Урок музыки в 4 классе "Как появился симфонический оркестр"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Как появился симфонический оркестр» Тип урока: введение в тему. Вид урока: урок-путешествие Цель: познакомить с понятием «оркестр», видами оркестров, историей возникновения симфонического оркестра, основными группами инструментов. Задачи: повторить ранее изученный материал (группы инструментов, казахские инструменты) осуществлять контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы. формировать заинтересованность в изучении основных музыкальных понятий: инструмент, музыкант, оркестр; воспитывать эмоциональное восприятие звучания фрагментов музыкальных произведений. развивать музыкальный слух и музыкальную память; развивать умение слушать музыку и оценивать услышанное. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, индивидуальный и фронтальный опрос. Оборудование: - мультимедийная установка - музыкальный центр - диск с музыкальными записями - карточки с заданиями - «Маршрутные листы» Материал для слушания: М.Дунаевский «В парке» (духовой оркестр) Курмангазы «Сарыарка» (народный оркестр) И.Штраус «Что сказал Заратустра» (симфонический оркестр)
Иконка файла материала 10.docx
(II четверть. Симфонический оркестр – вершина европейской культуры) Урок в 4 классе Тема: «  Как появился симфонический оркестр  »   Тип урока: введение в тему. Вид урока: урок­путешествие Цель:  познакомить   с   понятием   «оркестр»,   видами   оркестров,   историей   основными   группами возникновения   симфонического   оркестра, инструментов. Задачи:  повторить   ранее   изученный   материал   (группы   инструментов,   казахские инструменты)  осуществлять   контроль  знаний,  полученных   ранее   и  во   время  изучения новой темы.  формировать   заинтересованность   в   изучении   основных   музыкальных понятий: инструмент, музыкант, оркестр;  воспитывать   эмоциональное   восприятие   звучания   фрагментов музыкальных произведений.  развивать музыкальный слух и музыкальную память;  развивать умение слушать музыку и оценивать услышанное. Методы   обучения:  словесный,   наглядный,   практический,   проблемно­ поисковый, индивидуальный и фронтальный опрос. Оборудование: ­ мультимедийная установка                              ­ музыкальный центр                              ­ диск с музыкальными записями                              ­ карточки с заданиями                              ­ «Маршрутные листы» Материал для слушания:  М.Дунаевский «В парке» (духовой оркестр)  Курмангазы «Сарыарка» (народный оркестр)  И.Штраус «Что сказал Заратустра» (симфонический оркестр)Ход урока: 1. Музыкальное приветствие. 2. Организационный момент.        ­ Чтобы настроить вас на нужную волну, урок я хочу начать с небольшого стихотворения. Прислушайся, и ты услышишь, как музыка во всём живет: И дождь звучит, стуча по крыше, и дерево листвой поёт. Своя мелодия у ветра, в капелях зазвенит весна, А песню осени за летом продолжит белая зима. Нам это всё дается свыше. Весь мир звучит, весь мир поёт. Прислушайся, и ты услышишь, как музыка во всём живет!          ­ Музыка занимает в нашей жизни важное место. Она сопровождает нас с самого   детства.   С   музыкой   легче   труд   и   веселее   отдых.   Без   музыки   мир вокруг нас станет серым и пустым.  Но ответьте мне на вопрос: а без чего не может быть самой музыки? (ответы детей). ­   Правильно,   музыки   не   может   быть   без   музыкальных   инструментов. Музыкальные инструменты появились одновременно с появлением человека. Первым музыкальным инструментом был человеческий голос, затем человек натянул   струну   и   научился   выстукивать   ритм.   Со   временем   появилось огромное множество самых разнообразных музыкальных инструментов.                  И я не зря заговорила о них, так как сегодня мы с вами совершим музыкальное путешествие в город под названием «Симфонический оркестр».                 Но прежде, чем мы достигнем цели своего путешествия, у нас будет несколько   остановок,   где   вы   должны   будете   выполнить   задания,   чтобы отправится дальше. Давайте познакомимся с маршрутом нашего следования. Станция 1: «Инструменты» Станция 2: «Казахские инструменты»Станция 3: «Оркестры» Город «Симфонический оркестр» 3. Повторение.      Итак, отправляемся и первая станция «Инструменты».  Вы знаете, что все музыкальные инструменты делятся на три большие группы: струнные,   духовые,   ударные   (по   каким   признакам?).   Чтобы   отправиться дальше, вам нужно выполнить задание (Приложение 1). Карточка №1. Перед вами пустая таблица с группами. Рядом – названия различных   инструментов.     Ваша   задача   –   распределить   инструменты   по группам и вписать названия в таблицу.  Но я немного вам помогу: и сейчас на экране появятся изображения этих инструментов. Итак, выполняем задание. А теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте и давайте проверим, как вы справились с заданием. Рядом с правильными ответами ставьте плюсы, а неправильные – зачеркивайте.  Тот, кто выполнил задание без ошибок – получает пятёрку.           Отправляемся дальше. Следующая станция «Казахские инструменты». Карточка №2. Это задание вы выполняете вдвоем (минигруппа). Перед вами изображение пяти казахских инструментов, а внизу их названия. Ваша задача – обсудить   и   подписать   правильные   названия   под   каждым   инструментом, пользуясь подсказкой. Выполняем.  4. Новый материал.            Постепенно мы приближаемся к своей цели, но перед этим еще одна остановка – станция «Оркестры».  И теперь нам будет помогать маршрутный лист (Приложение 2), в котором вы будете вписывать  недостающую информацию. А после заполнения этот лист станет вам в дальнейшем хорошим помощником.  Скажите, что вы представляете, когда слышите слово «оркестр»?(ответы детей) Действительно, оркестр – это большой коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. Давайте запишем это в нашем маршрутном листе.                        Откуда же появился оркестр? Сегодня у нас урок­путешествие, поэтому   отправимся   в   далёкие   времена.   Когда­то   давно,   еще   в   Древней Греции словом «ОРХЕСТРА» называлась площадка перед сценой в театре, на которой во время спектакля стоял хор, то есть певцы.  Запишем в нашем листе напротив слова «Орхестра» ­ площадка перед сценой для хора. Много позднее в 17 веке в Европе словом «оркестр» стали называть ансамбли музыкантов. Но долгое время состав таких оркестров, количество музыкантов и инструментов зависел от желания богатых вельмож, которым эти оркестры принадлежали.  Со временем сложилось несколько видов оркестров. Например:  1) Оркестр народных инструментов (казахских, русских и др.) 2) Духовой или военный оркестр  3) Симфонический оркестр (самый полнозвучный) Сейчас   вы   услышите   фрагменты   звучания   двух   оркестров.   Попробуйте определить – какой оркестр звучит. Слушание: М.Дунаевский «В парке» (духовой оркестр)                     Курмангазы. Кюй «Сарыарка» (оркестр каз.нар.инструментов)         ­ Наконец, мы достигли цели своего путешествия и прибываем в город «Симфонический оркестр».          В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.          Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, участвует в исполнении опер и ораторий, часто звучит вкинофильмах и обладает самым совершенным и полным звучанием. Давайте послушаем фрагмент звучания симфонического оркестра. Слушание: И.Штраус «Что сказал Заратустра»  ­ Мы уже знаем историю появления оркестра. А вот состав симфонического оркестра окончательно сложился в 18 веке.  (записываем в маршрутном листе) Посмотрите   еще   раз   на   определение   слова   «оркестр».   Мы   записали,   что оркестр   –   это   большой   коллектив   музыкантов.   Как   вы   думаете,   сколько человек может быть в симфоническом оркестре? Количество жителей города – музыкантов в оркестре доходит до 100 человек. (записываем)           Скажите, а как такое количество людей могут играть так слаженно и не каждый сам по себе? (ответы детей)  Правильно,   есть   человек,   который   управляет   городом­оркестром   –   это дирижёр. В переводе с французского языка – управлять, руководить.           Мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные,   духовые,   ударные.   