Урок музыки "Импрессионизм в музыке и в живописи" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Импрессионизм в музыке и в живописи Тип урока: Актуализация опорных знаний и умений Вид: урок-экскурсия Цель: раскрытие особенности импрессионизма как художественного стиля. Задачи: Углубляя представление о музыкально-историческом стиле дать начальные представления об импрессионизме, его истоках, развитии в различных видах искусства, авторах, работавших в данном направлении; проанализировать художественно-изобразительские особенности импрессионизма и взаимопроникновение живописи и музыки на примере данного стиля. Развивать музыкальные способности: вокальные данные, музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление; совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений. Воспитывать любовь и уважение к музыке. Планируемые результаты: Предметные: Знать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности; умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений; Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач; овладение логическими действиями сравнения, обобщения Мотивировать свои действия. Личностные: Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше Оборудование: ритмическая таблица длительностей для импровизации; нотная запись ноктюрна К.Дебюси «Шаги на снегу» на 2 голоса; изображение видов Парижа (Эйфелева башня, Елисейские поля, Лувр и др.); репродукции картин художников различных стилей в том числе и импрессионистов (например, Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар», Поль Сезанн «Пейзаж в Эксе», Пьер Огюст Ренуар «Мулен Де ла Галет», Клод Моне «Дикие маки», Шишкин И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», Гюстав Курбе «Девушки на берегу Сены», К.Брюллов «Итальянский полдень»); мольберт, акварельные краски, гуашь, материалы для импровизации «Волшебные краски. Музыкальный материал и задачи: Ф.Шопен «Ноктюрн» - слушание , К.Дебюси «Шаги на снегу» - исполнение, К.Дебюси «Лунный свет на террасе» - слушание Информационные источники: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения). Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс–М.: Просвещение, 2006. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5 класс. М. :Просвещение, 2014. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам) Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).
Иконка файла материала 7.docx
Технологическая карта Евдокимовой Галина Класс: 5 Тема: Импрессионизм в музыке и в живописи Тип урока: Актуализация опорных знаний и умений Вид: урок­экскурсия Цель: раскрытие особенности импрессионизма как художественного стиля. Задачи:  Углубляя представление о музыкально­историческом стиле дать начальные представления об импрессионизме, его истоках, развитии в  различных видах искусства, авторах, работавших в данном направлении; проанализировать художественно­изобразительские  особенности импрессионизма и взаимопроникновение живописи и музыки на примере данного стиля.  Развивать музыкальные способности: вокальные данные, музыкальную память, музыкально­аналитическое мышление;  совершенствовать умение понимания жизненно­образного содержания музыкальных произведений.  Воспитывать любовь и уважение к музыке. Планируемые результаты: Предметные:  Знать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и  изобразительность музыкальной интонации  формирование основ музыкальной культуры;    умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности; умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально­хоровых произведений;   Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в  разных видах и формах;  формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе  познания содержания музыкальных образов оперы; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач; овладение логическими действиями сравнения, обобщения   Мотивировать свои действия. Личностные:   Мотивировать свои действия.  Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др     развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования выражение  положительного отношения к процессу познания; проявление  внимания, желания узнать больше Оборудование:     ритмическая таблица длительностей для импровизации;  нотная запись ноктюрна К.Дебюси «Шаги на снегу» на 2 голоса;  изображение видов Парижа (Эйфелева башня, Елисейские поля, Лувр и др.);  репродукции картин художников различных стилей в том числе и импрессионистов (например, Поль Сезанн «Гора Сент­Виктуар»,  Поль Сезанн «Пейзаж в Эксе», Пьер Огюст Ренуар «Мулен Де ла Галет», Клод Моне «Дикие маки», Шишкин И.И. «Сосновый бор.  Мачтовый лес в Вятской губернии», Гюстав Курбе «Девушки на берегу Сены», К.Брюллов «Итальянский полдень»);  мольберт, акварельные краски, гуашь, материалы для импровизации «Волшебные краски. Музыкальный материал и задачи: Ф.Шопен «Ноктюрн» ­ слушание , К.Дебюси «Шаги на снегу» ­ исполнение, К.Дебюси «Лунный свет на террасе» ­ слушание Информационные источники:   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М­во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения). Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» ­ М. :Просвещение, 2012. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс–М.: Просвещение, 2006. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5 класс. М. :Просвещение, 2014.    Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л.  Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым  стандартам)  Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения). Этапы Организ. Момент Ход урока Деятельность учителя Слушание «Ноктюрна» Ф. Шопена. Здравствуйте, ребята! Со слушания какого музыкального произведения мы начали наш  сегодняшний урок?  В каком музыкально­историческом стиле писал этот композитор?  (музыкальный романтизм, изучение этого стиля мы закончили на прошлом  уроке) С какими странами связано имя Ф.Шопена?  Актуализ. Опорных знаний Тему урока мы  сегодня узнаем с помощью набора номера мобильного телефона.  (Слайд с изображением телефона и номера)  (детям раздаются карточки с цифрами, а на обороте части слов из темы урока) 8 937 562 08 41 4 – «Импрес» 9 – «ионизм» 3 – «в» 7 – «му»  5 – «зы» 6 – « ке» 2 – «и» 0 – «жи» 8 – «во» 4 – «пи» 1 – «си». Итак, тема нашего урока – «Импрессионизм в музыке и в живописи».  Сегодня я приглашаю вас именно во Францию. Мы продолжаем с вами  УУД Личностные: ­мотивационная готовность; Регулятивные: ­Организовать свою  деятельность; Познавательные: ­формулируют ответы на  вопросы; Коммуникативные: ­умение выражать свое мнение; Познавательные: ­самостоятельно выделять и  формулировать тему урока Метапредметные: умение самостоятельно ставить  новые учебные задачи на основе  позитивных мотивов и интересов. Деятельность учащихся Ноктюрн Ф.Шопена Музыкальный романтизм он родился и вырос в Польше, а вторую половину жизни прожил и умер во Франции Группа учащихся  получили карточки с  частями слова из  темы урока. Учащиеся  выстраиваются в  соответствии с  номером телефона.  Все читают  получившуюсяговорить о музыкально­исторических стилях. И мне хочется, чтобы  сегодня на уроке мы прониклись духом Франции конца 19 века. Духом  страны, необычной, очень чувственной и поэтичной, страны, которая  подарила миру большое количество деятелей культуры, открыла миру своё видение искусства и своё впечатление, или, как говорят французы,  «Impression», от этого безумного­безумного мира. фразу. Решение проблемы Втечении всего урока я предлагаю вам заполнить карточки. В которых вы  будете оценивать свою деятельность на каждом этапе урока. В конце мы  сделаем вывод. Слушают учителя Ритмическая импровизация Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и  новизной. Первые шаги по столице Франции. Шаг может быть разным. ­ пошли на прогулку по парку (1 группа выполняет шаги, сидя на стульях  четвертными длительностями); ­ начался мелкий дождь (2 группа – шаги восьмыми длительностями); ­ побежали, чтоб укрыться от дождя (3 группа – шаги шестнадцатыми  длительностями). (Выполняется с использованием таблиц записи ритма поочередно  каждой группой – после одновременно под руководством учителя.) Какое у вас впечатление, импрессия от такой прогулки? А какое  настроение? Вы обратили внимание, что эти шаги звучали как музыка? Как  бы вы её назвали?  