Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение."
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
22.04.2019
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся по пройденному материалу ; изучение классификаций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Дальнейшее формирование умений составлять уравнения химических реакций, совершенствование практических умений и навыков, закрепление правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
УРОК!.doc
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение.
Тип урока: Повторение и обобщение изученного.
Вид урока: Беседа с проведением самостоятельной работы.
Цель урока:
обучающие: рассмотреть сущность реакций разложения и соединения; научить
учащихся писать уравнения реакций соединения и разложения;
развивающие: развить умения, опираясь на знание химии, формулировать несложные
проблемы, гипотезы, обобщать, формировать навыки само и взаимоконтроля;
совершенствования навыков практической работы.
воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
Воспитывать культуру общения через работу в парах, воспитывать у учащихся
наблюдательность, внимание, пытливость, трудолюбие, инициативу.
методы и методические приемы: фронтальный опрос, беседа, проведение
лабораторной работы, химический диктант и взаимопроверка результатов
химического диктанта в парах с выставлением оценок.
оборудование и реактивы: таблица «классификация химических реакций;
лабораторный штатив, спиртовка, спички, медная проволока, основной карбонат меди
(малахит), пробирка, пробка с газоотводной трубкой, раствор известковой воды;
химический стакан.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Учитель: План урока следующий: проверяем домашнее задание, в это время
устный опрос, затем напишем химический диктант, после этого изучение новой
темы, сопровождающееся выполнением лабораторной работы. В завершении урока
обобщение материала и подведение итогов.
II.
Проверяю домашнее задание – к доске 2 ученика. Проводится фронтальная беседа,
в ходе которой за каждый правильный ответ выдается фишка. Объявляются
критерии оценки: на оценку «5» нужно набрать 5 фишек, на «4» 4 фишки, и т.д.
Учитель: Мы изучаем изменения, происходящие с веществами и знаем, что
изменения могут быть физическими и химическими.
1) Дать определение физического явления.
Ученик: при физическом явлении состав вещества не изменяется, а изменяется
агрегатное состояние или форма.
2) Что называется химическим явлением?
Ученик: химическими называют такие явления, при которых из одного вещества
образуется другое.
3) В чем отличие химического явления от физического?
Ученик: при физических явлениях состав вещества не меняется, а при химических
изменяются.
4) По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?
(Каждый отвечающий должен назвать только 1 признак реакции)
изменение цвета; выделение газа;
выпадение или растворение осадка;
появление запаха;
выделение света;
выделение теплоты.
5) Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические
реакции?
Ученик: закону сохранения массы веществ Ломоносова.
5) Дайте формулировку этого закона.
Ученик: масса веществ, вступивших в реакцию равна массе образующихся веществ.
Химический диктант (5 – 7 минут)
Задание отпечатанные по вариантам, лежат на столах перед учениками. После
того, как будут собраны работы, комментировать задания по каждому варианту.
Задание: укажите, о каких явлениях (физических или химических) идет речь.
Поясните свой ответ.
Критерии оценивания: максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за
правильно указанное явление и по 1 баллу за обоснование ответа).
На оценку «5» 109 баллов
На «4» 87 баллов
На «3» 65 баллов
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются
работами.
1) При нагревании вода превращается в пар, а при охлаждении затвердевает,
Вариант I
образуя лед.
2) В ложке для сжигания веществ сожгли красный фосфор, при этом образовалось
твердое вещество белого цвета.
3) Через раствор соли пропустили углекислый газ, выпал белый осадок.
4) Кусочек парафина положили в тигель и с помощью тигельных щипцов внесли
его в пламя.
5) При пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок.
1) Для приготовления домашнего шипучего напитка кристаллы лимонной кислоты
растворяют в воде, затем в полученный раствор добавляют пищевую соду (при
этом происходит обильное выделение газа – с шипением).
Вариант II
2) Кузнец нагрел металлическую заготовку и выковал подкову. Какое явление
произошло с металлом?
3) В химической лаборатории нагрели стеклянную трубочку и согнули её.
4) На привале туристы разложили костер. К какому явлению относится горение
дров?
