Урок музыки во 2 классе по теме «Русские народные инструменты»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки. Образовательные задачи: Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов; Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа; Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора. Развивающие задачи: Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности; Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства); Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся. Воспитательные задачи: Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности; Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа; Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся. Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология. Компетенции – Информационная компетенция, здоровьесберегающая компетенция Коммуникативная: умение работать в команде, умение совместно представлять результат работы, умение петь в ансамбле, умение исполнять хореографические движения в группе. Планируемые результаты: Личностные результаты: Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора; Повышение мотивации к учебно-творческому процессу. Метапредметные результаты: Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности; Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров; Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной); Уметь проявлять способность к саморегуляции. Предметные результаты: Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов; Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности. Тип урока: изучение нового материала Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке. Художественный материал: р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла». Материально-техническая база: синтезатор. ноутбук, детские музыкальные инструменты.
Иконка файла материала 6.docx
Урок музыки во 2 классе по теме  «Русские народные инструменты» Цель   урока:  формирование   музыкальной   культуры   обучающихся   как   неотъемлемой   части   их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно­ образного языка русской народной музыки.  Образовательные задачи:  Формирование  представлений  о  русских  народных  инструментах,  тембровых  возможностях русских народных инструментов;  Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;  Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора. Развивающие задачи:  Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов;   2)   подбирать   простейший   аккомпанемент   к   русским   народным   песням; 3) выражать   свое   эмоциональное   отношение   к   музыке   в   речевых   высказываниях,   рисунке, творческих видах деятельности;  Развитие   музыкальных   способностей     (интонирования,   ладового   чувства,   ритмического чувства);  Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся. Воспитательные задачи:  Воспитание   уважительное   отношение   к   отечественным   традициям   через   осознание   своей этнической и национальной принадлежности;  Воспитание эмоционально­ценностного отношения к музыке своего народа;  Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся. Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно­коммуникативная технология. Компетенции – Информационная компетенция, здоровьесберегающая компетенция Коммуникативная: умение работать в команде, умение совместно представлять результат работы, умение петь в ансамбле, умение исполнять хореографические движения в группе. Планируемые результаты: Личностные результаты:  1) Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших  образцов фольклора; 2) Повышение мотивации к учебно­творческому процессу. Метапредметные результаты: 1. Уметь   осуществлять   сознанный   выбор   способов   решения   учебных   задач   в   процессе восприятия музыки и музицирования; 2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально­творческой деятельности; 3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров; 4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной); 5. Уметь проявлять способность к саморегуляции. Предметные результаты:  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально­творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально­ритмических  движениях);  определять и  сравниватьсредства   музыкальной   выразительности;   выражать   свое   отношение   к   народной   музыке   в речевых высказываниях, рисунке, музыкально­творческой деятельности. Тип урока: изучение нового материала Методы музыкального  образования:  метод   интонационно­стилевого   постижения   музыки;   метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке. Художественный материал: р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла». Материально­техническая база: синтезатор. ноутбук, детские музыкальные инструменты. Ход урока I. Организационный момент Вход под мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени» Музыкальное приветствие Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и  удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения. Вслушайся: весь мир поёт – Шорох, свист и щебет. Музыка во всём живёт, Мир её волшебен! Как вы думаете, что это за страна? (Музыкальная) Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней  музыкальные инструменты. Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах. II. Постановка цели и задач Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами. 1­я группа: РУССКИЕ; 2­я группа: НАРОДНЫЕ; 3­я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. Дети складывают из  букв слова. Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране. У. ­ Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на группы.  Я предлагаю это  сделать самим. Мы будем работать по несколько человек. Перед вами лежат карточки с  изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы  получилось 4 группы инструментов. У. ­ Струнные инструменты.  Почему они так называются?  Д. ­ Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны. У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему? Д. ­ Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.  У. ­  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их? Д. – Это ударные инструменты. У. ­ В русском народном оркестре также клавишно­духовые инструменты У. ­ А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим,  как они звучат. У. ­ А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим,  как они звучат. Маленькие деревянные пластинки, Способные и сыграть, и распугать.(трещетка) И щи хлебают, И «барыню» играют.(ложки) Заменял стиральную машину и утюг.(рубель) Стучит, бренчит, звенит. (бубен)А Садко на них играл И душевно распевал. Перебрал он много струн, Вышел из воды Нептун.(гусли) У неё есть три струны, Их рукой щипать должны. Можно под неё плясать И по­русски приседать.(балалайка) Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего­ то три струны Ей для музыки нужны.(домра) ДОМРА У  неё вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть­не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается.(гармонь) Демонстрация видеофильма о русских народных инструментах. Исполнение песни «Во поле берёза стояла»  2. Мотивационная беседа   У. Скажите, как называлась песня, которую мы только что исполнили? Д. Во поле берёза стояла. У. А кто сочинил эту песню? Д. Русский народ. У.  А зачем народ создаёт  песни? Какая музыка по настроению встретила вас? Д. Чтобы весело было…. У. Какие русские народные песни знаете? (ответы и исполнение русских народных песен) Ученики размышляют и рассуждают Вступают в диалог, сотрудничество с учителем. Выявляют  характерные  черты народной песни У: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все  должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями,  Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?  Д. На инструментах. Уч. И где же он их берёт? Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные. У. Какова же тема нашего урока? Д. Русские народные инструменты. Чтение детьми стихотворения  ­ Эх, оркестр народный, Раздольно – хороводный! Если грянет плясовую –  Я со всеми затанцую, Если песню грустную –  Грусть в душе почувствую! То он плачет,То хохочет –  С нами делает, Что хочет..  3. Исполнение ритмической партитуры. У. И мы сейчас попробуем поиграть на инструментах, где вы будете музыкантами, а я вашим  дирижёром. На инструментах будут играть те ученики, которые смогут правильно ответить на  вопросы  (вопросы по теме)  Прислушайтесь,  как звучат  их голоса.  (Дети играют сначала по одному на инструменте). У. У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если  музыкант  будет играть свою мелодию  точно, то он не  будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в  музыке красоту и созвучие 1.Мы оркестр создавали И гостей сюда  позвали: Приходите в гости к нам. Очень рады мы гостям! Физ .минутка Исполнение  р.н.п. «Светит месяц»», выполняют танцевальные движения под музыку . Итог урока У. ­ С  каким оркестром мы сегодня познакомились? Д. – С оркестром русских народных инструментов  Исполнение песни «Матрешки» 6. Рефлексия (на доске прикреплены два рисунка: «Улыбающееся личико» и «Грустное личико») Ребята, какое настроение сопровождало вас в путешествии: радостное или грустное? Напишите свои имена на том рисунке, который соответствует вашему настроению. У. Что особенно запомнилось с урока?  Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?  С каким настроением закончили урок? Это очень важно – знать историю своей Родины.  Помнить, любить и уважать традиции своего народа 7. Домашнее задание.  Нарисовать  изображения инструментов русского народного оркестра      Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение  урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровыми».