все время
должен оставаться: внизу. Очень неудобно и трудно.
Поэтому у музыкантов возникло стремление
уменьшить размер альта.Креманские мастера делали полные, правильные
альты, и звучали они изумительно. Но получался
парадокс: если скрипач всегда мечтал о хорошей
скрипке и искал её, альт часто сам искал музыканта.
Сейчас в современном оркестре помимо обычных
требований к музыкантуальтисту предъявляют ещё
одно его альт должен быть не короче 42
сантиметров. Альт не столь популярен, как скрипка,
но очень важен как средний голос в хоре струнных.
Виолончель уже никто не назовёт большой
скрипкой, хотя они достаточно похожи. У неё
совершенно другой тембр звучания и совсем другой
характер. Когда нужно выразить в музыке скорбь,
отчаяние, печаль, виолончели нет равных, настолько
глубоко она передаёт эти чувства.Эти инструменты строили уже первые скрипичные
мастера Бертолотти, Маджини, Амати. Но довёл
виолончель до совершенства А. Страдивари.
Диапазон виолончели от до большой октавы до ми
третьей октавы.
Если скрипку и альт музыкант держит
горизонтально на плече, то виолончель слишком
велика для этого. Её ставят вертикально. В давние
времена на ней играли стоя, поместив её на
специальный стул. Потом приспособили
металлический шпиль, который упирают в пол, и
исполнитель играет на ней сидя.
Виолончель тоже не сразу заняла достойное место в
музыке. Сначала ей поручали только
сопровождение. Но со временем необыкновенные
качества этого инструмента были по достоинству
оценены. Для неё написано много замечательныхпроизведений, в симфонических сочинениях ей
часто поручают выразительные соло.
И, наконец, последний представитель струнной
смычковой группы – контрабас – самый низкий из
них по звучанию. Его роль в музыке очень велика.
Он является своеобразным фундаментом, на
который опирается звучание всех остальных
инструментов.
Это самый громоздкий и большой по размерам
инструмент. Играют на нём стоя или сидя на
специальном высоком стульчике.
Диапазон контрабаса от ми контроктавы до соль
первой октавы. Представьте, сколько добавочных
линий понадобится, чтобы записать его партию.
Поэтому принято записывать её на октаву выше.Играть на контрабасе достаточно сложно. Причём
это касается не только чистоты интонации. Сколько
силы надо приложить, чтобы заставить вибрировать
его струны! Поэтому как солирующий инструмент
он применяется нечасто. Хотя многие музыканты
контрабасисты достигли такой виртуозности, что на
своём огромном контрабасе играют сложнейшие
произведения, написанные для виолончели.
Контрабасы популярны в эстрадных и джазовых
оркестрах. Там на них, как правило, играют щипком
пиццикато.
Необходимо, конечно, назвать и ещё один струнный
инструмент. Правда, играют на нём не смычком, а
щипком. Это арфа. А кроме неё и целую армию
национальных струнных щипковых инструментов,
таких как балалайка, домра и многие другие...Вопросы и задания:
1. Какие вы знаете струнные смычковые
инструменты?
2. Какой из них обладает самым низким звучанием?
3. Что такое штрихи, и какие штрихи вы знаете?
4. Назовите диапазоны звучания всех струнных
инструментов.
5. Назовите предшественницу современных
струнных инструментов.Музыкальные инструменты. Клавишные
инструменты
Итак, мы с вами выяснили, что по способам
извлечения звука музыкальные инструменты делятся
на три больших семейства: струнные, духовые и
ударные. Но есть музыкальные инструменты,
которые как бы не укладываются в обычные рамки.
Орган. Конечно, вы знаете этот инструмент. Его
называют королём музыкальных инструментов иобращаются к нему: «Его величество орган». То, что
нам видно из зала, называется фасадом органа. Он
состоит из нескольких десятков труб. Они
расположены несколькими группами, а в каждой
группе ещё и выстроены по росту, образуя по
настоящему неповторимое художественное
произведение. Потому что ни в каком другом зале
фасад не выглядит одинаково. Трудно представить
себе, какая громада скрывается за этим изящным
фасадом. Даже трудно определить – инструмент это
или машина.
Слушание: Орган, диапазон инструмента.
Главный принцип органа – определённое количество
труб, каждая из которых издаёт один единственный
звук. Этот принцип лежит в основе и флейты Пана,
или Сиринкс: каждая её трубка тоже издаёт один
звук. Но сравнить её с органом нельзя.Только когда к нему приспособили машину, он по
настоящему превратился в орган. Сначала воздух в
трубы органа нагнетали при помощи мехов, таких
же, как те, которыми кузнец раздувал огонь в своём
горне. Во II в. до н. э. в Александрии изобрели орган,
воздух в который нагнетался не мехами, а водяным
прессом. Поэтому он поступал равномерно, и звук
становился лучше и ровнее.
С веками инструмент усовершенствовался.
Появился исполнительский пульт или кафедра перед
ним. Это настоящий пульт управления. На нём
кроме клавиатур размещено более двухсот разных
элементов кнопок, рычагов, лампочек. Кафедра
имеет четыре ручные клавиатуры – они называются
мануалами.
Слушание: Орган, звучание педали.Есть и ножная клавиатура педаль, клавиши у
которой большие, длинные, широко расставлены,
чтобы музыкант не задевал случайно другую. С
помощью педалей извлекаются самые низкие звуки.
Конечно, современный орган не похож на флейту
Пана. В нём звучат металлические трубы. Иногда их
несколько тысяч. Если бы каждой трубе
соответствовала клавиша, то на инструменте с
несколькими тысячами клавиш играть было бы
невозможно. Поэтому над клавиатурами установили
регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише
соответствует несколько десятков или даже сотен
труб. Они издают один звук, но имеют разный тембр.
Благодаря этому орган может подражать звучанию
флейты, гобоя, даже пению птиц.
Так что у нас получается, к какому семейству мы
отнесём орган? У него есть трубы, в которыевдувается воздух, есть специальные клапаны внутри
труб, как и у некоторых духовых инструментов. Но
эти клапаны открываются или закрываются при
нажатии на клавишу. В общем, получается, что это
инструмент духовой и клавишный одновременно.
В средние века орган привлёк к себе внимание
церкви. Его торжественное и мощное звучание очень
подходило к архитектуре соборов с уходящими
вверх линиями, высокими сводами.
У нас в России орган был больше светским, а не
церковным инструментом, потому что в
православной церкви, в отличие от церкви
католической, он не используется.
Слушание: Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия соль
мажор.Много великолепной музыки было написано для
этого инструмента. Лучшие композиторы мира
служили церковными музыкантами, в том числе И.
С. Бах.
Принцип органа лежал и в основе русских роговых
оркестров. Они были очень популярны в поместьях
богатых русских вельмож в XVIII в. Здесь тоже
каждый рог издавал только один звук. Участниками
таких оркестров в основном были крепостные
крестьяне, которые не всегда были музыкантами.
Многим хватало умения в нужный момент выдувать
из своего рога его единственный звук. Это обычно
делалось по команде, поэтому и помнить
произведение наизусть было не обязательно. Труб
разной величины в роговом оркестре было несколько
десятков, а у богатого владельца до трёхсот. Вот
вам и орган.Александр Сергеевич Грибоедов, замечательный
русский писатель, дипломат, композитор и пианист,
свободно играл на органе. Во время Отечественной
войны 1812 года Грибоедов добровольцем вступил в
гусарский полк. Летом 1814 года этот полк стоял в
БрестЛитовске, где произошло следующее.
Грибоедов зашёл в монастырскую католическую
церковь, пробрался на хоры к органу. Началась
служба. Грибоедов долго её сопровождал как
органист, а в конце к изумлению монахов заиграл
«Камаринскую».
Слушание: Клавикорд, диапазон инструмента.
Клавикорд. Самый первый клавишный струнно
ударный – клавикорд – известен с XV века.
Инструмент сохранял свою популярность более трёх
столетий и совершенствовался на протяжении всего
этого времени. Звукоизвлечение на клавикордепредставляет собой следующую картину: при
нажатии клавиши укреплённый на её задней части
металлический штифт (тангент) касается струны;
чем сильнее удар по клавише (и давление тангента
на струну), тем громче звук. Пока тангент прижат к
струне, исполнитель может варьировать высоту
звука, добиваться эффекта vibrato и даже
имитировать crescendo.
На титульных листах сборников XVI века клавикорд
указывался как возможная замена клавесину или
вёрджинелу. По тем временам его звук
представлялся настолько громким, что инструмент
считался идеально подходящим для исполнения
танцевальной музыки.
Пик популярности клавикорда приходится на
середину XVIII века. В это время Карл Филипп
Эммануэль Бах (17141788) весьма тепло высказалсяо нём в своём «Руководстве к истинному искусству
игры на клавире». Немецкие же поэты и музыканты
эпохи Бури и натиска считали клавикорд наиболее
приспособленным «для излияния душевных чувств».
Тем не менее, к концу XVIII века он был совершенно
вытеснен фортепиано.
Слушание: Йозеф Гайдн. Соната № 29 мибемоль
мажор, I часть.
Слушание: Клавесин, диапазон инструмента.
Клавесин. Этот инструмент вы тоже наверняка
знаете. У него несколько названий: клавицимбал,
чембало, вирджинал и самое распространённое
клавесин. Поначалу этот инструмент ставили на
стол. Потом у него появились красивые резные
ножки. Внутри корпуса натягивались струны разной
длины. Отсюда такая характерная форма клавесина.Вспомните, какой инструмент похож на клавесин?
Конечно, рояль. У него тоже струны разной длины.
Как же на клавесине извлекался звук? Когда
исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в
движение упругие язычки, сделанные из птичьих
пёрышек. Язычки цепляли струну, и раздавался звук.
То есть звук извлекался щипком. Правда,
исполнитель не мог играть громче или тише. С какой
бы силой он ни ударял по клавише, делал это резко
или мягко звук не менялся. Со временем мастера
стали придумывать различные приспособления,
чтобы разнообразить звучание клавесина. Например,
устанавливали несколько клавиатур с разной силой
звука. Или приспособили рычаг педаль, которую
нажимали ногой, чтобы сделать звук тише.
