Урок музыки "Дом, который звучит" 1 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Дом, который звучит Тип урока: урок открытия, изучения и закрепления новых знаний. Вид урока: урок - экскурсия в музыкальный театр. Цель урока: Ввести детей в мир музыкального театра; знакомство с детским музыкальным театром Н. И. Сац. Задачи: 1. Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанрам «балет» и «опера»; познакомить с понятиями афиша, солист, хор, оркестровая яма, декорации; закрепить жанровые особенности «вальса» и «колыбельной». Пояснить, что тем, кто научился различать песенную, танцевальную и маршевую музыку, откроются двери в волнительную страну, название которой “Музыкальный театр”. 2. Развивающие: развивать слуховую активность детей, жанровый слух, вокальные способности; умение анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя. 3. Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству. воспитывать уважение к мнению одноклассников. Планируемые результаты: Предметные: 1.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям 2.Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности. Личностные действия: 1. Интерес к музыке и музыкальной деятельности. 2. Расширение музыкально-слуховых представлений и впечатлений, связанных со средствами музыкальной выразительности в произведении. Регулятивные действия: 1.Уметь ставить учебные задачи при восприятии музыкальных произведений разных жанров и стилей музыки. 2.Формировать эмоционально-осознанное отношение к музыкальному искусству, к собственной музыкально - творческой деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Познавательные действия: 1.Владеть навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления о музыке. 2.Владеть формами рефлексивной оценки восприятия. Коммуникативные действия: Формировать развернутый навык, речевое высказывание в процессе анализа музыки. уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга. Основные понятия: музыкальный театр Н. И. Сац, балет, опера, афиша, декорации, солист, хор, оркестровая яма. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано, ноты. ИКТ: видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; видеофрагмент «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова. Музыкальный материал: «Марш», «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; «Колыбельная Волховы» из оперы» Садко» Н.А. Римского – Корсакова. Информационные источники: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения). Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам) Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 1 класс» - М. :Просвещение, 2012. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс–М.: Просвещение, 2006. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 1 класс. М. :Просвещение, 2014. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения). Рабочая учебная программа по музыке 1 класс
Иконка файла материала 6.docx
Технологическая карта урока музыки Составитель: Евдокимова Галина Витальевна Класс: 1 Тема: Дом, который звучит Тип урока: урок открытия, изучения и закрепления новых знаний. Вид урока: урок ­  экскурсия в музыкальный театр. Цель урока: Ввести детей в мир музыкального театра; знакомство с детским музыкальным театром Н. И. Сац. Задачи:  1. Обучающие:  расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанрам «балет» и  «опера»;  познакомить с понятиями афиша, солист, хор, оркестровая  яма, декорации;    Пояснить, что тем, кто научился различать песенную, танцевальную и маршевую музыку, откроются двери в  закрепить  жанровые особенности «вальса» и «колыбельной». волнительную страну, название которой “Музыкальный театр”. 2. Развивающие:    развивать слуховую активность детей, жанровый слух, вокальные способности;  умение анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя. 3. Воспитывающие:    воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.  воспитывать уважение к мнению одноклассников.  Планируемые результаты: Предметные:  1.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям 2.Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности. Личностные действия:  1. Интерес к музыке и музыкальной деятельности. 2. Расширение музыкально­слуховых представлений и впечатлений, связанных со средствами музыкальной  выразительности в произведении.Регулятивные действия:  1.Уметь ставить учебные задачи при восприятии музыкальных произведений разных жанров и стилей музыки. 2.Формировать эмоционально­осознанное отношение к музыкальному искусству, к собственной музыкально ­  творческой деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Познавательные действия:  1.Владеть навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления о музыке. 2.Владеть формами рефлексивной оценки восприятия. Коммуникативные действия:  1. Формировать развернутый навык, речевое высказывание в процессе анализа музыки. 2. уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, 3. слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга. Основные понятия:  музыкальный театр Н. И. Сац, балет, опера,  афиша, декорации, солист, хор, оркестровая яма.  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано, ноты. ИКТ:  видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; видеофрагмент  «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова. Музыкальный материал:   «Марш», «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев»  из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;    «Колыбельная Волховы» из оперы» Садко» Н.