Тип урока: Углубление в тему.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Цель: обобщить музыкальные впечатления, познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.
Задачи:
- познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
- вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, вокальной импровизации, игры на музыкальных инструментах);
- воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.
Ход урока.
Организационный момент.
Основная часть.
Рефлексия.
Вокальная импровизация учащихся проводилась в основной части урока.
Задачи данного этапа урока:
- понимание учащимися содержания колыбельных песен в опоре на их интонационно - образный смысл; - развить интерес у детей к импровизации как творческой деятельности; - освоить различные виды вокальной импровизации;
- освоить способы и приемы, направленные на развитие навыков импровизации у детей (ритмических, мелодических, инструментальных, пластических).
Планируемые результаты:
- у детей должно сформироваться представление о закономерной связи речевых и музыкальных интонаций,
- научатся воспроизводить свои музыкально-слуховые представления в соответствии речевых интонаций музыкальным, научатся определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, вокальной импровизации.
Метапредметные:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов с помощью музыкальной интонации. Личностные: уважение к творчеству другого человека. Реализация творческого потенциала в процессе вокального исполнения.
Вокальная импровизация на заданную интонацию на уроке музыки в начальной
школе.
2 класс
Урок № 9.
Раздел: «День, полный событий»
Тема: Колыбельные.
Тип урока: Углубление в тему.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Цель: обобщить музыкальные впечатления, познакомить учащихся с особенностями песни
на примере колыбельных песен.
Задачи:
познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и
П.И.Чайковского, развивать в детях интонационнообразное понимание музыкальных
произведений;
вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение
передавать собственные впечатления с помощью музыкальнотворческой деятельности
(исполнения, вокальной импровизации, игры на музыкальных инструментах);
воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с
колыбельными песнями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Рефлексия.
Вокальная импровизация учащихся проводилась в основной части урока.
Задачи данного этапа урока:
понимание учащимися содержания колыбельных песен в опоре на их интонационно
образный смысл;
развить интерес у детей к импровизации как творческой деятельности;
освоить различные виды вокальной импровизации;
освоить способы и приемы, направленные на развитие навыков импровизации у детей
(ритмических, мелодических, инструментальных, пластических).
Планируемые результаты:
у детей должно сформироваться представление о закономерной связи речевых и
музыкальных интонаций, научатся воспроизводить свои музыкальнослуховые представления в соответствии
речевых интонаций музыкальным, научатся определять и сравнивать характер, настроение
и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки
в пении, вокальной импровизации.
Метапредметные:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
осуществлять и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: участвовать в творческой деятельности при воплощении
различных музыкальных образов с помощью музыкальной интонации.
Личностные: уважение к творчеству другого человека. Реализация творческого
потенциала в процессе вокального исполнения.
Учитель: Ребята! Мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её
выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться
или грустить, удивляться или восхищаться. Что помогает почувствовать музыку.
Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в
другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы
мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это
нравится!” Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей
совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами
беспорядок?
Дети. У нее голос строгий.
Учитель. Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово “интонация” в
переводе с латинского языка означает “громко произношу”. Слово называет чтолибо, а
интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с
разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. Музыкальная интонация – это
небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ.
Сейчас мы с вами поиграем.
Задание. Импровизация на определенное настроение (спеть грустную песенку на текст,
спеть весёлую песенку на текст, спеть задумчивую песенку на текст).
Учитель: Ребята, перед вами стоит такая задача – нужно спеть песенку на заданный
текст.
В доме пусто,
Очень грустно,
Ничего не хочется.
Не смеется,
Не поется,
Даже не хохочется…
Учитель. Какие будут интонации в этой песенке?
Ученик. Печальные, грустные. Мелодия движется вниз.Учитель. Правильно. А ещё в ней слышны интонации вздоха, жалобы (исполняет фрагмент
на фортепиано).
(Исполнение учащимися)
Учитель. Но мы не будем долго оставаться в печальном настроении.
Задача: спеть песенку на текст:
И не скучно,
И не грустно,
Бегать, прыгать хочется,
И смеется, и поется,
И вовсю хохочется!
Учитель: Какая интонация поможет нам «рассказать» эту песенку?
Дети. Песенка будет весёлая, звонкая, подвижная, радостная.
Учитель. Правильно, мы будем петь радостно, весело.
(Исполнение).
Учитель: сейчас мы с вами создадим ещё один музыкальный образ. Задача: спеть
песенку на текст:
«Что так скучно,
Что так грустно?»
Вася призадумался.
Не смеется,
Не поется,
И совсем не думается…
Учитель. Как должна прозвучать эта песенка?
Дети. Задумчиво, в музыке должны быть интонации вопроса.
(Исполнение)
Учитель: Вы молодцы, ребята, справились с заданием замечательно. Вы правильно
услышали в каждом стихотворении интонации и своим голосом сумели передать эти
интонации в песенках, ваше исполнение было выразительным.