Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Оценка 5
Разработки уроков
rtf
музыка
Взрослым
16.07.2019
Разработка к уроку музыки в 5 классе по теме "Звать через прошлое к настоящему". Конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. В конспекте содержится подробное поэтапное описание урока, в нем прослеживается связь музыки, литературы, истории, изобразительного искусства, Урок комбинированный.
урок Петрушиной О.В..rtf
урок по музыке в 5 классе
Тема урока: Звать через прошлое к настоящему.
тип урока: урок рефлексии
Вид урока: комбинированный
Цель урока: раскрытие образа защитника Отечества А. Невского через
произведения искусства.
Задачи обучающие:
1. Актуализировать знания об Александре Невском.
2. Познакомить с понятием «триптих» в изобразительном искусстве на примере
триптиха «Александр Невский» П. Корина.
3. Закрепить понятие жанра кантата.
4. Повторить трехчастную форму в музыке.
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки определения средств музыкальной выразительности.
2. Развивать навыки характеристики музыкального образа и образов
изобразительного искусства.
3.Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный
разговор, делать выводы на основе анализа материала.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к своей Родине, гордость за ее культурно историческое
наследие, стремление сберечь и сохранить его для потомков.
2. Воспитывать интерес к истории России, к творчеству композиторов и
художников, воспевающих доблесть и патриотизм.
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, презентация к уроку: Триптих
П.Корина «Александр Невский», кантата С.С. Прокофьева «Александр
Невский» Ход урока
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!».
Учитель:
Слайд со стихтврением
На сотни вёрст, на сотни миль
На сотни километров лежала соль
Шумел ковыль, чернели рощи кедров.
О той земле слагался стих,
Её вспевали гусли,
Была она щедра, горда
Звалась земля та РУСЬЮ!..
Слайд с фото для сравнения
Учитель: Ребята перед вами две фотографии кто на них изображен? Как вы
думаете, что общего между ними?(они оба защищают свою родину)Как
называют людей которые защищают свою родину? Как вы считаете в одно ли
время эти защитники жили? (прошлое и настоящее)
Как вы думаете какова тема нашего урока?( Звать через прошлое к
настоящему)
Слайд тема урока
Учитель: Ребята, кто из вас любит смотреть кино?
Учитель: Давайте посмотрим фрагмент из кинофильма
Фильм
"Кто с мечом к нам придет" Учитель: Как вы думаете о ком мы с вами сегодня будем говорить?(Об
Александре Невском)
Слайд
"фото А.Невского"
Учитель: Кем был Александр Невский? (Русским князем, полководцем).
Какими подвигами знаменит этот князь?(Ледовое побоище,битва на Неве
реке)
А что, на ваш взгляд, помогло Александру одержать победу в этих битвах?
(смекалка, любовь к Родине, отвага)
Кем для русского народа был Александр Невский?(защитником)
Правильно.Молодцы.
Давайте посмотрим на экран,
слайд с муз жанрами
Учитель: перед вами музыкальные жанры. Какие из этих жанров вам знакомы?
(опера, балет, песня)а какой не знаком?(кантата)
цели
Учитель: ребята что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?( узнать что такое
кантата, познакомиться с произведениями искусства, в которых раскрыт
образ А.Невского, защитника и героя)
«Лист самооценки» –обратите внимание у вас на столах лежат листы для
самооценки, возьмите их и подпишите. После каждого выполненного задания вы
должны выставить количество баллов в соответствующей графе на против
задания, в конце урока мы подсчитаем баллы и я выставлю вам оценки.
Учитель: В искусстве образ защитника отечества из покон веков является
актуальным. Мужество, отвагу, любовь к родной земле воспевают и поэты, и
художники, и музыканты.
Как вы считаете актуальна ли эта тема в наше время? Почему? (потому что
нужно любить и беречь свою Родину, защищать ее) Учитель: Сегодня мы познакомимся с образом А. Невского, а поможет нам в
этом искусство. давайте вспомним что вы знаете из истории о князе Александре
Аукцион «верно неверно»
Учитель: ребята сейчас вы просмотрите ролик. На столах у вас лежат карточки
с высказываниями. Прочитайте их, а теперь посмотрев ролик вы должны
отметить + те которые являются верными, а которые не верны.
смотрим ролик «А.Невскийистория»
Учитель: а теперь объявляю аукцион «верноневерно»(по очереди говорят)На
этом аукцион объявляю закрытым.
Учитель: Ребята, а вы знали, что за свою жизнь Александр Невский не проиграл
ни одного сражения, и за свои заслуги перед русским народом был причислен к
лику святых.
-На ваших столах лежат пазлы. Давайте соберем их и узнаем как же русские
художники видят образ А.Невского
Собирают пазлы, триптих(у каждого на картине написано о ней)
Учитель: Молодцы. быстро справились. У каждого из вас получилась картина.
Расскажите что изображено на ваших картинах?(Читают на пазлах)
Слайд с каждой картиной триптиха(сначала вводится на экран картина, и
у какой группы она, те о ней рассказывают)
Учитель: каждая сама по себе эти картины не отражают полно образ нашего
героя, а что получится, если мы их объединим? По одному человеку из группы
,пожалуйста, выйдете и прикрепите ваши картины на доску.
Слайд триптиха
Корина(без надписей)
Учитель: Перед вами репродукция картины – триптих Павла Корина
«Александр Невский».триптих был написан в 1942 году.Худжник говорил, что
хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа» Как вы думаете какие
события повлияли на художника для создания этого полотна?(Великая
от.война) Как вы думаете, что значит триптих?
Какая цифра слышится в этом слове?
Слайд с определением триптиха
Учитель: Триптих это произведение искусства, состоящее из трех частей,
которые связаны единым замыслом или сюжетом. Триптихами могут являться не
только картины, но и музыкальные и литературные произведения, фильмы,
барельефы и скульптуры
Каким предстает перед нами образ А.Невского на этом полотне?
(мужественным, волевым, готовым до последнего защищать свой народ и
Родину)
Слайд с портретом С.Прокофьева и С.Эйзенштейна
Учитель: Многих художников ,скульпторов, композиторов, режиссеров,
писателей вдохновлял героический образ А. Невского. В 1938г. на экраны
телевидения выходит фильм «А.Невский» режиссер С.Эйзенштейн, фрагмент
которого мы видели в начале урока. Вы знаете, что не один из фильмов не
проходит без музыки. И Эйзенштейн обращается за помощью к русскому
композитору С.С.Прокофьеву, за тем чтобы он написал музыку к киноленте.
Учитель: В итоге музыка получилась настолько яркой и самодостаточной, что
композитор решил создать самостоятельное музыкальное произведение кантату
"А.Невский"
Слайд с определением кантаты
Учитель: Кантата – это вокальноинструментальное произведение написанное
для хора, оркестра и солистов.
Слайд кантата структура
Кантата «А.Невский» состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свое
название.
Слайд с текстом вставайте люди Учитель: Ребята посмотрите на экран, перед вами текст, прочитайте, вберете
все словосочетания с прилагательными. Давайте попробуем озаглавить его.
Правильно. Именно так и называется 4 часть кантаты «А.Невский». А сейчас
давайте эту часть послушаем. представьте, что каждый из вас дирижер и
управляет хором и оркестром, жест ваших рук должен передавать характер
произведения. (ритмопластика)
Слушание 4 части кантаты «Вставайте, люди русские!» (дирижировать
самой, в помощь детям)
Учитель: Молодцы. Ребята скажите на сколько частей можно разделить это
произведение? В какой форме написана эта часть? какая она по характеру? За
помощью вы может обратиться к словарю эстетических эмоций
Словарь эстетических эмоций
Учитель: какова основная мысль этой части?(призыв защитить свою Родину)
Учитель: Давайте подведем итог. У вас на столах лежат карточки, соедините их
на соответствие.
Кантата, триптих, трехчастная форма,С.Эйзенштейн, П.Корин,
С.Прокофьев
Учитель: А теперь давайте проверим по образцу, внимание на экран
слайд со стрелочками
Учитель: в музыке защитников отечества воспевали во все времена. И в наше
время в каждой семье есть свой защитник отечества. В какой государственный
праздник мы поздравляем защитников отечества?(23 февраля)А как мы можем
их поздравить? А мы ведь можем и песню для них спеть. Прослушайте песню …
Определите о ком в этой песне поется и какой у нее характер.
слайд с текстом песни слушаем
Учитель: Так о ком в этой песне поется, и какой у нее характер? разучивание песни
:
Учитель: прежде чем приступить к разучиванию ,нам надо подготовить
певческий аппарат,
дыхательная гимнастика
расспевания(1на 1 звуке «м», 2ми на секунду,3 б.3 миияаа,4бра,брэ,бри
лег.и стак.)
работа с текстом в ритме и темпе в режиме эхо
разучивание мелодии с инструментом
один раз исполнение под минус
один раз исполнение под плюс с движениями
Слайд афиша
Учитель: Давайте подведем итог урока.
Посмотрите сюда (на доске висит афиша)
Что Вы видите?(афишу)
Прочитайте эту афишу.
2019 год – объявлен Президентом РФ В.В.Путиным ГОДОМ ТЕАТРА.
слайд эмблема 2019 года и Вольского театра).
Учитель: Если бы на сцене Вольского драматического театра поставили бы
пьесу «Александр Невский», вы бы пошли на нее? Почему?(предполагаемые
ответы детей: есть, т.к. Невский был сильным, отважным и защитником)
Ребята как в считаете, наш урок раскрыл образ Александра Невского?
Актуальна ли эта тема в наше время?
Рефлексия: Учитель: Какие качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у
себя? Ребята символом защиты Отечества на Руси является щит, и я вам
предлагаю каждому сделать свой собственный щит. (раскрашивают заготовки)
Если вам было интересно на уроке то раскрасьте щит красным цветом,
если новые знания вам пригодятся в дальнейшем тогда – желтым
если было не интересно то – синим
Раскрашивают щиты
-А теперь, как будущие защитники нашей Родины давайте поднимем наши щиты
Слайд домашнее задание.
-Предлагаю Вам для работы дома задания по желанию: (на слайде прописаны
задания)
Нарисовать образ Александра Невского.
-Найти дополнительные интересные факты о защитнике Невском.
-А может быть среди Вас найдутся музыканты, и продемонстрируют отрывок из
произведения
Слайд спасибо
Учититель: Спасибо за урок!
Учитель : закончить урок мне бы хотелось строками из стихотворения Ирины
Бутримовой
Столетья проходят, но связь поколений
Хранится любовью к Отчизне в веках
И ратные подвиги их, без сомнений,
Всегда будут жить в благодарных сердцах.
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Урок музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.