Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.
Образовательные задачи:
Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.
Развивающие задачи:
Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные задачи:
Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.
Компетенции – Информационная компетенция, здоровьесберегающая компетенция
Коммуникативная: умение работать в команде, умение совместно представлять результат работы, умение петь в ансамбле, умение исполнять хореографические движения в группе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.
Художественный материал: р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».
Материально-техническая база: синтезатор. ноутбук, детские музыкальные инструменты.
Урок музыки во 2 классе по теме «Русские народные инструменты»
Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их
духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно
образного языка русской народной музыки.
Образовательные задачи:
Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях
русских народных инструментов;
Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.
Развивающие задачи:
Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных
инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням;
3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке,
творческих видах деятельности;
Развитие музыкальных способностей
(интонирования, ладового чувства, ритмического
чувства);
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные задачи:
Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
Воспитание эмоциональноценностного отношения к музыке своего народа;
Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Образовательные технологии – технология группового обучения, информационнокоммуникативная
технология.
Компетенции – Информационная компетенция, здоровьесберегающая компетенция
Коммуникативная: умение работать в команде, умение совместно представлять результат работы,
умение петь в ансамбле, умение исполнять хореографические движения в группе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора;
2) Повышение мотивации к учебнотворческому процессу.
Метапредметные результаты:
1. Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе
восприятия музыки и музицирования;
2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе
музыкальнотворческой деятельности;
3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки
различных жанров;
4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности
(хоровой, инструментальной);
5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских
народных музыкальных инструментов;
2. Уметь: передавать характер музыки в музыкальнотворческой деятельности (пении, игре на
музыкальных инструментах, музыкальноритмических движениях); определять и сравниватьсредства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в
речевых высказываниях, рисунке, музыкальнотворческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы музыкального образования: метод интонационностилевого постижения музыки; метод
моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод
создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.
Художественный материал: р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».
Материальнотехническая база: синтезатор. ноутбук, детские музыкальные инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент
Вход под мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени»
Музыкальное приветствие
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и
удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.
Вслушайся: весь мир поёт –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт,
Мир её волшебен!
Как вы думаете, что это за страна? (Музыкальная) Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней
музыкальные инструменты. Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив
буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах.
II. Постановка цели и задач
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами.
1я группа: РУССКИЕ; 2я группа: НАРОДНЫЕ; 3я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. Дети складывают из
букв слова.
Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.
У. Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на группы. Я предлагаю это
сделать самим. Мы будем работать по несколько человек. Перед вами лежат карточки с
изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы
получилось 4 группы инструментов.
У. Струнные инструменты. Почему они так называются?
Д. Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.
У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?
Д. Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. В русском народном оркестре также клавишнодуховые инструменты
У. А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим,
как они звучат.
У. А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим,
как они звучат.
Маленькие деревянные пластинки,
Способные и сыграть, и распугать.(трещетка)
И щи хлебают,
И «барыню» играют.(ложки)
Заменял стиральную машину и утюг.(рубель)
Стучит, бренчит, звенит. (бубен)А Садко на них играл
И душевно распевал.
Перебрал он много струн,
Вышел из воды Нептун.(гусли)
У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны.
Можно под неё плясать
И порусски приседать.(балалайка)
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего то три струны
Ей для музыки нужны.(домра)
ДОМРА
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки естьне рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.(гармонь)
Демонстрация видеофильма о русских народных инструментах.
Исполнение песни «Во поле берёза стояла»
2. Мотивационная беседа
У. Скажите, как называлась песня, которую мы только что исполнили?
Д. Во поле берёза стояла.
У. А кто сочинил эту песню?
Д. Русский народ.
У. А зачем народ создаёт песни? Какая музыка по настроению встретила вас?
Д. Чтобы весело было….
У. Какие русские народные песни знаете? (ответы и исполнение русских народных песен)
Ученики размышляют и рассуждают Вступают в диалог, сотрудничество с учителем. Выявляют
характерные черты народной песни
У: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все
должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями,
Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?
Д. На инструментах.
Уч. И где же он их берёт?
Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.
У. Какова же тема нашего урока?
Д. Русские народные инструменты.
Чтение детьми стихотворения
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,То хохочет –
С нами делает,
Что хочет..
3. Исполнение ритмической партитуры.
У. И мы сейчас попробуем поиграть на инструментах, где вы будете музыкантами, а я вашим
дирижёром. На инструментах будут играть те ученики, которые смогут правильно ответить на
вопросы (вопросы по теме)
Прислушайтесь, как звучат их голоса.
(Дети играют сначала по одному на инструменте).
У. У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию
точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в
музыке красоту и созвучие
1.Мы оркестр создавали
И гостей сюда позвали:
Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!
Физ .минутка
Исполнение р.н.п. «Светит месяц»», выполняют танцевальные движения под музыку .
Итог урока
У. С каким оркестром мы сегодня познакомились?
Д. – С оркестром русских народных инструментов
Исполнение песни «Матрешки»
6. Рефлексия (на доске прикреплены два рисунка: «Улыбающееся личико» и «Грустное личико»)
Ребята, какое настроение сопровождало вас в путешествии: радостное или грустное?
Напишите свои имена на том рисунке, который соответствует вашему настроению.
У. Что особенно запомнилось с урока?
Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?
С каким настроением закончили урок?
Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа
7. Домашнее задание.
Нарисовать изображения инструментов русского народного оркестра Сегодня все ребята работали
на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение
урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровыми».