Цели урока: Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы; анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Цели урока: Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и
наоборот; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и литературы; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы;
анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации
картин.
Ход урока:
Организационный момент:
Звучит песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» (автор музыки и
слов – Б. Окуджава).
Когда внезапно возникает
Ещё неясный голос труб,
Слова как ястребы ночные
Срываются с горячих губ,
Мелодия как дождь случайныйГремит и бродит меж людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
В года разлук, в года смятений,
Когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам,
Что снисхождения не жди,
И командиры все охрипли,
Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Кларнет пробит, труба помята,
Фагот как старый посох стёрт,
На барабане швы разлезлись,
Но кларнетист красив, как черт,
Флейтист как юный князь изящен,И вечно в сговоре с людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Что общего в стихотворении
Константина Никольского и песне Булата Окуджавы?
Запись на доске:
«О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви,
Что творилось, что творится на твоей земле –
Всё это в музыке, ты только улови».
(К. Никольский)
Сообщение темы урока:
Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, оплакивала
потери и возвеличивала любовь. В музыке вся наша жизнь. Музыка бросала вызов
судьбе и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть.
Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Константина Никольского
из песни «Музыкант».Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литературе.
Работа по теме урока:
Легенды о музыке.
Люди всегда знали божественную силу музыки. Не случайно ещё во времена
глубокой древности они сложили миф об Орфее легендарном прародителе
самоотверженного племени певцов и музыкантов, чей голос покорял не только
людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его лира, этого
мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку
Орфея.
Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературы,
получившем название «Миф об Орфее».
Миф об Орфее
«...Орфей был животворящим гением священной Греции, пробуждающим её
божественную душу. Его лира о семи струнах обнимала всю вселенную. Каждая
из струн соответствовала также одному из состояний человеческой души и
содержала закон одной науки и одного вида искусства. Мы потеряли ключ к её
полной гармонии, но её различные тона никогда не переставали звучать для
человечества...»
(Эдуард Шюре)В легендах мы читаем об Орфее:
«...Однажды ранней весной, когда на деревьях появилась первая зелень, сидел
великий певец на невысоком холме. У ног его лежала золотая кифара. Поднял её
певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивным пением.
Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг
него, как зачарованные столпились дикие звери из окрестных лесов и гор. Птицы
слетелись слушать певца, даже деревья двинулись с места и окружили
Орфея...» (Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»)
Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140141. Самостоятельное
чтение учащимися.
Орфей, сын фракийского царя 3агра и музы Каллиопы, был самым известным из
когдалибо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы
научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и
заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. Во Фракии несколько
древних горных дубов так и остались стоять в танце.
Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой помогая им преодолевать
множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике.
Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид в
надежде вернуть её назад. Там он не только сумел очаровать перевозчикаХарона, пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил
муки осуждённых.
Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Гадеса, и он позволил
Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути
назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на
солнечный свет.
Эвридика шла по тёмному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев
солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним,
и в тот же миг потерял жену навеки.
Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы,
звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой.
Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли у подножия горы
Олимп, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете.
Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где её возложили на почётное
место в храме Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах
в виде созвездия.
Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый известный поэт и певец,
когдалибо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что,
когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы
двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своимталантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже
воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)
Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки, покорившей даже
бессмертных богов. Для К. Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым
человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу
Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.
Образы поэтического мифа исключительно популярны в мировом искусстве. Опера
К. Глюка не единственное произведение, созданное на этот сюжет.
Легенда об Орфее вдохновляла композиторов на протяжении многих веков. Так,
одна из первых опер в Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году,
называлась «Эвридика». В начале XVII века за ней последовала опера итальянского
композитора Клаудио Монтеверди «Орфей». В конце XVIII века в России появилась
мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей». Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в
аду». В ХХ веке миф об Орфее возродился в балете Игоря Стравинского.
Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильямс в
драме «Орфей спускается в ад».
По его мотивам написаны полотна великих живописцев Тинторетто, Рубенса,
Брейгеля и др.Многие годы в Польше в Сопоте проходил международный фестиваль певцов
«Золотой Орфей».
И может быть, мы ещё увидим и услышим новые выдающиеся произведения на этот
бессмертный сюжет.
Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка.
Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто написал эту оперу и как
звучит эта музыка? О чём же дальше повествует миф? (Орфей не выполнил условия
Аида обернулся, Эвридика тут же исчезла в царстве смерти. Музы погребли
Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем
где бы то ни было. Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона
поместили на небе в виде созвездия.)
Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки
друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.
Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека
универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично
понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие
моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые
владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в
соревновании со своим другомсоперником в передаче эмоций. Именно поэтому
между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином
произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово
придаёт музыке большую определённость.
Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (автор слов и музыки М.
Шелег).
Где найти мне такое слово,
Чтобы скептик не мог оспорить,
Чтобы даже самого злого
Слово это могло успокоить?
Разбудило б любовь и нежность,
Подарило бы веру снова,
Чтоб вселяло в сердца надежду,
Где найти мне такое слово?
Ночью, когда за окном стемнеет,
Ночью, когда лишь Луна и звёзды,
Слово это над миром реет,
Словно птица, пронзая воздух.Ночью, когда засыпает город,
Ночью, когда сон смыкает вежды,
Я в тишине разыщу это слово
Слово Веры, Любви и Надежды,
Слово Веры, Любви и Надежды.