Рассказ о художниках­импрессионистах  Гуляя по Парижу, можно попасть в национальный художественный музей  Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох и стилей. Но я обращаю ваше внимание на две экспозиции. Выполняют практическое задание Мнение детейВзгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в  различных залах. Может быть, есть что­то, что объединяет каждую группу  и отличает одну от другой. ­ В какой группе картины проработаны более детально? ­ На каких картинах вы увидели чувства художника? ­ А на какой из них изображена импрессия, впечатление? Во втором зале картины отличаются тем, что в на них художники  стремились изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от  увиденного. Они кажутся нам как бы несколько завуалированными,  задымлёнными, фантастичными. Художники, писавшие такие картины,  стали называть себя импрессионистами. А стиль, в котором они работали,  появился в конце 19 века и получил название импрессионизм. От  французского слова Impression – впечатление. Ими были Клод Моне, Вансент Ван Гог, Пабло Пикассо, Эдуард Мане и  другие. Их картины необычайно музыкальны. Ведь не зря часто живопись  сравнивают с застывшей музыкой.  Рассказ о музыкантах – импрессионистах. Вслед за художниками импрессионизмом увлекаются и музыканты.  Появляется, так называемая, музыкальная живопись, изображение картин с помощью звуков.  Вокальная импровизация на тему «Шаги на снегу» К.Дебюси Активно участвуют в практичском задании Попробуем и мы изобразить нечто подобное. ­ распевка по звукоряду в d­moll вокализом с закрытым ртом; ­ распевка по звукоряду в d­moll на звук «О»; ­ пропевание тоники нижней и верхней на 2 голоса; 2 голос – интонирование Ре 1 октавы на цепном дыхании вокализом на звук «О»; 1 голос – интонирование мелодии «Шаги на снегу» вокализом на звуке  Личностные: ­проявлять эмоциональную  отзывчивость на музыкальное  произведение. Познавательные: ­сравнивать музыкальные и  художественные образы,  музыкальные фразы,  аккомпанемент, штрихи музыки. Личностные: Выражать своё эмоциональное«О». (Выполняется с использованием нотной записи мелодии на 2 голоса) На что похоже звучание нашей импровизации?  Какие краски бы вы взяли, чтоб раскрасить эту музыку?  Каким цветом зальём фон? Какой голос изображает фон? (второй голос) Какие будут штрихи? Каким цветом изобразим 1 голос? Какие штрихи нужно выполнять для изображения 1 голоса? Как бы вы назвали нашу картину и музыку? (Учитель по ходу рассуждений ребят на мольберте акварельными  красками в технике «по ­сырому» создаёт «картину» в соответствии с  предложенными учениками вариантами ответов) Что напоминает получившаяся у меня картина?  Композитор дал своему творению название «Шаги на снегу».  Выводы по итогам исполнения мелодии Именно такую музыку писали композиторы­импрессионисты. Обратили ли  вы внимание, что является основой изобразительности в такой музыке?  (конкретно каждый звук) Импрессионисты стремились достичь  выразительности, красочности и образности каждого звука.  Рассказ о К.Дебюсси Музыка, с которой мы сейчас импровизировали, написана французским  композитором, человеком, которого считают одним из основоположников  импрессионизма Клодом Дебюсси.  Клод Дебюсси родился в 1862 году, был из семьи мелких буржуа. Хотя  занятия музыкой начались не в столь раннем возрасте, но за несколько лет  он достигает больших успехов в исполнительстве на фортепиано и  поступает парижскую консерваторию. Уже там он отличался  отношение к искусству и по  окончанию исполнения   произведения. Высказывают свою точку зрения Смотрят выполение учителя на мольберте Мнение учеников Слушают рассказ учителя Познавательные УУД: извлекать необходимую  информацию из прослушанного  текста;незаурядностью музыкальной мысли и даже имел из­за этого проблемы.  В течение всей своей жизни он очень интересовался музыкой разных  народов. В особенности русской народной и композиторской. Несколько  раз приезжал в Россию, по приглашению русской меценатки Надежды фон  Мек, которая была близким другом П.И.Чайковского, лично общался со  многими русскими композиторами.  В музыке Клода Дебюсси проявляется самобытность его таланта. Он  стремился сблизиться с новыми направлениями в искусстве. Творчество  Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство ощущений, точнее –  воспоминаний о пережитых ощущениях («Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже  действительности», – писал он).  