А. Римского – Корсакова. Информационные источники:   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования  /   М­во   образования   и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).  Музыка.   Планируемые   результаты.   Система   заданий.   1   класс:   пособие   для   учителей   общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)  Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 1 класс» ­ М. :Просвещение, 2012.  Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс–М.: Просвещение, 2006.  Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 1 класс. М. :Просвещение, 2014. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).  Рабочая учебная программа по музыке 1 класс Этапы Деятельность учителя Организац. момент  (5 минут) Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик»  П.И. Чайковского Музыкальное приветствие  Прошу всех улыбнуться и поделиться друг с  другом хорошим настроением.  Упражнение на дыхание "Шлю тебе хорошее настроение" Вот   как   замечательно   мы   поприветствовали друг   друга,   и   теперь,   с   таким   хорошим настроением   мы   и   начнём   работу   на   уроке. Прошу садиться.  Ребята, где мы с вами побывали на прошлом  уроке?  Да, там мы с вами  узнали много интересного.  Давайте вспомним, как звучала тема урока?  Кроме цирка есть еще много удивительных и замечательных мест, куда можно отправиться.   вы   любите   ходить   на  Скажите, экскурсии?   Какие интересные места вы посещали?  Куда вам хотелось бы сходить?  Мотивация учебной деятельности учащихся.  (7 минут) Деятельность обучающихся Музыкально приветствуют Выполняют упражнение В цирке Музыка в цирке ответы детей УУД Регулятивные:   Организовывать свои  действия.  Определяют своё рабочее место под руководством  учителя. Личностные:  Развивать   эстетические чувство чувства,   прекрасного. П.Строить сообщения в  устной форме.  Устанавливать причинно­ следственные связи. К. Воспринимать различные  точки зрения. Строить  монологическое  высказывание. Владеть диалогической  формой речи.Л.  Формировать   интерес   к обучению. Мнение детей Сегодня я хочу предложить вам отправиться в  одно необычное  место, где вы сможете не  только увидеть, но и услышать много  интересных вещей.  Я приглашаю вас в ДОМ, в КОТОРОМ  ЗВУЧИТ МУЗЫКА.   Кто­нибудь догадался, о каком ДОМЕ я  говорю?   Что это за дом, и почему он «звучит»?  Главным героем нашего урока будет театр. Но не просто театр, а театр музыкальный. И тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Дом, который звучит».  (Показ слайда №1)Актуализация знаний (8 ­ 10 минут). Ребята, а что же такое театр? Кто­нибудь из  вас был в театре? Зачем мы туда ходим?  ответы детей:  чтобы смотреть спектакли, концерты) Всё верно. Ребята, скажите, а какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре?  музыкальные Правильно.   А   кто­нибудь   знает,   как   такие спектакли называются?  Слайд №2 (изображения «Опера» и «Балет) ответы детей: «опера» и «балет», если не знают, попросить посмотреть на экран сказать, что там изображено П. Строить сообщения в  устной форме. К.Воспринимать различные  точки зрения. Строить монологическое  высказывание. Владеть диалогической  формой речи. Р. Организовывать свои  действия: ставить перед  собой цель. Теперь   мы   с   вами   знаем,   что   музыкальный театр   –   это   здание   для   опер   и   балетов. Давайте же отправимся туда. Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша (Слайд № 3).   А кто знает, что такое афиша?  Афиша   –   это   красочное   объявление   о спектакле. Давайте внимательно посмотрим на эту афишу.   Какую информацию мы можем узнать из афиши?  Любая   афиша   рассказывает   о   предстоящем представлении.   В   ней   указывается   название, место, время. Афиша помогает нам узнать: где состоится спектакль, как он называется и во ответы детей ответы детейФизминутка сколько состоится представление. Перед тем как войти, давайте немножко  разомнёмся.  Упражнение "Зарядка". (Дети выполняют движения по тексту.) А теперь давайте войдем в театр и посмотрим, что   там   происходит.   Пришли   мы   с   вами   в театр, который находиться в Москве. В 1964 году   на   Воробьёвых   горах   Натальей Ильиничной САЦ был создан первый в мире Детский музыкальный  театр, который сейчас известен во всех странах мира  (слайды № 5, 6). Такой   театр   —   единственный   в   мире.   Он позволяет   детям   приобщаться   к   миру музыкального   театра   и   симфонической музыки,   познакомиться   с   выдающимися произведениями. Если мы остановимся перед входом в театр, то  увидим на крыше эмблему театра ­  синюю  птицу на золотой арфе – это символ мечты о  счастье  (слайд № 6).  Ребята, кто необходим, чтобы спектакль состоялся?  (Слайды №7) (актеры, которые выступают на сцене и зрители в зрительном зале). (в этом театре герои А что же делают актеры в музыкальном театре? Верно,   также   важны   такие   атрибуты,   как костюмы и декорации.   Кто знает, что такое декорации?   Для чего они нужны?  Декорации помогают воссоздать то место, где происходит действие, разыгрываемое на сцене. Есть в театре еще очень важное место – это ЯМА, в которой находится оркестр. Она так и называется  оркестровая яма.   Какой оркестр находится в оркестровой яме?   А руководит им?  Ребята, Сейчас я предлагаю посмотреть один фрагмент. Смотрите и слушайте внимательно.    