Где найти мне такую ноту
И так к слову её поставить,
Чтоб сердца пригласить к полёту,
Чтобы души летать заставить?
Чтоб струной натянулась тонко,
Не сфальшивила б ни на йоту,
Чтоб звучала легко и звонко,
Где найти мне такую ноту?
Утром проявится дня рисунок,
Утром, когда горизонт проснётся,
На золотых лучах, как на струнах,
Ноту эту сыграет солнце.
Утром, когда всколыхнёт природу
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.
Утром, когда всколыхнёт природу,
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.
Вопросы и задания:
1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы?
2. Назови известные тебе произведения литературы, посвящённые музыке или
музыкантам.
3.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое, на твой
взгляд, особенно отличается музыкальностью.«Русские сезоны» в Париже.
Цели урока: исследовать значение изобразительного искусства для воплощения
музыкальных образов; находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и другими видами искусства; воспринимать разные по смыслу
музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в
исполнении); творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
изобразительной деятельности.
Познакомить с историей русского балета; развивать умение определять главные
отличительные особенности сценического жанра балет.
Материалы к уроку: портреты, фото композиторов, хореографов, танцовщиков,
музыкальный, иллюстративный материал.
Ход урока:
Организационный момент:Слушание: С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт»...
(А. С. Пушкин)
Сообщение темы урока:
Итак, ребята, сегодняшний урок мы с вами вновь посвящаем замечательному
жанру балету. Давайте вспомним, что это за жанр? (Балет музыкальный
спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и
изобразительное искусство...)
Хорошо, ну, а сегодня разговор пойдёт о русском балете, истории его создания,
традициях.
Работа по теме урока.
1. Из истории русского балета.
Учителями русских танцовщиков были хореографы из Франции и Италии,
приглашённые работать в Петербург и Москву в XVIII веке.
Так, в Шляхетном корпусе (самом «престижном» учебном заведении Петербурга
первой половины XVIII века) танцы преподавал французский балетмейстер Ж.Б.обученные секретам профессионального мастерства.
Ланде. В 1738 году он открыл Танцевальную школу, которая со временем
превратилась в знаменитую Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой.
Балетная школа открылась в 1773 году и в Москве при Воспитательном доме.
Позднее в ней стали обучать профессиональных танцовщиков для Большого театра.
Уже в 40е годы XVIII века в балетных спектаклях стали участвовать русские
танцовщики,
Балет
превратился в любимое придворное зрелище.
Сюжеты балетов были
мифологическими, историческими или сказочными. Постановки отличались
роскошью костюмов и декораций.
На сцене происходили «чудеса»: сказочные герои внезапно «проваливались сквозь
землю» или, наоборот, «взлетали в небеса», вызывая восторг у публики. Иногда в
сказочных «полётах» участвовали не только солисты, но и группы кордебалета.
Во второй половине XVIII века профессионализм русских танцовщиков уже не
уступал мастерству западных.
«Золотым веком» балета в России стал XIX. Русский балет стремительно развивался
и во многом стал превосходить западный. Славу ему создавали талантливые
балетмейстеры и танцовщики. Такими были Шарль Дидло, современник Пушкина, и
его ученики, среди которых выделялась Авдотья Истомина, воспетая в пушкинских
строках:...Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.
* Эол бог ветров в древнегреческой мифологии.
XIX век внёс много нового в искусство балета. В балете, как и в литературе, музыке,
живописи, возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств,
настроений, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы
выразительности в танце и пантомиме.
Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторыремесленники, а
подчас и рядовые оркестранты. Музыка даже одного спектакля часто напоминала
пёстрое лоскутное одеяло, «сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки
нескольких композиторов. Такое неравноправие музыки и хореографии в балетепродолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера
композитор Пётр Ильич Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.
В истории русского балета творчество М. Петипа (1818 1910) стало целой эпохой.
Он, знаменитый французский танцовщик, ещё молодым приехал в Россию и отдал
служению своей второй родине 60 лет жизни. За эти долгие годы он поставил и
возобновил 76 балетов (не считая множества балетных эпизодов в русских и
западных операх).
Петипа создал петербургский классический стиль «больших балетов». В них
сочетались высочайшее техническое мастерство, строгий расчёт и поэтическая
одухотворённость. Вершинами творчества Петипа считаются «ДонКихот»,
«Баядерка», «Раймонда» и балеты, поставленные на музыку Чайковского.
Сочиняя либретто балетов, танцы для спектаклей, Петипа придерживался
традиционных схем, выработанных французской школой.
Балеты Чайковского, созданные совместно с Петипа, наполненные глубоким
содержанием и чувством, стали образцами академического балета. Из искусства
развлекательного балет превратился в искусство глубокое и серьёзное.
Отныне композиторы придавали балетной музыке такое же значение, как и оперной
и симфонической. Пётр Ильич писал: «Балет та же симфония».
2. «Русские сезоны» в Париже.Медленно, нехотя уходил 19 век, «золотой век» русского искусства, открывший
миру Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова. На
смену шёл новый век, полный предчувствий перемен в социальной и художественной
жизни России.