А   вот   в   симфоническом   оркестре   деление происходит на четыре группы, так как духовые инструменты делятся на две подгруппы: духовые деревянные и духовые медные. Посмотрите на экран, а затем   на   свой   маршрутный   лист.   Давайте   вместе   назовем   группы симфонического   оркестра:   струнные   смычковые,   духовые   деревянные, духовые медные, ударные.  Скажите,   почему   инструменты   в   симфоническом   оркестре   делятся   на   4 группы, а не на 3? (ответы) Посмотрите на схему оркестра и расположение групп.  Самая большая группа в оркестре – струнная смычковая, так как звук этих инструментов не очень громкий.Дальше располагается группа духовых деревянных инструментов. За ней, по силе звучания – духовые медные и ударные инструменты.       О симфоническом оркестре можно говорить очень много и всего за один урок   узнать   невозможно,   поэтому   сейчас   я   вас   кратко   познакомлю   с инструментами каждой группы. Вы увидите изображение инструментов и их названия   на   экране.   На   обратной   стороне   маршрутного   листа   у   вас   есть инструменты и не хватает только названий. Вы подпишите их сами. (знакомство с группами инструментов) 5. Закрепление. Вы   замечательно   справились   сегодня   со   всеми   заданиями.   Но   я приготовила для вас еще одно испытание. Мы совершили путешествие в город «Симфонический   оркестр»,   но   чтобы   вернуться   обратно   мы   сыграем   в небольшую   игру,   в   которой   я   проверю,   что   вы   запомнили   из   нашего путешествия.   Игра   называется   «Ручеек».   В   ней   будут   участвовать   три команды   –   три   ряда.   На   первую   парту   каждого   ряда   я   положу   листы   с вопросами и ручку. Первая парта отвечает на первый вопрос, встает и идет к последней   парте.   Весь   ряд   поднимается   и   пересаживается   на   одну   парту вперед.   Пройдя   круг,   все   окажутся   на   своих   местах.   В   листах   напротив вопросах  есть три варианта ответов. Вы должны подчеркнуть или обвести правильный.   Та   команда   (ряд),   которая   быстрее   и,   что   самое   главное, правильнее ответит на все вопросы, получит пять. Итак, начали. (проводится игра, проверяются ответы). Замечательно. Ну а теперь немного встряхнемся и поднимем себе настроение. 6. Психологическая зарядка «Я такая, какая я есть». 7. Дыхательные упражнения: «нюхаем цветочек», «ныряем под воду» 8.   Скороговорки:   «Кукушка   кукушонку   купила   капюшон»,   «Уточка вострохвосточка вывострохвостила своих вострохвостят» 9. Вокальные упражнения.­ «Вот иду я вверх, вот спускаюсь вниз»  ­   «Снегопад»   (со   словами,   закрытым   ртом,   с   хлопками,   с   притопами,   всё вместе) Струнные Духовые Ударные   Разучивание  «Наши 9. песни звонкие голоса».  Сегодня   мы   много говорили музыкальных   о   и чтобы не отходить от темы, разучим песню про инструмент, который всегда с инструментах, нами – наш голос. 10. Итог урока.  11.   Домашнее   задание:  нарисовать   любой   инструмент   симфонического оркестра и сделать о нем небольшое сообщение. Приложение 1. Задание № 1: Распределите инструменты по группам Барабан Труба Тарелки Гитара Балалайка Флейта ДомбраЗадание № 2: Подпишите названия инструментов 2 3 1 4 Домбра Сазсырнай Дабыл Жетыген 5 Кобыз Приложение 2             МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ   – это_________________________________________________     Оркестр __________________________________________________________________ ОРХЕСТРА (в Др.Греции)  ­___________________________________________                                        _______________________________________________   ОРКЕСТР****************************************************************** Город «Симфонический оркестр» Сложился в …….веке.   Количество жителей (музыкантов)……………… Руководит   руководить»)   оркестром   …………………….   (с   франц.   «управлять, Симфонически й оркестр ф4 группы  4 группы инструментов Ударн ые Духовые  медные Струнные  смычковыеДуховые  деревянные рументов Ударные Струнные  смычковые  оркестр 1. Струнно­смычковые инструменты2. Деревянные духовые инструменты 3. Медные духовые инструменты 4. Ударные инструменты.