Урок настроения. 9 класс. Тема урока: Россия в начале ХХ века. Судьба России.
Оценка 4.8
Повышение квалификации +2
docx
история
9 кл—11 кл +1
27.01.2019
Разработка урока по истории России для 9 класса по учебнику под редакцией академика А. В. Торкунова с упором на словесные средства обучения и их анализом в представленной педагогической теории. Методологическую основу разработки данного урока составили теории личностно – ориентированного образования. Основной упор сделан на теорию личностно – ориентированного образования культурологического типа доктора педагогических наук Бондаревской Е. В., гуманистическую педагогику, теорию модульной глубинной педагогики доктора педагогических наук Шогана В. В., кандидата педагогических наук Сторожаковой Е.В.
Интерактивное занятие
Разработка урока по истории России для 9 класса по учебнику под редакцией академика
А. В. Торкунова с упором на словесные средства обучения и их анализом в представленной
педагогической теории. Методологическую основу разработки данного урока составили
теории личностно – ориентированного образования. Основной упор сделан на теорию
личностно – ориентированного образования культурологического типа доктора
педагогических наук Бондаревской Е. В., гуманистическую педагогику, теорию модульной
глубинной педагогики доктора педагогических наук Шогана В. В., кандидата
педагогических наук Сторожаковой Е.В.
Учитель: Хорунжая Надежда Леонидовна
МБОУ «Кутузовская СОШ» Солнечногорского района
Урок настроения. 9 класс.
Тема урока: Россия в начале ХХ века. Судьба России.
Цели урока:
создать атмосферу российской жизни начала XX века, способствующую приобщению
учащихся к судьбе своей страны в переломную эпоху, пробуждению переживаний,
направленных на их личный смысл жизни;
продолжить работу по формированию анализировать, обобщать, делать выводы,
рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение;
на примере событий российской истории начала XX века воспитывать патриотизм и
нравственную культуру учащихся.
Оборудование урока:
компьютерная презентация урока;
аудиозапись Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова;
стенд с вышивками «Наши прабабушки умели, а мы…»;
настольная лампа, телефонный аппарат;
выставка книг по истории России начала XX века.
Оформление доски. Эпиграфы к уроку: Двадцатый век…
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
А.Блок
Время было интересное. Чтото в России ломалось, чтото оставалось позади, чтото
стремилось вперед… Куда? Это никому не было известно…
З. Гиппиус
Подборка репродукций картин русских художников конца XIX – начала XX вв.
Ход урока
1. Микромодуль художественного образа
Звучит Второй концерт для фортепиано с оркестром С.Рахманинова. На экране – фотографии и репродукции картин, отображающие важные события начала XX
века.
На фоне музыки учитель читает отрывок из поэмы А.Блока «Возмездие»:
Двадцатый век… Ещё бездомней И отвращение от жизни,
Ещё страшнее жизни мгла И к ней безумная любовь,
(Ещё чернее и огромней И страсть, и ненависть к отчизне…
Тень Люциферова крыла). И чёрная, земная кровь
Пожары дымные заката Сулит нам, раздувая вены,
(Пророчества о нашем дне), Все разрушая рубежи,
Кометы грозной и хвостатой Неслыханные перемены,
Ужасный призрак в вышине, Невиданные мятежи…
Безжалостный конец Мессины Что ж, человек? – За рёвом стали,
(Стихийных сил не превозмочь), В огне, в пороховом дыму,
И неустанный рёв машины, Какие огненные дали
Кующей гибель день и ночь, Открылись взору твоему?
Сознанье страшное обмана О чём машин немолчный скрежет?
Всех прежних малых дум и вер, Зачем – пропеллер, воя, режет
И первый взлёт аэроплана Туман холодный – и пустой?
В пустыню неизвестных сфер…
Учитель:
Какие чувства вызвали у вас эти строки, музыка и изображения на экране?
Связаны ли они между собой?
Какие события вы узнали?
Перед вами – чёрнобелые фотографии начала XX века. В каких цветах вы бы изобразили
увиденное сейчас? Почему?
Красный цвет символизирует энергию, жизненную силу, нервную активность, волю к
победе.
Коричневый – потери, дискомфорт, болезнь.
Чёрный – отказ, полное отречение, неприятие, протест.
Серый – пассивность, уход от проблем, усталость.
Музыка С.Рахманинова, отрывок из поэмы А.Блока, фотохроника – всё это переносит нас
на сто лет назад – в Россию начала XX века. Объявление темы и постановка целей урока.
2. Микромодуль личностносмыслового мышления.
Обсуждение первого эпиграфа к уроку (слова А.Блока)
Как вы понимаете смысл слов А.Блока?
Какие разрушения, перемены, мятежи имеет в виду поэт?
Связывают ли эти строки нас, жителей XXI века с той эпохой?
Нужно ли думать сегодня о судьбе своей страны, или достаточно всё делать только на
благо себе?
Может ли нам в этом помочь наука история? Как?
3. Микромодуль переживания личностных смыслов жизни.
Учитель:
Обратите внимание на эти предметы, которые переносят нас в начало XX века:
электрическую лампу, телефонный аппарат, фотографию.
Каким образом они связаны с той эпохой? Что ещё было изобретено в начале XX века?
(автомобиль, самолёт, вертолёт, танк, теплоход, радио и т.д.) Тогда же техническое
описание получила шариковая ручка.
Творческое задание. Напишите небольшое сочинение, обращенное к вашим прабабушкам
или прадедушкам, которые жили в то время. Расскажите им о том, что вас больше всего
тревожит в жизни современной России (работа выполняется на фоне Второго концерта
Рахманинова)
Зачитываются несколько работ.
Как вы думаете, развлечения ваших прабабушек были в чёмто похожи на ваши?
(обращение к стенду с вышивками «Наши прабабушки умели, а мы…»)
4. Микромодуль событийного действия.
Учитель:
На протяжении изучения темы «Россия в 1900 – 1916 гг» вы выполняли задание:
определяли достижения и проблемы российского общества в этот период. Вы смотрели на
Россию начала XX века глазами людей XXI века. Это задание выполнялось индивидуально
каждым. Сегодня вы обсудите в группах результаты своего исследования, определите, к
каким общим выводам вы пришли. Итак, перед нами задача: определить, что мы возьмём из
начала XX века в век XXI, а что оставим.
Обсуждение группами достижений и проблем России начала XX века в области
экономики, социальных отношений, политики, духовной культуры.
5. Микромодульпроповедь.
Учитель:
Давайте обобщим: что общего вы увидели между Россией начала XX века и Россией начала
XXI века?
Обсуждение второго эпиграфа (слова З.Гиппиус)
Заключение:
Мы живём на рубеже веков. На наших глазах произошло множество изменений в жизни,
мировоззрении людей, системе ценностей. Время ускоряет свой бег, и людям всё труднее
осознавать, осмысливать происходящее. Наверно, наши мысли и чувства сродни духовным
исканиям людей, живших на рубеже веков столетие назад. Мучительный переход к
индустриальному обществу, смена темпа жизни и жизненных ориентиров, настоятельная
необходимость жить поновому в меняющемся мире порождали не столько желание во всем идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед их
неизбежностью. Это то, что сближает нас с нашими предками, жившими сто лет назад.
Знакомство с выставкой книг по истории России начала XX века.
Итоги урока:
Домашнее задание: подготовка к тестированию по теме «Россия в начале ХХ века»
Оценки за работу на уроке
Урок настроения. 9 класс. Тема урока: Россия в начале ХХ века. Судьба России.
Урок настроения. 9 класс. Тема урока: Россия в начале ХХ века. Судьба России.
Урок настроения. 9 класс. Тема урока: Россия в начале ХХ века. Судьба России.
Урок настроения. 9 класс. Тема урока: Россия в начале ХХ века. Судьба России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.