В начале ХХ века Европа была покорена самобытностью и художественным
совершенством русского искусства. Триумф «Русских сезонов» стал плодом усилий
талантливых художников, композиторов, хореографов, танцовщиков, объединить
которых в единое целое сумел выдающийся меценат и антрепренёр, неординарная
творческая личность С. П. Дягилев.
«В истории театра есть спектакли, громадный, шумный успех которых, являясь
выражением глубинных процессов в жизни искусства, сразу поднимает их до уровня
этапных событий, пишет М. Пожарская. Их хранят в памяти, как народы помнят о
великих битвах, очевидцы рассказывают о них своим детям и внукам, превращая
быль в легенды». Эти слова о «Русских сезонах» в Париже гастролях русской
оперы и балета в 1908 и 1909 годах, «Русские сезоны» стали подлинным триумфом
национального балета, показав всему миру, на какой уровень может быть поднято
искусство, создаваемое в содружестве выдающихся композиторов, художников
живописцев и исполнителей.Среди великих создателей «Сезонов» композиторы Н. РимскийКорсаков, С.
Рахманинов, И. Стравинский, солисты Ф. Шаляпин, Т. Карсавина, В. Нижинский,
художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин, К. Коровин.
Взгляните на эти изображения и вы почувствуете огромный мир подлинного
искусства, о котором выдающаяся танцовщица Айседора Дункан сказала: «Это
целый храм эстетических радостей, и каждая подробность этого храма полна
красоты и интереса».
«Истинной и непревзойдённой» вершиной признают ценители музыки балет
«Петрушку» Игоря Фёдоровича Стравинского.
«Петрушка» второй из ряда удивительных балетов, которые Стравинский написал
для балетной компании Дягилева, в его премьере, состоявшейся в Париже 1911
года, участвовал знаменитый танцор Вацлав Нижинский.
Действие балета происходит во время масленицы праздника, который всегда
широко отмечался на Руси. Все, что связано с этим праздником и народные
гулянья, и ярмарки, и балаганы, и пляски, все зазвучало в музыке балета, такого
истинно и глубоко русского.
На фоне широкого праздника масленицы развёртывается драма Петрушки,
влюблённого в изящную Балерину. Однако красавица равнодушна к страданиямжалкого паяца, предпочитая ему самодовольного Арапа. Эта драма кукол в
интерпретации Стравинского приобрела характер психологического гротеска.
В «Русском танце» куклы, повинуясь кукловоду, танцуя, выходят из своих коробок,
привлекая внимание зрителей.
«У Петрушки» целиком посвящена характеристике Петрушки маленького
уродливого человечка, жестоко страдающего от неразделённой любви. Ряд коротких
мотивов как бы пронзительно вскрикивающих, безвольно скользящих, порывистых
и застывающих, изображает движения ошарашенного и постепенно приходящего в
себя Петрушки. Затем появляется светлая, слегка меланхолическая тема (Петрушка
предаётся мечтам) с оттенком иронии, гротескной причудливости.
С появлением Балерины (Allegro) музыка становится стремительно порывистой и
звонкоблестящей по колориту. Завершающее картину резкое звучание труб как бы
подчёркивает роковую недостижимость для Петрушки счастья.
Слушание: И. Стравинский. Фрагменты «Русская» и «Петрушка» из балета
«Петрушка».
Что вы можете сказать о прослушанных музыкальных произведениях? (Первый
фрагмент из балета «Петрушка» И. Стравинского звучал празднично, ярко,
быстро, красочно он рисовал широкий праздник Масленицу. В музыке слышны
интонации народных песен, плясок, балаганов, ярмарки, народных гуляний.Фрагмент называется «Русская», наверное, потому, что здесь звучат чисто
русские весёлые, зажигательные интонации праздника.
Следующий фрагмент рисовал одного из самых любимых персонажей русского
театра Петрушку. Музыка звучала необычно, в ней слышны игривые интонации,
было ощущение, что ктото от когото убегал, прятался, вновь появлялся.)
О чём же идёт речь в балете «Петрушка»? (Во время Масленицы, замечательного
русского праздника, разворачивается целая драма. Петрушка, влюблённый в
балерину, узнаёт, что она предпочитает ему самодовольного Арапа. Это
своеобразная драма кукол, которая изображает людей.)
4. Основные категории балета.
Смысл балету, как это ни странно, придаёт слово. Без слова, оказывается, не
может обойтись и такое, самое бессловесное, искусство. И не только потому, что в
нём иной раз участвует хор, певец или мастер художественного слова, поясняющие
происходящие события. Связи балета с литературой гораздо глубже. Ведь создание
любого балета чаще всего начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а с
либретто. Что же это такое? (Либретто это литературный сюжет оперы...)
...И балета. В либретто определена идея спектакля, намечен сюжет, обрисованы
характеры героев, их взаимоотношения и роль в основном конфликте.Балет это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно
важны в балете три составные части – классический танец, характерный танец и
пантомима.
Классический танец тот, что в основных чертах сложился ещё в XVII веке во
Франции очень красив, грациозен.
Сольный танец в балете называется вариациями. Он похож на оперную арию, потому
что как бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Широко известны
вариации Китри из балета Минкуса «Дон Кихот».
