Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".
Оценка 4.8

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
искусство
8 кл
14.02.2018
Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".
ссылка на презентацию к уроку
Публикация является частью публикации:
урок.docx
Конспект урока: « Символы в искусстве и в жизни человека» Цель: рассмотреть центральные символы любой культуры , такие как солнце,  дерево, дорога; изучить музыкальные и художественные произведения  и  проанализировать их. Задачи: Обучающая: привлечь внимание учащихся к исторической и национальной  культур; сформировать понятие символического характера культур и  познакомить с символами, используемыми нашей культуры. Развивающая: развить образное мышление, фантазию, привить навыки  работы с художественными материалами. Воспитывающая: воспитать любовь к искусству. Расширить знания о быте  нашего народа. Тип урока: урок­изучение нового материала, беседа. Формы обучения: фронтальная и индивидуальная Оборудование: ноутбук, экран, проектор — Для учителя: презентация по теме занятия; учебник «Искусство. 8­9  классы» (Сергеева Г.П. и др.) — Для учащихся: учебник «Искусство. 8­9 классы» (Сергеева Г.П. и др.) Графический ряд: портреты композиторов: С.Рахманинова; художников:  В.Васнецова, И.Левитана, Алексей Саврасов; поэтов и писателей: А.Пушкина, И. Некрасов, Н.Гоголя, А Новиков Репродукции картин: А.Саврасов. Распутица И.Левитан. Владимирка. Музыкальный ряд: музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина, «Эх, дороги» Г. Свиридов, «Тройка», народная песня, «Подъезжаем мы под село» Ожидаемые результаты: обучающиеся познакомятся с понятиями «символ»  научатся анализировать произведения изобразительного, музыкального  искусства посредством символики; развитие устной речи, расширение  кругозора обучающихся, формирование креативного мышления в рамках  урока, создание творческих работ. Ход урока 1. Организационный момент Добрый день, ­ «Проверим готовность к уроку» (учебники, тетради, ручки,  материал к практической работе) 2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. На прошлом уроке мы с вами познакомились с мифами, ритуалами в жизни  человека. Вспомним: Миф­это? (предание о богах, духах, героях)                     Ритуал, обряды ? ( это проживание ситуаций в игровой форме, с  которыми человек может столкнуться в действительности) Слово учителя: Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с предметом  или действием, который раскрывает какой­либо образ, понятие, идею под  названием СИМВОЛ  Мы с вами прикоснемся к истокам символических образов, которые имеют  широкое распространение в искусстве в целом и, в частности, в искусстве на  территории Тамбовской области нашего села. Тема сегодняшнего урока: Символы в жизни и в искусстве. Вопрос:  где можно увидеть символы? (Приблизительные ответы  учащихся)  3. Работа по теме урока. Символ обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его  подсознанию, порождает сложные ассоциации и часто зависит от эпохи,  религии, культуры народа. Символ может быть обозначен числом, свойством,  формой. Центральные символы­образы любой культуры – солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Открываем страницу учебника 68 (1,2 абзац прочитаем самостоятельно) Учитель: ­Что несет в себе символ солнца, дерева, дороги? Ответ учащихся: ­ Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.  Дерево растет, а, теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными  верованиями, дерево — символ Вселенной.   Учитель: Недавно мы с вами праздновали  Старый Новый год, Рождество и  многие из нас гадали. В любом возрасте и в любую эпоху было интересно  заглянуть в свое будущее и будущее своих близких, узнать, что принесет с  собой грядущий день, как сложится дальнейшая судьба.  Вот одно из гаданий, в котором девочки используют блюдце  и колечко  (круг­ символ солнца) (слайд) Вопрос: ­ В каком еще празднике мы встречаем с вами такого символ как  КРУГ? Ответ учащихся:  (слайд масленицы, троицы,  леса) 1.Скоро Масленица (18 февраля). Издавна Масленицу считали самым веселым и разгульным славянским праздником. В каждом доме пекутся блины. Блины­  это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут  после долгой зимы. Поэтому блинов пекут много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без. Так же на Масленицу принято производить различные  действия, связанные с кругом. Украшают колесо от телеги и носят его по   улицам с гармонью и песнями. Девушки водят хоровод­ это тоже колесо  (символ колесо). 2. Летний праздник Троица. В доме на полу расстилают березовые веточки,  вставляют в рамы как  символ хорошего урожайного лета. Плели на Троицу и  венки, развешивали на деревьях, кидали в воду, водили хоровод. Иногда венок сохраняли около икон и в течение года использовали как оберег или лечебное  средство. 3. Жизнь славян была тесно связана с лесом. Шум леса, шелест листьев  воспринимался как разговор деревьев, а треск сломанной ветки или скрип сухого дерева­ как болезненный стон. В волшебных сказках деревья могли как защищать, так и чинить препятствия.    Учитель: ­Заблудиться в лесу или найти дорогу в дебрях –Дерево –это  символ и дороги. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути­ дороги в  прямом и переносном смысле – и «Колобок» «Гуси Лебеди», «Как Иванушка  дурачок за чудом ходил». Дорога – символ жизни, говорят, «пройти жизненную дорогу»­ своеобразный  путь, который должен пройти каждый. В доме русского человека многое  символизировало дорогу: половицы связаны с идеей пути, тканые половики  стелили вдоль половиц как символ пути, дороги. В царское время, да и сейчас  принято расстилать ковровые дорожки для приема высокопоставленных  гостей.  