Урок музыки в 5 классе по теме: «Волшебная палочка дирижера»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ход урока I.Организационный момент. У: Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите на доброжелательные лица учителей. Тему урока узнаете через несколько минут. II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм». У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Что такое темп в музыке? (Скорость звуков) Как называется окраска звука в музыке? (Тембр) Как называется движение в музыке? (Динамика) Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? (протяжно, уныло) Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? (весело, торжественно, звонко) Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр) Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты) Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр). Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.
Иконка файла материала 1.doc
23 Урок музыки в 5 классе по теме:  «Волшебная палочка дирижера» Ход урока I.Организационный момент.  У: Здравствуйте уважаемые гости,  доброе утро ребята, улыбнитесь друг  другу, посмотрите на доброжелательные лица учителей. Тему урока узнаете  через несколько минут. II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм». У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на  уроке.  1. Что такое темп в музыке?  (Скорость звуков) 2. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр) 3. Как называется движение в музыке?  (Динамика) 4. Как звучит музыка, написанная в минорном ладу?  (протяжно, уныло)      5. Как звучит музыка, написанная в мажорном  ладу?  (весело,  торжественно, звонко) 6. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных  инструментах.  (Оркестр) 7. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты) 8. Музыкант, руководитель оркестра.  (Дирижёр). Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.   III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала. Слайд №1 У: Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?  Что он  держит в руках?  Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку У: Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о  дирижёрах  симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов,  которые входят в симфонический оркестр.  Тема урока  называется Слайд№2  «Волшебная палочка дирижёра» Почему она волшебная?  На этот вопрос  мы будем отвечать весь урок Слайд№3 У: Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует  красками, а композитор музыкой. И сейчас мы с вами  послушаем и посмотрим Концерт №1 Чайковского П. И.Послушайте внимательно и  ответьте пожалуйста: ­какая музыка по характеру ­какими красками нарисовал композитор эту музыку ­ Назовите оркестр, которым управляет дирижер  Герберд  Караян  (просмотр видео)  Д: ……….Симфонический оркестр. У: Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?  Д: В состав симфонического оркестра входит четыре группы инструментов. У:   Назовите   группы   инструментов,   входящие   в   состав   симфонического оркестра. Слайд№4 Д: Группа струнно­смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели,  контрабасы) , группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.), группа ударных  инструментов. а)  шумовые:  кастаньеты,  трещотки,  маракасы, бич, тамтам,  барабаны  (большой и малый).  Их партии  записываются на одной нотной  линейке  – “нитке”.  б) с определённой высотой звучания:  литавры,  тарелки,  треугольник,  колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста. У: У вас на столах лежат Рабочие листочки. Покажите стрелочками  инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. (ребята выполняют работу) У: Молодцы, вы справились с первым заданием.  Инструменты занимают в оркестре определенные места.  (Показ на слайде расстановки групп инструментов в оркестре)   У: Какие  виды оркестров еще существуют? Д: Духовой, оркестр народных инструментов, джазовый. Слайд №5  Виды оркестров У: кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?  Д: дирижер. У: Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания  и исполнения ими музыкального произведения. Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира. Слайд №6 (Показ дирижерской палочки) Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты. Не только         у дирижера   есть   волшебная   палочка,   давайте   вспомним,   где   можно   еще встретить волшебную палочку.Д: У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты. У: История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна. Сообщение     В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута» Батутой   громко   ударяли   по   полу   в   ритм   мелодии.   Такое   дирижирование называлось «громким».  (И мы с вами сейчас это проверим. В.А. Моцарт  Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту) Слайд №7 Батута ­ палка для «громкого» дирижирования. (ударяет батутой по полу в такт фрагменту мелодии) Вопрос  Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки? Д: Воспринимать музыку под такой стук  очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки.  У: Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой   игры   появилась   необходимость   в   более   четкой   ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук. Чтобы   сделать   руки   дирижера   более   заметными,   использовали   различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике ­ показывать ей спину считалось   неприличным.   Небольшую   деревянную   палочку   для   дирижера впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор.  Слайд № 8                     (показ дирижерской палочки) Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит  к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер. Слайд №9 Чтобы   дирижерская   палочка   была   более   заметной,   ее   делают   светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.  У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера. У: Теперь организуем выступление шумового оркестра. 1 ряд хлопает в ладоши 2 ряд стучит деревянными карандашами 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте  (ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью  учителя – дирижера.) Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему? Д: ­ дирижер направляет и управляет оркестром. У:     Правильно,   в   переводе   с   французского   Дирижер  ­   направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка. У: Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера,  если дирижер поднимает руки выше,  значит инструменты должны звучать  громче, если опускает ниже – тише.  .  У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями,  качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть  дирижером нужно…» У: Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная  активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли,  широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие  какого­либо из них – уже изъян». У: В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны. Слайд №10   Евгений   Светланов, ­   советский российский дирижёр, композитор и пианист.  Народный   артист СССР   (1968).  Лауреат  Ленинской   (1972)  и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986). Слайд №11  Вероника  Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая в СССР женщина­дирижер. Народная артистка СССР (1977). Слайд №12  Владимир  Ашкинази, ­ пианист дирижер Слайд №13    Валерий   Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель   Мариинского   театра   (с   1988   года),   главный   дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) [1]   и   Украины   (2003).   Лауреат   двух   Государственных   премий   России (1993, 1998) У: Скажите , ребята, а достаточно ли оркестру играть вместе, слажено или нужна еще и окраска звука? Д: Да, нужны средства музыкальной выразительности. У: Вот представьте, если бы у нас вся природа была одного цвета, она была бы красива? Д: Нет, было бы все однообразно и скучно.У: Вот и у каждого музыкального инструмента есть свой окрас­тембр.  Скажите какими бы вы красками разукрасили свое настроение. Слайд №14.  Звучит музыка А.Вивальди У: Давайте посмотрим на ваши результаты, в какие цвета вы разукрасили  инструменты. Итог – чем ниже тембр у инструмента, тем темнее цвет. У: Из инструментов которые мы с вами разукрасили что можно создать? Д: оркестр, ансамбль… У: Итак, давайте подведем итог. ­ Зачем нужен дирижер? ­ Почему палочку дирижера называют волшебной? Слайд № 15 У: Молодцы!!! Вы все хорошо работали на уроке! Попробуйте продолжить фразы 1. Я сегодня узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я научился… 5. Мне захотелось…  Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!