Таким же сольным номером в балете является адажио. Ярким образцом является
знаменитое Адажио из балета Чайковского «Лебединое озеро». И вариации и
адажио могут входить в ансамблевые танцы.
Часто главные герои балета танцуют вдвоём. Такой танец называется падеде. Это
танцевальные дуэты героев. В них чередуются совместный танец и сольные танцы
(вариации) танцовщика и танцовщицы. Конечно, вы видели падеде Одетты и
принца Зигфрида из балета Чайковского «Лебединое озеро», Жизели и Альберта из
«Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон Кихота» Минкуса.
Падетруа танец троих героев. Па д'аксьон действенный танец основан на
выразительных жестах, передающих самые важные моменты действия.В балете тоже есть свой «хор» большая группа артистов, которая принимает
участие в массовых сценах. Эту группу называют кордебалет.
Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят разнообразие в него. Очень часто они
основаны не на классическом балете. Примерам могут послужить «Испанский» и
«Неаполитанский» танцы из балета «Лебединое озеро», основанные на движениях
народных танцев. Такие танцы в балете называют характерными.
Ещё один компонент балета пантомима. С её помощью передаётся в балете
содержание спектакля, развитие его сюжета. Ведь слово «пантомима» в переводе с
греческого означает «всё воспроизводящий подражанием». Пантомима это жесты,
движения, мимика, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом.
Итак, мы перечислили основные составляющие классического балета. Современный
балет, который сегодня также пользуется большой популярностью, наряду с
элементами классического танца, широко применяет движения гимнастические и
акробатические. Именно они очень часто делают его современным.
Итог урока:
Подведём итог нашей беседы о балете.
Балетная музыка обнаруживает тесную связь не только с литературой, но и
изобразительным искусством. Это действительно синтетический вид искусства,
полноценное восприятие которого возможно только в единстве всех элементовсценического жанра. Однако при всей яркой изобразительности балетной музыки мы
все же не должны забывать, что её источником, как источником большинства других
сценических произведений, почти всегда было литературное произведение. И если
художественный мир литературы рождает все новые и новые произведения,
вдохновляет поэтов, музыкантов и художников, значит, этот мир поистине велик,
поистине богат неисчерпаемыми творческими возможностями.
Вопросы и задания:
1. Что такое балет?
2. Какими качествами, потвоему, должно обладать литературное произведение,
чтобы оно «зазвучало» в балете?
3. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?
4. Перечислите сольные и ансамблевые номера в балете.
5. Что такое пантомима?
6. Как называют танцоров, участвующих в массовых сценах?
7. Дневник музыкальных наблюдений, стр. 20.
Краткое содержание балета И. Стравинского «Петрушка»Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает
оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди
изумлённой толпы. Магия Фокусника сообщила куклам чувства и страсти
настоящих людей. Богаче других наделён ими Петрушка: он и страдает больше, чем
и Балерина, и Арап.
Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от
прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины
и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только
боится его странностей и избегает его.
Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность
жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его.
Это ей, наконец, удаётся, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает
любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.
Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик
бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными
кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего
разгула слышны вопли из театра Фокусника. Недоразумение между Арапом и
Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап
поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу,
окружённый толпой гуляк. Фокусник, приведённый будочником, спешит всехуспокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный
кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана
из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для
самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над
театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и
издевается над всеми, поверившими в наваждение.
Балет. Единство музыки и танца.Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике);
выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях;
воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового
и эмоционального содержания.
Материалы к уроку: портреты композиторов, художников, фотографии
исполнителей, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: П. И. Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при условии, что он
соединяет в себе их совершенства»
(Жан Жорж Новер)
Сообщение темы урока:
Сегодня мы будем говорить о единстве музыки и танца.Работа по теме урока:
1. Из истории балета.
Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно
способен воплотить балет. Он наряду с оперой стал одним из самых сложных и
богатых видов музыкальнотеатрального искусства.
Основа балета танец. В балете танец нашёл своё высшее выражение. Слово «балет»
происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назвать точную дату
рождения и «родителей» балета невозможно. Он дитя многих европейских стран;
его предки народные танцы, игры, обряды, состязания, торжественные шествия.
Современный балет это вид музыкальносценического искусства, в основе
которого танец и пантомима. В балетном спектакле объединяются и другие виды
искусства: музыка, живопись, архитектура.
В эпоху средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко
отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Эти перемены
происходили в разных европейских странах. В XV веке придворные балы
превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов придворных,
последовательность танцев организовывал «мастер бала» балетмейстер. А ряд
танцев, объединённых в единое целое, получил название балета. Возможно, эта
танцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета. На протяженииXV XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом
интермедии, «выходы» придворных, дивертисменты ряд танцев, не связанных
между собой общим сюжетом.
Но вот во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет поднялся на
уровень профессионального искусства и надолго соединил свою судьбу с оперой.
Объединение театральных жанров оперы и балета утвердилось в творчестве
французского композитора ЖанаБатиста Люлли.
Природа наградила его редким сочетанием талантов композитора и танцовщика.
Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнёром бывал
сам король 15летний Людовик XIV. В 1661 году в Париже была основана
«Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия
музыки», которую в течение 15ти лет возглавлял, при поддержке КороляСолнца,
Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной
школой Европы, «цитаделью» классического балета. Парижская школа танца дала
прочную профессиональную основу многим поколениям учеников. Она продолжает
работать и сейчас.
Люлли был также и постановщиком своих спектаклей, часто показывая
исполнителям танцы и пантомиму. Что же это такое? Об искусстве балетных
танцовщиков великий современник Люлли Мольер писал: «...Актёры своими па,жестами и движениями поясняют взорам всё что угодно, и это называется
пантомимой». Итак, пантомима язык выразительных жестов, поз и мимики.
В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы
разделились на сольные, массовые. В качестве сольных танцев исполнялись менуэты,
гавоты, сарабанды, бурре (те же, что и в инструментальных сюитах XVII XVIII
веков). Массовые танцы исполнял кордебалет – «хор балета».
Сочинял и записывал танцы хореограф (слово «хореография» обозначает искусство
записи танцев, а в последние столетия и танцевальное искусство в целом).
Уже в операх Люлли танцы были самостоятельным эпизодами. Эту традицию
продолжили в XVII XVIII веках Г. Пёрселл, Ж.Ф. Рамо, К. В. Глюк. Лишь во
второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным
видом музыкальнотеатрального искусства.
Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.
2. Сообщение по теме урока.
Балет, как и опера, относится к жанрам, неразрывно связанным с литературой,
сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют
вокальные сцены замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе, пьесе,
сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с огромной
художественной силой и убедительностью.Это означает, что литература не всегда непосредственно «звучит» в музыкальном
произведении, что множество образных характеристик, заложенных в словесном
тексте, может быть подхвачено и посвоему развито в других видах искусства.
Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке и КонькеГорбунке, мы
переживаем и радуемся вместе с их героями, однако их облик, их обаяние остаются
за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Как иногда
хочется нарисовать полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их
характер в звучании музыки, в обрамлении красочных декораций!
Балет открывает перед нами такую возможность. Ведь балетный спектакль не
просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора,
балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов,
артистов словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого единой
творческой целью.
Искусство балета восходит к ранним формам творческой деятельности человека
народным танцам, пантомиме, музыкальнодраматическим представлениям. С этим
связано сочетание музыкального, танцевального и зрелищного начал в балете,
делающего его одним из синтетических видов искусства.
Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? (Наверное, среди
причин высокая изобразительность балетной музыки.) Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо
написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий
мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка». Послушайте
музыку, быть может, она вам знакома?
Слушание: П. И. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже», Петра
Ильича Чайковского.
Вы оказались в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и неожиданностями.
Нежные, «хрустальные» тембры челесты придают музыке очарование и хрупкость. В
ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных игрушек, и причудливая игра света, и
медленное кружение снежинок. Сколько простора для творческой фантазии
художника открывает такая музыка!
Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке. Он
приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной, она
приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие.
Его «Щелкунчик» музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла.
Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного
короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик
превращается в прекрасного принца и под просветлённорадостную музыку ведёт еёв волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во
сне, они реальны, как правдива всякая сказка.
Не менее изобразительна и прекрасна музыка из балета Сергея Сергеевича
Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой
характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в
музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию
Феи Зимы из этого замечательного балета.
Слушание: С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».
Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея
Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой,
замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какаято
холодная.)
Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что часто
вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в уже
знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё
балетный фрагмент польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу
написал М. И. Глинка.)Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы полонез,
краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации,
обнажая негативные качества врагов – самодовольство и тупость.
Слушание: М. И. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя».
Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала както
напыщенно, резко, угловато, остро.)
А теперь послушаем, как совсем подругому нежно и трепетно – звучат мазурки
Шопена! Великий музыкант, воспевающий душу своего народа, способного
создавать прекрасные мелодии и прекрасные танцы, это уже совсем другая
Польша, поэтичная и мечтательная, Польша Огинского и Адама Мицкевича.
Вслушайтесь в звучание мазурки Шопена вы поймёте, как много может рассказать
незатейливая танцевальная мелодия.
Слушание: Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4.
Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно,
мягко.)
Итог урока:
При всей важности танцевальных жанров музыка балета не просто отдельные
характеристики, это единый художественный замысел, целостное эмоционально
смысловое содержание. Поэтому подлинного расцвета балет достигает в техслучаях, когда все его выразительные возможности музыка, живопись, танец,
режиссура, исполнение раскрываются с наибольшей яркостью и полнотой,
превращая спектакль в подлинное событие культурной жизни.
Вопросы и задания:
1. Что означает слово «балет»? Что составляет его основу?
2. Каковы истоки балета?
3. Какая страна стала родиной классического балета?
4. Кто из композиторов XVIIXVIII веков писал оперыбалеты?
5. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?
6. Какими качествами, повашему, должно обладать литературное произведение,
чтобы оно «зазвучало» в балете?
7. Назовите балеты П. Чайковского.
8.
Золушки и её сестёр.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте костюмы, подходящие дляИз чего состоит опера
(с учётом критериев,
Цели урока:
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного
искусства
представленных в учебнике).
Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
изобразительной деятельности.