о   каком музыкальном   спектакле   мы   будем   с вами говорить?    Подумайте   и   скажите, Видеофрагмент «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1.27) Какой   музыкальный   спектакль представлен?    был Закрепление жанра «вальса» Правильно   это   фрагмент   из   балета Изучение нового материала спектакля поют, танцуют и исполняют свои роли под музыку Это украшение сцены симфонический оркестр дирижер П. Строить сообщения в  устной форме.  К. Воспринимать различные  точки зрения. Ориентироваться на  позицию партнёра в общении и взаимодействии. Р. Организовывать свои  действия: ставить перед  собой цель. Планировать  работу для достижения  Смотрят видеофрагмент Балет«Щелкунчик» П. И. Чайковского.   Что   вы   можете   сказать   о   музыке, которая   прозвучала   в   этом   фрагменте, какая она?  К какому жанру мы её отнесем – песня, танец, марш.  Мы   прослушали   «Вальс   цветов»   из   балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского  (Слайд № 8)  Как   вы   думаете,   почему   эту   музыку называют вальсом?   Какой музыкальный инструмент  солирует во вступлении? (Слайд № 9) Давайте мы с вами представим, что мы играем на арфе, но играем только, когда слышим этот инструмент во вступлении к вальсу. А когда зазвучит   музыка   самого   вальса,   мы   с   вами станем дирижерами. Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского  А   теперь   представьте,   что   каждый   из   вас композитор   и   вам   надо   написать   музыку. Поднялся легкий ветерок, и начал падать снег. Сначала   полетела   одна   снежинка,   затем вторая, третья.    Какую бы музыку вы выбрали – музыку ПЕСНИ, ТАНЦА или МАРША?  Почему?  Имитация игры на арфе + свободное дирижирование. цели. Л.   Ориентироваться   в нравственном содержании и смысле поступков. Дети приходят к выводу, что эта музыка может звучать в балете. Потому что музыка звучит плавно, неторопливо, кружась Арфа Песни, потому что музыка звучит плавно,Так   какую   же   мы   с   вами   выберем   музыку? Песни   или   танца?   А   может,   есть   танец, который   танцуют   неторопливо,   плавно кружась?  неторопливо.  Танца, потому что музыка звучит легко, с движением, кружась Представьте,   что   ваши   ладошки   –   это снежинки, которые тихо падают под музыку. это танец вальс Слушание Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского (0.30). А   теперь   давайте   посмотрим,   как   в   балете артисты исполнят вальс снежных хлопьев.   Видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского   Что делают актеры в БАЛЕТЕ?   Так что же такое БАЛЕТ?  Сейчас   мы   просмотрим   еще   один   фрагмент спектакля, который проходил в музыкальном театре.  Видеофрагмент «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского­Корсакова  Вы   увидели   фрагмент   музыкального спектакля.   А   что   делали     на    актеры    Смотрят видеофрагмент Актеры   в   балете танцуют БАЛЕТ – это музыкальный спектакль, в котором актеры танцуютсцене?  Есть   музыкальный   спектакль,   в   котором актеры   только   танцуют,   а   есть   музыкальный спектакль, в котором актеры еще и поют. Как называется музыкальный спектакль, в котором актеры поют?  В   этом   фрагменте   вы   услышали   песню   из оперы   «Садко»   Н.   Римского   ­   Корсакова.  Скажите,   как   можно   назвать   эту   песню? Почему?   Какая   эта   песня,   что   она   вам напоминает?  Слайд № 10. Какую   песню   мы   можем   назвать КОЛЫБЕЛЬНОЙ?  Совершенно   верно.   Давайте   пропоем   «баю­ бай, ба­а­ю­у­бай» Так,   какой   же   музыкальный   спектакль   мы можем назвать ОПЕРОЙ?  Вокализация Ребята, скажите ­ любой ли человек может  выступать на сцене? Мы с вами тоже, когда поём песню, должны стараться, чтобы как можно лучше исполнить её. А чтобы песня прозвучала у нас красиво, нам нужно  распеться.  Вокально­ Распевание Мнение детей Ответы детей. Опера Колыбельная Колыбельной мы называем песню, которую исполняют тихо, нежно, спокойно со словами «баю­бай» Музыкальный спектакль, в котором актеры поют, называется ОПЕРОЙ  Нет, только тот, кто много репетирует, знает роль и хочет выступатьхоровая работа А   теперь   давайте   вспомним   слова   песни, которую мы начали с вами учить на прошлом уроке. Как она называется? В песне 3 куплета. Мы с вами выучили 2. Давайте споём их. Разучивание  3 куплета.  Исполнение песни целиком.  Закрепление полученных знаний Рефлексия Мы сегодня с вами совершили путешествие в Музыкальный   театр,   где   идут   музыкальные спектакли. Что нового вы узнали на уроке?  Музыкальный   спектакль,   в   котором   актеры поют, называется  Музыкальный   спектакль,   в   котором   актеры только танцуют, называется… Давайте   каких композиторов сегодня звучала на уроке и как называются эти произведения?  Слайд № 11    музыка, вспомним,   «Солнышко»  На   доске   прикреплёно   солнышко,   детям раздаются   маленькие   солнышки   жёлтого   и голубого   цвета.   Их   нужно   прикрепить   к солнышку:   желтого цвета – мне очень понравилось занятие,   получили   много   интересной информации;  голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.   «Слон и скрипочка» Ответы детей ОПЕРА Балет Ответы детей П.Соотносить изученные  понятия с примерами из  реальной жизни. К.соотносить песни с   картинами. Л. формирование  уважительного отношения к  иному мнению; Выполняют рефлексию К. Воспринимать различные  точки зрения.  Р.   Оценивать   правильность выполненного действия.Спасибо за урок. До свидания!