Основное место в его творчестве занимают романсы, ноктюрны, прелюдии,  инструментальные и вокальные циклы, оперы, фортепианные сочинения. Умер композитор в 1918 году во время бомбёжки немцами Парижа.Сейчас в нашем классе прозвучит ещё одно произведение К.Дебюсси, этого необычного композитора, который рисует картины, часто пейзажи, с  помощью звуков. Останьтесь сейчас наедине со своими мыслями,  эмоциями, импрессией, закройте глаза и постарайтесь понять, что за  картину написал композитор. Слушание и анализ «Лунный свет на террасе» Каковы ваши впечатления?  Какие цвета использовал композитор? (неброские, приглушённые тона) Какие были звуковедения? (скользящие, крадущиеся) Какое настроение? (фантастическое, загадочное) Какие ассоциации рождает музыка у вас? Как бы вы назвали эту музыку? Композитор назвал произведение «Лунный свет на террасе».  В каком художественном жанре написано данное произведение?  (музыкальный пейзаж)  Обобщение понятия «импрессионизм» в живописи и музыке Сегодня на уроке мы встретились с картинами художников­ импрессионистов, а так же музыкальными картинами композитора­ импрессиониста. Как вы думаете, есть ли что­то, что объединяет эти  картины? В них важен те столько сюжет, сколько чувства, ощущение, возникшие от  соприкосновения с этими произведениями искусства. А музыка и живопись очень дополняют друг­друга. Импровизация «Волшебные краски» А мне сегодня так же важна ваша импрессия от урока и от услышанной  музыки. Сейчас я ещё раз включу эту музыку, а вы выберите из всего  многообразия цветов, находящихся перед вам, именно тот, который  характеризует возникшее у вас настроение. Технология приготовления раствора «Волшебные краски» Для приготовления раствора необходимы мука – 1 стакан, подсолнечное  Закреплен. Первичных знаний Слушают, раскрывают  эмоциональный характер, выявляют средства музыкальной выразительности,  Мнение детей Познавательные: ­передавать свои впечатления об  услышанной мелодии. Регулятивные:  ­выполнять учебные действия в  качестве слушателя и  исполнителя. Личностные: Выражать эмоциональное  отношение к искусству в  процессе исполнения. Регулятивные: ­выполнять учебные действия,  ставя задачи, определяя этапы  выполнения заданий. Личностные: выставляем оценку в таблицу. Регулятивные: ­выполняют творческие задания  по заданным правилам; ­ формируют замысел и  реализуют его  в исполнении.масло – 2 ч. л., соль – 2 ч. л., клей ПВА – 2 ч. л., вода (столько, чтобы  консистенция краски была как у сметаны). Данный раствор замешивается  до начала урока, разливается в небольшие ёмкости и ставится на партах  перед каждым учеником. Кроме этого, у каждого ученик должен иметься  набор гуашевых красок и палочка для перемешивания краски.  Во время выполнения импровизации учитель предлагает ученикам в  приготовленный ранее раствор добавить гуашевую краску любого цвета  (который ему подсказывает музыка), учитывая, что от количества краски  зависит интенсивность оттенка.  Второй этап работы – учитель подходит к каждому ученику с ёмкостью с  низкими краями (например, коробка из­под конфет) и предлагает вылить  получившийся раствор в любое место данной ёмкости. После полученный  состав аккуратно перемешивается. После застывания получается очень  красивая созданная коллективно картина. Так как это наше общее настроение, мы смешаем все краски. Вот такая  картина нашего общего настроения. Я надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство Франции  останется в вашем сердце и памяти. Рефлексия Заполните пожалуйста всю таблицу и сдайте Выполняют задание Личностные: ­выражать эмоциональное  отношение к искусству в  процессе исполнения. Регулятивные: ­выполняют учебные действия в  качестве слушателя. Заполняют таблицу Личностные: оцениваем исполнение   песни,   выводят общий   итог   урока,   выражают эмоциональной   эмблемой   своё отношение к теме урока Регулятивные УУД: констатировать факт завершения  действий Домашее задание Нарисовать «Хабанера»Мориса Равеля.    иллюстрацию   к   музыкальному   произведению