Ход урока
I.Организационный момент.
У: Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите на доброжелательные лица учителей. Тему урока узнаете через несколько минут.
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».
У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.
Что такое темп в музыке? (Скорость звуков)
Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)
Как называется движение в музыке? (Динамика)
Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? (протяжно, уныло)
Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? (весело, торжественно, звонко)
Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)
Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)
Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).
Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.
23 Урок музыки в 5 классе по теме: «Волшебная палочка дирижера»
Ход урока
I.Организационный момент.
У: Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг
другу, посмотрите на доброжелательные лица учителей. Тему урока узнаете
через несколько минут.
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».
У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на
уроке.
1. Что такое темп в музыке? (Скорость звуков)
2. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)
3. Как называется движение в музыке? (Динамика)
4. Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? (протяжно, уныло)
5. Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? (весело,
торжественно, звонко)
6. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных
инструментах. (Оркестр)
7. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)
8. Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).
Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.
III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
Слайд №1
У: Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий.
Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?
Что он держит в руках?
Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит
оркестром. В руке держит дирижерскую палочку
У: Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о
дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов,
которые входят в симфонический оркестр. Тема урока называется
Слайд№2
«Волшебная палочка дирижёра» Почему она волшебная?
На этот вопрос мы будем отвечать весь урок
Слайд№3
У: Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует
красками, а композитор музыкой. И сейчас мы с вами
послушаем и посмотрим Концерт №1 Чайковского П. И.Послушайте внимательно и ответьте пожалуйста:
какая музыка по характеру
какими красками нарисовал композитор эту музыку
Назовите оркестр, которым управляет дирижер Герберд Караян
(просмотр видео)
Д: ……….Симфонический оркестр.
У: Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического
оркестра?
Д: В состав симфонического оркестра входит четыре группы инструментов.
У: Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического
оркестра.
Слайд№4
Д: Группа струнносмычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели,
контрабасы) , группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы),
группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.), группа ударных
инструментов. а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам,
барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной
линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник,
колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
У: У вас на столах лежат Рабочие листочки. Покажите стрелочками
инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра.
(ребята выполняют работу)
У: Молодцы, вы справились с первым заданием.
Инструменты занимают в оркестре определенные места.
(Показ на слайде расстановки групп инструментов в оркестре)
У: Какие виды оркестров еще существуют?
Д: Духовой, оркестр народных инструментов, джазовый.
Слайд №5 Виды оркестров
У: кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?
Д: дирижер.
У: Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания
и исполнения ими музыкального произведения.
Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой
деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
Слайд №6 (Показ дирижерской палочки)
Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать
гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты. Не только у
дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще
встретить волшебную палочку.Д: У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.
У: История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
Сообщение
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках
у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута»
Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование
называлось «громким».
(И мы с вами сейчас это проверим. В.А. Моцарт
Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту)
Слайд №7
Батута палка для «громкого» дирижирования.
(ударяет батутой по полу в такт фрагменту мелодии)
Вопрос
Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?
Д: Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Я, думаю, что стук
батуты мешал слушанию музыки.
У: Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый
скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием
оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической
организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные
предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или
нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную
ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике показывать ей спину
считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера
впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.
Слайд № 8 (показ дирижерской палочки)
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит
к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий
композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Слайд №9
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой.
Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова
основная роль дирижера.
У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.
1 ряд хлопает в ладоши
2 ряд стучит деревянными карандашами
3 ряд поочередно стучит ладонями по парте
(ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью
учителя – дирижера.)
Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?
Д: дирижер направляет и управляет оркестром.
У: Правильно, в переводе с французского Дирижер направлять,
управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.
У: Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера,
если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать
громче, если опускает ниже – тише.
.
У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями,
качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть
дирижером нужно…»
У: Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего
это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная
активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли,
широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и
лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие
какоголибо из них – уже изъян».
У: В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный
вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых
будут представлении великие дирижеры нашей страны.
Слайд №10
Евгений Светланов, советский российский дирижёр, композитор и
пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и
Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда
(1986).
Слайд №11
Вероника Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая в
СССР женщинадирижер. Народная артистка СССР (1977).
Слайд №12
Владимир Ашкинази, пианист дирижер
Слайд №13
Валерий Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный
руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр
Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996)
[1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России
(1993, 1998)
У: Скажите , ребята, а достаточно ли оркестру играть вместе, слажено или
нужна еще и окраска звука?
Д: Да, нужны средства музыкальной выразительности.
У: Вот представьте, если бы у нас вся природа была одного цвета, она была бы
красива?
Д: Нет, было бы все однообразно и скучно.У: Вот и у каждого музыкального инструмента есть свой окрастембр.
Скажите какими бы вы красками разукрасили свое настроение.
Слайд №14. Звучит музыка А.Вивальди
У: Давайте посмотрим на ваши результаты, в какие цвета вы разукрасили
инструменты.
Итог – чем ниже тембр у инструмента, тем темнее цвет.
У: Из инструментов которые мы с вами разукрасили что можно создать?
Д: оркестр, ансамбль…
У: Итак, давайте подведем итог.
Зачем нужен дирижер?
Почему палочку дирижера называют волшебной?
Слайд № 15
У: Молодцы!!! Вы все хорошо работали на уроке!
Попробуйте продолжить фразы
1. Я сегодня узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я научился…
5. Мне захотелось…
Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!