Дорога – образ­символ, который имеет особое значение для русского  человека­ это образ слез и страданий. Вопрос:  ­ Как вы думаете, почему дорога­ символ жизни­ вообще появился?  (Бескрайние российские земли, огромные территории). О дороге писали, дорогу изображали, о дороге пели. Это символ, который  будет актуален во все времена, пока существует человек. Учитель: Рассмотрим образ дороги в искусстве Исаак Левитан­ художник, мастер «пейзажа настроения», картина  «Владимирка», которая принадлежит Третьяковской галерее. (слайд) Ученик: Символ страдания и слез – отражен в картине И. Левитана  «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому  ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Арестантов «вели по этапу» небольшими  отрядами­партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы.  Пройдя 15­25 верст, останавливались на привал, «этап». Партию арестантов  сопровождала конвойная стража. (слайд) Вопрос:­ Как изображена дорога? (она неумолимо тянется за горизонт, ей нет  конца, а на перепутье дорог чья­то сиротливая могила и молящийся одинокий  старик) Учитель: Картина «Распутица» Алексея Саврасова, 1894г.­навевает печаль и  раздумье. (слайд) Вопрос:  что изображено на картине?  Ученик: (ответ ) Учитель: В музыке есть произведения, передающие переживания от пути,  дороги, быстрой езды...  Видео музыка Георгия Свиридова «На тройке» к  повести А. С. Пушкина «Метель» («И какой же русский не любит быстрой  езды?» ­ Н. В. Гоголь Вопрос: Какое чувство вызывает дорога? (переживание от пути, быстрой  езды) Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей­ вот символы  продолжающейся жизни и судьбы России. Ученик: читает стихотворение "Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши." Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки, и сыты, и бойки… Н.А.Некрасов (слайд) Хотелось бы отметить, что в Тамбовской губернии эти слова считались  народными. Ученик: Николай Алексеевич Некрасов часто бывал в имении писателя  Терпигорева в Кочетовке, они были хорошими друзьями и часто гостили в  Дубовом, у Облова, где стреляли уток на пруду. Учитель .Есть произведения, в которых образ дороги раскрывается в  философском,    религиозном ключе. Например Прелюдия До­диез минор С.В. Рахманинова, уроженца наших мест с. Знаменка, Рахманинов любил бывать на  Тамбовской земле, любил гулять по городу Козлова, сейчас Мичуринск.  прослушаем следующие строки:  Вся жизнь (cid:150)  прелюдия... К чему? Нам этой тайны не разгадать. Но знаю: не случайно Проходим, содрогаясь, мы сквозь муки И жаждем торжества приблизить час, Когда гармонии вселенской звуки Волной могучею обрушатся на нас... Слушаем Прелюдию До­диез минор Рахманинова  в исполнении Поповой Е.   Тема дороги нашла свое отражение в многочисленных произведениях о войне. Учитель: Война… казалось бы, все, что можно было написать о войне, вроде  бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт, о фронтовых дорогах?  Символом этого направления стала песня  «Эх, дороги», написанная в 1945­6г. комп. Ан. Новиковым на сл. Л. Ошанина.  (звучит песня на фоне говорит учитель) Строчки песни совсем короткие, но  зато каждое слово весит много, очень много: дороги, пыль, холода... (слайд) Вопрос: ­Какие ассоциации вызвала у вас эта песня? Ответ: В ней глубоко отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, о  потерях и лишениях на том трудном, суровом пути, который прошел человек  по дорогам войны.  Учитель: У Твардовского есть поэма «Дом у дороги», Где Родина у него – символ деревни, села Подъезжали мы под село,  Заиграй дудочка весело, Заиграй дудочка весело,  Чтоб наше село, весело было,  Чтоб наше село, весело было, Чтоб наш каравай красен был,  Чтоб наш каравай красен был,  Чтоб наш хоровод весел был. Хэй! Подъезжали мы под село,  Заиграй дудочка весело, Заиграй дудочка весело,  Чтоб наше село, весело было,  Чтоб наше село, весело было,  Чтоб наш каравай красен был,  Чтоб наш каравай красен был,  Чтобы весь народ весел был. Подъезжали мы под село,  Заиграй дудочка весело, Заиграй дудочка весело,  Чтоб наше село, весело было,  Чтоб наше село, весело было,  Чтоб наш каравай красен был,  Чтоб наш каравай красен был,  Чтоб наш славный род крепок был. Ученик: Алексей Новиков, наш земляк писал Внушал мне в детстве дедушка­ сосед: ­ Других дорог у человека нет! Одним­ покой, другим всю жизнь­ борьба… Судьба! Своя у каждого судьба 4.Закрепление полученных знаний. Творческая практическая  деятельность А сейчас мы вам предлагаем выполнить творческую работу, в которой вы  сможете изобразить символ. Я предлагаю изобразить «Дерево жизни» по  своему представлению. Работу можно выполнять в виде набросков, простым  карандашом, фломастерами, ручкой…на ваше усмотрение. Дети выполняют творческое задание под музыкальное сопровождение. 5.Анализ выполненных работ. Рефлексия Итак! Мы с вами усвоили какое понятие? (символ, символ­образ) ­ В каких видах искусства? (ИЗО, музыке, фольклоре, литературе, живописи) ­ Какой силой обладают символы жизни? (священной, незыблемой) ­ А символы искусства? (нет). Они многозначны, их смыслы можно  раскрывать до бесконечности, в зависимости от автора, его взглядов,  характера, мировоззрения… ­ Хорошо! Цель нашего урока:  рассмотреть центральные символы любой  культуры , такие как солнце, дерево, дорога; изучить музыкальные и  художественные произведения  и проанализировать их.    Достигнута 6.Выводы по уроку: 7.Домашнее задание   Художественно­творческое  задание: Создайте компьютерную  презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных  художников». 8.Оценки за урок

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".

Урок на тему "Символы в искусстве и жизни человека".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018