5) Пакет молока оставили на столе в жаркую погоду. Через сутки молоко скисло. Учитель: итак, вам известно, что все явления подразделяют на физические и
химические. Химические реакции можно распознать по ряду признаков. Кроме
того, химические реакции можно записать с помощью химических уравнений.
Сегодня перед нами стоит задача – изучить 2 типа химических реакций. Уметь
применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.
Изучение нового материала. Типы химических реакций. Реакции соединения и
разложения. Лабораторная работа №6.
Учитель: для того, чтобы познакомить вас с реакциями соединения и разложения
мы проведем лабораторную работу.
(Инструкция по проведению лабораторной работы на столах).
Проводится краткий инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа №6 «Реакции соединения и разложения»
Опыт №1. Прокаливание на огне красной медной проволоки.
Ответьте на вопросы:
1. Что происходит с медной проволокой? Назовите признаки химической реакции.
2. Запишите схему реакции:
Медь + Кислород Оксид меди(II)
3. Составьте уравнение реакции.
Учитель: после выполнения опыта №1 – ученик у доски записывает уравнение
реакции:
2Cu + O2 = 2CuO
Учитель: сколько веществ вступило в реакцию и сколько образовалось?
Ученик: в реакцию вступают два вещества и образуется одно сложное.
Учитель: Давайте составим схему реакции соединения:
Несколько веществ одно сложное вещество
Опыт №2. Разложение основного карбоната меди(II) (разложение малахита).
1. Рассмотрите порошок малахита, выданный вам в сухой пробирке. Пробирка
закрыта пробкой с газоотводной трубкой.
2. Нагрейте пробирку с малахитом, сначала всю пробирку и затем то место, где
находится порошок.
3. Конец газоотводной трубки погрузите в химический стакан с известковой водой.
4. Наблюдайте за происходящими изменениями в обогреваемой пробирке и в
пробирке с известковой водой. Прекращение выделения газа признак полного
разложения малахита. Продолжая нагревание, быстро уберите конец
газоотводной трубки из стакана с известковой водой, после чего погасите
пламя.
Ответьте на вопросы: 1. На какие вещества разлагается малахит?
2. С какой целью была использована известковая вода в опыте разложения
малахита? Какие изменения произошли с ней?
3. Что произошло с зеленым порошком малахита?
4. Запишите схему реакции:
Малахит Оксид меди(II) + Вода + Оксид углерода (IV) или углекислый газ
5. Составьте уравнение реакции.
После выполнения опыта №2 – ученик у доски записывает уравнение реакции.
Cu2H2CO5 = 2CuO + H2O + CO2
Учитель: сколько веществ вступило в реакцию и сколько образовалось? Давайте
дадим схему реакции разложения:
Одно сложное вещество несколько веществ
Учитель: на таблице найдите, пожалуйста, типы данных реакций среди остальных.
(на доске прикреплена таблица: «Классификация химических реакций», на которой
приведены рисунки четырех типов химических реакций).
Учащиеся находят реакцию соединения, которая представлена горением угля.
Учитель: а теперь запишем уравнение реакции на доске.
Ученик: записывает уравнение данной реакции:
C + O2 = CO2
Учащиеся находят реакцию разложения, которая представлена на рисунке
разложением воды, при помощи электрического тока.
Учитель: а теперь запишем уравнение реакции на доске.
2H2O = 2H2 + O2
Обобщение материала:
Учитель: мы изучили 2 типа химических реакций, на доске написаны схемы
химических реакций разного типа. Выберите реакции соединения и разложения;
расставьте коэффициенты:
Fe(OH)3 Fe2O3 + H2O
Fe(OH)3 + HCl FeCl3 + H2O
Li + O2 Li2O
CuSO4 + Fe FeSO4 + Cu
Заключительная часть:
Выставление оценок по количеству набранных фишек.
Домашнее задание. По учебнику Л.М. Кузнецовой: параграф 15, упражнение 4,
страница 59.
Литература: Кузнецова Л.М. Химия 8 класс. Издательство «Титул» 2008г. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана
Граф, 2003, 224 с; Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.:
ВитаПресс, 2003, 88 с.
Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение."
Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение."
Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение."
Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение."
Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.