УРОК НА ТЕМУ: «ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Импрессионизм в музыке и живописи» Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цель: Познакомить с направлением в искусстве- импрессионизмом. Задачи: Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников импрессионистов и музыки К.Дебюсси. Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», фрагмент симфонической сюиты «Море»- «Диалог ветра с морем » , пьеса из цикла «Эстампы» - «Сады под дождем»
Иконка файла материала конспект.docx
УРОК НА ТЕМУ: «ИМП РЕССИ ОНИЗ М В МУЗЫ КЕ И ЖИВО ПИСИ» 2017 год Урок музыки в 5 классе. Тема: «Импрессионизм в музыке и живописи» Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цель: Познакомить с направлением в искусстве­ импрессионизмом. Задачи: Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников импрессионистов и музыки К.Дебюсси.  Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», фрагмент симфонической сюиты  «Море»­ «Диалог ветра с морем » , пьеса из цикла «Эстампы» ­ «Сады под дождем»                                                                                                              Ход урока: I.Знакомство с направлением в искусстве­ импрессионизмом. . УЧИТЕЛЬ (Учитель настраивает  учащихся на  позитивный лад, подбадривает учащихся, напоминает, что  они хотят и могут хорошо учиться.) Сегодня мы познакомимся с направлением, которое возникло во второй половине XIX века в европейском  искусстве. А называется это направление­ «импрессионизм» от французского слова Impression­ что значит  впечатление. Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка художников  импрессионистов. Клод Моне­ французский художник, пытаясь избежать монотонности в названиях своих  картин, озаглавил одну из них необычно: «Впечатление. Восходящее солнце». СЛАЙД 2.  Известный в то  время критик Леруа зло высмеял художников, назвав их «впечатленщиками». А художники в свою очередь  признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Движение  импрессионистов создавали  СЛАЙД 3 Эдуард Мане; СЛАЙД 4 Камиль Писсаро; СЛАЙД 5 Эдгар Дега;  СЛАЙД 6 Огюст Ренуар. Посмотрите внимательно, что характерно для всех авторов. Что необычно? Каково ваше впечатление?  СЛАЙДЫ  7, 8, 9, 10, 11, 12 УЧЕНИКИ 1Все картины объединяет невероятное ощущение света и цвета. Каждый художник запечатлел на полотне   «красоту мига». УЧИТЕЛЬ Совершенно верно. Художники, работая на открытом воздухе старались отразить в своих картинах  мимолетные впечатления от реально­ существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов  в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха, в радужном сиянье водяных струй, в прозрачности  голубого неба.  Все это порождало светлую, трепетную живопись. Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам  искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные»  моменты­ красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание  в музыке уделяется  динамическим оттенкам. СЛАЙД 13 Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают  основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Его  звукопись была близка манере письма Моне, Писсаро и других художников, его современников. Дебюсси так  же как и художники­ импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира.  Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают  ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.  Художественно­ эмоциональное восприятие прелюдии «Лунный свет» К.Дебюсси. II. УЧИТЕЛЬ Сейчас мы послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет» СЛАЙДЫ 14, 15 По окончании слушания ответим  на вопросы: Какое настроение  создает эта музыка?( ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) Изменяется ли оно в произведении?( ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный  пейзаж. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) III. Художественно­ эмоциональное восприятие фрагмента из симфонической сюиты  «Море» ­ «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси. УЧИТЕЛЬ Сейчас мы послушаем еще одно произведение Клода Дебюсси. Это  фрагмент из симфонической сюиты  «Море» ­ «Диалог ветра с морем» (Слушание фрагмента) СЛАЙДЫ 16, 17 Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) Каково ваше  впечатление от прослушанной музыки? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) IV. ИТОГ  УРОКА Художники­ импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя  звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй  и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе­ художник. Красота жизни, дотронувшись до  человеческой души, рождает в ней мелодию. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Нарисовать иллюстрации созвучные музыкальным пейзажам прослушанных  музыкальных произведений  Клода Дебюсси. 2