К какому же семейству мы отнесём клавесин? В нём
есть струны, значит, это струнный инструмент. Звукизвлекается щипком, то есть щипковый. Но видели
ли вы у струнных клавиши? А клавесин ещё и
клавишный.
Этот инструмент был очень популярен в своё время.
Его включали в различные ансамбли, в оркестре он
исполнял партию сопровождения. Дирижёр в
оркестре долгое время сидел за клавесином. Левой
рукой он играл аккорды, а правой руководил
оркестром. Клавесин широко использовали и как
сольный инструмент в XVIIXVIII вв. Это было
время, когда носили напудренные парики, пышные
платья с оборками и кринолинами. К этому
галантному времени очень подходил тембр
клавесина, напоминающий звучание струнных
щипковых, но более полный и богатый. Для этого
инструмента писали музыку знаменитые
французские клавесинисты Рамо, Куперен, Дакен.Сегодня клавесин услышать можно редко.
Послушайте его звучание в записи: Дакен «Курица»,
Куперен «Жницы», «Вязальщицы», «Флорентинка»,
«Бабочки».
Слушание: Доменико Скарлатти. Соната ре минор, II
часть.
Слушание: Фортепиано, диапазон инструмента.
Фортепиано. Изобретение фортепиано принято
связывать с именем итальянца Бартоломео
Кристофори. Но не он один причастен к его
рождению. Когда идея носится в воздухе, её могут
воплотить почти одновременно разные люди. Так
получилось и здесь. Во Франции Жан Мариус, в
Германии Готлиб Шретер предложили свои
конструкции нового инструмента. Звук в новом
инструменте извлекался ударом по струнам
деревянных молоточков с обитыми упругимматериалом головками. Теперь исполнитель мог
играть тише или громче piano или forte. Вот откуда
взялось название инструмента пианофорте, а позже
фортепиано. Название это сохранилось и до наших
дней, объединяя все струнные клавишные
инструменты. Но мы их можем отнести и к ударным,
ведь звук извлекается ударом молоточка по струне.
Конечно, первые фортепиано были мало похожи на
наши современные инструменты. Они были
несовершенны. Но шло время, новый инструмент
улучшался, устройство его усложнялось, изменилось
расположение струн.
У фортепиано молоточек при нажатии клавиши
ударяет по струнам одинаковой длины и толщины.
Со временем мастера придумали педаль, которая
сдвигает молоточки так, что они задевают не все триструны, а одну или две. Это меняет тембр звука и
его силу.
Как же играет инструмент? Когда музыкант
нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне.
Одновременно от неё отскакивает войлочная
подушечкаглушитель (демпфер). От удара струна
начинает вибрировать и возникает звук. Значение
демпфера очень велико. Если бы он все время лежал
на струне, звук был бы глухим и коротким. А если
бы демпфера совсем не было, струны вибрировали
долго, и вместо музыки получилось бы сплошное
гудение. Звук прекращается, когда мы отпускаем
клавишу, потому что глушитель прижимает струну и
заглушает звук.
Со временем у фортепиано появилась ещё одна
педаль, расположенная: справа. Она отводит
демпфер от струн. Можно нажать эту педаль,отпустить клавишу, а звук будет всё равно тянуться,
пока не угаснет, потому что эта педаль держит
глушители, не пуская их на место. Благодаря: этому
в фортепианной музыке появились новые
возможности.
Слушание: Клод Дебюсси. «Лунный свет» из
«Бергамасской сюиты».
Слушание: Рояль, диапазон инструмента.
В XIX в. фортепиано развивалось очень интенсивно.
Сложились два вида фортепиано: горизонтальный
рояль (пофранцузски royal королевский) с
корпусом, похожим на крыло, и вертикальный
пианино (поитальянски pianino маленькое
пиано). Рояль это концертный инструмент.
Слушание: Фредерик Шопен. Ноктюрн № 19 ми
минор.
Слушание: Пианино, диапазон инструмента.Пианино же мы используем там, где нельзя
поставить большой рояль и где можно обойтись
меньшей силой звука.
У фортепиано огромные, поистине безграничные
возможности. Оно охватывает диапазоны всех
музыкальных инструментов. У него огромный
размах силы звука: от нежнейшего пианиссимо до
мощного фортиссимо. Оно может звучать легко, как
флейта, а может как целый оркестр.
Поэтому многие великие музыканты отдали дань
этому инструменту, создавая для него истинные
жемчужины. Среди них были великие пианисты.
Достаточно назвать Бетховена, Шопена,
Шуберта, Рахманинова, Скрябина. Слушать этот
инструмент можно бесконечно.
Слушание: Людвиг ван Бетховен. «К Элизе».Вопросы и задания:
1. Какой из клавишных инструментов является
самым молодым?
2. Что такое педаль у органа?
3. Назовите, принципы каких групп инструментов
объединяют в себе клавишные?
4. Перечислите имена французских композиторов
клавесинистов.
5. Какие разновидности фортепиано вы знаете?
6. Какой инструмент создал Бартоломео
Кристофори?Музыкальные инструменты. Деревянные
духовые
Так называют музыкальные инструменты, в которых
звук извлекается при помощи колебания воздуха в
полой трубке. Одни из них изготовляют из дерева,
другие из металла. Это очень важно, ведь именно
материал, из которого делают инструмент, влияет на
характер и тембр его звучания звук металла сильно
отличается от звука, издаваемого деревом. В связи с
этим духовые инструменты делятся на две группы
деревянные и медные. Но все они имеют одно общее
качество: в отличие от клавишных или струнных
инструментов они одноголосны. То есть на каждомиз них можно сыграть только одну мелодию.
Поэтому в оркестре применяют обычно по два и
более инструмента одного вида.
Что представляют деревянные духовые
инструменты? Это полые трубки, снабжённые
сложным клапанным механизмом. Изготовлялись
они из дерева, впрочем, часто и из другого
материала. Особенно повезло флейте. Она была
любимицей королей и аристократов, поэтому в
XVIII в. её иногда делали из слоновой кости,
хрусталя, фарфора и даже золота. В наше время
это особый металлический сплав.
Если все струнные инструменты свою форму
получили гдето в одно время, группа деревянных
духовых развивалась неодинаково. Одни
инструменты известны со времён далёкой древности,
другие появились недавно. Каждый из них имеетиндивидуальную конструкцию. Общим для них
является способ извлечения звука.
Звучащим телом в них является столб воздуха,
заключённый в трубке. Он приходит в колебание,
когда исполнитель вдувает в неё воздух. Если
закрыть клапанами все отверстия в трубке,
инструмент издаст самый низкий звук. Если
постепенно открывать отверстия, столб воздуха
будет укорачиваться, а звук повышаться. Для
вдувания воздуха у флейты устроено особое губное
отверстие, а у других деревянных духовых
инструментов специальное приспособление,
называемое тростью: сложенные вместе и связанные
камышовые пластинки. В нижней части трубки
некоторые инструменты имеют небольшое
расширение, похожее на колокольчик, раструб, его
нет у флейты и фагота.Слушание: Флейта. Диапазон инструмента.
Флейта один из старейших инструментов
семейства. Её прапрабабушкой была тростинка. Что
внушило человеку мысль дать голос тростинке?
Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или
беззаботное пение лесных птиц?
Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить
в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к
флейте. Но флейта умеет петь не только весело и
беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и
серебристо. Послушайте, как чарующе звучит она в
знаменитой «Мелодии» из оперы Глюка «Орфей».
Слушание: Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и
Эвридика».
Флейта может звучать как человеческий голос,
недаром её звук сравнивают с колоратурнымсопрано. Ведь и само её название не случайно
происходит от слова flatus дуновение. Вспомните
оперу Н. А. РимскогоКорсакова «Снегурочка»:
колоратурным пассажам дочери Мороза в самом
начале оперы вторят виртуозные наигрыши флейты.
Слушание: РимскийКорсаков. Пролог из оперы
«Снегурочка» (фрагмент).
Но не сразу звук флейты стал таким нежным,
серебристым, чистым и мягким. Каких только
превращений не претерпел этот древнейший
инструмент. Вряд ли найдётся народ, у которого не
было бы своей флейты. Испокон веков она была
пастушьим инструментом – её звуками пастухи
созывали свои стада.
Слушание: Бетховен. Симфония № 6
«Пасторальная». II ч. (фрагмент).В Древней Греции была распространена
многоствольная флейта флейта Пана, или Сиринкс.
Эту историю рассказывали многие древнегреческие
авторы. Флейтисты в Элладе и Риме пользовались
особым почётом.
Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из
них это тростник. Так же как под пальцами Афины
заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Пан
бог лесов и рощ. Он родился покрытый волосами, с
рогами, с козлиными копытами, кривым носом,
бородой и хвостом).
Когдато Сиринкс была прекрасной девой.
Влюблённый Пан преследовал её, но густой лес
укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже
было настиг её и простёр вперёд руку. Он думал, что
догнал её и держит за волосы, оказалось же, что этоне волосы девушки, а листва тростника. Говорят,
что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила
тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник,
считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и
после этого не смог её найти. Тогда он понял, что
девушка превратилась в тростник, и очень
опечалился, что сам убил её. Пан собрал все
тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял
их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его
проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс
зазвучала.
Слушание: Панфлейта. Einsamer Hirte («Одинокий
пастух).
Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в
то время на продольной флейте, которую держали
как дудочку вертикально. Звук её мягчесовременной, более нежен, но зато он менее ярок и
сила его звучания уступает поперечной флейте. Её
так назвали потому, что держат горизонтально.
В XVII в. обе флейты и продольная и поперечная
были распространены в быту и в профессиональной
музыке. Обе вошли в первые оркестры. Продольная
флейта обладала более поэтичным звуком, и её
называли «нежной флейтой». Но поперечная флейта
оказалась более жизнеспособной, так как легко
поддавалась усовершенствованиям. В середине
XVIII в. она вытеснила прямую флейту из оркестра.
Гобой не менее древен, чем флейта. Его
прапрабабушкой является первобытная свирель.
Более близкие его предки – древнегреческий авлос и
кавказская или среднеазиатская зурна.
В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока.
В таком виде, как мы его знаем, он был созданфранцузскими мастерами в XVII в. и вскоре вошёл в
состав оркестра. Почти целое столетие гобой был
кумиром музыкантов и любителей музыки. Люлли,
Рамо, Бах, Гендель отдали дань этому
замечательному инструменту.
Слушание: Гобой. Диапазон инструмента.
Гобой представляет собой коническую трубку с
раструбом и трость, которую исполнитель держит во
рту. Это наконечник, сделанный из двух камышовых
пластинок, прилегающих друг к другу. Когда в них
вдувают воздух, они приходят в колебание,
заставляющее звучать воздушный столб внутри
трубки. Благодаря некоторым особенностям
конструкции, гобой почти не меняет настройку.
Поэтому стало традицией именно по нему
настраивать весь оркестр.Гобой достаточно подвижный инструмент, хотя и
уступает в этом отношении флейте. Это скорее
поющий, нежели виртуозный, инструмент.
Чтобы познакомиться со звучанием гобоя,
послушайте «Танец маленьких лебедей» из балета П.
И. Чайковского «Лебединое озеро». А в
симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и
волк» гобой изображает утку, громко крякающую и
неуклюже переваливающуюся с боку на бок.
Слушание: Чайковский. Танец маленьких лебедей из
балета «Лебединое озеро».
Слушание: Английский рожок. Диапазон
инструмента.
Самый близкий родственник гобоя – английский
рожок, который ещё называют альтовым гобоем. Он
чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук егоболее меланхоличный, как сказал Н. А. Римский
Корсаков: «ленивомечтательный».
Английскому рожку часто поручают напевные
мелодии, например, вступление к ариозо Лизы из
оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», Поэма
для симфонического оркестра, хора и солистов
«Колокола» 4 часть, С. В. Рахманинова и др.
Слушание: Рахманинов. Колокола. Поэма для
симфонического оркестра, хора и солистов. IV ч.
(фрагмент).
Кларнет. Мы знаем, что флейта и гобой уже более
трёх столетий являются участниками оркестра.
Кларнет появился в нём только на рубеже XVIII
XIX вв. Предком кларнета был народный
средневековый инструмент свирель шалюмо. В
1690 году немецкий мастер Деннер
усовершенствовал его. Верхний регистр созданногоДеннером инструмента поразил современников
своим резким, пронзительным тембром,
напоминавшим звук трубы. В то время трубу
именовали Clarino. Поэтому новому инструменту
дали имя Clarinetto маленькая труба. Оба названия
связаны с латинским словом Clarus светлый, что
прекрасно характеризует тембр этих инструментов.
Слушание: Кларнет Диапазон инструмента.
Кларнет немного напоминает гобой. Это
цилиндрическая деревянная трубка с раструбом на
одном конце и тростьюнаконечником на другом. Но
сама трость отличается от гобойной: она состоит не
из двух, а из одной тростниковой пластинки,
прикреплённой к мундштуку, похожему на птичий
клюв. Кларнетист держит «клюв» во рту и, вдувая в
него воздух, заставляет инструмент звучать. Так
возникает звук совершенно особой окраски, полный,округлый, отличающийся необыкновенным
благородством.
Кларнет один из совершеннейших инструментов,
требующий от исполнителя очень малого расхода
воздуха. Он необыкновенно подвижен. Пассажи,
скачки, арпеджио всё это с лёгкостью удаётся
кларнету. Кроме того, кларнет обладает ещё одним
очень важным качеством: ему доступно гибкое
изменение силы звука, постепенное усиление и
ослабление звука. Всё это сделало кларнет одним из
самых выразительных голосов оркестра. Недаром
многие композиторы именно кларнету поручают
выразительнейшие соло в своих произведениях.
Во второй половине XVIII века возможности этого
инструмента были оценены по достоинству
благодаря ярким оркестровым и ансамблевым
сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха,Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке,
Брамса и других авторов.
Слушание: Брамс. Квинтет для кларнета и
струнного квартета. II ч. (фрагмент).
Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме
основного существует ещё малый кларнет с
диапазоном на кварту выше обычного,
отличающийся пронзительным звуком, а также бас
кларнет, звучащий октавой ниже обычного. Тембр
баскларнета сочный, звенящий, а в низком регистре
мрачный, угрюмый.
Фагот самый низкий по звучанию инструмент
группы деревянных духовых. Его родословная
восходит к первой половине XVI в. Предком фагота
считается басовая свирель бомбарда. Пришедший ей
на смену фагот был построен каноником Альфаньо
дельи Альбонези. Большая деревянная перегнутаявдвое трубка инструмента напоминала вязанку дров,
что и запечатлелось в названии. Итальянское слово il
fagotto означает «вязанка». Новый инструмент
пленил современников мягкостью и благозвучностью
тембра, и, по контрасту с хриплым, грубым голосом
бомбарды, его стали называть «дольчино»
сладостный. В дальнейшем он был значительно
усовершенствован и с конца XVII в. вошёл в состав
оркестра.
Слушание: Фагот. Диапазон инструмента.
Ствол фагота очень велик, поэтому играть на нём,
как на флейте или кларнете, было бы невозможно.
Мастера нашли оригинальный выход: трубку
сложили пополам. К верхней части трубки
прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на
которую надета трость. Во время игры фагот на
шнурке подвешивают на шею. Тембр фагота напротяжении диапазона меняется от мощного,
грозного внизу до пронзительного и напряжённого
вверху.
В XVIII в. в Европе фагот пользовался огромной
любовью современников: одни называли его гордым,
другие нежным, меланхолическим, религиозным.
Эта привязанность доходила до того, что количество
фаготов в оркестре иногда превышало количество
скрипок: четыре фагота при трёх скрипках во
времена Генделя. В общем, фагот многое видел,
обладает огромным опытом музицирования в
салонах, домах, дворцах, концертных залах. Во
многих случаях фагот незаменим.
Иоганн Фридрих Фаш – один из крупнейших
композиторов Германии первой половины XVIII
века. Он родился близ Веймара, служилкапельмейстером при дворе Лукавече, затем в
Цербете. Он написал три оперы, кантаты, мессы,
оркестровые сюиты, концерты, сонаты для
солирующих инструментов. Авторитет его
настолько велик, что И. С. Бах сам переписал пять
из его оркестровых сюит, а в рукописном архиве Ф.
Э. Баха был найден годовой обиход его церковных
сонат. Соната Cdur для фагота – один из ярких
примеров раскрытия виртуозных возможностей
инструмента.
Слушание: Иоганн Фридрих Фаш. Соната Cdur для
фагота I ч.
Нередко исполняемая фаготом мелодия в быстром
темпе создаёт комическое впечатление. Это
использовал М. И. Глинка в опере «Руслан и
Людмила» для характеристики трусливогопоклонника Людмилы Фарлафа. Когда он
встречается с колдуньей Наиной, чередующееся
стаккато двух фаготов передаёт его трусливую
дрожь. Но иногда фагот звучит трагически. В начале
Шестой симфонии П. И. Чайковского, фагот играет
скорбную сосредоточенную мелодию. А теперь
вспомните симфоническую сказку С. С. Прокофьева
«Петя и волк». Роль дедушки в этой сказке играет
фагот. Пожилые люди часто ворчат на своих внуков.
Низкий, ворчливый, немного хриплый голос фагота
очень подходит к этой роли.
Одна из разновидностей фагота – контрфагот
очень похож на фагот. Его диапазон на октаву ниже
основного. Применяется он для усиления басовых
голосов оркестра.
Вопросы и задания:1. Какой деревянный духовой инструмент является
самым древним?
2. Что такое поперечная и продольная флейта?
3. Какой инструмент надо добавить, чтобы
семейство деревянных духовых стало полным:
флейта, кларнет, фагот?
4. Какой инструмент среди них является самым
высоким?
5. Как извлекаются звук на кларнете?
6. Чем отличаются тембры звучания деревянных
инструментов?
Бетховен. Симфония №3 «Героическая»Вечные образы силу человеческого духа,
творческую мощь, неизбежность смерти и
всепобеждающее опьянение жизнью – Бетховен
соединил воедино в Героической симфонии и из
этого сотворил поэму обо всем великом, что
может быть присуще человеку...
Третья симфония Бетховена стала рубежом в
развитии европейской музыки. Уже первые звуки ее
звучат как призыв, словно сам Бетховен говорит
нам: «Слышите? Я другой, и музыка моя – другая!»
Затем, в седьмом такте, вступают виолончели, но
Бетховен нарушает тему совершенно неожиданной
нотой, в другой тональности. Прислушайтесь!
Бетховен никогда больше не создавал ничего
подобного. Он разорвал с прошлым, освободился от
подавляющего наследия Моцарта. Отныне и впредь
он будет революционером в музыке.Бетховен сочинил свою героику в 32 года, он начал
работу над ней меньше чем через год после того, как
оставил своё горькое и безнадёжное
«Хейлигенштадтское завещание». Он писал Третью
симфонию несколько недель, писал, ослеплённый
ненавистью к своей глухоте, словно стремился
изгнать ее своим титаническим трудом. Это и в
самом деле титаническое сочинение: самая длинная,
самая сложная симфония из всех, созданных
Бетховеном на тот момент. Публика, знатоки и
критики растерялись, не зная, как относится к его
новому творению.
«Эта длинная композиция есть… опасная и
необузданная фантазия… которая часто сбивается в
подлинное беззаконие… В ней слишком много
блеска и фантазии… чувство гармонии полностью
утрачено. Если Бетховен продолжит следовать потакому пути, это будет прискорбно как для него, так
и для публики». Так писал критик респектабельной
«Всеобщей музыкальной газеты» 13 февраля 1805 г.
Друзья Бетховена были более осторожны. Их мнение
изложено в одном из отзывов: «Если этот шедевр и
не услаждает слух сейчас, то лишь потому, что
нынешняя публика недостаточно культурна для
восприятия всех её эффектов; лишь через несколько
тысяч лет это произведение будет услышано во всем
его великолепии». В этом признании явно слышатся
слова самого Бетховена, пересказанные его
друзьями, вот только срок в несколько тысяч лет
выглядит чрезмерно преувеличенным.
В 1793 году в Вену прибыл посол французской
республики генерал Бернадот. Бетховен
познакомился с дипломатом через своего друга,
известного скрипача Крейцера (Девятая скрипичнаясоната Бетховена, посвящённая этому музыканту,
носит название «Крейцеровой»). Вероятнее всего,
именно Бернадот навёл композитора на мысль
увековечить в музыке образ Наполеона.
Симпатии молодого Людвига находились на стороне
республиканцев, поэтому идею он воспринял с
воодушевлением. Наполеона в то время
воспринимали как мессию, способного осчастливить
человечество и исполнить надежды, возлагавшиеся
на революцию. А Бетховен к тому же видел в нем
ещё и великий, несгибаемый характер и огромную
силу воли. Это был герой, которого следовало чтить.
Бетховен отлично понимал масштаб и природу своей
симфонии. Он написал её для Наполеона Бонапарта,
которым он искренне восторгался. Имя Наполеона
Бетховен написал на титульном листе симфонии.Но когда Фердинанд Рис – сын дирижёра
придворного оркестра в Бонне, который в октябре
1801 г. перебрался в Вену, где стал учеником и
главным помощником Бетховена, сообщил ему о
том, что Наполеон короновался и провозгласил себя
императором, Бетховен пришёл в ярость.
По свидетельству Риса, он воскликнул: «Значит, и
этот тоже – самый обыкновенный человек! Отныне
он будет попирать ногами все человеческие права в
угоду своему честолюбию. Он поставит себя над
всеми и сделается тираном!»
Бетховен с такой яростью принялся вымарывать имя
Наполеона с титульного листа, что прорвал бумагу.
Симфонию он посвятил своему щедрому
покровителю князю Лобковицу, во дворце которого
и состоялось несколько первых исполнений
произведения.Но когда симфония была напечатана, на титульном
листе остались слова: «Sinfonia Eroica… per
festeggiare il sovvenire di un grand Uomo»
(«Героическая симфония… в честь великого
человека»). Когда Наполеон Бонапарт скончался,
Бетховена спросили, не мог бы он написать
траурный марш по поводу смерти императора. «Я
уже сделал это» ответил композитор, вне всякого
сомнения, имея в виду траурный марш из второй
части «Героической симфонии». Позже Бетховену
задали вопрос, какую из своих симфоний он любит
больше всего. «Героику», ответил композитор.Жак Луи Давид. Коронование
Наполеона Существует распространённое и вполне
обоснованное мнение, согласно которому
«Героическая симфония» стала началом
патетического периода в творчестве Бетховена,
предвосхитив великие шедевры его зрелых лет.
Среди них – сама «Героическая симфония», Пятая
симфония, «Пасторальная симфония», Седьмая
симфония, фортепианный концерт «Император»,
опера «Леонора» («Фиделио»), а также
фортепианные сонаты и произведения для струнного
квартета, отличавшиеся от более ранних
произведений гораздо большей сложностью ипродолжительностью. Эти бессмертные
произведения были созданы композитором,
сумевшим мужественно пережить и победить свою
глухоту – самую страшную катастрофу,
выпадающую на долю музыканта.
Это интересно…
Валторна ошиблась!
За четыре такта до репризы во время тихой игры
струнных, неожиданно вступает первая валторна,
повторяющая начало темы. Во время первого
исполнения симфонии Фердинанд Рис, стоящий
рядом с Бетховеном, был настолько изумлён этим
вступлением, что выругал валторниста, заявив, что
тот вступил не вовремя. Рис вспоминал, чтоБетховен устроил ему суровый нагоняй и долго не
мог простить.
Инструмент, играющий столь большую роль в
«Героической симфонии» разумеется, не только
благодаря «фальшивой» ноте, но и гениальной
сольной партии валторн в третьей части
произведения, во времена Бетховена существенно
отличался от той валторны, которую мы знаем
сегодня, прежде всего, у старинной валторны не
было вентилей, поэтому для смены тональности
музыкантам приходилось каждый раз менять
позицию губ или помещать правую руку в раструб,
изменяя высоту звуков. Звук у валторны был резкий
и сиплый, играть на ней было чрезвычайно сложно.
Вот почему для подлинного понимания
бетховенского замысла «Героики» любителяммузыки следует посетить исполнение, в котором
используются инструменты того времени.
Звуки музыки
Публичная премьера Третьей симфонии Бетховена
состоялась в Вене в 1805 году. Ничего подобного
люди ещё не слышали, это было началом новой эры в
музыке.
Первыми, кто услышал новую симфонию в декабре
1804 года, были гости князя Лобковица, одного из
меценатов Бетховена. Князь был меломаном, имел
собственный оркестр, поэтому премьера состоялась
в его дворце, практически в камерной обстановке.
Знатоки раз за разом наслаждались симфонией во
дворце князя, не выпускавшего сочинение из рук.
Лишь в апреле следующего года с «героическойсимфонией» познакомилась широкая публика.
Неудивительно, что она была всерьёз озадачена
небывалыми прежде масштабами и новизной
сочинения.
Грандиозная первая часть основана на героической
теме, которая претерпевает множество метаморфоз,
повидимому, рисующих путь героя.
По словам Роллана, первая часть, возможно, «была
задумана Бетховеном как своего рода портрет
Наполеона, разумеется, совсем непохожего на
оригинал, но такого, каким его рисовало
воображение, и каким он хотел бы видеть Наполеона
в действительности, то есть как гения революции».Борис Валеджио.
Прометей Вторая часть – знаменитый траурный
марш, образует редчайший контраст. Впервые место
певучего, обычно мажорного анданте занимает
похоронный марш. Утвердившийся во время
Французской революции для массовых действ наплощадях Парижа, этот жанр превращается у
Бетховена в грандиозную эпопею, вечный памятник
героической эпохе борьбы за свободу.
Третья часть – скерцо. Слово это в переводе с
итальянского означает «шутка».
Скерцо третьей части появилось не сразу:
первоначально композитор задумал менуэт и довёл
его до трио. Но, как образно пишет Роллан,
изучавший тетрадь бетховенских эскизов, «здесь
перо его отскакивает... Под стол менуэт и его
размеренную грацию! Гениальное кипение скерцо
найдено!» Каких только ассоциаций не рождала эта
музыка! Одни исследователи видели в ней
воскрешение античной традиции — игры на могиле
героя. Другие, наоборот, предвестие романтизма —
воздушный хоровод эльфов, наподобие созданногосорок лет спустя скерцо из музыки Мендельсона к
комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Исполнителей и слушателей поджидает немало
сюрпризов, особенно охотно Бетховен
экспериментирует с ритмом.
Четвертая часть симфонии основана на так
называемой «прометеевской» теме. В греческой
мифологии Прометей – титан, похитивший огонь из
кузницы Вулкана, чтобы принести его людям.
Бетховен посвятил ему балет «Творения Прометея»,
из финала которого и пришла в симфонию
музыкальная тема. Правда, Бетховен ещё
использовал ее в Пятнадцати вариациях с фугой для
фортепиано. Финал симфонии построен как цепь
вариаций. Сначала Бетховен берет из темы только
басовый голос и развивает его, затем вступает
мелодия, чтобы в процессе развития достичьбурного ликования: «прометеевский» финал
«Героической симфонии» действительно полон
небесного огня.
Финал симфонии, который русский критик А. Н.
Серов сравнивал с «праздником мира», полон
победного ликования...Франц Шуберт. Романтик из Вены
«Как и Моцарт, Шуберт больше принадлежал
всем –
окружающей среде, людям, природе, чем себе,
и музыка его была его пением про всё, но не лично
про себя…»
Б. Асафьев
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в
Лихтентале, предместье Вены. Первые уроки музыки
преподал ему отец, Франц Теодор Шуберт, учитель
лихтентальской приходской школы. Затем мальчик
перешёл под опеку Михаэля Хольцера, регентаместной церкви и добрейшего старика он
бесплатно учил Шуберта гармонии и игре на органе.
В возрасте одиннадцати лет Шуберт поступил
певчим в императорскую капеллу и, распростившись
с родным домом, уехал в Вену (благо от предместья
до города было рукой подать). Теперь он жил в
императорском королевском конвикте
привилегированном интернате. И учился в гимназии.
Об этом так мечтал его отец.
Но жизнь его была невесела: подъём на заре, долгие
и утомительные стояния на клиросе, вездесущие
надзиратели, всегда умеющие найти за мальчиками
провинность, за которую следует высечь или
заставить бессчётное число раз повторять молитвы.
Существование Франца, привыкшего к кроткому
наставничеству Хольцера, было бы совсем
беспросветным, если бы не новые друзья дружилитем крепче и самоотверженней, чем больше
воспитатели поощряли детей к наушничеству и
доносительству, якобы направленному к «спасению
душ заблудших товарищей».
Пять лет (1808 1813), проведённые композитором в
конвикте, были бы для него невыносимо тяжелы,
если бы не верные друзья, которых он нашёл здесь.
Слева направо Ф. Шуберт, И. Иенгер, А.
Хюттенбреннер.
И если бы не музыка. Талант юного Шуберта
заметил придворный капельмейстер Антонио
Сальери. Он продолжил заниматься с ним и после
его ухода из школы в 1813 году (связанного с тем,
что голос подросшего певчего стал ломаться и
утратил необходимую «хрустальность»).
В 1814 году в Вене произошло событие огромной
важности состоялась премьера бетховенской оперы«Фиделио». Предание гласит, что Шуберт продал
все свои школьные учебники, чтобы попасть на эту
премьеру. Возможно, дело обстояло и не столь
драматично, но доподлинно известно, что
поклонником Бетховена Франц Шуберт оставался до
конца своей недолгой жизни.
Этот же год ознаменовался для Шуберта и более
прозаическими событиями. Он поступил на работу в
ту же школу, где преподавал его отец.
Педагогическая деятельность казалась молодому
музыканту скучной, неблагодарной, бесконечно
далёкой от его высоких потребностей. Но он
прекрасно понимал, что быть обузой для семьи,
которая и без того едва сводила концы с концами, он
не может.
Несмотря на все тяготы, те четыре года, что
композитор посвятил учительству, оказались весьма