Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Оценка 5

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
музыка
Взрослым
16.07.2019
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Разработка к уроку музыки в 5 классе по теме "Звать через прошлое к настоящему". Конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. В конспекте содержится подробное поэтапное описание урока, в нем прослеживается связь музыки, литературы, истории, изобразительного искусства, Урок комбинированный.
урок Петрушиной О.В..rtf
урок по музыке в 5  классе Тема урока: Звать через прошлое к настоящему. тип урока: урок рефлексии Вид урока: комбинированный Цель урока: раскрытие образа защитника Отечества А. Невского через  произведения искусства. Задачи обучающие: 1. Актуализировать знания об Александре Невском. 2. Познакомить с понятием «триптих» в изобразительном искусстве на примере  триптиха «Александр Невский» П. Корина. 3. Закрепить понятие жанра кантата.  4. Повторить трехчастную форму в музыке. Развивающие задачи: 1. Развивать навыки определения средств музыкальной выразительности. 2. Развивать навыки характеристики музыкального образа и образов  изобразительного искусства. 3.Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный  разговор, делать выводы на основе анализа материала. Воспитательные задачи:  1. Воспитывать любовь к своей Родине, гордость за ее культурно­ историческое  наследие, стремление сберечь и сохранить его для потомков. 2. Воспитывать интерес к истории России, к творчеству композиторов и  художников, воспевающих доблесть и патриотизм. Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, презентация к уроку: Триптих П.Корина «Александр Невский», кантата С.С. Прокофьева «Александр  Невский» Ход урока Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!».  Учитель: Слайд со стихтврением На сотни вёрст, на сотни миль На сотни километров лежала соль Шумел ковыль, чернели рощи кедров. О той земле слагался стих, Её вспевали гусли, Была она щедра, горда Звалась земля та РУСЬЮ!.. Слайд с фото для сравнения Учитель: Ребята перед вами две фотографии кто на них изображен? Как вы  думаете, что общего между ними?(они оба защищают свою родину)Как  называют людей которые защищают свою родину? Как вы считаете в одно ли  время эти защитники жили? (прошлое и настоящее)  ­Как вы думаете какова тема нашего урока?( Звать через прошлое к  настоящему) Слайд тема урока Учитель: Ребята, кто из вас любит смотреть кино?  Учитель: Давайте посмотрим фрагмент из кинофильма Фильм     "Кто с мечом к нам придет" Учитель: Как вы думаете о ком мы с вами сегодня будем говорить?(Об  Александре Невском)  Слайд     "фото А.Невского" Учитель: Кем был Александр Невский? (Русским князем, полководцем). ­ Какими подвигами знаменит этот князь?(Ледовое побоище,битва на Неве  реке) ­ А что, на ваш взгляд, помогло Александру одержать победу в этих битвах?  (смекалка, любовь к Родине, отвага) ­Кем для русского народа был Александр Невский?(защитником) ­ Правильно.Молодцы. ­ Давайте посмотрим на экран, слайд с муз жанрами Учитель: перед вами музыкальные жанры. Какие из этих жанров вам знакомы? (опера, балет, песня)а какой не знаком?(кантата) цели Учитель: ребята что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?( узнать что такое  кантата, познакомиться с произведениями искусства, в которых раскрыт  образ А.Невского, защитника и героя) «Лист самооценки» –обратите внимание у вас на столах лежат листы для  самооценки, возьмите их и подпишите. После каждого выполненного задания вы  должны выставить количество баллов в соответствующей графе на против  задания, в конце урока мы подсчитаем баллы и я выставлю вам оценки.  Учитель: В искусстве образ защитника отечества из покон веков является  актуальным. Мужество, отвагу, любовь к родной земле воспевают и поэты, и  художники, и музыканты. ­Как вы считаете актуальна ли эта тема в наше время? Почему? (потому что  нужно любить и беречь свою Родину, защищать ее) Учитель: Сегодня мы познакомимся с образом А. Невского, а поможет нам в  этом искусство. давайте вспомним что вы знаете из истории о князе Александре  Аукцион «верно ­ неверно»  Учитель: ребята сейчас вы просмотрите ролик. На столах у вас лежат карточки  с высказываниями. Прочитайте их, а теперь посмотрев ролик вы должны  отметить + те которые являются верными, а ­ которые не верны. смотрим ролик «А.Невский­история» Учитель: а теперь объявляю аукцион «верно­неверно»(по очереди говорят)На  этом аукцион объявляю закрытым. Учитель: Ребята, а вы знали, что за свою жизнь Александр Невский не проиграл  ни одного сражения, и за свои заслуги перед русским народом был причислен к  лику святых. -На ваших столах лежат пазлы. Давайте соберем их и узнаем как же русские  художники видят образ А.Невского Собирают пазлы, триптих(у каждого на картине написано о ней) Учитель: Молодцы. быстро справились. У каждого из вас получилась картина.  Расскажите что изображено на ваших картинах?(Читают на пазлах) Слайд с каждой картиной триптиха(сначала вводится на экран картина, и у какой группы она, те о ней рассказывают) Учитель: каждая сама по себе эти картины не отражают полно образ нашего  героя, а что получится, если мы их объединим? По одному человеку из группы  ,пожалуйста, выйдете и прикрепите ваши картины на доску.   Слайд триптиха     Корина(без надписей)  Учитель: Перед вами репродукция картины – триптих Павла Корина  «Александр Невский».триптих был написан в 1942 году.Худжник говорил, что  хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа» Как вы думаете какие  события повлияли на художника для создания этого полотна?(Великая  от.война) ­ Как вы думаете, что значит триптих? ­ Какая цифра слышится в этом слове? Слайд с определением триптиха Учитель: Триптих ­ это произведение искусства, состоящее из трех частей,  которые связаны единым замыслом или сюжетом. Триптихами могут являться не только картины, но и музыкальные и литературные произведения, фильмы,  барельефы и скульптуры ­Каким предстает перед нами образ А.Невского на этом полотне? (мужественным, волевым, готовым до последнего защищать свой народ и  Родину) Слайд с портретом С.Прокофьева и С.Эйзенштейна Учитель: Многих художников ,скульпторов, композиторов, режиссеров,  писателей вдохновлял героический образ А. Невского. В 1938г. на экраны  телевидения выходит фильм «А.Невский» режиссер С.Эйзенштейн, фрагмент  которого мы видели в начале урока. Вы знаете, что не один из фильмов не  проходит без музыки.  И Эйзенштейн обращается за помощью к русскому  композитору С.С.Прокофьеву, за тем чтобы он написал музыку к киноленте. Учитель: В итоге музыка получилась настолько яркой и самодостаточной, что  композитор решил создать самостоятельное музыкальное произведение кантату  "А.Невский" Слайд с определением кантаты Учитель:  Кантата – это вокально­инструментальное произведение написанное  для хора, оркестра и солистов. Слайд кантата структура Кантата «А.Невский» состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свое  название. Слайд с текстом вставайте люди Учитель: Ребята посмотрите на экран, перед вами текст, прочитайте, вберете  все словосочетания с прилагательными. Давайте попробуем озаглавить его.  Правильно. Именно так и называется 4 часть кантаты «А.Невский». А сейчас  давайте эту часть послушаем. представьте, что каждый из вас дирижер и  управляет хором и оркестром, жест ваших рук должен передавать характер  произведения. (ритмопластика) Слушание 4 части кантаты «Вставайте, люди русские!» (дирижировать  самой, в помощь детям) Учитель: Молодцы. Ребята скажите на сколько частей можно разделить это  произведение? В какой форме написана эта часть? какая она по характеру? За  помощью вы может обратиться к словарю эстетических эмоций Словарь эстетических эмоций Учитель: какова основная мысль этой части?(призыв защитить свою Родину) Учитель: Давайте подведем итог. У вас на столах лежат карточки, соедините их  на соответствие. Кантата, триптих, трехчастная форма,С.Эйзенштейн, П.Корин,  С.Прокофьев Учитель: А теперь давайте проверим по образцу, внимание на экран слайд со стрелочками Учитель: в музыке защитников отечества  воспевали во все времена. И в наше  время в каждой семье есть свой защитник отечества. В какой государственный  праздник мы поздравляем защитников отечества?(23 февраля)А как мы можем  их поздравить? А мы ведь можем и песню для них спеть. Прослушайте песню … Определите о ком в этой песне поется и какой у нее характер. слайд с текстом песни слушаем Учитель: Так о ком в этой песне поется, и какой у нее характер? разучивание песни    :  Учитель: прежде чем приступить к разучиванию ,нам надо подготовить  певческий аппарат,  ­ дыхательная гимнастика ­ расспевания(1­на 1 звуке «м», 2­ми на секунду,3­ б.3 миияаа,4­бра,брэ,бри  лег.и стак.) ­ работа с текстом в ритме и темпе в режиме эхо ­ разучивание мелодии с инструментом ­ один раз исполнение под минус ­ один раз исполнение под плюс с движениями Слайд афиша Учитель: Давайте подведем итог урока. ­Посмотрите сюда (на доске висит афиша) ­Что Вы видите?(афишу) ­ Прочитайте эту афишу. ­ 2019 год – объявлен Президентом РФ В.В.Путиным ГОДОМ ТЕАТРА.  слайд эмблема 2019 года и Вольского театра). Учитель: Если бы на сцене Вольского драматического театра поставили бы  пьесу «Александр Невский», вы бы пошли на нее? Почему?(предполагаемые  ответы детей: есть, т.к. Невский был сильным, отважным и защитником) ­ Ребята как в считаете, наш урок раскрыл образ Александра Невского? ­ Актуальна ли эта тема в наше время? Рефлексия: Учитель: Какие качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у  себя? Ребята символом защиты Отечества на Руси является щит, и я вам  предлагаю каждому сделать свой собственный щит. (раскрашивают заготовки) ­Если вам было интересно на уроке то раскрасьте щит­ красным цветом, ­если новые знания вам пригодятся в дальнейшем тогда – желтым ­ если было не интересно то – синим Раскрашивают щиты -А теперь, как будущие защитники нашей Родины давайте поднимем наши щиты Слайд домашнее задание. -Предлагаю Вам для работы дома задания по желанию: (на слайде прописаны  задания) ­Нарисовать образ Александра Невского. -Найти дополнительные интересные факты о защитнике Невском. -А может быть среди Вас найдутся музыканты, и продемонстрируют отрывок из  произведения Слайд спасибо Учититель: Спасибо за урок! Учитель : закончить урок мне бы хотелось строками из стихотворения Ирины  Бутримовой Столетья проходят,  но связь поколений Хранится любовью к Отчизне в веках И ратные подвиги их, без сомнений, Всегда будут жить в благодарных сердцах.

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2019