Материалы к уроку: таблички, с наименованиями отделов, портреты композиторов,
музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Парты соединены по две и составлены так, чтобы дети, рассевшись вокруг них,
образовали восемь групп. На каждом получившемся столике стоят красиво
оформленные таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперной арии», «Отделоперного ансамбля», «Отдел оперного речитатива», «Отдел оперного хора», «Отдел
оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор». Учитель
предлагает объединиться с детьми соседней парты в общую группу.
Запись на доске:
«Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт – они кипят,
Они текут, они горят».
(А. С. Пушкин)
Прочитайте эпиграф к уроку. Он приглашает нас в оперу. Итак...
Звучит Финал увертюры Джоакино Россини из оперы «Вильгельм Телль».
Сообщение темы урока:
Тема нашего урока «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера
делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.
Работа по теме урока: Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных
оперных Отделах. Представитель каждого отдела, либо все, расскажут нам о
деятельности каждого Отдела.
Сейчас я раздам вам некоторую информацию, коечто вы почерпнете из учебников,
коечто из собственного опыта.
Учащимся раздаются печатные тексты. На ознакомление даётся семь минут.
Начнём работу. Чем же занимается «Отдел оперного либретто»? Вам
слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка.
Либреттист тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно
сказать оперный поэт, оперный писатель.)
Далее учащиеся показывают небольшую инсценировку.
Разрешите почитать!
Не для чтения я пишу.
Тогда сами почитайте вслух.
И декламировать не буду. Если хотите знать, я специально пересочиняю пьесы,
романы, сказки и собственные истории придумываю, чтобы их не читали ни
вслух, ни про себя.
Для чего же это делается? Для пения. Композитор сочиняет музыку на текст оперного либретто, а
певцы её распевают.
Идём к певцам. Что же делает этот Отдел? И что такое ария? Пожалуйста, вам
слово! (В ариях герой или героиня оперных событий душу свою обнажают. Да
так, будто сил больше нет таить, что на душе творится. Пусть все замрут и
слушают! А что именно душа показывает это зависит от того, какая роль
герою или героине уготована: благородно негодовать или клясться в любви,
веселиться или грустить.
Слово ария у итальянцев сразу и песня, и воздух. Самое важное в пении, считают
итальянцы, владеть, управлять дыханием. Именно в итальянской опере
родилось искусство бельканто (прекрасное пение). В оперном деле кроме слова
ария есть ещё каватины, монологи они более развернутые, более
протяжённые, чем ариетта – маленькая ария, ариозо в духе, в характере, в
манере арии.)
Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более
полно и разносторонне, рисует автопортрет. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент
из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н. А. РимскогоКорсакова «Сцену
таяния Снегурочки».
Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства, который
проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа вживую, страдающую девушку. Дар любви, подаренный ей матерью Весной, губит
Снегурочку, она тает от беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент
таяния становится для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего
рассвета. Вот такая двойственность состояния выражена в словах Снегурочки:
«Люблю и таю».
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Снегурочка». 4 действие (фрагмент).
Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля. А почему
он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела. (Слово ансамбль
значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какойто оперной истории
собираются вместе. О чём они поют? Попробуйтека понять людей, когда все
говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в
жизни. А в опере одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного
ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретным.)
Опера «Князь Игорь» А. Бородина рассказывает о походе князя Игоря
Святославовича в 1185 году против степных половцев. Половцы совершали
неожиданные набеги на мирные русские города и сёла, сжигали дома, поля уводили
в плен людей. Войско Князя Игоря было разгромлено. Князь Игорь с сыном
Владимиром попали в плен.Князь Игорь решается на побег. Кони готовы, Игорь и его сын Владимир могут
бежать. Но их подслушивает дочь хана Кончака. Она сзывает половцев. Удаётся
бежать только Игорю, Владимир же остаётся в плену у влюблённой половчанки.
Побег Игоря вызывает у хана одобрение: «Вот молодец! Не даром я так его любил;
на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а
княжича не трогать.
Слушание: Трио «Владимир! Ужель всё это правда?» из оперы А. Бородина «Князь
Игорь» (фрагмент).
Хорошо, дальше у нас идёт Отдел оперного речитатива. О чём нам расскажут
здесь? (В этом отделе герои оперы тоже собрались вместе. Только поют уже не
одновременно, а по очереди, как в жизни принято разговаривать.
Речитатив в переводе декламация, чтение вслух. Но в оперном речитативе
герои разговаривают пооперному, нараспев. В речитативе, в отличие от оперной
арии и оперного ансамбля, нет больших красивых закругленных мелодий. Здесь
герои бросают друг другу короткие фразы реплики, сообщают всякие
подробности оперного действия.)
А теперь вспомните, что поёт Иван Сусанин перед началом своей арии «Ты
взойдёшь, моя заря». «Чуют правду! Смерть близка, мне не страшна она. Свой долг
исполнил я». Отрывочные, короткие фразы. Это пение, но очень похожее надекламацию – речитатив, в опере оно имеет особое значение. Именно в речитативах
происходит развитие действия. Ведь во время исполнения арии на сцене ничего
важного не происходит: действие останавливается. А вот в речитативе даётся
толчок к последующему развитию.
Оперы без речитатива не бывает. Зато бывают оперы, полностью построенные на
речитативе.
Слушание: Глинка. Речитатив Сусанина «Чуют Правду» из оперы «Жизнь за царя»
(фрагмент).
Идём далее. Отдел оперного хора, о нём мы не так давно с вами уже
говорили. (Арии, ансамбли, речитативы в опере это для главных героев.
Главные имеют в опере собственные имена. Часто по имени самых главных
героев называются оперы: «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Князь
Игорь» и т. д. Есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у
них собирательные: войско, крестьяне, народ или какиенибудь другие.
Собирательный, многоликий, многоголосый герой в опере поёт хором. Хор
может быть с главными героями в полном согласии, а может вступать в
конфликты.)
В основу персидского хора прекрасных сказочных дев М. Глинка положил народную
мелодию, широко распространённую у многих восточных народов. Известна она и вИране (постарому в Персии). Отсюда и название хора – персидский. Мелодия
светлая, плавно ниспадающая, с мерным спокойным покачиванием оказывает
таинственночарующее воздействие на слушателей.
Слушание: М. Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». 3 действие
(фрагмент).
Следуем дальше, опускаемся в оркестровую яму. Оркестровой ямой называется
площадка перед оперной сценой, где располагается чуть ли не самый
многочисленный отдел Оперный оркестр. (Наверху, на оперной сцене, герой
может в одиночестве душу изливать, а внизу в оркестровой яме, в это время
десятки музыкантов на инструментах играют. Наверху, на сцене, действие
какоето разворачивается у всех на виду в лучах света, бывает с пушками, с
пожарами, бывает даже и живая лошадь появится, певцыартисты
наряжены, как оперные события требуют.
А внизу, в оркестровой яме, музыканты, скрытые от глаз в полумраке, на
стульях сидят с инструментами в руках и все в строгих костюмах. Один
дирижёр над оркестром возвышается. Дирижёр держит в своих руках все
невидимые оперные нити от каждого артиста и музыканта. Он руками из этих
невидимых нитей всякие замысловатые фигуры плетёт, чтобы соединить
старания всех многочисленных участников оперного спектакля.Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и
выразительность музыки отвечает. А ещё оперный оркестр звуками картины
рисует: битву, бурю у моря или чтонибудь другое, они называются
симфоническими картинами. Также оркестр выполняет особое задание: он
играет увертюру к опере, чтобы заранее всех настроить на нужную волну.)
Инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры:
обогащая и облагораживая сочинение, благодаря которому они возникли, они
способны жить самостоятельной жизнью и нередко звучат как отдельные
произведения.
К одному из таких примеров относится знаменитая «Мелодия» Кристофера
Виллибальда Глюка из оперы «Орфей и Эвридика», которую в контексте называют
«Жалобой Эвридики». Опера повествует о мифическом певце Орфее, божественное
пение которого подчиняло силы природы, и о его жене юной нимфе Эвридике.
Эвридика, укушенная змеёй, умирает и попадает в царство мёртвых. «Жалоба
Эвридики» музыка, передающая печаль её разлуки с жизнью, природой,
возлюбленным. Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что её ещё
называют «арией без слов».
Слушание: К. Глюк. «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (фрагмент).
Как звучит эта музыка? (Музыка звучала очень нежно, изящно, красиво.)Не менее значительны в опере и изобразительные свойства музыки. Иногда в
развитие оперы включаются чисто оркестровые эпизоды, рисующие яркие и
впечатляющие картины происходящих событий. Так, например, знаменитая
оркестровая картина из оперы Н. РимскогоКорсакова «Сказание о невидимом граде
Китеже» изображает не только сцену битвы, но своей потрясающей
выразительностью вызывает буквально зрительные ассоциации. В музыке отчётливо
слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей
собственной темой. В процессе развития тема, связанная с нашествием врагов,
звучит все более жёстко, переплетаясь с темой противостоящих сил. Жестокая
борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится очевидной ее
трагическая развязка.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии». 3 действие (фрагмент).
Что вы скажете об этом произведении? (В музыке чётко слышно, как сходятся
борющиеся силы, у каждой из них своя собственная тема, тема врага звучит
более жёстко, борьба продолжается вплоть до трагической развязки.)
Следующий отдел, вам слово. (Наши отделы здесь объединены за одним столом,
но вообщето, они совсем разные. Отдел балета если по ходу действия оперы
требуются танцы, чтобы украсить оперу, я всегда приду на помощь.А я представляю Отдел оперной постановки, здесь, как в любом театре,
художник рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр гримирует
артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом,
машинист сцены орудует механизмами,
а пожарник следит за
противопожарной безопасностью.)
И, конечно, главное лицо в оперном деле композитор. (Он сочиняет музыку, а
музыка в музыкальном деле всему начало и всему конец. Недаром имя
композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.)
Итог урока.
Каждая опера это целый мир сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей
мелодики, гармонии и оркестровки, красочных декораций, умелой актёрской игры.
И глубоко прав был Н. РимскийКорсаков в своём высказывании: «Сколько на свете
сюжетов, столько должно быть и самостоятельных оперных форм».
В операх представлено все существующее жанровое многообразие литературы:
произведения великих поэтов и писателей, а также памятники фольклора былины,
предания, сказки. Благодаря опере каждый из литературных источников получает
новую жизнь, обогащается музыкальными звучаниями, становится ближе и понятнее
слушателям.Многие памятники древней литературы возродились в опере как, например,
«Слово о полку Игореве», которое благодаря таланту и мастерству А. Бородина
приобрело живые и человеческие интонации, стало поистине современным
произведением. А сколь многие страницы истории России открылись нам заново в
потрясающей по художественной силе музыкальной трактовке М. Глинки, М.
Мусоргского, Н. РимскогоКорсакова! История в их операх предстаёт не просто как
летопись событий, но как глубинное ощущение трагизма и иронии, сложности
национального характера и величия человеческого духа. Может быть, такое глубоко
эмоциональное, психологическое понимание своей страны является более важным
для участия в ее судьбе, чем просто знание вех, дат и имён.
Жизнь неумолимо движется вперёд, появляются новые ценности а с ними и
сюжеты, и герои, и поступки. Как порой трудно разобраться в их хитросплетениях,
отделить истинное от ложного! Произведения искусства, заключающие в себе самые
поучительные идеи исторических и народных преданий, духовной жизни,
рассказывающие о них с огромной поэтической, философской, эмоциональной
убедительностью, наши вечные спутники, собеседники, наставники.
Вопросы и задания:
1. Почему опера относится к синтетическим видам искусства?
2. Назовите известные вам виды опер.3. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных
сочинений?
4.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте эскиз декораций к
фрагментам известных вам оперных произведений.
Самый значительный жанр вокальной музыки
Цели урока:
Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной
музыки опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи
между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием исопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных
тем.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации
картин, фото.
Ход урока:
Организационный момент:
Звучит вступление «Рассвет на Москвереке» из оперы М. Мусоргского
«Хованщина».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…»
(С. Данилов)
Сообщение темы урока:
Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал
оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке
мы будем говорить об опере.
Работа по теме урока,
1. Опера сплав искусств. Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто
таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники
скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр
взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.
Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» открывать),
исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел∙
оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные
темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в
опере в большие сцены.
Занавес медленно поднимается, и мы оказываемся на солнечной площади в
испанском городе Севилье, или в Древнем Киеве на свадьбе Руслана и Людмилы,
либо в тенистом саду имения Лариных, а то и вовсе на дне морском каждый раз в
новом, похожем на сказку мире.
Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы,
сценические эффекты всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за
драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или
весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей
сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме
раскрывает какоето жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в
его глубину мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрытыза ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает
восторг или слезы сочувствия.
Опера это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём
ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.
Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои
крупные жанры оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с
литературой опера: вопервых, она обязательно предполагает литературный
первоисточник художественное произведение или специально написанное
либретто, вовторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения
хором, различными вокальными ансамблями или солистами. Таким образом,
словесный текст, его содержание, композиция и звучание играют при создании
оперы первостепенную роль.
История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное
количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь
дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще
возносящей их в область самоценной музыкальной интерпретации, дающей им
собственную жизнь в искусстве.
«Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе,
«Снегурочка» А. Островского и Н. РимскогоКорсакова вся эта великаялитература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг
друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге.
Но для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет
недостаточно. Опера – синтетический вид искусства, её исполнение всегда
спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие
и декоративное оформление.
Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром
недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся
артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский и многие
другие.
Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций.
Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная
изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность
у публики все это привлекало лучшие творческие силы живописцев.
Это далеко не полный перечень выдающихся имён, связанных с историей оперы,
способствующих ее расцвету. Занавесы, костюмы, декорации каждый элемент
оперного представления входил в единую художественную концепцию спектакля,
наряду со словом и музыкой участвовал в создании целостного образа музыкальной
драмы.2. История оперы.
Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе
Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе
Аполлона с чудовищем змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались
музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их
стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось
одно слово опера (по латыни «opus») деяние, труд, сочинение.
Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в
разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более
широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в
жизни общества.
3. Что такое либретто?
Прежде всего, композитору необходимо либретто. Мы привыкли считать, что
либретто это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто
полный словесный текст музыкальносценического произведения. Итальянское
слово libretto означает «книжечка».
Очень часто основой либретто становится какоелибо литературное или
драматическое произведение. Мы знаем случаи, когда в качестве либретто
композитор выбирает законченное драматическое произведение. Например, опера«Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст Маленькой трагедии
Пушкина.
Но обычно либретто перерабатывается в связи со спецификой оперы. Текст её
должен быть сжатым, лаконичным. Ведь когда слово поётся, оно звучит дольше, чем
произносимое. Не может быть в опере и большого количества персонажей, как в
романе, например. Поэтому из романа чаще всего выбирается какаято одна
сюжетная линия. Это сильно изменяет литературный первоисточник, но ведь
либретто – это самостоятельное произведение.
Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством
композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом
контакте создано большой количество произведений. Брат Петра Ильича
Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и
«Иоланта». Над либретто оперы Антона Григорьевича Рубинштейна «Демон» по
поэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П.
А. Висковатый.
М. Глинка, обращаясь к созданию либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд
сцен пушкинской поэмы, объединил их в иную композицию. Всем известно
прекрасное, полное поэтического очарования вступление к «Руслану и Людмиле» А.
Пушкина: